Пятница, 20.07.2018, 05:43
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Повышение учебной мотивации студентов-спортсменов

В.М.Афанасьева, Ф.Р.Зотова

Повышение учебной мотивации студентов-спортсменов

Аннотация. В статье рассмотрены способы стимулирования учебной деятельности студентов-спортсменов. Предложены меры, способствующие повышению учебной мотивации для данной категории студентов, а также меры, стимулирующие преподавателей активно принимать участие в построении студентами-спортсменами их академической карьеры, реализованные в локальных нормативных актов вуза.

Ключевые слова: мотивация, двойная карьера, студенты- спортсмены.

 

В настоящее время в России нет единого комплекса мер, позволяющего вузам создать оптимальные условия студентам-спортсменам для реализации «двойной карьеры». Данная категория студентов вынуждена развивать свою спортивную карьеру в ущерб академической, т.к. совместить тренировочный и учебный процессы в современных условиях крайне сложно. Большую часть учебного года спортсмены проводят на тренировочных занятиях, сборах, соревнованиях и не имеют возможности регулярно посещать учебные занятия в вузе или в срок проходить промежуточную аттестацию. Сочетания академической и спортивной карьер усложняется отношением спортивных клубов к получению высшего образования своими членами. Несмотря на то, что клубы декларативно заявляют об участии в учебе своих спортсменов, в 99% случаев они озабочены лишь их спортивными достижениями. Поэтому студентам-спортсменам приходится решать учебные проблемы в вузе самостоятельно. В связи с вышесказанным возрастает ответственность администрации и профессорско-преподавательского состава в обеспечении условий интеграции академической и спортивной карьер студентов-спортсменов, а также стимулирования создания «двойной карьеры».

Разберем понятие «стимулирование» в отношении не только студентов-спортсменов, но и преподавателей, принимающих непосредственное участие в решении проблем, возникающих при обучении вышеназванной категории студентов, и способных влиять на своих подопечных.
Стимул — это внешнее побуждение к действию, причиной которого является интерес (материальный, моральный, социально — психологический). Процесс использования стимулов для мотивирования людей называется стимулированием. Стимулирование выполняет важную роль действенных мотиваторов или основных носителей интересов.

Различают два вида стимулирования: материальное и нематериальное. Материальное стимулирование — это комплекс различного рода материальных благ, получаемых человеком за личный или групповой вклад в результате деятельности посредством профессионального труда; спортивной, учебной, научной и тд. Материальное стимулирование включает все виды денежных выплат и формы материального неденежного стимулирования: зарплата, премия, бонусы, дополнительные выплаты, подарки и др. [2] .

Центральное место в системе материального стимулирования тренеров — преподавателей принадлежит заработной плате, а студентов- стипендии, в том числе специальные стипендии; соответственно они являются наиболее мощным стимулом повышения эффективности деятельности.

Важнейшим направлением материального денежного стимулирования деятельности являются доплаты и надбавки, которые разделяются на гарантированные трудовым законодательством (обязательные к применению) и факультативные, определяемые локальными нормативными актами, разработанными в образовательной организации (например, коллективным договором, положением об оплате труда и т.п.). В этих документах могут быть указаны размеры доплат, надбавок тренерам- преподавателям за спортивные успехи студентов соответственно ранга спортивных соревнований (Универсиада, Всемирная Универсиада, Чемпионат Европы и Мира, Олимпийские игры). Мощным средством материального стимулирования также являются премии. Премии могут быть плановыми (ежегодные премии к завершению спортивного года), так и внеплановыми, связанными с результатами спортивных соревнований и являться оперативной реакцией образовательной организации на высокие спортивные результаты. При этом величина премии напрямую зависит от значимости спортивных побед.

Для стимулирования студентов-спортсменов могут применяться другие формы материального неденежного стимулирования:
— компенсация питания как в период пребывания в образовательной организации, так и в период организации учебно-тренировочных сборов и соревнований; оплата проезда и проживания во время сборов и соревнований;
— вручение подарков;
— обновление экипировки и спортивного инвентаря студенту-спортсмену за счет средств вуза (как правило, за счет средств от приносящей доход деятельности) .

Неденежное стимулирование преподавателей, курирующих студентов-спортсменов, может иметь следующие формы:
— компенсация стоимости отдыха;
— обеспечение путевками в санатории;
— компенсация стоимости аренды жилья;
— оплата сотовой связи и др.

Материальные факторы не являются единственной формой вознаграждения за спортивные успехи. Поэтому в высшем учебном заведении могут использоваться нематериальные формы стимулирования студентов- спортсменов и тренеров-преподавателей.

К основным методам нематериального стимулирования относятся:
— систематическое информирование педагогического коллектива высшего учебного заведения о результатах успешных спортивных выступлений студентов-спортсменов на заседаниях Ученого совета и иных расширенных совещаниях;
— освещение спортивных достижений студентов в локальных СМИ (сайт вуза, локальной информационной сети, газетах и журналах вуза, «витрине успехов вуза» и др.);
— создание в вузе галереи спортивной славы с ежегодным (ежеквартальным) обновлением ее содержания;
— систематическое информирование об успехах студентов-спортсменов в СМИ региона (региональное телевидение и радио, «Бизнес -онлайн» и др. региональных журналах и газетах) .

Обращаясь к опыту США, мы обнаружили прямую связь между успехами в учебе и участием в спортивных соревнованиях как один из наиболее эффективных способов стимулирования учебной деятельности студентов-спортсменов. Американские студенты-спортсмены не допускаются для участия в соревнованиях в случае низкой успеваемости в вузе. Однако данный способ не применим к реалиям российского студенческого спорта ввиду разницы в его организации, т.к. в США спортивная элита тренируется и выступает за вуз, в России же спортсмены либо являются членами спортивных клубов, либо тренируются вне вуза и защищают его честь лишь по причине обучения [7] .

Для стимулирования учебной мотивации студентов-спортсменов мы предлагаем утвердить в вузах физкультурного профиля некоторые локальные нормативные акты. Так, в Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма действуют следующие нормативные документы:

1. В академии утверждено положение, регламентирующее материальное и нематериальное стимулирование студентов-спортсменов.

2. Поощрение студентов, аспирантов, преподавателей и работников за высокие спортивные достижения производится в денежной форме согласно приказу, в котором утверждены размеры выплат в соответствии с уровнем спортивных достижений.

3. Освоение образовательной программы с применением дистанционных образовательных ресурсов и технологий, что позволяет студентам-спортсменам реализовывать учебно-познавательный и социально- коммуникативный процессы во время тренировочно-соревновательной деятельности. Таким образом, студент-спортсмен получает возможность выполнить образовательную программу в рамках утвержденного учебного графика одновременно со своей академической группой [4] .

4. Предоставление студентам-спортсменам освобождения от занятий как на период учебно-тренировочных сборов, так и на время участия в соревнованиях различного ранга. Освобождение от занятий могут получить члены сборных команд Российской Федерации, сборных команд регионов РФ и игроки профессиональных клубов [6] .

5. Начисление дополнительных баллов (до 25) в рамках промежуточной аттестации по всем дисциплинам при балльно-рейтинговой оценке знаний студентов [1, 2, 5] .

Для того, чтобы преподаватели активно участвовали в учебном процессе студентов-спортсменов, в Академии действуют следующие меры:

1. Ответственный за взаимодействие со студентами- спортсменами преподаватель на кафедре каждый месяц получает 10 баллов, из которых формируется премиальная часть заработной платы.

2. По итогам года составляется личный рейтинг каждого преподавателя, где учитывается курирование студентов-спортсменов. По результатам рейтинга определяется размер годовой премии.

В Поволжской академии спорта также принимают меры по нематериальному стимулированию учебной деятельности студентов-спортсменов, описанные ранее. Следует отметить, что благодаря нематериальному стимулированию для студента-спортсмена создается имидж, статус и узнаваемость, что формирует для него комфортную психологическую среду, а также помогает социализироваться в вузе.

Данные меры стимулирования учебной деятельности мотивируют студентов-спортсменов успешно выполнять учебную программу, при этом получать поощрения от вуза, сохраняя и приумножая спортивные результаты в процессе обучения в вузе.

Литература:

1. Афанасьева, В. М. Спортивная карьера или высшее образование? К вопросу об интеграции образовательного процесса и спортивной подготовки/ В. М. Афанасьева, Ф. Р. Зотова //Наука и спорт: современные тенденции.— 2014. Т. 4.— № 3.— С. 115-119.
2. Волковицкая Г. А. Стимулирование труда: критерии качества // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2007. № 27. С.29-38.
3. Зотова, Ф. Р. Отношение студентов-спортсменов к интеграции образовательного процесса и спортивной подготовки/ Ф. Р. Зотова, В. М. Афанасьева, Н.Х., Дав- летова, Ф. А. Мавлиев // Учёные записки Университета имени П. Ф. Лесгафта.— 2015.— № 10 (128). С. 73-79.
4. Положение об использовании дистанционных образовательных технологий в учебном процессе ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» от 05.09.2013 г. [Электронный ресурс] .— http://do.sportacadem.ru/ mod/resource/view.php?id=54014 (дата обращения 01.10.2015) .
5. Положение о балльно-рейтинговой оценке знаний студентов ФГБОУ ВПО Поволжская ГАФКСиТ / Принято решением Ученого совета ФГБОУ ВПО «Поволжская ГАФКСиТ» от 5.09.2013 г.— протокол № 1.— 16 с. [Электронный ресурс]. http://www.sportacadem.ru/ files/studentu/2015/polozhenie_o_brs.pdf (дата обращения 01.10.2015) .
6. Порядок предоставления освобождения от учебных занятий студентам ФГБОУ ВПО «Поволжская ГАФК- СиТ» от 31 мая 2012 г.— 2.с.
7. Hishinuma, E. S. An Update on NCAA College Freshman Academic Requirements: The Impact on Students with LD / Jorlournal of learning disabilities, Volume 32, number 4, JULY/AUGUST 1999, P. 362371.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (19.06.2018)
Просмотров: 39 | Теги: мотивация | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь