Понедельник, 18.11.2019, 22:52
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНИКИ ПОВОРОТОВ СПОСОБОМ «САЛЬТО» У ЮНЫХ ПЛОВЦОВ

Аленуров Э.А., Саакян Е.Г., Сергеева Л.А., Кириллова Н.В.

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНИКИ ПОВОРОТОВ СПОСОБОМ «САЛЬТО» У ЮНЫХ ПЛОВЦОВ

В статье анализируется динамика скорости плавания на дистанции 100 метров у юных спортсменов, определяется эффективность техники поворотов способом «сальто» под влиянием утомления. У 11-12-летних занимающихся разница результатов плавания 10 метров с ходу и с поворотом составила 0,16 с, у 13-14-летних пловцов - 0,42 с, у 15-16-летних пловцов разница результатов увеличилась и составила 0,56 с. Разработаны специальные упражнения на суше и в воде, которые позволяют повысить эффективность поворотов способом «сальто». Результаты исследования показывают, что не только снижается скорость плавания, но и заметно изменяется эффективность техники поворотов способом «сальто», отчетливо прослеживается снижение скорости выполнения поворотов под воздействием утомления. У 11-12-летних пловцов продолжительность третьего поворота на 11,2% (р<0,05) больше в сравнении с первым, у 13-14-летних данный показатель уже составляет 10,8% (р< 0,05), а у 15-16-летних - 6,4% (р< 0,05).

Ключевые слова: эффективность, техника, плавание, повороты способом «сальто», спортивный результат.


Актуальность. В условиях возросшей конкуренции в мировом плавании важным является совершенствование технического мастерства [1, 2, 3]. Особое место в системе подготовки пловцов занимает совершенствование техники поворотов. Совершенная техника выполнения поворотов на дистанции 100 метров позволяет улучшить спортивный результат на 0,3-0,5 с, а на дистанции 1500 м - на 8-15 с. Еще более усиливается значимость техники поворотов в 25-метровых бассейнах [4].

В настоящее время, несмотря на высокую значимость техники плавания по дистанции, специалисты обращают особое внимание на эффективность техники поворотов. Безусловно, совершенствование техники выполнения поворотов нуждается в дальнейшей разработке.

Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать средства совершенствования техники выполнения поворотов способом «сальто» в плавании.

Организация и методы исследования. Исследование проводилось в городе Москве в период сентябрь 2018 г. - июнь 2019 г. В нем принимали участие юные пловцы в возрасте 11-16 лет. В работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников, обобщение передового практического опыта, контрольные педагогические испытания, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ динамики скорости плавания на дистанции 100 м показывает, что данный показатель в определенной мере зависит от возрастных особенностей юных пловцов. Результаты наших исследований показали, что наибольшие показатели скорости плавания достигнуты на первом отрезке (25 м). Средняя скорость плавания на первом 25-метровом отрезке дистанции у мальчиков в возрасте 11-12 лет составила 1,58 м/с, 13-14 лет - 1,72 м/с, 15-16 лет - 1,89 м/с.

Снижение скорости, с одной стороны, обусловлено утомлением, с другой, неумением юных пловцов управлять скоростью передвижения. Заключительный 25- метровый отрезок спортсмены проплывают несколько быстрее предыдущего. Только 13 -14-летние мальчики продолжают снижать скорость и на последнем отрезке дистанции. Безусловно, определяющим фактором в данном случае является стартовый прыжок, который позволяет значительно улучшить результат. На динамику спортивных результатов оказывает также влияние не только уровень скоростной выносливости, но и эффективность, и стабильность техники выполнения поворотов.

Результаты исследования показывают, что не только снижается скорость плавания, но и заметно изменяется и эффективность техники поворотов под влиянием утомления. Отчетливо прослеживается снижение скорости выполнения поворотов под воздействием утомления. У 11-12-летних пловцов продолжительность третьего поворота на 11,2% (р<0,05) больше в сравнении с первым, у 13-14-летних - данный показатель уже составляет 10,8% (р< 0,05), а у 15-16-летних - 6,4% (р< 0,05). Показатели второго поворота занимают промежуточную позицию по продолжительности. Безусловно, одним из резервов повышения спортивных результатов в плавании на 100 м является стабильность выполнения поворотов.

Выполнение второго и третьего поворотов со скоростью первого позволило бы улучшить результат на 100 м в возрасте 11-12 лет соответственно на 0,95 с, 13-14 лет - на 0,68 с, 15-16 лет - на 0,49 с. С возрастом отчетливо прослеживается более высокий уровень стабильности выполнения поворотов. Необходимо отрабатывать технику поворотов как на основе однократного выполнения, добиваясь качественных характеристик техники выполнения данного элемента, так и многократных, формируя стабильность параметров под воздействием утомления.

Результаты спортсменов, которые эффективно выполняют повороты, значительно лучше в коротких бассейнах. Это достигается благодаря высокой технике поворотов, и большее число поворотов на одной дистанции способствует росту спортивного результата. Пловцы, мощно отталкиваясь от стены бассейна, достигают более высокой скорости (сравнение с дистанционной скоростью). Однако данная закономерность проявляется только у спортсменов с эффективной техникой исполнения поворотов. Начинающие пловцы снижают скорость плавания перед бортиком бассейна.

У 11-12-летних занимающихся разница результатов плавания 10 метров с ходу и с поворотом составила 0,16 с. Большая разница результатов отмечена у 13-14-летних пловцов - 0,42 с, что обусловлено более высоким уровнем технической подготовленности пловцов данного возраста. Дальнейшие занятия плаванием еще более способствуют увеличению разницы анализируемых результатов. У 15-16-летних пловцов разница результатов еще более увеличилась и составила 0,56 с. Таким образом, с возрастом повышается эффективность выполнения поворотов в плавании.

Анализ динамики технических характеристик поворота в плавании показывает, что у 11-12-летних пловцов ярко проявляется закономерность снижения скорости плавания перед бортиком, увеличивается длина гребка и заметно снижается темп плавания. Пловцы как бы подбирают подплывание к бортику. На этих метрах дистанции нарушается структура плавательных движений. Максимальная скорость плавания зависит от длины гребков (r = 0,774) и темпа (r = 0,670). На последних метрах перед поворотом скорость плавания менее зависит от длины (r = 0,351) и темпа (r = 0,296) плавания, что указывает на широкую вариативность анализируемых компонентов.

У 13-16-летних пловцов выявленной ранее закономерности снижения скорости перед бортиком не обнаружено. Юные спортсмены на оптимальной скорости подплывали к бортику, быстро делали поворот способом «сальто», мощно отталкивались и далеко скользили. В процессе подплывания к бортику не обнаружено нарушения структуры плавательных движений: длины и темпа гребков, которые достоверно коррелируют со скоростью плавания на всех участках дистанции.

Отчетливо прослеживается закономерность повышения эффективности выполнения поворотов в плавании по мере увеличения возраста занимающихся. Следовательно, педагогический фактор оказывает влияние на формирование техники поворотов в плавании.

Нами разработаны специальные упражнения на суше и в воде, которые позволяют повысить эффективность техники поворотов способом «сальто» (таблица 1).

Таблица 1
Комплекс специальных упражнений

За период исследования в обеих группах пловцов: контрольной (n =15) и экспериментальной (n = 16) в возрасте 13-14 лет, произошли достоверные изменения в показателях технической подготовленности.

В экспериментальной группе (таблица 2) более существенно улучшились показатели скольжения (23,1%, р<0,01) и уровень максимальной скорости (5,5%, р<0,05).

Таблица 2
Динамика показателей технической подготовленности  за период исследования

За период исследования в экспериментальной группе достоверно улучшилось время проплывания дистанции 10 м с поворотом (7,3%, р <0,05), то есть существенно повысилась эффективность выполнения поворота. Более высокое качество поворотов и позволило пловцам этой группы достоверно улучшить результаты на дистанции 100 метров вольным стилем (11,9%, р<0,01). В контрольной группе произошли также позитивные изменения показателей подготовленности, но они менее выражены в сравнении с пловцами экспериментальной группы.

Вывод: Целенаправленная педагогическая работа по совершенствованию техники поворотов и развитию специальных физических качеств позволила существенно улучшить не только эффективность выполнения, но и спортивный результат на дистанции 100 вольным стилем.

Литература

1. Булгакова Н.Ж. Формирование профессиональных педагогических навыков преподавателей по плаванию у студентов ИФК // Теории и практики физической культуры. - 1998. - № 5. - С. 56-58.
2. Соломатин В.Р. Индивидуализация многолетней тренировки в спортивном плавании: монография. - М.: Физическая культура, 2009. - 249 с.
3. Плавание. Книга тренера. - М.: Эксмо, 2012. - 173 с.
4. Тимакова Т.С. Многолетняя подготовка пловцов и ее индивидуализация. - М.: Физкультура и спорт, 1986. -144 с.

Источник: Научно-методический журнал "Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 3(29) - 2019


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (03.11.2019)
Просмотров: 26 | Теги: плавание | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь