Пятница, 09.12.2016, 12:43
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ В СТРУКТУРЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ В СТРУКТУРЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Л.В.Рычкова

Среди объективных общепринятых тенденций социальной жизни существует проблема старения населения. Она не обходит и Россию, где продолжается устойчивый рост доли граждан старшего поколения.

В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы о том, как вписываются пожилые люди в контекст современной действительности, в какой мере свойственные им жизненные представления согласуются с существующими социальными нормами, насколько они сумели воспринять и адаптироваться к социально-экономическим переменам, происходящим в обществе.

Среди многих классификационных схем, применяемых для оценки возраста людей, наиболее оптимальной для нашей страны представляется основывающаяся на таком показателе старения, как активное участие человека в структуре общества, т. е. «старость определяется временем ухода человека на пенсию:

– возраст моложе трудоспособного — дети, подростки до 16 лет; – трудоспособный возраст: для мужчин — 16—59 лет; для женщин — 16—54 лет; – старше трудоспособного возраста: для мужчин — от 60 лет и старше; для женщин — от 55 лет и старше» [Петровская, 1996, с. 203].

Из этой классификации видно, что пожилыми людьми могут считаться люди, принадлежащие к третьей группе.

Обращение к проблемам пожилых людей, создание внутренней готовности к достраиванию собственной судьбы на поздних этапах жизни важно для каждого человека. Жизнь людей в пожилом возрасте связывается с преодолением кризиса зрелого возраста, осознанностью выбора, активностью жизненной позиции. Это имеет решающее значение для удовлетворенности жизнью, для адекватного восприятия собственной старости.

Многие люди на пороге пожилого возраста, обычно начинающегося с выхода на пенсию, испытывают своеобразный психологический кризис — «пенсионный стресс» [Минигалиева, 2004, с. 8—14]. Он обусловлен в первую очередь необходимостью отказаться от привычного образа жизни (прекращения трудовой деятельности или снижения ее интенсивности и пр.; сужения привычного круга общения; привычного социального статуса и социальных ролей; привычных доходов). Кроме того, пенсионный возраст часто ассоциируется со старостью, болезнями, немощью, одиночеством, общественной ненужностью.

Сегодня два поколения наиболее остро чувствуют на себе последствия социально-экономических преобразований — это люди зрелого и пожилого возраста.

Социальное самочувствие человека во многом зависит от степени соответствия его системы ценностей, внутренней картины мира и места в нем требованиям и возможностям, которые предъявляет и представляет ему общество [Максимова, 2002, с. 179—193]. С достижением пенсионного возраста человек вынужден приспосабливаться не только к переменам, которые происходят в нем самом и в отношении к нему окружающих, но и к изменяющейся социальной действительности, ее новым реалиям, к неизбежным в любом развивающемся обществе.

Знание обществом специфики протекания процесса старения, способ продолжения профессиональной деятельности, степень и характер включенности пожилых людей в общественные отношения, уровень их адаптации к своему изменяющемуся состоянию, положе¬нию и месту в обществе — все это чрезвычайно важно для обеспечения более легкого приспособления людей позднего возраста к своим возрастным изменениям к возрасту «социальных потерь», поиску новых возможностей. [Краснов, Лидерс, 2002, с. 64—288].

Переход человека в группу пожилых людей существенно изменяет его взаимоотношения с обществом и такие ценностно-нормативные понятия, как цель и смысл жизни, добро и счастье и т. д. Самое главное (рубежное) событие для большинства пожилых людей, коренным образом меняющее его образ жизни и положение в обществе, — выход на пенсию. Собственно, для многих именно этот факт знаменует наступление старости — очередного жизненного цикла. Значительно меняется образ жизни людей. Прежде они были связаны с обществом, производством, общественной деятельностью — как пенсионеры (по возрасту) они, как правило, утрачивают постоянную связь с производством. Однако как члены общества остаются включенными в определенные виды деятельности в различных сферах общественной жизни. Выход на пенсию особенно тяжело воспринимают люди, чья трудовая деятельность высоко ценилась в прошлом, а сейчас (к примеру, в современных российских условиях) признается ненужной, бесполезной. Практика показывает, что разрыв с трудовой деятельностью отрицательно сказывается в ряде случаев на состоянии здоровья, жизненном тонусе, психике людей [Краснов, Лидерс, 2002, с. 64—288].

Существует устойчивое представление о пожилых людях как однородной массе, потерявшей жизненные силы. Однако старшее поколение дифференцированно. Основой дифференциации является уровень сохранности ряда существенных качественных характеристик человека в прошлом и старческом возрасте.

Какова сила, объем ресурсов, которым теоретически может располагать старшее поколение страны? Мера может определяться ростом численности, долей пожилых людей в общем составе населения. До настоящего времени увеличение количества пожилых людей связывали в первую очередь с возрастанием демографической, экономической, социальной нагрузки на трудоспособную часть общества.

В обществе к пожилым людям относятся двояко: негативно и позитивно. Негативные установки по отношению к пожилым людям, возникшие на ранних этапах прогресса общества, оказывают существенное влияние на мотивы поведения, самочувствие и даже состояние здоровья пожилых людей, считающих себя лишними в обществе. С общечеловеческой, гуманистической позиции, большое значение приобретают признание общественной ценности пожилых людей как носителей традиций и культурного населения наций, пропаганда современных научных знаний о психологической наполненности и красоте поздних лет жизни, о путях достижения «благополучного» старения.

Самочувствие пожилых людей в значительной мере определяется сложившейся атмосферой в семье — доброжелательной или недоброжелательной, тем, как распределяются обязанности в семье между дедушками (бабушками), их детьми и внуками. Изменение положения пожилых людей в семьях ныне во многом предопределяется изменениями в мире. В современных условиях, когда происходит научно-техническая революция, накопленный опыт старшего поколения не имеет прежней практической значимости. Более образованная молодежь иначе смотрит на старшее поколение, не проявляя прежнего почтения. Однако чуткость, внимание к старшим, взаимное уважение в семье определяется прежде всего общей культурой членов семьи, той атмосферой, которая складывается в обществе на различных этапах его функционирования.

Положение пожилого человека в обществе в основном зависит от состояния его здоровья, физической активности. Приспособление к новому положению в пожилом возрасте, предполагаемые приемы адаптации и реабилитации, направленные на улучшение этого приспособления, связаны в первую очередь с физическими возможностями людей пожилого возраста.

В борьбе за здоровье пожилых людей исключительно велика роль социальной среды, которая может являться фактором, замедляющим или, напротив, ускоряющим старение.

Часто душевное здоровье четко определяется как вовлеченность в общение; в минуты личного горя социальное взаимодействие и поддержка со стороны других людей очень важны для здоровья стареющего человека. Тем не менее городское общество не создает автоматически готовой среды, в которой может произойти такое взаимодействие, по крайне мере, между старшими и младшими членами общества. Слишком велико расстояние между поколениями, кроме того, в настоящее время начинает исчезать культурная традиция, скреплявшая связи между молодыми и старыми [Максимова, 2002, c. 179—193.] Более молодые члены общества часто отказываются следовать советам пожилых, тем более не всегда понимают их переживания.

Широкое включение старых людей в жизнь общества позволило бы молодым освободиться от страха перед старостью и видеть в ней естественную фазу своей будущей жизни.

Ряд исследований показывают, что представление о старости меняется вместе с возрастом исследуемых. Наиболее негативно оно у молодых людей, но по мере их взросления это представление «улучшается» [Холостова, 2005, с. 295].

Концептуальные взгляды мирового сообщества на новую модель старости, место и роль пожилых людей в обществе получили концентрированное выражение в Принципах ООН в отношении пожилых людей «Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста», которые были приняты Генеральной Ассамблеей ООН в 1991 г., резолюция 46/91. С учетом более поздних дополнений 18 принципов собраны в пять групп: независимость, участие, уход, реализация внутреннего потенциала, достоинство.

Принципы группы «независимость» подразумевают, что пожилые люди должны иметь доступ к основным благам и обслуживанию, возможность работать или заниматься другими видами приносящей доход деятельности, участвовать в определении сроков прекращения трудовой деятельности, сохранять возможность участия в программах образования и профессиональной подготовки, жить в безопасных условиях с учетом личных наклонностей и изменяющегося состояния, получать содействие в проживании в домашних условиях до тех пор, пока это возможно.

Принципы группы «участие» отражают вопросы вовлеченности пожилых людей в жизнь общества и активного участия в разработке и осуществлении затрагивающей их благосостояние политики, возможность создавать движения или ассоциации лиц пожилого возраста.

Принципы группы «уход» затрагивают проблемы обеспеченности уходом и защитой со стороны семьи и общества, доступа к медицинскому обслуживанию в целях поддержания или восстановления оптимального уровня физического, психического и эмоционального благосостояния и предупреждения заболеваний, доступа к социальным и правовым услугам, возможности пользоваться услугами попечительских учреждений, правами человека и основными свободами в любом социальном учреждении, включая полное уважение достоинства, убеждений, нужд и личной жизни, а также права принимать решения в отношении ухода и качества жизни.

Принципы группы «реализация внутреннего потенциала» призывают к тому, чтобы пожилые люди имели возможности для всесторонней реализации своего потенциала, доступа к общественным ценностям в области образования, культуры, духовной жизни и отдыха.

Принципы группы «достоинство» затрагивают вопросы недопущения эксплуатации, физического или психологического насилия в отношении пожилых людей, обеспечения права на справедливое обращение независимо от возраста, пола, расовой или этнической принадлежности, инвалидности или иного статуса, а также независимо от их экономического вклада [Холостова, 2005, с. 295].

Таким образом, можно сделать следующие выводы, что с достижением «пожилого» возраста человек вынужден приспосабливаться не только к переменам, которые происходят в нем самом и в отношении к нему окружающих, но и к изменяющейся социальной действительности, ее новым реалиям, которые неизбежны в любом развивающемся обществе. Социальную адаптацию пожилых людей определяют такие факторы, как социальный статус, роль, нормы, эталоны, традиции общества в целом и пожилых людей в нем. Ресурсный потенциал пожилых людей содержит пять основных компонентов: здоровье, мотивационный потенциал, социальный потенциал, материальный потенциал, институциональный потенциал. Пожилые люди, сохранившие потенциал, стремятся к участию как в экономических, так и социальных процессах. Также семейное положение является одним из важнейших индикаторов положения пожилого человека в обществе. Необходимо отметить, что положение пожилого человека в обществе в основном определяется состоянием его здоровья, физической активности. Представление о старости меняется вместе с возрастом. Наиболее негативно оно у молодых людей, но по мере их взросления это представление «улучшается».

Библиографический список

1. Краснова О.В. Социальная психология старения : учеб. пособие для студ. вузов / О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. — М., 2002.

2. Максимова С.Г. Старость: социальное отчуждение или социальное принятие? // Вестник Московского университета. Сер 18. Социология и политология. — 2002. — № 4. — С. 179—193.

3. Минигалиева М.П. Проблемы и ресурсы пожилых людей // Отечественный журнал социальной работы. — 2004. — № 3. — C. 8—14.

4. Петровская Л.И. Старость — популярный справочник. — М., 1996. — С. 203.

5. Холостова Е.И. Социальная геронтология : учеб. пособие. — М., 2005. — C. 295.

Вестник Северо-Восточного   государственного университета. — № 13. Спецвыпуск. — Магадан : Изд-во СВГУ, 2010. — 204 с.

Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (04.02.2016)
Просмотров: 289 | Теги: пожилые люди | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016