Вторник, 28.02.2017, 03:56
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ПРАВОТВОРЧЕСТВО КАК ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА (Часть 2)

Часть 1   Часть 2

Методами правотворчества как юридической науки, безусловно, является весь основной спектр научного познания социально-правовой действительности, присущий данной многообразной среде. К числу таких методов следует отнести всеобщий диалектический метод познания мира, общенаучные методы (анализ, синтез, системный и функциональный подход), а также частнонаучные методы: формально-юридический, сравнительно-правовой, логический, социологический, статистический, грамматический и др. Перечень методов, которые могут быть использованы при исследованиях правотворчества, не может быть исчерпывающим. С развитием этой науки могут появиться новые методы познания, в том числе и совершенно специфические, характерные только при изучении этой сферы правоотношений.

В юридической литературе высказана мысль, что хорошим методом апробации качества принимаемого закона может быть правовой эксперимент <14>. Представляется, что это перспективный путь к совершенствованию правотворчества в России. Несомненно то, что правотворчество в различных отраслях права будет стимулировать появление и некоторых особых методик, присущих именно этой сфере правоотношений. Развитие демократических институтов, усиление контроля общества за деятельностью органов власти будет порождать новые формы правового регулирования. И это, в свою очередь, будет порождать новые возможности методического обеспечения меняющейся правовой действительности.

--------------------------------

<14> Липень С.В. Указ. соч. С. 12.

 

Правотворческие методы в целях сохранения единства всей правовой системы должны основываться на сочетании централизации и децентрализации в правообразовании <15>. Это создает условия подготовки и принятия законодательных актов высокого качества и востребованности, что обеспечит их стабильность и надежность в правовом регулировании общественных отношений.

--------------------------------

<15> Синюков С.В. Механизм правотворчества: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2013. С. 9.

 

Правотворчество, являясь разновидностью научной правовой деятельности, осуществляется на определенных принципах, в соответствии с которыми создаются нормы права и что обеспечивает качество и эффективность законодательства. Принципы - это основополагающие начала идеи, в соответствии с которыми протекает правотворчество. Одновременно принципы заключают в себе представления общества и государства о том, что с их помощью процесс правотворчества будет наиболее рациональной формой выработки законов и других нормативных правовых актов.

В юридической литературе принципам правотворчества уделяется значительное внимание, поскольку именно принципы предопределяют не только целевую направленность законодательного акта, но и характер его реализации, а также социально-политические, экономические и правовые последствия. В настоящее время выделяют принципы федерального <16> и регионального <17> правотворчества. В целом пока нет единства мнений о видах принципов правотворчества. Большинство ученых называет такие принципы, как законность, демократизм, научность (В.К. Бабаев, А.Б. Венгеров, А.В. Малько, Н.И. Матузов, А.С. Пиголкин и др.). Помимо указанных принципов, другие авторы называют еще принцип гуманизма (М.Н. Марченко, В.С. Нерсесянц), принцип профессионализма (И.Н. Сенякин, А.С. Пиголкин), принцип постоянного развития и своевременного осуществления правотворчества (Р.Ф. Васильев), принцип конституционности (М.Н. Марченко), принцип гласности (С.А. Комаров, А.В. Малько), принцип оперативности (А.Ф. Чердакдев), принцип исполнимости (А.В. Венгеров), принцип планирования и строгой дифференциации правовых полномочий (С.А. Комаров) и др. Е.В. Каменская приходит к выводу, что принципы правотворчества подразделяются на универсальные (гуманизм, демократизм, законность), общие, относящиеся как к федеральному, так и к региональному правотворчеству (гласность; научность; профессионализм; оперативность и динамичность правотворчества; соблюдение правил правотворческой техники; планирование и прогнозирование; финансовое обеспечение и материальная достаточность; принцип информационно-правового обеспечения правотворческой деятельности) и региональные принципы (системности; принцип взаимосогласованности и взаимодополняемости федерального и регионального правотворчества в сфере совместной компетенции; принцип дифференциации правотворческих полномочий и иерархичности нормативных правовых актов компетентных правотворческих органов субъекта Федерации; принцип учета социальной, исторической и иной специфики субъекта Федерации; принцип взаимосвязи теории с практикой) <18>. Е.В. Семьянов считает, что следует отказаться от выделения принципа исполнимости в качестве самостоятельного, поскольку создание нормы права - это следствие и проявление принципов законности и системности <19>. Представляется, что исполнимость является важнейшим принципом правотворчества. Может быть, поэтому на сегодняшний день в Государственной Думе остаются без рассмотрения отдельные важные для страны законопроекты (например, Административный процессуальный кодекс), ибо учитываются возможности их исполнимости.

--------------------------------

<16> Семьянов Е.В. Указ. соч. С. 7.

<17> Каменская Е.В. Региональное правотворчество в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 11.

<18> Там же.

<19> Семьянов Е.В. Указ. соч.

 

Анализ указанных выше принципов дает возможность заключить, что учеными проделана большая работа по осмыслению сущности правотворчества. Однако исследования в этом направлении необходимо продолжить. Так, остается вне поля зрения важнейший аспект правотворческой деятельности - ее целесообразность. Более того, обоснованные юридической наукой принципы правотворчества остаются в основном в качестве научных категорий, а не правовых, что резко снижает эффективность правового регулирования. Требуется более глубокое их изучение, систематизация и определение каждому из них своего места в правотворческом процессе путем закрепления в правовых нормах. Оставаясь вне правового поля, принципы лишь априори воздействуют на правотворчество. Кроме того, принципы правотворчества фактически должны последовательно закрепляться на каждой его стадии и поэтапно передавать законопроект на оформление в нем очередных основополагающих начал. Ибо, как удачно высказалась Е.В. Каменская, "принципы правотворчества находятся в состоянии сложного взаимодействия" <20>.

--------------------------------

<20> Каменская Е.В. Указ. соч.

 

Все это свидетельствует о необходимости исследования принципов правотворчества в системе единой науки о правотворчестве, что позволит рассматривать их как единый комплекс исходных идей при выработке правовых норм, который имеет между собой логически обусловленные связи, определенную степень интеграции и иерархию.

Рассматривая правотворчество как самостоятельную юридическую науку необходимо учитывать и ее законодательное обеспечение. С этой точки зрения правотворческая деятельность нуждается в серьезном пополнении ее нормативно-правовой базы. Фактически в настоящее время к числу законодательных актов, регулирующих правотворческий процесс, относятся: Конституция РФ, Регламент Государственной Думы РФ, региональные нормативные акты по вопросам формулирования норм права (например, Закон Вологодской области от 17 января 2001 г. N 647-03 "Об областных нормативных правовых актах" с последующими изменениями и дополнениями), а также акты действующего отраслевого законодательства, имеющего закрепление принципов, а в ряде случаев и механизма его изменения и дополнения (например, Бюджетный кодекс РФ). По мнению ученых, исследующих правотворчество, для разрешения вопросов координации правотворческой работы и повышения качества законодательства на всех уровнях правовой системы необходимо принятие Федерального закона "О правотворчестве в Российской Федерации" <22>, дополнить Регламент Государственной Думы с целью совершенствования процесса правотворчества <23>, разработать и утвердить Концепцию правотворческой политики в Российской Федерации <24>, оптимизировать механизм учета мнения субъектов Федерации в правотворческом процессе <25>, дополнить Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предусмотрев порядок согласования разногласий в процессе правотворчества <26>, и т.д. Имеются и более решительные предложения. Так, О.В. Бондаренко пишет: "Интенсивное (по объему), хаотичное (оперативная реакция на отдельные преступления), многократное (редактирование отдельных статей закона несколько раз за малый период времени) и даже возвратное (смена одних нормативных решений на строго противоположные) обновление УК достигло того критического уровня, когда требуется кардинальная рационализация уголовного правотворчества" <27>.

--------------------------------

<22> Каменская Е.В. Указ. соч.; Дербина А.В. Указ. соч.

<23> Бондаренко О.В. Указ. соч.

<24> Мазуренко А.П. Указ. соч.

<25> Мартьянов Г.А. Теория и методика оптимизации участия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в федеральном законотворческом процессе: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2010. С. 7.

<26> Сергеева К.О. Муниципальное правотворчество в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. С. 11.

<27> Бондаренко О.В. Указ. соч.

 

Все это обусловливает однозначный вывод: правотворческий процесс нуждается в серьезном усовершенствовании на базе создания единого законодательства, охватывающего весь комплекс назревших проблем. Кроме того, рационализация правотворчества должна быть направлена на достижение более эффективного законодательства как по степени урегулированности общественных отношений, так и по снижению нагрузки на правоохранительные органы и финансовой затратности, снятию излишней урегулированности не имеющих широкого распространения эксцессов, повышению его стабильности.

Проведенный анализ правотворчества в нашей стране показывает, что назрела необходимость создания единой теоретической науки, в рамках которой следует системно исследовать вопросы создания правовых норм. Представляется, что пришла пора сформировать такую юридическую науку, как общая теория правотворчества. Это, несомненно, позволит поднять эффективность как правотворчества, так и законодательства в целом.

 

Библиография

 

Примечание.

Монография Н.П. Алешковой "Конституционно-правовые основы муниципального правотворчества в Российской Федерации" включена в информационный банк согласно публикации - Уральская государственная юридическая академия, 2012.

 

Алешкова Н.П. Конституционно-правовые основы муниципального правотворчества в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2010.

Бондаренко О.В. Судебная практика и уголовное правотворчество: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013.

Дербина А.В. Правосознание как элемент правовой позиции субъекта правотворчества: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2011.

Евстигнеева Г.Б. Судебные решения как источник права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.

Илларионов А.В. Акты правотворчества в Российской Федерации. Омск, 2008.

Иншаков С.М. Латентная преступность как показатель эффективности уголовной политики // Российский следователь. 2008. N 14.

Каменская Е.В. Региональное правотворчество в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.

Каминская Е.А. Муниципальное правотворчество в механизме правообразования: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Белгород, 2013.

Липень С.В. Идеи правотворчества и правореализации в политико-правовой мысли России XIX - начала XX в.: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2013.

Мазуренко А.П. Правотворческая политика как фактор модернизации правотворчества в России: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2011.

Мартьянов Г.А. Теория и методика оптимизации участия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в федеральном законотворческом процессе: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2010.

Попов О.В. Теоретико-правовые вопросы судебного правотворчества в РФ: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тольятти, 2004.

Семьянов Е.В. Судебное правотворчество: вопросы общей теории права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.

Сергеева К.О. Муниципальное правотворчество в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013.

Синюков С.В. Механизм правотворчества: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2013.

М.Б.Румяннцев

Законодательство и экономика", 2015, N 5

Предыдущая страница

 

Ключевые слова: общая теория правотворчества, наука, задачи, предмет исследования, методы исследования, правовые нормы.

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (29.06.2015)
Просмотров: 532 | Теги: закон, правотворчество | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017