Пятница, 09.12.2016, 14:33
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ПРАКТИЧЕСКОЕ ВЛАДЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ - ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ

Л.Н. Акулина
Кемеровский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета

ПРАКТИЧЕСКОЕ ВЛАДЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ - ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ

Владение иностранным языком становится важной составляющей профессиональной компетенции специалистов любого профиля, хорошее знание иностранного языка повышает шансы на получение престижной и высокооплачиваемой работы. При значительном сокращении аудиторных часов, возрастает роль самостоятельной работы.

Ключевые слова: коммуникативно-ориентированный подход, индивидуальные задания, обучающая деятельность.

Сегодня мы все яснее ощущаем перемены, происходящие на рынке труда. Современный рынок труда предъявляет новые, более высокие требования к выпускникам вузов. Это связано с глобализацией, интеграционными процессами международного сотрудничества, развитием современных информационных технологий. Происходит расширение международных экономических отношений, усиление взаимосвязи национальных экономик, создание совместных предприятий, разработка совместных проектов дальнейшего развития отдельных отраслей экономики. Участие специалистов в профессиональном межкультурном общении на иностранном языке способствует более полному взаимодействию в различных сферах деятельности. Всё это значительно повышает роль иностранного языка, владение которым становится важной составляющей профессиональной компетенции специалистов любого профиля.
Модернизация образования, переход на новые образовательные стандарты должны обеспечить соответствие содержания и структуры высшего профессионального образования потребностям рынка труда. Дисциплина «Иностранный язык» входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла ФГОС ВПО квалификации «бакалавр».

Согласно федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования процесс изучения иностранного языка должен быть направлен на формирование определённых общекультурных и профессиональных компетенций.

Среди них - владение одним из иностранных языков на бытовом уровне, понимание основной терминологии сферы своей профессиональной деятельности, владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, умения логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, готовность к изучению научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта (ФГОС ВПО) по соответствующему направлению подготовки [7].

Целью обучения иностранному языку студентов (согласно квалификационным характеристикам специалиста) является практическое овладение студентом немецким языком для реализации разных аспектов профессиональной деятельности:
- повышения уровня профессиональной компетенции (работа с различными источниками информации: прессой, документами, справочной и специальной литературой);
- самостоятельной работы со специальной литературой на иностранном языке с целью получения профессиональной информации;
- установления и поддержания контактов с зарубежными фирмами и предприятиями в письменной и устной форме.

Реализация целей курса означает овладение студентами коммуникативной компетенцией, которая в дальнейшем позволит пользоваться иностранным языком в различных областях профессиональной деятельности, научной и практической работе, в общении с зарубежными партнёрами, для самообразовательных и других целей. Наряду с практической целью курс иностранного языка реализует образовательные и воспитательные цели, способствуя расширению кругозора студентов, повышению их общей культуры и образования, а также культуры мышления и повседневного и профессионального общения, воспитанию толерантности и уважения к духовным ценностям других стран и народов.

Но постановка целей и задач - это ещё не решение проблемы. Обучение иностранному языку начинается в школе, и от того, насколько учитель сумел привить интерес к изучаемому иностранному языку, к странам, где говорят на этом языке, зависит дальнейший успех. Что же мы имеем в действительности? Ежегодно на первом курсе мы проводим входное тестирование. Как правило, всего 20-30 % протестированных имеют положительные результаты, хотя итоговая школьная оценка при этом может быть «5» или «4».

На наш взгляд, нельзя при этом всю вину возлагать только на учителя. Начнём с того, как в обычной школе происходит деление класса на группы по изучению того или иного иностранного языка. Прежде чем осуществлять такое деление, необходимо провести беседы с родителями, детьми, рассказать о необходимости изучения иностранного языка, о том, насколько это важно в будущем. При этом можно привести массу примеров, какие возможности открываются перед людьми, владеющими иностранным языком, причём не только английским. Исходя из того, что в школе необходимо изучать какой-то иностранный язык, многие выбирают сегодня по известным причинам английский. Важно продемонстрировать при этом роль, место других иностранных языков, в частности, немецкого языка. С каждым годом существенно сокращается количество студентов, изучавших в школе немецкий язык. А ведь знание этого языка тоже открывает определённые перспективы, о которых необходимо обязательно говорить родителям. Можно приглашать успешных людей, в карьере которых знание немецкого языка сыграло роль, студентов, проходивших обучение или практику за рубежом. Ни в коем случае нельзя силой принуждать ребёнка к изучению того или иного иностранного языка. Это уже является предпосылкой для получения отрицательного результата. Поэтому необходимо тщательно продумать и провести разъяснительную работу на этапе подготовки к делению класса на языковые группы. Естественно, что это будет стоить больших усилий со стороны учителей и администрации школы, но, возможно, это станет положительным моментом для успешного старта при изучении иностранного языка.

А пока из школы к нам приходят студенты, имеющие очень поверхностные знания иностранного языка. При первой же встрече мы обязательно рассказываем о целях и задачах обучения иностранному языку в стенах вуза, о требованиях, предъявляемых преподавателями кафедры, о возможностях совершенствования знаний. В связи с введением 100-балльной системы оценки знаний мы разъясняем её смысл и раздаём карты текущего контроля, в которых отражены все аспекты работы в течение семестра, возможности получения бонусных баллов и улучшения показателей. При такой системе студенты видят объём материала, который необходимо освоить за семестр, оценить свои возможности, определить для себя задания, над которыми они будут работать дополнительно. Кроме того, они убеждаются, что посещать занятия надо регулярно. Только сочетание систематической аудиторной и самостоятельной работы может привести к хорошим результатам.

Формирование межкультурной компетенции - это взаимодействие двух и более культур. Студенты знакомятся с культурой страны изучаемого языка посредством иностранного языка и усвоения модели поведения носителей данной иноязычной культуры, взаимовлияния иноязычной и родной культуры. Под влиянием двух культур происходит более гармоничное развитие личности.

На начальном этапе мы предоставляем краткую информацию, связанную с историей, культурой, некоторыми традициями Германии, сопровождая это показом фрагментов из фильмов о Германии; рассказываем об истории немецкого языка, о существовании множества диалектов, о родственных языках, о том, где ещё говорят на этом языке. В дальнейшей работе, рассматривая более подробно эти вопросы, студенты находят сходство и выявляют различия между странами и их народами, что способствует развитию толерантности и воспитанию национальной гордости и патриотизма.

Но при возрастающих требованиях к уровню владения иностранным языком будущими бакалаврами одновременно происходит сокращение аудиторных часов, возрастает роль самостоятельной работы. Дефицит аудиторных практических занятий особенно ощущается на первом курсе. Не все первокурсники готовы к самостоятельной работе. В течение первого месяца обучения происходит корректировка знаний и умений студентов, исходя из результатов входного тестирования. Процесс этот непростой, так как начинать приходится с фонетического курса и простейших грамматических явлений. Но это важно для выравнивания уровня знаний студентов в группе, повышения мотивации изучения иностранного языка, для организации самостоятельной работы и, в конечном итоге, это является своего рода предпосылкой для успешной реализации требований государственного образовательного стандарта. На данном этапе используется, прежде всего, традиционный метод самостоятельной работы - домашняя работа. Такой вид самостоятельной работы имеет ряд несомненных преимуществ, главным из которых можно считать разумную экономию аудиторного времени, что позволяет посвятить большую его часть отработке уже подготовленного самостоятельно материала, организовать индивидуальную работу, парную и групповую деятельность на аудиторных занятиях. Важно сформировать у студентов желание самостоятельно добывать знания, обсуждать результаты своей работы и проявлять инициативу. Начинаем от простого к сложному. Сначала задания должны быть индивидуальными, т.е. доступными в зависимости от уровня подготовки, чтобы студент понял, что он способен работать самостоятельно. При этом, естественно, не исключаются индивидуальные консультации преподавателя в соответствии с графиком их проведения. Подготовка и проведение студентами миниуроков способствует проявлению их инициативы, формирует самостоятельность мышления, развивает познавательные интересы.

Самостоятельная работа - важная и неотъемлемая часть учебной деятельности, которая позволяет компенсировать недостаток аудиторных часов по иностранному языку, развивает свободу творчества и заинтересованность. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы правильно организовать этот процесс, сочетая групповую и индивидуальную работу. Для этого сегодня существует достаточно широкий спектр возможностей. Одной из таких возможностей является комплексное использование компьютерных средств, роль которых трудно переоценить в организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку. Использование компьютерных средств в учебном процессе обеспечивает большую информативность языкового материала, повышает познавательную активность студентов, позволяет индивидуализировать обучение, стимулировать самостоятельную работу. Благодаря Интернету мы получаем доступ к большому количеству аутентичной информации на иностранном языке. Кроме того, Интернет предоставляет различные формы коммуникации: электронная почта, всевозможные конференции, форумы, чаты и т.д.

Обеспеченность студентов вуза компьютерной техникой и доступом в Интернет, достаточный уровень компьютерной грамотности студентов, высокая мотивация работы с информационными технологиями создают предпосылки для эффективной интеграции информационных технологий в организованную, контролируемую самостоятельную работу по формированию иноязычной коммуникативной компетенции. При такой организации самостоятельной работы студенты не предоставлены сами себе. В любое время они могут выйти на связь с преподавателем, при выполнении групповых самостоятельных заданий они имеют возможность общаться друг с другом и обсуждать свои проекты, вести диалоги по заданным темам. Кроме того, широкий доступ к информации экономического и лингвострановедческого содержания на иностранном языке может оказаться важным фактором для повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка, стимулом для творческого подхода к формированию коммуникативных умений. Это позволит индивидуализировать способ получения необходимых знаний.

Исходя из основных положений коммуникативно-ориентированного подхода к обучению, можно говорить о том, что оно должно быть направлено на реальное использование языка в жизни. В основе этого подхода лежит утверждение о том, что для эффективного использования языка необходимы не только знания о различных языковых формах (грамматических, лексических и т.д.), но и их значение, использование в конкретных ситуациях речевого общения.

Здесь важен не процесс формирования знаний, умений и навыков, а результат обучающей деятельности, т.е. функционально и грамматически правильное употребление языковой формы в конкретной ситуации общения. Не секрет, что есть студенты, которые имеют достаточно хорошие знания языка, качественно выполняют переводы, но испытывают при этом страх перед устной речью. В этом случае рекомендуется включать в самостоятельную работу моделирование реальных ситуаций, ролевые, деловые игры, «мозговой штурм», метод «case study» и т.д. Преподаватель должен быть настоящим режиссёром, умело организовать и руководить работой студентов.
Кроме того, использование творческих заданий (доклады, сообщения, рефераты, проекты) даёт возможность применять на практике не только проработанный теоретический материал, но и навыки и умения самостоятельной работы над ним (выделение основных идей текста, их тезисное изложение, умение использовать примеры или наглядную информацию и т.д.).

С большим интересом студенты работают над презентациями с использованием мультимедийных средств. Здесь перед студентами открывается простор для творческой деятельности. Самостоятельная работа при подготовке выступления на иностранном языке на студенческой конференции - реальный шанс использования полученных знаний на практике. Во время подготовки происходит совершенствование навыков всех видов чтения. При поиске необходимых материалов студенту требуются навыки просмотрового чтения. Затем он отбирает, обрабатывает и систематизирует собранные материалы, для этого необходимы навыки аналитического чтения.
Трудно переоценить значение самостоятельной работы для студентов во время учёбы, её пользу для будущей профессиональной деятельности, но, учитывая специфику предмета «Иностранный язык», хотелось бы иметь в учебном плане больше аудиторных часов. Говорение - процесс коллективный. Только регулярное общение на иностранном языке - золотой ключик к развитию навыков устной речи. Следует подчеркнуть роль преподавателя в развитии коммуникативного умения. Он должен быть проводником новых идей и методов обучения.

В заключение необходимо вновь подчеркнуть важность знания иностранного языка в современном обществе, так как он становится необходимой частью личной и профессиональной жизни человека. Всё это подталкивает к практическому овладению иностранным языком. Кроме того, хорошее знание иностранного языка повышает шансы претендентов на победу в конкурсе на получение престижной и высокооплачиваемой работы. Люди, владеющие иностранным языком, имеют возможность продолжить своё образование, пройти стажировку или повысить квалификацию в зарубежных вузах.

Список литературы

1. Адонина Н.П. Кейс-стадии: история и современность // Высшее образование сегодня. - 2012. - № 11. - С. 43-48.
2. Александров К.В. Можно ли обучить иностранному языку без ИКТ? // Высшее образование в России. - 2011. - № 3. - С. 80-85.
3. Грищенко Е.С., Кирилина А.В. «Язык и глобализация» в контексте лингвистического образования (конструктивный подход) // Высшее образование в России. - 2011. - № 3. - С. 69-75.
4. Калякин А.С. Концептуальные основы построения программ подготовки переводчиков // Высшее образование в России. - 2011. - № 6. - С. 80-84.
5. Савруцкая Е.П. Межпредметные связи в свете компетентностного подхода // Высшее образование в России. - 2011. - № 3. - С. 86-90.
6. Шарф И.В. Реализация самостоятельной работы студентов в компетент- ностной модели // Высшее образование в России. - 2011. - № 6. - С. 98-103.
7. URL: http//www.edu.ru/db-mon/Data/d_09/m634html.

Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 1(13). 2014

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (05.03.2016)
Просмотров: 192 | Теги: иностранный язык | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016