Вторник, 20.02.2018, 16:45
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ МИНИ-ФУТБОЛИСТОВ

И.В.Наткин, Тульский государственный университет

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ МИНИ-ФУТБОЛИСТОВ

Актуальность изучения структуры и содержания тренировки студентов мини-футболистов обусловлены рядом причин:

- повсеместным распространением мини-футбола, как эффективного средства физического воспитания школьников, студентов, а так же команд-мастеров, участвующих в первенстве России, включая и международные соревнования;

-с возрастающей популярностью мини-футбола в стране. Специфика соревновательной деятельности студентов мини- футболистов, играющих на мини-футбольных полях, связана с выполнением разнообразных технико-тактических действий, как в обороне, так и в атаке, на ограниченном пространстве. В частности, периметр поля для игры в мини-футбол лимитирован длиной 42-25 метров и шириной 25-15 метров, а количество игроков в каждой команде составляет 5 человек, один из которых вратарь.

Учитывая, что плотность игровых действий на мини-футбольном поле существенно выше, чем на большом поле, здесь на первое место выступают скоростные качества и техническая подготовленность футболистов.

До настоящего времени отсутствуют методические разработки по системе подготовки студентов мини-футболистов, хотя практика развития мини-футбола, опирающаяся на передовой опыт близких к этому виду спорта игр (большой футбол, гандбол), настоятельно требует изучения специфических особенностей малого футбола и научно-методического обоснования применяемых средств и методов тренировки.

Система соревнований в мини-футболе существенно отличается от большого футбола. Как правило, ведущие игроки в мини-футбол, соревнуются в течение 8-9 месяцев, но игры проводятся по системе туров, которые планируются один раз в месяц.

За один тур команда проводит пять игр. Таким образом, может создаться впечатление, что периодизация тренировки для футболистов, специализирующихся в «мини-футбол» должна сводиться к подготовке к каждому конкретному туру соревнований. Такой подход нашел свое применение в ряде исследований в области спортивных игр [9], где практически игнорируется существующая периодизация спортивной тренировки, основанная на закономерностях развития спортивной формы, как объективного отражения физиологических механизмов формирования эффективной долговременной адаптации [4, 5, 6].

Анализ системы подготовки сильнейших спортсменов мира, специализирующихся в разных видах спорта, свидетельствует о научной необоснованности игнорирования особенностей подготовительного, соревновательного и переходного периодов [7].

Исходя из выше изложенного в основу планирования тренировочного процесса подготовки игроков, специализирующихся в мини-футболе, были положены общеметодические подходы построения спортивной подготовки, направленные на формирование и развитие спортивной формы.

При этом учитывалось, что специфика соревновательной деятельности в мини-футболе на ряду со всесторонним развитием физических качеств, предъявляет особенно высокие требования к скоростным возможностям игроков. Этот факт подтверждается педагогическими наблюдениями ведущих тренеров и специалистов за игровой деятельностью лидеров мирового мини-футбола [2].

Основные исследования проводились на протяжении 2013-2014 года с участием студентов мини-футболистов 1 -3 курсов ТулГУ и футбольной команды из Тульской обл. Под наблюдением находились 25 студентов мини-футболистов и 25 игроков из большого футбола.

В процессе педагогических наблюдений за структурой тренировочного процесса подготовки студентов мини-футболистов удалось установить [10], что арсенал тренировочных средств, как правило, ограничен 10-ю общеподготовительными и 15-17-ю специально- подготовительными упражнениями. Основным средством подготовки являлись игры в мини-футбол.

Физические нагрузки по преимущественной направленности распределялись следующим образом: аэробная (общая выносливость) - 20-30%; аэробно-анаэробная (комплексная) - 60-65%; анаэробно-алактатная (скоростно-силовая) - 8-10%. Такая структура нагрузок не способствовала адекватному совершенствованию физической кондиции студентов мини-футболистов, на что указывают более низкие показатели тестов игроков, по сравнению со студентами, занимающимися большим футболом (табл. 1).

Здесь, прежде всего, обращает на себя внимание отставание первых в показателях, характеризующих уровень развития скоростно-силовых качеств.

Таблица 1

Полученные данные послужили основанием разработки экспериментальной тренировочной программы. Был существенно расширен арсенал средств и методов подготовки, с учетом педагогических параметров выполняемых упражнений, методов организации и величины нагрузки.

Для каждого упражнения рассчитывался коэффициент величины нагрузки, как отношение суммарной величины ЧСС работы к исходной суммарной величине ЧСС за отрезок времени идентичному рабочему [8].

Особое внимание было уделено постоянному внедрению в тренировочный процесс современных средств и методов совершенствования скоростно-силовых качеств, которые играют первостепенную роль в результативности соревновательной деятельности футболистов, специализирующихся в мини-футболе [2].

Одним из нетрадиционных для футбола методов развития скоростно-силовых качеств является «ударный метод», суть которого заключается в стимуляции мышц ударным их растяжением, предшествующим активному усилию в тренировочном движении [3]. В экспериментальной программе в качестве средства «ударного метода», применялись прыжки в глубину, как эффективный способ развития взрывной силы.

Известно, что уровень скоростных возможностей во многом зависит от силового компонента мощности рабочего усилия. Силовая подготовка (упражнения с отягощениями) завоевывает все большее признание, как необходимый элемент тренировки баскетболистов, волейболистов, гандболистов и «традиционно» хоккеистов. В большом футболе упражнения с отягощениями практически не применяются, из-за якобы, отрицательного влияния роста мышечной массы на техническое мастерство игроков.

Здесь следует отметить, что для футбола, где особенности соревновательной деятельности способствуют возникновению «скоростного барьера», повышение скорости через развитие силы едва ли не единственный способ дальнейшего прогресса в плане совершенствования скоростной техники.

Как уже отмечалось, методические положения силовой подготовки наиболее разработаны применительно к тренировке хоккеистов, и именно они были положены в основу силовой тренировки футболистов. В частности учитывались следующие закономерности и принципы применения силовых нагрузок в игровых видах спорта:

- принцип параллельного развития скоростных способностей и скоростной выносливости, когда технико-тактические упражнения выполняются в зоне анаэробного порога;

- равномерное распределение объема силовых и скоростно-силовых упражнений с тенденцией увеличения их интенсивности от этапа к этапу, при достаточно стабильном суммарном объеме применения данных средств подготовки (25-30%);

- включение силовых и скоростно-силовых нагрузок в начале тренировочных занятий на фоне достаточно полного восстановления организма от предшествующей работы, а также подбор упражнений, с учетом воздействия на основные мышечные группы, обеспечивающие эффективность соревновательной деятельности в футболе;

- применение нагрузок, в которых проявление силовых усилий близких к максимальным при количестве повторений в одном подходе от 6 до 12, что позволяет в сравнительно узком диапазоне комплексно развивать взрывную силу, реактивные способности мышц, а также скоростно-силовую выносливость.

В наших исследованиях, планировалось проведение не менее двух занятий скоростно-силовой направленности с использованием интервально-серийного метода, как наиболее эффективного для совершенствования скоростно-силовых качеств футболистов. В целом средства скоростной силовой подготовки составили около 30% от общего объема нагрузки. Основными же оставались специализированные упражнения игрового характера (65% от общего объема работы).

Сравнительный анализ уровня физической подготовленности футболистов, тренировавшихся по экспериментальной программе и игроков, занимающихся по традиционной системе равномерного распределения ограниченного состава средств и методов тренировки, убедительно свидетельствовал в пользу выбранной нами стратегии подготовки.

Здесь следует отметить, что к концу периода подготовки студенты мини-футболисты, тренирующиеся на мини-футбольных полях, имели более высокие значения показателей в беге на 10 метров (стартовая скорость), чем их коллеги, тренирующиеся на больших полях. По результатам оценки прыгучести и стартовой скорости достоверных отличий не найдено (табл. 1).

Таким образом, можно говорить о том, что структура и содержание разработанной экспериментальной программы подготовки студентов мини-футболистов, способствовала планомерному совершенствованию специальной физической подготовленности игроков, а уровень последней определяется не только условиями проведения тренировочных занятий (залы, открытые площадки), сколько рациональной организацией тренировочного процесса и учета адекватности применяемых средств и методов подготовки функциональных возможностей организма.

Список литературы

1. Александров Ю.А. Динамика некоторых показателей функционального состояния футболистов высшей в круглогодичном цикле подготовки. Пути повышения эффективности подготовки спортсменов: сборник трудов /Ю.А. Александров. - М.: РГАФК, 2000.¬123-126 с.
2. Андреев С.Н., Еремин Д.А., Брунцев В.К. Первый Чемпионат мира по мини-футболу в Голландии: методическое пособие / С.Н. Андреев. - М.: ФКиС, 1989. - 43с.
3. Верхощанский Ю.В. Ударный метод развития взрывной силы / Ю.В. Верхошанский. // Теория и практика физической культуры. - 1998. - №7. - 13-18с.
4. Матвеев А.П. Проблемы периодизации спортивной тренировки: учебное пособие /Ю.В. Матвеев. - М.: Физическая культура и спорт, 2001 .-11-20с.
5. Набатникова М.А. Основы управления подготовкой спортсменов: учебное пособие / М.А. Набатникова. - М.: Физкультура и спорт, 1996.- 266-275с.
6. Платонов В.Н. Адаптация в спорте: учебное пособие / В.Н. Платонов. - Киев: Вища школа, 2002.-216 с.
7. Платонов В.Н. Теория и методика спортивной группировки: учебное пособие / В.Н. Платонов. - Киев: Вища школа, 2000.-366с.
8. Тюленьков С.Ю. Подготовка футболистов в залах: учебное пособие / С.Ю. Тюленьков. - М.: Физкультура и спорт,2004.-76-78с.
9. Тарасов Н.В. Программирование учебного процесса в спортивных играх: учебное пособие / Н.В. Тарасов. - М.: Физкультура и спорт,2002.- 277с.
10. Федотов А.А. Структура тренировочного процесса футболистов в условиях крайнего Севера: учебное пособие для тренеров / А.А. Федотов. - М.: Физкультура и спорт,2005.-102 с.
11. Шустин Б.А. Моделирование в спорте высших достижений: учебное пособие / Б.А. Шустин. - М.: РГАФК, 1995.-104 с.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. Сборник научных трудов участников X Международной научно-практической конференции, декабрь 2015 г., Тула

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (28.01.2018)
Просмотров: 60 | Теги: мини-футбол | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь