Воскресенье, 26.02.2017, 20:13
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

ПРАВО СЛАВИЗАЦИЯ СИБИРИ КАК ФОРМА ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ХАРАКТЕРА ЕЁ КОЛОНИЗАЦИИ НА РУБЕЖЕ XIX – XX ВЕКОВ

СП. Батурин, Т.В. Батурина

Кемеровский институт (филиал)

Российского государственного торгово-экономического университета,

Кемеровский технологический институт пищевой промышленности

ПРАВО СЛАВИЗАЦИЯ СИБИРИ КАК ФОРМА ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ХАРАКТЕРА ЕЁ КОЛОНИЗАЦИИ НА РУБЕЖЕ XIX XX ВЕКОВ

Колонизация в истории создания Российского государства играла принци-пиально важную роль. Под колонизацией мы понимаем освоение новых терри-торий. Освоение новых земель не было прерогативой государства. Из сил, пото-ков колонизации, имевших самостоятельные мотивы, методы, цели, выделяются государство, церковь, крестьянство.

К XIX столетию завершился процесс централизации, охвативший как го-сударство, так и церковь, создав условия для интенсивного расширения этих структур. Централизация выразилась в двух главных тенденциях – огосудар­ствлении и оцерковнивании всех категорий населения России.

Целями государства являлись:

1.        Расширение сферы своего влияния путём расширения территории.

2.        Снижение социальной напряжённости в европейской России за счёт переселения некоторой массы населения в Сибирь.

Целями церкви были:

1.        Расширение сферы влияния церкви (официально - христианизация язычников и мусульман Сибири).

2.        Формирование церковного землевладения в виде монастырских и архи-епископских вотчин.

Крестьянство шло в Сибирь в поисках «земли» и «воли». Ему были присущи представления о дальних землях, как несравнимо богатых, обильных. На рубеже XIX-XX вв. крестьянство участвовало в официально организованном пере­селении. Выбор места поселения обычно определялся благоприятностью для жизни и земледелия. Характер колонизации в изучаемый период был цивили-зационным, который качественно объединял все потоки в единый процесс, носящий форму православизации Сибири. Каждый из потоков имел свою специфику православизации.

Государство, будучи по форме православной монархией, создавало благо­приятствующие условия для государственной религии и церкви, предоставляя преимущества и льготы крещёным «инородцам», выселяя «инородцев» - «ино-верцев» - из районов компактного проживания русских. Наряду с церковью

 

оно требовало от русского населения обязательного исполнения церковной об­рядности. Чтобы влияние церкви не ослабевало во вновь заселяемых землях, государство строило храмы за казённый счёт.

Основным методом церкви был административный, направленный на фор­мирование церковной структуры - епархий, благочинии, приходов. Церковь, для которой православизация Сибири являлась миссией, подобной миссии апостолов христианства, использовала весь свой административный потенциал, а также потенциал государства. Её деятельность заключалась в администра-тивно-территориальном освоении края, миссионерстве среди «инородцев» и «раскольников». Крестьянство составляло основное церковное население ре­гиона, поддерживая церковь и духовенство ругой, платой за требы, доброволь­ными пожертвованиями, обеспечивало строительство и содержание храмов, часовен и служб при них.

В целом, можно отметить, что государство и церковь перенесли в Сибирь государственно-церковную надстройку управления, официально действующую под покровительством и в интересах православия. Через законодательство, административные и просветительские меры они способствовали укоренению в народе церковно-православного уклада, совершенствуя его в культовой и нормативной сфере. Народная колонизация переносила в Сибирь православный уклад жизни: крестьянство - в виде традиционных приходских общин; старо-обрядчество - в виде специфических религиозных общин.

Все потоки колонизации осуществляли каждый по-своему распространение на Сибирь русского традиционализма, для которого православие являлось не­отъемлемой чертой. Эти потоки колонизации, естественно, переплетались и взаимообусловливали друг друга.

Несмотря на то, что распространявшаяся на Сибирь государственность носила православный характер, единство государства и церкви не было аб-солютным. С одной стороны, причиной этого являлись разноэтничность и, как следствие, многорелигиозность [1, с. 96], с другой стороны - вариативность православия и, как следствие, раскол; наконец, несовпадение категорий рели-гиозного и церковного населения (не все религиозные люди были привержены церкви и являлись прихожанами). «Кочевание» населения - цивилизационная причина несовпадения религиозности и церковности. Бытовая причина -удалённость от церкви и неудобство сообщения. Рациональная причина -противопоставление религиозной нравственной нормативности церковному культу

Начиная с XVIII в. Синод вырабатывал порядок строительства церквей. В частности, было принято правило построения церквей, не позволяющее «впредь заводить церкви в селениях иначе, как на площадках». В XIX столетии главной задачей Синода было подчинить постройку церквей правилам архитектуры, что и было осуществлено, и централизовать строительство. Ввиду отдалённости Сибири «во избежание медлительности», чтобы не было остановки в строи­тельстве культовых учреждений в местах, где есть недостаток в сведущих и опытных архитекторах, Синод решил издать и разослать по епархиям для руководства собрание планов и фасадов церквей, составленных «по наилучшим и преимущественно Древним образцам Церковной Архитектуры».

С конца XIX в. Синод стал поощрять построение в Сибири новых храмов, которые могли быть обеспечены всем необходимым, так как регион активно осваивался, государство и крестьянство желали вкладывать средства в церков-

 

ное строительство. Необходимость иметь церкви там, где их ещё нет, осознали не только церковные, но и гражданские власти. Чтобы с помощью церкви преодолеть политическую нестабильность, в XX в. церковное влияние решено было усилить.

Можно сделать вывод, что активная колонизация и естественный прирост населения Сибири на рубеже XIX-XX вв. вызвали рост строительства церквей. Решение о строительстве принимал мирской сход «домохозяев, имеющих пра-во голоса», где выбирались доверенные, строитель и составлялось прошение епархиальному начальству с просьбой разрешить строительство церкви [2, с. 9-19].

Настойчивость прихожан в просьбах о строительстве церкви можно, как кажется, отнести к их высокой религиозности. Не отрицая её, всё же отметим наличие мотива не менее сильного - стремление к удобству в проявлении своей религиозности. Конец XIX - начало XX в. - эпоха освоения колонизованных земель. Традиционализм уже перенесён, быт воспроизведён, следовательно, уже не существовало акцентуации именно на этой потребности. Наоборот, улуч-шение быта усиливало потребность комфортности существования, комфортного сообщения с церковью, выполнения христианских обязанностей. Переселенцы в Сибирь в собственном поселке хотели пользоваться теми удобствами при исполнении христианских обязанностей, которыми они пользовались, живя в европейской России, имея церковь в своём селе. Требование комфортности иногда стирало различия между православием и единоверием, когда крестьяне готовы были приписаться к единоверческой церкви как ближайшей, будучи сами православными, иногда потребность в комфортности даже пересиливала рели-гиозность. Кроме того, значительная доля крестьян стремилась освободиться от лишних повинностей. Вообще, в конце XIX в. доля рационализма в кресть­янском сознании росла и нередко преобладала [3, л. 12-52].

Иногда инициатива строительства церкви принадлежала епархиальному начальству либо государству. В любом случае строительство разрешалось при соблюдении условий: обязательстве прихожан устроить церковь, «не требуя ни от кого помощи», наличие первоначальной суммы до 2-3 тыс. руб., возможно-сти содержать причт, т.е. обеспечить священноцерковнослужителей домами, землёю, денежным, хлебным содержанием, «без чего и не начинать постройки церкви». Строительство велось за счёт добровольных пожертвований, денежных раскладов на души мужского пола, на сходе выбирались лица «для собрания по миру с кружкой, кто чего пожертвует на Божий храм». Часто крестьяне заго­тавливали всё необходимое для строительства сами: лес либо кирпич, известь и т.д. Прихожане просили у церковного начальства употреблять на строительство церковные суммы, хранящиеся в банке, принадлежащие опекунскому совету, попечительству. Иногда расходы на строительство церкви брал на себя какой-нибудь купец. Крестьяне просили «пособие от правительства дозволенную законами часть».

На строительство церквей затрачивались разные суммы, уходило разное количество лет. Построенные церкви освящались в честь какого-либо святого или события.

На рубеже XIX-XX вв. развитие народного образования являлось важ-нейшим фактором интенсификации экономики. Уровень развития общества на первый план выдвигал для народного образования задачу вооружения произ­водителей современными знаниями и навыками. В середине 80-х гг. прави-

 

тельство подняло вопрос о церковной школе, сторонники которой настаивали на том, что Россия имеет в лице приходского духовенства «готовый контингент учителей для народной школы и безвозмездных руководителей, поэтому го-сударственная казна, передав школы духовенству, получит сбережение той сум-мы, которая теперь тратится на директоров и инспекторов народных училищ».

Церковные школы получили широкое распространение, в переселенческих поселках Сибири они даже преобладали над министерскими [4, л. 8-16].

Отчёты инспектирующих лиц свидетельствуют, что отношение духовен-ства к работе в церковно-приходской школе было прохладным в связи с низкой собственной подготовкой, загруженностью священников, диаконов, псалом-щиков на своей основной работе, которые смотрели на школьное дело как на «сверх должное», которое вести они не обязаны и поэтому вели его «более чем неприлежно». Воспитанники духовной и учительской семинарии смотрели на учительство как на временную переходную ступень к священству и через год-два оставляли учительство. Что же касалось школьных помещений, которые располагались часто в наёмных домах, церковных сторожках, частных квар­тирах, то они, за исключением немногих, были не удобны во всех отношениях: неопрятные и тесные, плохо отапливались.

Анализ результатов деятельности церковных школ позволяет сделать вы­вод: приходское духовенство оказалось не в состоянии выделить из себя не­обходимый контингент преподавателей; цели церковного образования не сов­падали с той, которая была обозначена первоначально - дать практические современные знания и навыки производителям, в которых они более всего нуждались и которые включали: 1) обучение основам грамоты; 2) знание сим-вола веры и заповедей божьих; 3) помощь церкви в миссионерской деятельно­сти. Государство удовлетворяло свою потребность формирования работника -терпеливого и всепрощающего, но патриархально-православное начальное образование не соответствовало потребностям капитализирующейся России.

Таким образом, в период интенсивного освоения Сибири в конце XIX -начале XX в. в регион была перенесена церковная организация, идентичная организации её в европейской России, - огосударствленная сословная орга-низация духовенства. Прихожане играли в ней роль объекта, на который было направленно государственно-церковное воздействие. Они стали включаться в сферу церковного управления с начала XX в., что отражало процесс развития самоуправления в обществе в целом, формирование гражданского общества. 1917 год разрушил симбиоз церкви и государства. Единственным способом са-мосохранения церкви стало формирование церкви прихожан вместо церкви духовенства. Из сословной организации церковь вновь становилась религиозной организацией верующих.

Список литературы

1.        Золотарёв A.M. Вероисповедный состав населения России // Русский вестник. Т. 279. 1902. № 5.

2.        Сибирские церкви и школы. К десятилетию фонда имени Александра III (1894-1904). СПб., 1904.

3.        ГАОО. Ф. 16. Оп. 1. Д. 176.

4.        ГАКК. Ф. 807. Оп. 1. Д. 254.

 

 

 

 

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443x (03.01.2013)
Просмотров: 409 | Теги: религиозность, форма, Сибири, истории, церковь, характера, ПРАВОСЛАВИЗАЦИЯ, Русского, КОЛОНИЗАЦИИ, ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017