Пятница, 27.04.2018, 01:34
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ

Г.А.Гилев, К.И.Гвоздева, И.А.Комлев
Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ

Развитие массового спорта и вовлечение населения в занятия физической культурой и спортом в настоящее время является первоочередной задачей всех ветвей власти России. Студенческая молодежь России должна стать мощной силой, определяющей и реализующей перспективу развития страны. Именно она несет потенциал созидания, направленного на обеспечение социального и экономического прогресса. Но, очевидно, эту свою миссию молодежь будет способна выполнить в полной мере лишь при соответствующей политике государства, реализуемой Министерством образования и науки. На повестку дня остро встает вопрос о необходимости создания условий работы кафедр физического воспитания в вузах, чтобы уровень развития физических качеств и, связанное с этим развитием, функциональной перестройки организма являлся фундаментом здоровья на всю последующую жизнь. Другая, исключительно важная, прерогатива работы кафедр физического воспитания является формирование у студентов морально-волевых качеств - целеустремленности, настойчивости в достижении поставленной цели, выносливости и других психологических характеристик, определяя в целом уровень их работоспособности на долгие годы. Исходя их этих позиций, неоспорима и исключительно высока роль кафедр физического воспитания вузов в деле подготовки студентов к профессиональному труду и формирования здорового не только нынешнего, но и будущего поколения. Студенческая молодежь России должна стать мощной силой, определяющей и реализующей перспективу развития страны. Именно она несет потенциал созидания, направленного на обеспечение социального и экономического прогресса державы.

Низкий уровень физической подготовленности россиян на сегодняшний день, характеризующий уровень состояния их здоровья, является следствием неудовлетворительного физического воспитания детей младшего возраста, учащихся школ и студенческой молодежи. Отсутствие должного физического воспитания подрастающего поколения неизбежно приводит к высокой заболеваемости, низкому уровню рождаемости и преждевременной смерти. Это печальная действительность сегодняшнего дня. Масштабы иррационального физического воспитания подрастающего поколения настолько критичны, что несовместимы с понятием полноценного воспитания здорового, физически подготовленного, творчески активного специалиста и будущего долгожителя.

Начиная с ясельного возраста и до окончания вуза, наблюдается неизменная тенденция ухудшения состояния здоровья в воспитательных и образовательных учреждениях. По окончании средней школы практически здоровых (основная медицинская группа) школьников насчитывается менее 25% (по данным РАМН). Порядка 20-30% (в зависимости от региона РФ) поступают на первый курс абитуриенты с наличием патологических отклонений в состоянии здоровья (специальная медицинская группа). За время обучения в вузе их количество неизменно увеличивается. При этом количество студентов в результате успешной физической реабилитации, переведенных в подготовительную медицинскую группу (отчасти восстановивших уровень состояния здоровья) за период обучения в вузе в среднем не превышает 3% [1]. Положительный мониторинг физической подготовленности студентов в среднем не превышает 20% от числа обучающихся в высших учебных заведениях [2].

Здоровье молодежи является социально значимой ценностью общества, важнейшим условием успешной реализации профессиональных знаний, мастерства, творческой активности и работоспособности будущих специалистов. Государство вкладывает огромные средства на физическую культуру в системе вузовского образования. Однако положительный эффект в развитии физических качеств и повышении резервных возможностей организма студентов оставляет желать лучшего.

Необходима новая, адекватная сложившимся социально-экономическим условиям стратегия физического развития подрастающего поколения. Начинать осуществлять эту стратегию необходимо повсеместно и в первую очередь в высших учебных заведениях, которые по своему статусу имеют материальное, законодательное и кадровое обеспечение для активного внедрения здорового образа жизни в повседневную жизнь студентов.

Основными причинами неудовлетворительной организации физического воспитания студентов, является недостаточный программный объем двигательной активности, отсутствие должного контроля (зачетов, экзамена), а также нормативной организации проведения занятий по физической культуре со студентами в условиях вуза.

Академические занятия по ФК, проводимые в рамках учебного расписания в объеме 2-4-х академических часов в неделю (400 часов за период обучения), в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по физической культуре для студентов вузов, явно не достаточны для развития физических и функциональных возможностей организма человека в студенческом возрасте. К тому же совместное проведение занятий со студентами основной (физическое развитие выше среднего) и подготовительной (низкие физические и функциональные показатели) медицинских групп, следуя нормативным документам МИНОБРНАУКИ, далеко нерационально как для одних, так и для других.

К сожалению, ни один нормативный документ МИНОБРНАУКИ РФ не предусматривает введение домашних заданий по предмету "Физическая культура". Тогда как результаты исследований, подтвержденные практикой вузов, где физическое воспитание студентов поставлено на должном высоком уровне, научно обосновывают целесообразность проведения учебно-тренировочных занятий со студентами для повышения их физической подготовленности и функциональных возможностей в объеме не менее 8-ми часов в неделю.

Здоровье людей, как известно, обусловлено в большей своей части образом жизни. Фактически, преподаватели кафедр физического воспитания сталкиваются, в подавляющем большинстве случаев, с отсутствием у студентов желания вести здоровый образ жизни с позиций развития своих физических и функциональных возможностей. В семье ребенка, как правило, приучают ежедневно умываться, чистить зубы, но в абсолютном большинстве случаев забывают о физическом и функциональном развитии его организма.

Наличие в настоящее время 2-х зачетных единиц на 8-ми семестрах обучения в вузе по предмету "Физическая культура" далеко не служит студентам мотивирующим фактором для регулярных занятий физической культурой и спортом. А для преподавателей кафедр физического воспитания - скорее дискриминацией предмета в имидже его оздоровительной и социальной ценности, значимости в профессиональном образовании.

Результаты анализа представленных материалов проведения учебно- тренировочных занятий со студентами на кафедрах физического воспитания, занимающих передовые позиции в ежегодно проводимых смотрах-конкурсах на лучшую организацию учебной, физкультурно- оздоровительной и спортивно-массовой работы вузов г. Москвы [3] позволяют сделать заключение о возможности ликвидации негативных явлений в образовательном и воспитательном процессе студентов по предмету "Физическая культура" в случае, если при разработке новой программы по физической культуре для студентов высших учебных заведений предусмотреть:

1. С учетом контингента студентов раздельное проведение занятий со студентами основной и подготовительной медицинских групп;

2. Введение самостоятельных (домашних) занятий видами физических упражнений или спорта объемом 4-6 часов в неделю под руководством (выдача тренировочных заданий) и контролем преподавателей кафедр физического воспитания, практическая аудиторная нагрузка которых должна быть не более 4-х часов за учебный год на 1 -го студента;

3. Введение дифференцированных зачётов в каждом семестре с учётом средней величины оценочных баллов обязательных (программных) контрольных (тестовых) упражнений для студентов основной медицинской группы. При этом положительная оценка проставляется при положительном мониторинге результативности выполнения контрольных упражнений или тестовых показателей. Студенты подготовительной медицинской группы оцениваются по положительному мониторингу физической подготовленности. Для реализации последнего положения необходимо разработать дифференцированные оценочные таблицы по каждому обязательному (программному) тесту или контрольному упражнению. Студенты специального медицинского отделения оцениваются с учётом положительного мониторинга в физических упражнениях (6-8), отрицательно не влияющих на заболевание и в которых студент может улучшать свою результативность. Виды упражнений разрабатываются самим студентом и согласуются с преподавателем;

4. Для студентов основной медицинской группы занятия проводить с преимущественной направленностью по видам спорта. Преимущественная направленность занятий со студентами подготовительной медицинской группы должна обеспечивать переход их в основную медицинскую группу. Для студентов специальной медицинской группы занятия с проводить с акцентом на использование соответствующих средств физической реабилитации (лечебной физической культуры) при данном заболевании при систематическом контроле (не реже 1 раза в семестр) со стороны медицинских работников;

5. Утверждённый в настоящее время минимальный объём аудиторных (400) часов вносить в расписание с 1 -го по 6-ой семестры;

6. Итоговую аттестацию проводить в форме экзамена. При этом общая (включающая теоретические, методико-практические знания и двигательные возможности) экзаменационная оценка и дифференцированная оценка за каждый семестр обучения не должны быть выше, чем оценка за выполнение практических контрольных (тестовых) нормативов.

Список литературы

1. Гилев Г.А. Реабилитация студентов специальной медицинской группы в условиях высшего профессионального образования /Г.А. Гилев, А.И.Попков // Вестник спортивной науки. ФГБУ ФНЦ ВНИИФК. - 2014. - № 1.- С 73-76
2. Гилев Г.А. Физическая и функциональная подготовленность студентов специальной и основной медицинских групп. / Гилев Г.А., Романовский С.К. // Культура физическая и здоровье. - 2015. - № 2(53). - С 103-106.
3. Гилев Г.А. Инициатива департамента физической культуры и спорта Москвы на благо здоровья студентов и страны / Г.А. Гилев, Н.Е. Максимов // Через физическую культуру и спорт - к здоровому образу жизни. Материалы II Международной научно-практической конференции [Электронный ресурс] / отв. за выпуск Е.А. Жданова. - Электрон. дан. - Уфа: Уфимский гос. ун-т экономики и сервиса. - 2014.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. Сборник научных трудов участников X Международной научно-практической конференции, декабрь 2015 г., Тула

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (26.01.2018)
Просмотров: 105 | Теги: физические качества | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь