Пятница, 20.09.2019, 21:11
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ДИАЛОГА ЕВРОПЕЙСКОГО И ЕВРАЗИЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Е.А.Горбашко

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ДИАЛОГА ЕВРОПЕЙСКОГО И ЕВРАЗИЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Аннотация. В статье рассмотрены международные подходы к повышению качества высшего образования как фактора, обеспечивающего устойчивое развитие государства. Рассмотрены возможности, создаваемые Болонским процессом, Европейской и Евразийской интеграцией с учётом национальных особенностей. Показана роль сетевых университетов и иных международных организаций, создаваемых в целях гармонизации систем образования различных стран. На примере СПбГЭУ рассмотрены возможности участия и выгоды, получаемые от международной интеграции. Представлены разработанные при участии автора рекомендации Парламентам и Правительствам государств - участников СНГ по повышению качества образования в государствах - участниках СНГ.

Ключевые слова: качество образования, европейская и евразийская интеграция, Болонский процесс, профессиональные компетенции, образовательная среда, сетевые университеты, устойчивое развитие


В современных условиях активно развиваются процессы формирования международного образовательного пространства. В последние годы четко выделились два направления развития международных интеграционных процессов в образовании: европейское пространство высшего образования и евразийское образовательное пространстве.

Эти процессы направлены на взаимное сближение образовательных систем на основе повышения качества образования, которое в свою очередь выступает одним из важнейших показателей качества жизни населения.

В развитии Европейского образовательного пространства в контексте Бо- лонского процесса выделяют два этапа:

1999-2010 гг. - этап формирования Европейского пространства высшего образования (European Higher Education Area (EHEA),

2010-2020 гг. - этап консолидации ЕПВО в рамках интернационализации. Каждая страна - участник Болонского процесса представляет определенный пул экспертов, которые активно участвуют в реформировании образовательных систем на уровне вузов, используя лучшие европейские и российские практики, что дает возможность совершенствовать качество образования в вузах.

Следует подчеркнуть, что Европейское образовательное пространство в настоящее время формирует новые направления развития.

Состоявшийся в Ереване мае 2015 года четвертый Форум по Болонской политике показал новые ориентиры в формировании политического диалога и сотрудничества не только внутри Европы, но и во взаимодействии с другими континентами, среди которых важное место отводится Евразии.

Европейское и евразийское сотрудничество в данном контексте предполагается на основе взаимного доверия и взаимопонимания, основой которого, прежде всего, выступает качество образования.

Среди приоритетов сотрудничества:

1. Разработка национальных рамок квалификаций и профессиональных стандартов, а также их межстрановая гармонизация.

2. Повышение качества обучения и преподавания:

• продвижение педагогических инноваций, цифровых технологий в обучении и преподавании;

• содействие связи между образованием и наукой;

• развитие компетенций, которые могут наилучшим образом удовлетворить личные стремления и потребности общества, четкое описание результатов обучения и учебной нагрузки, гибкие траектории обучения и соответствующие методами преподавания и оценки;

• повышение качества преподавания на основе повышения квалификации профессорско-преподавательского состава;

• вовлечение студентов и других заинтересованных сторон в разработку образовательных программ и оценку качества обучения (студенто-центрированное обучение).

3. Обеспечение востребованности выпускников в течение всей их трудовой жизни:

• формирование необходимых компетенций в диалоге с работодателями;

• баланс теоретической и практической составляющей, международная мобильность (расширение компетенций и вариантов трудоустройства).

4. Придание инклюзивности системам высшего образования. Расширение возможностей предоставления образовательных услуг разным категориям обучающихся (эмиграция, неблагополучные районы конфликтов), в том числе развитие обучение LLL.

5. Реализация согласованных структурных реформ. Общая структура степеней и система перевода и накопления зачетных единиц, общие стандарты и руководства по обеспечению качества, мобильность, совместные программы.

В формировании Евразийского образовательного пространства наблюдается тенденция создания сетевых университетов для обеспечения потребностей подготовки кадров для функционирования и развития экономических союзов (СУ СНГ, СУ ШОС, БРИКС, ЕСУ, Университетский Альянс нового Шелкового пути и др.)

Каждый из этих сетевых университетов имеет свою программу стратегического развития в области интеграционных образовательных и научных проектов, в которой значительное место отводится качеству образования.

Между тем наблюдается тенденция их дальнейшего взаимодействия, связанная с развитием самих экономических союзов.

8 мая 2015 г. подписано совместное заявление России и Китая о сопряжении Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП).

Сопряжение позволит преодолеть потенциальные противоречия в Центральной Азии, ЭПШП и ЕАЭС отныне являются не конкурирующими, а взаимодополняющими проектами: ЕАЭС предлагает институциональные рамки взаимодействия двух стран, а Китай способен предоставить инвестиционные ресурсы для совместных проектов.

Предпосылки для полномасштабного экономического сотрудничества в регионе - в перспективе - сообщество Большой Евразии.
В СПбГЭУ уделяется значительное внимание качеству образования, при этом мы используем как возможности европейского, так и евразийского сотрудничества. СПбГЭУ уже шесть лет выступает соорганизатором международного форума «Евразийская экономическая перспектива», в рамках которого ежегодно организовывается круглый стол по гуманитарному сотрудничеству, на котором обсуждаются проблемы повышения и обеспечения качества образования. Все большую известность приобретает международная конференция «Национальные концепции качества», которая организовывается СПбГЭУ при участии российских и зарубежных партнеров. В ходе конференции не только проводится круглый стол по обеспечению качества образования, но и организовываются семинары в аккредитационных агентствах европейских стран (Финляндии, Дании, Ирландии, Италии, Франции).
СПбГЭУ является участником ЕСУ, выполняет ряд международных проектов с вузами СНГ, что позволяет повысить качество образования как в самом университете, так и в вузах партнерах.

В настоящее время под руководством и при непосредственном участии автора выполняется проект по заказу МПА СНГ по разработке проекта рекомендаций «О повышении качества образования в государствах - участниках СНГ». Цель рекомендаций определяется необходимостью сближения и гармонизации законодательства государств - участников СНГ для создания общего образовательного пространства, развития сотрудничества в области образования, науки и культуры, активизации мобильности научно-педагогических работников и обучающихся в целях повышения качества подготовки кадров, способных работать в условиях международной интеграции, ориентируясь на реализацию совместных проектов в актуальных областях сотрудничества.

Рекомендации направлены на реализацию Программы разработки в 20172019 гг. проектов модельных законодательных актов, рекомендаций и других документов МПА СНГ, проведения международных мероприятий, инициированных Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации для сближения и гармонизации законодательства государств - участников СНГ, утвержденной Советом палаты Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Современное динамичное развитие государств - участников СНГ происходит в условиях изменения мировой геоэкономической конфигурации, геополитических конфликтов, формирования альтернативных коалиций и моделей развития. В этой связи решающее значение для более полной реализации экономического и политического потенциалов этих стран приобретает формирование общего научно-образовательного пространства как пространства доверия и открытости для реализации творческих потенциалов государств - участников СНГ, подготовки высококвалифицированных кадров для их индустриального, инновационного и инфраструктурного развития.

С повышением роли образования в обеспечении устойчивого социально- экономического развития в государствах - участниках СНГ происходят существенные изменения в сфере образования, затрагивающие в целом как саму методологию образования, его глобальные цели и задачи, так и содержание образования, подходы к разработке образовательных стандартов и программ, формы и методы обеспечения качества образования.

Формируя общее образовательное пространство СНГ, внедряя современные подходы и лучшие практики обеспечения качества образования, необходимо учитывать историческую общность народов, духовное и культурное наследие, сложившееся на территории СНГ, стремиться к реализации общих исторических целей. При этом необходимо обеспечивать сохранение культурного и языкового многообразия и толерантности к многоязычной образовательной среде.

Предлагаемые рекомендации распространяются на дошкольное, общее образование (начальное, основное, среднее), среднее профессиональное образование, высшее образование (бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура), дополнительное образование. При этом должна учитываться специфика законодательно определенных уровней образования в каждом из государств - участников СНГ.

Рекомендации Парламентам и Правительствам государств - участников СНГ по повышению качества образования в государствах - участниках СНГ базируются на:

• сближении законодательства и гармонизации подходов по обеспечению качества образования государств-участников СНГ, исходя из потребностей и интересов социально-экономического развития государств-участников СНГ;

• преемственности различных уровней образования путем формирования единых требований и образовательных стандартов, реализуемых на территории государств-участников СНГ;

• гармонизации системы оценки качества образования путем создания и развития системы сопоставимых критериев, методик и технологии оценки качества образования;

• дополнении модельного Образовательного кодекса для государств- участников СНГ разделом «Национальные рамки квалификаций» и на этой основе создание условий для разработки и применения на территории государств - участников СНГ Единой рамки квалификации для обеспечения прозрачности и сопоставимости квалификаций в интересах повышения качества образования и обучения, расширения академической и трудовой мобильности, развития обучения в течение всей жизни государств-участников СНГ;

• создании условий для непрерывного образования в течение всей жизни.

В области высшего образования необходимо сосредоточиться на обеспечении фундаментальности высшего образования как содержательной основы повышения качества высшего образования, формировании образовательных программ на основе компетентностных моделей выпускника, ориентации на студентоцентрированное обучение.

Представляется целесообразным формирование единых образовательных стандартов высшего образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура), реализуемых на территории государств - участников СНГ.

Необходимо создание и развитие системы сопоставимых критериев, методик и технологии оценки качества высшего образования с целью обеспечения гармонизации системы оценки качества образования. Формирование единых принципов, процедур и методов аккредитации образовательных организаций и образовательных программ и признания аккредитационной экспертизы.

Исключительно важным представляется сближение законодательства и гармонизация подходов по обеспечению качества образования в государствах - участниках СНГ в соответствии с требованиями Болонского процесса и связанного с ним процесса реформирования систем высшего образования и формирования международного образовательного пространства.

Рекомендуется развитие сетевых программ на различных уровнях высшего образования, необходимыми условиями организации которых являются:

• наличие нормативно-правовой базы регулирования правоотношений участников сети (консорциума);

• договорные формы правоотношений между участниками сети;

• наличие в сети различных организаций, предоставляющих обучающимся реальную возможность выбора в построении индивидуальных образовательных траекторий;

• возможность академической мобильности обучающихся и преподавателей образовательных организаций, входящих в сеть; возможность организации зачета и перезачета результатов по учебным модулям, дисциплинам и образовательным программам.

Повышение качества профессорско-преподавательского состава на основе формирования эффективной системы повышения квалификации, отвечающей современным требованиям цифровой экономики и потребностям рынка труда, формирование системы эффективного контракта, стимулирующего показатели качества работы научно-педагогических работников вузов.

Развитие интеграции образования - науки - бизнеса с целью формирования образовательных программ, отвечающим потребностям рынка труда и реализующим результаты современных научных исследований, создание научных центров и лабораторий в вузах при поддержке бизнес-структур, выполняющих разработки в приоритетных научных направлениях сотрудничества государств- участников СНГ.

Источник: Научный журнал «Вестник факультета управления СПбГЭУ». 2018. Выпуск 3 (ч.1)


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (27.08.2019)
Просмотров: 20 | Теги: Болонский процесс, качество образования | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь