Четверг, 27.06.2019, 01:04
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАНИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ИНСТРУКТОРОВ ПО РУКОПАШНОМУ БОЮ СИЛОВЫХ СТРУКТУР

ВОРОЖЕЙКИН А.В.
ЛЕВЧЕНКО В.И., кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры физической подготовки филиала ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова» в г. Калининграде
БЛИНОВ М.А., кандидат военных наук, доцент кафедры физической подготовки филиала ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова» в г. Калининграде

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАНИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ИНСТРУКТОРОВ ПО РУКОПАШНОМУ БОЮ СИЛОВЫХ СТРУКТУР

Рукопашный бой, инструктор, силовые структуры, педагогическая деятельность, подготовка инструкторов по рукопашному бою, ситуационные задания.

В статье приведены результаты исследований, проведенных с целью оптимизации подготовки инструкторского состава по рукопашному бою в интересах силовых структур на основе применения общепринятых подходов к использованию в педагогической практике разнообразных ситуационных заданий. Экспериментально доказано, что педагогические навыки у инструкторов развиваются эффективнее, если обучающиеся максимально погружены в решение практических проблем, связанных с их профессиональной деятельностью. Авторы предлагают учитывать полученные ими данные при разработке педагогической модели и программы обучения инструкторов по рукопашному бою силовых структур.

 

Потребность силовых структур в квалифицированном инструкторском составе по рукопашному бою, способном осуществлять подготовку сотрудников в соответствии с современными требованиями оперативно-служебной деятельности, выдвигает в разряд весьма актуальных проблему повышения их профессиональной компетентности. Это обусловлено следующими причинами:

1. Недостаточный уровень готовности инструкторов по рукопашному бою силовых структур к педагогической деятельности.

В сфере своей деятельности инструктору по рукопашному бою необходимо принимать решения в различных педагогических ситуациях:

- как обеспечить понимание с сотрудниками различного возраста, пола и воинского звания, уровня подготовленности?

- как вызвать интерес к обучению у сотрудников?

- как мотивировать сотрудников к регулярным занятиям?

- как установить дисциплину в процессе проведения различных мероприятий и минимизировать случаи получения травм?

Разрешение данных педагогических проблем составляет суть педагогической деятельности инструктора, готовность к которой проявляется через его методические умения, базирующиеся на теоретических знаниях и навыках практического выполнения приемов рукопашного боя.

Схема 1.
Характеристика ситуационных заданий.

Результаты входного контроля, проводимого с инструкторами, прибывшими на обучение, свидетельствуют о низком, граничащем с неудовлетворительным, уровне их готовности к педагогической деятельности.

2. Необходимость улучшения деятельности по подготовке инструкторов по рукопашному бою силовых структур. Эта причина напрямую связанна со следующими факторами:

- не определены требования, предъявляемые к подготовленности инструкторов по рукопашному бою силовых структур;

- не выявлены показатели, определяющие готовность инструкторов по рукопашному бою силовых структур к педагогической деятельности;

- не установлены эффективные средства подготовки инструкторов по рукопашному бою;

- не разработаны и научно не обоснованы педагогическая модель и программа подготовки инструкторов по рукопашному бою для силовых структур.

Схема 2.
Условия реализации ситуационных заданий в процессе обучения инструкторов рукопашного боя силовых структур.

Таблица 1.
Изменение показателей организаторско-методической подготовленности испытуемых контрольной и экспериментальной групп (данные представлены с оценкой по 5-балльной шкале)

Таблица 2.
Изменение мотивационного компонента у испытуемых экспериментальной и контрольной групп

В рамках научно-теоретических исследований, проведенных в период с 2013 по 2017 год на базе образовательных организаций силовых структур, были предприняты попытки по оптимизации подготовки инструкторского состава по рукопашному бою.

В процессе работы над содержательным компонентом педагогической модели были изучены средства, методы и организационные формы для наиболее эффективного развития у инструкторов педагогических навыков и умений. В результате проведенного анализа установлено, что в настоящее время теоретики и практики образования главенствующими факторами развития педагогических навыков считают предметно-практическую деятельность и взаимодействие между участниками педагогического процесса. В связи с этим из всего многообразия подходов и методов активизации познавательной деятельности обучающихся особое внимание уделяется активным формам и методам обучения, одним из которых является метод анализа ситуаций.

В связи с вышеизложенным мы пришли к выводу, что в целях улучшения деятельности по подготовке инструкторского состава по рукопашному бою для силовых структур необходимо, чтобы программа их подготовки была максимально насыщенна активными методами обучения с элементами задачного подхода.

Анализ научной литературы, в которой изложены основные принципы организации обучения с элементами рукопашного боя (С.М. Ашкинази, Г.Г. Дмитриев, А.В. Зыков, Д.Г. Спицын, В.А. Глубокий, Н. В. Астафьев, Н.Л. Литош, В.И. Баранюк, А.Е. Батурин, В.В. Брагин, И.В. Герасимов, А.В. Кателкин, А.И. Андронов, А.В. Зюкин, В.П. Сущенко, А.Е. Эрастов, М.П. Стародубцев и др.), позволил констатировать, что в данных работах раскрыты отдельные вопросы использования дидактических средств для подготовки инструкторов по рукопашному бою силовых структур. Все эти работы способствовали накоплению и систематизации знаний по исследуемой проблеме.

Между тем работ, посвященных анализу использования ситуационных заданий для подготовки инструкторов по рукопашному бою силовых структур, нам обнаружить не удалось.

Анализ научной литературы, в которой изложены основные принципы обучения с использованием задачного подхода (Л.Ф. Спирин, М.Л. Фрумкин, М.А. Степинский, П.В. Ко- наныхин, Г.Л. Павличенков), позволил выявить разные виды ситуаций, используемые в обучающей практике (см. схему 1).

Кроме того, установлены практические возможности ситуационных заданий в развитии педагогических умений у инструкторов. Обучение с использованием ситуационных заданий способствует развитию и совершенствованию следующих умений:

- умение работать в изменяющихся педагогических ситуациях, учитывая уровень подготовленности обучающихся и специфику их оперативно-служебной деятельности, принимать рациональные решения в различных педагогических условиях, трансформировать педагогические цели и задачи по мере изменения ситуации;

- умение противостоять трудностям, реализовывать и развивать свои педагогические способности, использовать передовой опыт, анализировать и обобщать свой опыт, соотносить его с опытом других специалистов, самосовершенствоваться в своей педагогической деятельности;

- умение выстраивать такие взаимоотношения с обучающимися, которые создают деловую, рабочую обстановку, создавать условия для сотрудничества и взаимопонимания, создавать обстановку доверительности и терпимости, использовать преимущественно организующие, а не дисциплинирующие и оценивающие воздействия, управлять своими эмоциональными состояниями;

- умение осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, стимулировать учащихся к самообучению и непрерывному образованию.

С учетом широкого спектра практических возможностей ситуационных заданий в формировании педагогических умений и навыков нами разработаны ситуационные задания (по основным направлениям подготовки инструкторов: теоретическая, практическая, методическая) и рекомендации по организации обучения инструкторского состава с использованием ситуационных заданий (схема 2).

В ходе внедрения ситуационных заданий в процесс обучения инструкторов установлено:

- при использовании ситуационных заданий в обучении создается обстановка, максимально приближенная к будущей профессиональной деятельности инструкторов, что позволяет быстрее адаптироваться к предстоящей практической деятельности;

- анализ конкретных ситуаций предполагает разбор обучающимся предложенной ситуации, возникающей при конкретном положении дел, и выработку ими практического решения, что положительно влияет на развития целого ряда профессионально важных педагогических умений у инструкторов;

- возможные варианты решения задач могут быть количественно или экспертно оценены, что позволяет в конечном счете выбрать наиболее рациональные варианты решений и использовать полученный опыт в дальнейшей практической деятельности инструкторов.

В качестве экспериментальной проверки эффективности обучения инструкторов с использованием задач- ного подхода проведен педагогический эксперимент, результаты которого свидетельствуют о высокой эффективности использования ситуационных заданий в развитии организаторско-методических умений у инструкторов по рукопашному бою силовых структур (таблица 1).

Анализ развития мотивационного компонента показал, что у испытуемых экспериментальной группы возрос познавательный интерес к педагогической деятельности. Возросло и понимание важности и необходимости иметь специальные знания, умения, навыки в сфере педагогики и психологии (таблица 2).

Таким образом, в результате проведенных исследований экспериментально доказано, что педагогические навыки у инструкторов развиваются эффективнее, если обучающиеся максимально погружены в решение практических проблем, связанных с их профессиональной деятельностью. Полученные данные необходимо учесть для дальнейшей работы по оптимизации подготовки инструкторского состава по рукопашному бою, а именно при разработке педагогической модели и программы обучения.

 
Библиографический список:

1. Ворожейкин А.В. Диагностика уровня квалификации инструкторов по рукопашному бою силовых структур // Сборник материалов XIX международной науч.-пр. конференции «Совершенствование профессиональной подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств». Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД России, 2017. Т. 1. С. 52-58.
2. Сущенко В.П., Ворожейкин А.В. Показатели, определяющие готовность инструкторов по рукопашному бою силовых структур к педагогической деятельности // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2016. № 12 (142). С. 127-130.
3. Ворожейкин А.В., Фадеева В.В. Обоснование необходимости использования активных методов обучения в формировании готовности инструкторов по рукопашному бою силовых структур к педагогической деятельности // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 3 (49). С. 92-96.
4. Савельева М.Г. Педагогические кейсы: конструирование и использование в процессе обучения и оценки компетенций студентов: Учебно-методическое пособие. Ижевск: УдГУ, 2013. 94 с.

Источник: Научно-теоретический журнал "Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России". № 1 (51) 2018.


Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443 (21.05.2019)
Просмотров: 33 | Теги: Рукопашный бой, инструктор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь