Вторник, 23.10.2018, 05:50
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Повышение эффективности обучения плаванию

А.С.Севастьянова, В.В.Владыкина, научный руководитель д.п.н., проф. Г.А.Гилев
Московский педагогический государственный университет, Москва РФ

Повышение эффективности обучения плаванию

Аннотация. В работе обоснована целесообразность использования методики начального обучения плаванию с элементами синхронного плавания детей в возрасте 6-7 лет.

Ключевые слова: плавание, синхронное плавание, обучение, дети

 

Введение. Плавание является уникальным видом физических упражнений и относится к наиболее массовым видам спорта как в нашей стране, так и за рубежом. Специфическая особенность плавания связана с двигательной активностью в водной среде, чем объясняется его гигиенически-оздоровительная, прикладная и спортивная ценность.

Плавание как средство физического воспитания широко рекомендуется для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. В настоящее время разработаны и обоснованы различные методики обучения плаванию [3 и др], однако, лишь отдельные авторы занимались исследованием формирования навыка плавания у детей дошкольного возраста путем включения элементов синхронного плавания [4 и др].

Современная методика обучения плаванию детей характеризуется широким применением общеразвивающих, специальных физических упражнений, а также технических средств обучения. В то же время традиционный процесс обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста начальному плаванию спортивными способами предполагает относительно длительный период обучения и адаптации к водной среде [4 и др]. По мнению отдельных авторов, эффективность использования методических рекомендаций по обучению детей 6¬7 лет плаванию этого курса крайне низка. Более 16% детей завершают курс обучения плаванию, не овладев элементарными навыками самостоятельного плавания [1 и др].

В ряде исследований специалистов по плаванию отмечаются недостатки в традиционной методике начального обучения детей плаванию, а именно относительное однообразие используемых средств и методов, низкая общая и двигательная плотность занятий; низкая точность воспроизведения сложных координационных движений в воде; отсутствие дифференциации объема выполняемых упражнений в зависимости от способностей обучающихся [3 и др].

Возраст 6-7 лет является оптимальным для быстрого и качественного освоения техники плавания, а также благоприятным для развития физических способностей, о чем свидетельствуют показатели развития функциональных возможностей организма детей в этом возрасте[2 и др]. К тому же установлено, что в возрасте 6-7 лет свойственно освоение детьми элементов синхронного плавания, т.к. в данном возрасте идет активное развитие двигательных способностей. Дети по своим двигательным возможностям в основном готовы к освоению элементов синхронного плавания, где необходимо проявлять такие качества, как координационные способности, ловкость, гибкость, выносливость, быстрота. Освоение элементов синхронного плавания является основой для решения проблемы водобоязни, формирования устойчивого навыка спортивного плавания при овладении техникой способов плавания.

С целю обоснования целесообразности начального обучения детей 6-7 лет плаванию с использованием элементов синхронного плавания был проведен педагогический эксперимент.

Организация и методы исследования.
Эксперимент проходил в три этапа. На первом этапе проводилось тестирование детей, формировались исследуемые группы для эксперимента, подбирались контрольные тесты. Контрольные тесты выбирали с учетом специфики обучения элементов плавания, развитию физических качеств

Дети 6-7 лет, зачисленные в группу начального обучения плаванию в количестве 24 человек, были разделены на 2 равнозначные группы по 12 человек в каждой группе с учетом тендерного признака и их физического развития. С детьми контрольной группы (КГ) использовалась традиционная методика обучения плаванию, а дети экспериментальной группы (ЭГ) обучались по разработанной нами методики обучения плаванию с включением элементов синхронного плавания.

Педагогическое тестирование включало выполнение контрольных упражнений с оценкой по следующим показателям:
Техническая подготовленность: задержка дыхания на вдохе, с; плавание кролем на груди с полной координацией движений, м; плавание на спине с полной координацией движений, м;
2. Физическая подготовленность: «челночный бег 3x10 м»; «проба Ромберга»; «наклон вперед из положения, сидя на полу».

Методика обучения детей плаванию включала в себя: использование подготовительных упражнений на суше, подводящих упражнений по ознакомлению с водой; специальные дыхательные упражнения на суше и в воде; использование комплексов элементов синхронного плавания.

На втором этапе был проведен формирующий эксперимент.

На третьем этапе было проведено контрольное тестирование детей обеих групп, проведена статистическая обработка результатов.

Результаты и их обсуждение.

Проведенный педагогический эксперимент показал эффективность применения элементов синхронного плавания в обучении детей плаванию на начальном этапе. В начале эксперимента была получены следующие результаты:

1) плавательная подготовленность составила соответственно в экспериментальной и контрольной группах: задержка дыхания 15,8±0,84 и 15,3±0,83 сек, плавание на груди 3,3±0,3 и 2,4±0,59 м, плавание на спине 2,2±0,54 и 1,48±0,49 м.

2) физические качества составили соответственно в экспериментальной и контрольной группах: челночный бег 10,64±0,26 и 10,84±0,29 сек, проба Ромберга 10,25±0,16 и 10,29±0,14 сек, наклон вперед з положения сидя на полу 14,5±0,53 и 15,2±0,38 см.

Между группами достоверных различий не было выявлено по всем шести тестам (р>0,05).

После эксперимента были получены следующие результаты:

1) плавательная подготовленность составила в экспериментальной и контрольной группах соответственно: задержка дыхания 19,00±0,86 и 15,8±0,66 сек, плавание кролем на груди 7,5±0,91 и 3,0±0,44 м, плавание на спине 5,5±0,45 и 2,70±0,35 м.

2) физическая подготовленность детей составила соответственно в экспериментальной и контрольной группах: челночный бег 9,45±0,33 и 10,65±0,27 сек, проба Ромберга 13,10±0,14 и 10,42±0,15 сек, наклон вперед из положения сидя на полу 17,8±0,44 и 16,0±0,42 см.

В экспериментальной группе имеются достоверные различия в результатах тестирования (р<0,05). Сравнивая результаты тестирования до и после педагогического эксперимента, установлены достоверные различия в экспериментальной группе (<0,05), в контрольной группе после эксперимента достоверных различий не выявлено (р>0,05).

Резюме. Результаты проведенного педагогического эксперимента показали большую эффективность методики обучения детей плаванию с использованием элементов синхронного плавания.

Использование элементов синхронного плавания оказали положительное влияние не только на освоение техники плавания, но и на их физическую подготовку.

Литература:

1. Бочарова Н.И. Физическая культура дошкольника в ДОУ /Н.И. Бочарова - М.: Центр педагогического образования, 2007. - 176 с.
2. Васильева В. С. Обучение детей плаванию / В. С.Васильева, Б. Н. Никитинский - М.: ЭКСМО-Пресс, 2008. - 368 с.
3. Кузибекова С. Т. Синхронное плавание - один из водных видов спорта /С.Т. Кузибекова//Молодой ученый. -2015. -№20. - С. 186-188.
4. Семизоров Е.А. Методика обучения детей плаванию на основе опорного гребка / Семизоров Е.А. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. -№3. - С. 84-87.

Современные проблемы физической культуры, спорта и молодежи: материалы III региональной научной конференции молодых ученых, 28 февраля 2017 года / под ред. А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017. - 363 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (25.12.2017)
Просмотров: 199 | Теги: плавание | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь