Пятница, 03.04.2020, 00:23
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ НА ОСНОВЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ И МОНИТОРИНГА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА О

Н.А. Карташова, А.Е. Майорова

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ НА ОСНОВЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ И МОНИТОРИНГА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Рассматриваются вопросы повышения эффективности системы управления дошкольной образовательной организацией на основе совершенствования системы контроля и мониторинга оценки качества дошкольного образования на уровне дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: дошкольное образование, качество образовательных услуг, контроль и мониторинг качества образования.

 

Новые условия развития российского общества выводят на передний план задачи модернизации отечественного образования, обусловливают поиск приоритетов развития образования для более полного и всестороннего развития личности. Дошкольное воспитание и обучение - первый уровень непрерывного образования, создающий развивающую среду для полноценного формирования конкурентоспособного поколения.

Содержание дошкольного образования претерпевает серьезные изменения: в условиях вариативности дошкольного образования серьезного внимания заслуживает контроль его качества, отход от жестко регламентированных форм и методов воспитания и обучения детей, требует использования новых образовательных технологий в рамках личносто-ориентированной педагогики, работы в рамках авторских программ, проективных технологий, использования других современных технологий в образовательном процессе [9; 10; 12].

Изменения в содержании образования требуют новых подходов и к управлению дошкольной образовательной организацией, способной вывести ее на новый, качественно более высокий уровень на основе актуализации функций перспективного планирования и прогнозирования, контроля и мониторинга оценки качества дошкольного образования, управления инновационной деятельностью; использованию современных информационных технологий, качественно новых подходов к обучению педагогических кадров [17].

Уже длительное время в российском дошкольном образовании (как и в сфере образования в целом) происходят существенные изменения, обусловленные необходимостью модернизации образования и повышения его качества. В современных условиях качество образования является важной характеристикой, определяющей конкурентоспособность как отдельных образовательных учреждений, так и национальных систем образования в целом [10, с. 68].

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование выделено как уровень общего образования. Соответственно, государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени [1]. Также в этом законе особо подчеркивается необходимость осуществления мониторинга образовательных систем разного уровня.

Введен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [2], что, согласно закону «Об образовании в РФ», означает «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (п. 1.5) направлен в т. ч. на достижение следующей цели: обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» дополняется нормативными документами, которые конкретизируют ряд его положений:

- Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» [5];

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» [6];

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию» и другие [7].

Таким образом, анализ нормативн-право- вых документов позволяет сделать вывод о необходимости организации мониторинга образовательного процесса, в т. ч. непосредственно в дошкольной образовательной организации (внутренняя система оценки качества образования).

На сегодняшний день нет единых подходов к определению параметров, по которым можно было бы выявить качество дошкольного образования, его результаты [8; 9; 11; 12; 14; 16; 19-21].

Ряд ученых (М.М. Поташник, Н.А. Селезнева, А.И. Субетто) определяют качество образования как единство трех составляющих [18, с. 26]:

- качество педагогической системы (т. е. условий, созданных для образования);

- качество процессов, протекающих в педагогической системе;

- качество результатов образовательной деятельности.

В качестве параметров, определяющих качество деятельности образовательной организации могут также выступать:

- качество ресурсообеспечения;

- образовательного процесса;

- управления и результатов работы образовательного учреждения как образовательной системы.

Авторы статьи находят необходимым дополнить группу показателей мониторинга качества образования в дошкольном учреждении также следующими дополнительными категориями:

- мониторинг образовательного процесса;

- мониторинг образовательных условий;

- мониторинг образовательных результатов;

- мониторинг системы управления ДОУ.

Для каждой группы показателей были сформулированы критерии их оценки (от 4 до 6 по каждой группе), а также методы получения оценок по ним (табл. 1).

Таблица 1
Показатели мониторинга качества образования в дошкольном образовательном учреждении

В целях обеспечения координации работы за проведение мониторинговых процедур в ДОУ была разработана матрица распределения ответственности с указанием должностных лиц и сферы ответственности за конкретные направления оценки (табл. 2).

Таблица 2
Матрица распределения ответственности за проведение мониторинговых процедур

Поскольку реализация проекта по совершенствованию системы контроля и мониторинга качества образовательных услуг представляет собой сложный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных этапов, для организационного обеспечения разработки и внедрения системы внутреннего мониторинга качества образования в ДОУ разработан календарный план-график внедрения системы (табл. 3).

Таблица 3
Календарный план работ по совершенствованию системы контроля и мониторинга качества образовательных услуг

В результате реализации предложенной модели образовательной организацией и другими участниками образовательного процесса может быть получена объективная информация о функционировании и развитии системы образования, выявлены позитивные и(или) негативные факторы, влияющие на качество образования, а также приняты управленческие решения по совершенствованию качества образования и повышению уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений. Также мониторинг может быть использован как инструмент прогнозирования и планирования работы учреждения и разработки планов развития.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://consultant.ru.
2. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 04.10.2018) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
3. Приказ Министерства науки и образования РФ № 1155 от 17 октября 2013 г. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» // Российская газета. - 2013. - 25 ноября. - № 6241. - С. 2-9.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru.
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eduinspector.ru.
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru.
8. Агранович М.Л. Управление качеством образования в регионе на основе показателей и индикаторов. / М.Л. Агранович. - М. : Логос, 2015. - 214 с.
9. Алексеева М.Ю. Система аудита качества образования в дошкольном образовательном учреждении / М.Ю. Алексеева [и др.]. - М. : Московский центр качества образования, 2012. - 162 с.
10. Беляков С.А. Модернизация образования в России: совершенствование управления / С.А. Беляков. - М. : МАКС-Пресс, 2015. - 437 с.
11. Виноградова Н.А. Мониторинг в современном детском саду : метод. пособие / Н.А. Виноградова [и др.] ; под ред. Н.В. Микляевой. - М. : Сфера, 2011. - 64 с.
12. Габдулхаков В.Ф. Повышение качества образования в условиях государственно-общественного управления / В.Ф. Габдулхаков, М.А. Ильина. - Казань, 2015. - 106 с.
13. Гильманова Л.В. Управление качеством педагогического взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи : дис. ... д-ра пед. наук / Л.В. Гильманова. - Набережные челны, 2014 - 205 с.
14. Лебедев О.Е. Модернизация управления образованием: перспективы и проблемы : метод. пособие для самоанализа управленческих проблем / О.Е. Лебедев. - СПб. : СПбАППО, 2016. - 96 с.
15. Сафонова О.А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении : дис. ... д-ра пед. наук. / О.А. Сафонова. - Нижний Новгород, 2014. - 316 с.
16. Пронина А.Н. Основы курса «Управление современным дошкольным образовательным учреждением» / А.Н. Пронина. - Елец : ЕГУ им. А.И. Бунина, 2015. - 162 с.
17. Давыдова Е.Н. Развитие современной модели управления дошкольным образованием / Е.Н. Давыдова // Муниципальная академия : науч. информ.-аналитич. журн. - 2016. - № 8. - С. 84-89.
18. Кошкина Н.Р. Система внутреннего мониторинга как инструмент повышения качества дошкольного образования / Н.Р. Кошкина // Детский сад от А до Я. - 2016. - № 10. - С. 24-28.
19. Никитина Т. А. Мониторинг в системе качества образования / Т.А. Никитина // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2014. - № 10. - С. 6-10.
20. Полякова М.И. Система мониторинга качества образования в дошкольной образовательной среде / М.И. Полякова // Детский сад от А до Я. - 2014. - № 6. - С. 4-18.
21. Пуртова О.Е. Система управление дошкольным образовательным учреждением в современных условиях / О.Е. Пуртова // Детский сад от А до Я. - 2017. - № 6. - С. 15-21.
22. Куванова Л.П. Качество образования в системе управления дошкольным учреждением [Электронный ресурс] / Л.П. Куванова. - Режим доступа: http://открытыйурок.рф.

Источник: "Научный журнал "Вестник Северо-Восточного государственного университета", 2019. Выпуск 32


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (11.03.2020)
Просмотров: 21 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь