Воскресенье, 19.08.2018, 06:56
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Повышение социальной эффективности работы спортивных сооружений посредством организации на их базе физкультурно-оздоровительного клуба

М.А.Родионова

Повышение социальной эффективности работы спортивных сооружений посредством организации на их базе физкультурно-оздоровительного клуба

Аннотация: В статье показана необходимость комплексной оценки существующих физкультурно-спортивных сооружений с точки зрения их соответствия современным требованиям и более эффективного функционирования. Дана система критериев социальной эффективности. Для повышения социально-экономической эффективности спортивных сооружений рекомендуется развивать клубную физкультурно-оздоровительную работу в них.

Ключевые слова: спортивные сооружения, клубная физкультурно-оздоровительная работа, социальная эффективность.

 

Стратегическая цель государственной политики в сфере физической культуры и спорта — создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе на занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры, а также повышение конкурентоспособности российского спорта (Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009)).

Реализация этой цели будет осуществляться, в том числе через, развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом, развитие системы дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта, создание детских спортивных школ, а также секций и спортивных клубов для детей и взрослых (там же).

Анализ литературы и практики работы спортивных сооружений позволил выявить противоречие между потребностью в развитии инфраструктуры для занятий массовым спортом, повышении обеспеченности населения спортивными сооружениями и пока еще достаточно низкой эффективностью деятельности имеющихся сооружений [1].

Цель исследования — определить пути повышения социальной эффективность работы спортивных сооружений.

Методы исследования: анализ литературных источников по проблеме исследования, анализ нормативно- правовых документов, анкетный опрос с целью выявления интересов занимающихся, степени сплоченности родителей и детей, качества жизни, связанного со здоровьем у взрослых.

Всего в опросах приняло участие 40 респондентов двух спортивных сооружений Ханты-Мансийского автономного округа.

В экспериментальную группу вошли дети 10-12 лет (20 человек), их родители (20 человек), группа женщин (30 человек), занимающихся в группе здоровья. Все они были вовлечены в физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, проводимые созданным физкультурно-оздоровительным клубом.

В качестве контрольной базы выступило АУ «Югра- МегаСпорт» (ледовый дворец) г. Ханты-Мансийска. Контрольная группа — 20 детей (10-12 лет) и их родители (20 человек).

Результаты исследования и их обсуждение.

Важным показателем, характеризующим целесообразность ведения экономической деятельности, является социальная эффективность [2]. Социальный эффект заключается прежде всего в удовлетворении потребностей общества в услугах образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обеспечения, культуры и др. (там же).

Мы считаем, чтокритериями результативности деятельности спортивного сооружения, наряду с экономической эффективностью, необходимо считать критерии социальной эффективности: повышение интереса воспитанников к занятиям, улучшение детско-роди- тельских отношений, и качества жизни, связанного со здоровьем.

Добиться этих критериев возможно в рамках организации клубной физкультурно-оздоровительной работы с детьми и населением.
Для получения представлений о влиянии занятий в физкультурно-оздоровительном клубе на сформиро- ванность интереса к занятиям физической культурой и спортом нами было проведено анкетирование воспитанников экспериментальной и контрольной групп в начале (сентябрь 2014) и по окончании эксперимента (май 2015). Применялась «Анкета спортсмена» Р. А. Пи- лояна, 1984 г. в модификации Е. Г. Бабушкина, 2001 г.

В результате нами выявлено повышение интереса к занятиям в экспериментальной группе, средние балловые значения увеличились с 25,35±0,38 до 35,6±0,31 баллов, что подтверждено данными статистической значимости. Прирост средних балловых значений в контрольной группе оказался не значительным (с 27,55±0,39 до эксперимента до 30,45±0,30 баллов после) и остался на верхней границе не достаточно устойчивого интереса к занятиям, что отражено в таблице 1.

Таблица 1.
Сводная оценка сформированности интереса к физкультурно-оздоровительным занятиям детей 10-12 лет (в баллах)

где, 31-36 баллов — устойчивый интерес к физкультурно-оздоровительным занятиям;
27-30 баллов — недостаточно устойчивый интерес к занятиям;
26 баллов и менее — неустойчивый интерес к физкультурно-оздоровительным занятиям.

Таким образом, на основании представленных результатов можно сделать заключение, что в экспериментальной группе по окончании педагогического эксперимента сформирован устойчивый интерес к занятиям физической культурой и спортом.

Поддержать у детей положительное отношение физ - культурно-оздоровительным занятиям — важнейшая задача воспитания в семье.

Для изучения отношения родителей к детям нами использовался опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES-3). Опросник представляет собой один из наиболее известных стандартизированных опросников, предназначенных для оценки семейной структуры. Авторами данного опросника являются Д. X. Олсон, Дж. Портнер и И. Лави.

Для диагностики семейной сплоченности используются следующие показатели: «эмоциональная связь» (ЭС), «семейные границы» (СГ), «принятие решений» (ПР), «время» (В), «друзья» (Д), «интересы и отдых» (ИиО).

При сравнении показателей экспериментальной контрольной группы до и после педагогического эксперимента были получены следующие данные (таб. 2).

Анализируя представленные показатели, можно сделать вывод, что статистически значимые (p<0,05) различия были выявлены в контрольной и экспериментальной группах по шкалам «Эмоциональная связь», «Принятие решений» и «Интересы и отдых».

Результаты итогового тестирования по опроснику FACES-3 по параметру «Семейная сплоченность» позволили определить эффективность воздействия проведенной работы в физкультурно-оздоровительном клубе. Положительная динамика результатов особенно хорошо видна в экспериментальной группе.

У родителей и детей экспериментальной группы по 15 — балльной шкале «Эмоциональная связь» средний балл увеличился с 7,6±0,32 до педагогического эксперимента до 12,725±0,22 после педагогического эксперимента (р<0,01). Это показатель того, что совместная работа в клубе способствовала укреплению эмоциональной связи между родителями и детьми.

Увеличился средний балл экспериментальной группы по 5 — балльной шкале «Принятие решений» с 2,1±0,11 до педагогического эксперимента до 3,7±0,10 после педагогического эксперимента (р<0,05). Родители стали прислушиваться к мнению ребенка и учитывать его интересы при принятии решений, связанных с жизнью и взаимоотношениями в семье.

Изменился средний балл по 10-балльной шкале «Интересы и отдых» в экспериментальной группе с 7,65±0,20 до педагогического эксперимента до 9,125±0,07 после педагогического эксперимента (р<0,05). В контрольной группе достоверных различий не произошло. Увеличение среднего балла по этой шкале наглядно показывает стремление членов семьи участвовать в совместной творческой и спортивной деятельности, проводить совместно время, в том числе отдых.

Клубными формами были охвачено и взрослое население. Проводились физкультурно-оздоровительные мероприятия с женщинами 54-60 лет в группах акваа- эробики.

Для определения влияния клубных форм организации занятий в муниципальном автономном учреждении спортивной направленности на качество жизни, связанного со здоровьем взрослого населения нами использовалась русская версия опросника SF-36 ^2тм (SF-36) валидизированная межнациональным центром исследования качества жизни г. Санкт-Петербурга.

В исследовании приняли участие женщины в количестве 30 человек. Анкетирование проводилось в 20142015 гг.

Результаты представляются в виде оценок в баллах по 8 шкалам, составленных таким образом, что более высокая оценка указывает на более высокий уровень качества жизни.

Рис. 1. Динамика показателей значений физического и психического компонентов здоровья женщин до и после педагогического эксперимента

где, (PF) физическое функционирование (RP) ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием (GH) общее состояние здоровья (VT) жизненная активность (SF) соц. функционирование (MH) психическое здоровье

В ходе исследования было установлено, что показатель «физического функционирования» (PF), отражающий степень, в которой физическое состояние ограничивает выполнение физических нагрузок, у женщин посещающих организованные физкультурно-оздоровительные клубные занятия результаты итогового анкетирования в среднем значительно выше, чем результаты предварительного анкетирования 22±3,5 баллов против 13±6 баллов соответственно.

По показателям «ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием» (RP) и «общее состояние здоровья» (GH) наблюдалась та же тенденция.

В целом по группам показателей, составляющих физический компонент здоровья, следует отметить наличие средних и высоких балловых значений в обоих тестах.

Сводные данные по обеим анкетам испытуемых отражены на рисунке 1.

Таблица 2.
Показатели диагностики семейной сплоченности в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах до и после педагогического эксперимента

Если рассматривать группу показателей психического компонента здоровья, то необходимо сказать о наличии незначительных различий в балловых значениях по двум анкетам.

Так же занятия, проводимые по программе физкультурно-оздоровительного клуба, вызвали заинтересованность подростков и положительно сказались на количестве пропусков занятий по болезни воспитанников экспериментальной группы (таб. 3).

Таблица 3.
Пропуски занятий подростков по болезни до и после педагогического эксперимента

Заключение:

Использование клубных формы работы в муниципальном автономном учреждении привело к улучшению показателей социальной эффективности деятельности учреждения по следующим характеристикам: интерес к занятиям физической культурой и спортом; эмоциональная связь и семейная сплоченности родителей и детей; показатели качества жизни, связанного со здоровьем у взрослого населения.

Литература:

1. Кузьмичева Е. В. Социальная эффективность работы спортивных сооружений / Е. В. Кузьмичева / Теория и практика физ. культуры. — 2016. — № 4.— С. 36-39.
2. Юрьева, Т. В. Социальная экономика: Учеб.для студ. вузов, обучающихся по эконом, спец. — М.: Дрофа, 2001.— 352 с.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (21.07.2018)
Просмотров: 21 | Теги: спортивные сооружения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь