Пятница, 09.12.2016, 06:50
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

Пожарный контроль

Пожарный контроль

Контроль соблюдения правил пожарной безопасности проводится службой государственного пожарного надзора (ГПН) раз в три года, и для предприятий нередко выливается в штрафы за те или иные нарушения. Выходом из положения может стать обращение к независимым экспертным организациям, обслуживание у которых по закону освобождает от необходимости проверок государственной инспекции и является наиболее экономичным способом решения вопросов пожаробезопасности.

 

Что такое аудит пожарной безопасности?

 

Время диктует необходимость внедрения новых эффективных схем во всех отраслях хозяйствования. Одна из таких схем - аудит безопасности в сфере пожарного надзора, который предполагает функционирование системы независимой оценки рисков. Данная система добровольная. Собственник объекта сам вправе решать, кто его будет проверять, - инспектор или аттестованный эксперт. Инспектор государственного пожарного надзора (ГПН) осуществляет проверки на объекте один раз в три года, а аттестованный эксперт контролирует обеспечение пожарной безопасности на объекте постоянно, но в этом случае проверки со стороны ГПН не осуществляются.

Внедрение пожарного аудита было обусловлено рядом причин.

Первая - изменение профиля собственника. Если раньше вся собственность в стране принадлежала государству, а частная собственность составляла ничтожную часть, то теперь в частной собственности находится не менее половины помещений, являющихся объектами пожарной защиты. В советские времена инспекторы могли прийти с проверками соблюдения норм пожарной безопасности на какое-либо предприятие в любое время. Так собственник всех объектов (государство) следил за обеспечением пожарной безопасности своего имущества. Штрафы как мера воздействия на нерадивых руководителей предприятий были невысокими.

Времена изменились. За пожарную безопасность на объекте по-прежнему отвечает собственник, но собственность стала частной. Собственник несет ответственность за сохранность своего имущества и за жизнь людей, которые находятся на принадлежащем ему объекте. При этом консультирование и экспертная деятельность уже не входят в обязанности пожарного инспектора, он осуществляет только надзор.

Второй причиной, которая обусловила появление пожарного аудита, стало значительное увеличение в стране сектора малого и среднего бизнеса. Посудите сами, сегодня государственный пожарный надзор обслуживает более трех миллионов различных объектов. На одного инспектора приходится порядка 200 - 240 различных предприятий и организаций. Понятно, что такое соотношение говорит не в пользу качества надзора и эффективности защиты от пожаров.

Третья причина для появления пожарного аудита - развитие страхового рынка. При проведении предстраховой экспертизы имущества целесообразно использовать результаты независимой оценки пожарного риска, так как ее проводят высококвалифицированные специалисты в области пожарной безопасности. Да и собственник не в накладе: получает "два в одном" - заключение для страховой компании и освобождение от проверок ГПН на три года.

Четвертой причиной стали избыточные административные барьеры на пути развития малого и среднего предпринимательства. Задача государства - снизить административные барьеры и дать бизнесу большую свободу. В этой связи был введен такой инструмент, как расчет пожарного риска, который позволяет снизить затраты собственника на обеспечение пожарной безопасности. Вместо установки дорогостоящего оборудования собственник помещения может провести расчет пожарного риска и доказать пожаробезопасность объекта или применить такой расчет в случае, если объект является памятником культуры и установка требуемого оборудования может негативно сказаться на сохранении внешнего вида культурного объекта.

Вместе с тем задача любого бизнеса - получить максимальную прибыль. Поэтому решение вопросов пожарной безопасности предпринимателями часто откладывается на потом, забывается или вообще не рассматривается. Зная, что достаточно большая часть собственников объектов охраны не являются добросовестными и они в большей степени нацелены на то, чтобы избежать проверок и штрафов, а не на то, чтобы повысить пожарную безопасность своего объекта, государство пошло на увеличение штрафных тарифов.

Итак, изменение экономической системы в стране потребовало и реорганизации системы надзора пожарной безопасности объектов. Государство взяло курс на внедрение независимой оценки рисков, пожарного аудита и пожарного декларирования как альтернативных способов доказательства соответствия объекта требованиям пожарной безопасности. Пожарный надзор для объектов, где используются эти инструменты, сводится к минимуму, проверки становятся документарными или не проводятся вообще.

В соответствии с п. 31 Приказа МЧС России от 28.06.2012 N 375 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности" "планирование проверок осуществляется на основе анализа обстановки с пожарами... сведений о проведении независимой оценки пожарного риска (НОР) на объектах защиты, выполненной аккредитованной в установленном порядке организацией, с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности...".

В случае поступления до утверждения ежегодного плана в орган ГПН, непосредственно осуществляющий государственную функцию на объекте защиты, заключения НОР плановые проверки в отношении таких объектов защиты планируются по истечении трех лет со дня поступления в орган ГПН заключения НОР.

Непринятие органами ГПН к сведению заключений НОР, поступивших на стадии планирования проверок, является прямым нарушением Административного регламента (Письмо МЧС России от 09.08.2013 N 19-3-1-3329).

Еще одним экономическим стимулом для участия предпринимателей в системе независимой оценки рисков становится предоставление им органами власти различных льгот в случае, если заключение экспертизы будет иметь положительную оценку. И они уже есть. Например, организация для целей налогообложения вправе учитывать в расходах стоимость услуг по проведению независимой оценки пожарного риска при наличии соответствующего документального подтверждения понесенных расходов.

Аудит пожарной безопасности осуществляется исключительно в добровольном порядке, поэтому предприниматели смогут самостоятельно или при помощи независимой экспертной организации задекларировать обеспечение пожарной безопасности на своем объекте и нести ответственность за ее выполнение перед третьими лицами и государством.

Пожарным аудитом в России занимаются уже более 600 аккредитованных организаций, в составе которых более 2300 экспертов. Деятельность организаций, проводящих независимую оценку пожарного риска, в настоящее время пока еще не сопоставима с деятельностью надзорных органов МЧС России. Вместе с тем уже более 20 000 организаций отдали предпочтение проведению независимой экспертизы, и в соответствии с действующим законодательством их объекты освобождены от плановых проверок органами ГПН.

 

Экономическая выгода

 

Давайте поразмышляем над высказыванием многих недальновидных "философов", которые говорят, что независимая оценка пожарных рисков неинтересна и финансово невыгодна для лица, управляющего объектом защиты, так как ту же самую работу может сделать инспектор государственного пожарного надзора на безвозмездной основе.

Да, это так. Действительно, инспектор приходит бесплатно, а аудитор за деньги. Но! Давайте не будем забывать, что, не уделяя должного внимания обеспечению пожарной безопасности и дождавшись прихода надзорного органа, юридическому лицу придется заплатить штраф за нарушение требований пожарной безопасности в размере от 150 до 600 тыс. руб. В условиях особого противопожарного режима эта цифра составит миллион рублей. Возможна и приостановка деятельности предприятия на 90 суток. В итоге утраченная выгода может составлять миллионы рублей и потерю бизнеса. При этом затраты, связанные с обеспечением пожарной безопасности на объекте защиты, предприниматель все равно понесет.

Далее ответим на вопрос, смогут ли руководители среднего и малого бизнеса, не обладая специальным набором знаний в области пожарной безопасности, самостоятельно обеспечить должный уровень пожарной безопасности на объекте защиты, и таким образом избежать неотвратимости наказания? Вероятнее всего, нет!

Предположим другое развитие событий. Руководитель малого и среднего бизнеса возьмет в штат специалиста в области пожарной безопасности со средней зарплатой хотя бы в 30 тыс. руб. За год затраты на такого специалиста с учетом зарплаты, налогов, аренды рабочего места, расходных материалов и прочего составят примерно 600 тыс. руб.

Также есть и другой, бесплатный вариант. Руководитель получает пожарно-техническое образование в высшем учебном заведении в течение пяти лет и раз в пять лет проходит переподготовку. В результате чего он прекрасно знает, как обеспечить пожарную безопасность на объекте защиты, и может разговаривать с начинающими пожарными инспекторами на одном языке. Помимо этого, не забудем отправить его получить знания на уровне молодого специалиста трудовой инспекции, санитарно-эпидемиологической, налоговой, финансовой и так далее. В итоге мы получим квалифицированного во всех отраслях и уверенного в себе руководителя, правда, не моложе 150 лет.

Абсурдность данной ситуации заключается в том, что без привлечения квалифицированного специалиста руководитель всегда будет виноват в том, что он не может обеспечить должный уровень пожарной безопасности на объекте защиты, не неся определенных финансовых затрат и не имея необходимых знаний. А ведь, помимо этого, ему необходимо строить бизнес, уплачивать налоги, труд работников и так далее.

Проведение независимой оценки пожарного риска поможет избежать необоснованных финансовых затрат со стороны собственника.

Так, с помощью обоснованных расчетов пожарных рисков можно понять, что индивидуальный вероятный риск на объекте защиты достигает 1/1 000 000 и нет необходимости необоснованно монтировать дорогостоящие системы, которые лягут на себестоимость производимых предприятием продуктов или услуг. Проведение независимой оценки пожарного риска на объектах защиты малого и среднего бизнеса минимизирует их расходы. Как пример, средняя стоимость аудита составит 50 - 100 тыс. руб. Последующие ежемесячные затраты на работы с частичной занятостью специалиста по пожарной безопасности на аутсорсинге потребуют около 5 тыс. руб.

Ну а проведение НОР на крупных предприятиях за счет экономии на установке дорогостоящего оборудования и его обслуживании позволяет сэкономить миллионы рублей. Но это ничто по сравнению с сохранением человеческих жизней! Кроме того, организация для целей налогообложения вправе учитывать в своих расходах стоимость услуг по независимой оценке пожарного риска в отношении своих помещений. Да и руководитель узнает реальное положение вещей в области пожарной безопасности на вверенной ему территории.

Итак, сравнение бесплатного инспектора и платного аудитора явно не в пользу первого!

Наша задача - донести до руководителей их выгоду по проведению независимой оценки пожарных рисков и своевременного обеспечения пожарной безопасности на объекте и дать им понять, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

Подведем итог, что дает независимая оценка пожарного риска:

- освобождение от проверок органами ГПН;

- снижение стоимости мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

- уверенность руководителя, что граждане, находящиеся на его объекте, находятся в безопасности;

- возможность использования заключений для целей залога, предстраховой экспертизы и т.д.

А как не ошибиться в выборе экспертной организации? Прежде всего необходимо обратить внимание на наличие у организации, проводящей НОР, аккредитации МЧС России на проведение названных работ. В противном случае МЧС России не признает результаты. Также немаловажно выяснить, подтверждена ли компетентность эксперта сторонними организациями. Подтверждающими документами могут являться аттестат добровольной системы сертификации общественной организации, свидетельства саморегулируемых организаций о членстве. Наличие таких документов является гарантией того, что эксперт не "пропадет" и не убежит от ответственности, так как финансово за него отвечает саморегулируемая организация. Реестр таких экспертов опубликован на сайте http://www.consult-cct.ru/#.

Д.Ваганова

Н.Афанасьев

"Современные страховые технологии", 2015, N 4

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443 (22.10.2015)
Просмотров: 286 | Теги: безопасность, надзор, пожарный | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016