Суббота, 03.12.2016, 22:45
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Сельское и приусадебное хозяйство

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМ ЛИМАННОГО ОРОШЕНИЯ НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

И.А.Манжикова, кандидат экономических наук, С.Я.Семененко, доктор сельскохозяйственных наук Д.Я. Семененко, зам. директора ФГБНУ «Поволжский научно-исследовательский институт эколого-мелиоративных технологий»
ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Волгоградской области»

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМ ЛИМАННОГО ОРОШЕНИЯ НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

Обоснована необходимость создания кооперативов землепользователей на системах лиманного орошения, предложен алгоритм их создания и функционирования, внедрение которого окажет положительное воздействие на финансовое состояние членов кооператива и экономику региона в целом.

Ключевые слова: лиманное орошение, урожайность, кооперация, производственно-мелиоративный кооператив, государственно-частное партнерство, алгоритм.

 

Основное назначение лиманного орошения в условиях засушливых степей заключается в создании кормовой базы для животноводства. Участки лиманного орошения используют в основном под естественные сенокосы и пастбища, а также для выращивания зерновых, технических и других сельскохозяйственных культур.

К достоинствам лиманного орошения можно отнести простоту осуществления и низкий уровень затрат по сравнению с регулярным орошением; доступность источника орошения и возможность орошать повышенные, даже водораздельные площади; уменьшение половодья и усиление меженного питания рек; снижение эрозионных процессов, а также улучшение солевого режима почв [1].

Лиманы, расположенные на территории Волгоградской области, которые получают достаточное количество тепловых ресурсов в течение вегетационного периода, способны обеспечить высокую продуктивность естественных кормовых угодий.

В связи с развитием регулярного орошения, возник новый тип лиманов - ирригационно-освоенные, которые получили распространение на территории Волгоградского Заволжья (Пришиб, Могута, Тажи и т.д.) и в Светлоярском районе. Такие лиманы бывают инженерного (крупные лиманы, расположенные на сложном рельефе, разделенные водооградительными валами на ярусы и чеки, вода в которые подается из автономных хозяйственных распределителей), полуинженерного (относительно крупные лиманы с выположенной поверхностью с относительно равным объемом наполнения, заполнение которых осуществляется из автономных хозяйственных распределительных каналов) и неинженерного (вода подается сразу на весь лиман или ярус) типов.

На территории Волгоградской области представлены все типы вышеназванных лиманов, а возможная площадь орошения составляет 54637 га (табл. 1).

Заполнение лиманов производится с февраля до апреля по заявкам землепользователей (землевладельцев). Объем заявок на подачу воды из года в год понижается. Лет 5-7 назад подавалось заявок на затопление 6,5-7 тыс.га, в 2013 - на 3390 га, в 2014 - 565 га.

Резкое снижение потребности в оросительной воде обусловлено, в основном, следующими причинами:
1. Задержка принятия Постановления Правительства Волгоградской области о компенсациях сельхозпроизводителям за оказание услуг по подаче воды относительно времени затопления.
2. Увеличение оплаты за услугу по подаче воды в лиманы до уровня регулярного орошения, где в основном выращиваются овощи и высока оборачиваемость денежных средств.

Таблица 1 - Наличие земель лиманного орошения в Волгоградской области (по состоянию на 15.07.2013 г.), га

1. Заключение договоров на заполнение лиманов производится только с собственниками паёв, имеющих свидетельство о праве собственности на землю, при этом в настоящее время не все землепользователи имеют данные свидетельства.
2. Неудовлетворительное техническое состояние гидротехнических сооружений, влекущее потери большого объема оросительной воды, некачественное проведение увлажнения и потерю урожая трав.
3. Наличие нескольких собственников земли на территории одного лимана, что создает определенные трудности при принятии решения о совместном ремонте сооружений, делегировании прав на заключение договоров на подачу воды и т.д.
4. Незначительное поголовье скота, отсутствие крупных хозяйств с высокопродуктивным стадом, и, соответственно, низкая потребность в кормах.

Вышеназванные причины привели к тому, что лиманы Волгоградской области отличаются значительной степенью разрушенности гидротехнических сооружений (отсутствуют элементы металлоконструкций и подъемные механизмы, размыты водооградительные валы, деформированы водоотводы и водовыпуски и т. д.) и низкой пропускной способностью хозяйственных каналов вследствие зарастания русла травянистой и древесно-кустарниковой растительностью. Эти обстоятельства, а также неорганизованность землепользователей при совместном проведении ремонтных работ и их высокая стоимость, привели к тому, что биопотенциал лиманов используется на 25-30 %.

Согласно исследованиям ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт орошаемого земледелия», при оптимальных режимах затопления природные травостои формируют 4-5, а на некоторых лиманах 6 т/га сухой массы.

Валовые сборы сена с лиманов в 70-е - 80-е годы достигали 40-45 тыс. тонн. В настоящее время из 19 тыс. га ранее ирригационно-освоенных лиманов к проведению экологически безопасных и экономически оправданных поливов пригодны не более 8 тыс. га. Из них только на 4100 га можно осуществлять нормированную (или близко к нормированной) подачу воды. Даже при средней урожайности 2-3 т/га валовый сбор сена с этой площади составит всего лишь около 9,5 тыс. тонн. Дополнительный объём корма можно получить с лиманов условно пригодных к поливам (порядка 5,0-5,5 тыс. тонн), но с экологическими и экономическими издержками. При поэтапном восстановлении и реконструкции ГТС на всех лиманах с устойчиво - безопасным мелиоративным режимом, на которых не проявлены процессы засоления и заболачивания, в активный хозяйственный оборот можно ввести 12 тыс. га лиманов. По предварительным подсчетам с политой площади этих лиманов без проведения агроулучшений можно собирать до 20 тыс., а при подкормках минеральными удобрениями и улучшения фитосостава трав - 30-35 тыс. тонн сена ежегодно [3].

Однако в настоящее время достичь этого результата можно только на основе частно-государственного партнерства.
Частично государство уже включилось в данную работу, поскольку в рамках государственной поддержки АПК Волгоградской области в соответствии с Постановлением Правительства Волгоградской области от 16.08.2013 № 412-п (ныне действующее) сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), выращивающим сельскохозяйственные культуры на орошаемых землях или осуществляющим затопление лиманов, предоставляются субсидии на возмещение части затрат по подаче воды на орошение сельскохозяйственных культур, а учитывая современную потребность в продовольственной независимости, возможно даже увеличение государственной поддержки.

Для того чтобы соответствовать условиям предоставления субсидий и повысить инвестиционную привлекательность, мы рекомендуем сельхозтоваропроизводителям, являющимися пользователями систем лиманного орошения, объединяться в производственно-мелиоративные кооперативы (ПМК).

Создание производственно-мелиоративного кооператива землепользователей на системах лиманного орошения может осуществляться с использованием предложенного нами алгоритма [2\]. Граждане и юридические лица, желающие создать производственно-мелиоративный кооператив, формируют организационный комитет, функциями которого являются:
1. Подготовка технико-экономического обоснования проекта производственно- экономической деятельности кооператива, включая размер паевого фонда кооператива и источники его образования.
2. Определение размера вступительных членских взносов с учетом организационных расходов для утверждения их на общем собрании членов кооператива.
3. Разработка проекта устава кооператива.
4. Прием заявлений о вступлении в члены кооператива.
5. Подготовка и проведение общего организационного собрания членов кооператива, которое принимает решение о приеме в члены кооператива, утверждает устав кооператива, избирает органы управления кооператива (правление и наблюдательный совет).

Предлагаемый нами алгоритм создания ПМК предполагает следующие шаги по организации кооперативов:
1. Первая неформальная встреча землепользователей лиманного орошения.
2. Второе собрание землепользователей - потенциальных членов кооператива.
3. Третье общее собрание потенциальных членов кооператива для обсуждения доклада, подготовленного организационным комитетом.
4. Проведение общего собрания по созданию кооператива и принятию уставных документов.
5. Первое общее собрание зарегистрированного кооператива.

Рассмотрев общую последовательность создания производственно-мелиоративного кооператива, охарактеризуем требования, предъявляемые к уставу кооператива, который должен соответствовать запросам членов именно конкретного кооператива. Данный документ имеет ключевое значение в деятельности ПМК и должен содержать следующие обязательные сведения: наименование кооператива; место нахождения кооператива; срок деятельности кооператива либо указание на бессрочный характер деятельности кооператива; предмет и цели деятельности кооператива; порядок и условия вступления в кооператив; основания и порядок прекращения членства в кооперативе; размер паевых взносов, состав и порядок внесения паевых взносов; ответственность за нарушение обязательств по внесению паевых взносов; размеры и условия образования неделимых фондов, если они предусмотрены; условия образования и использования иных фондов; порядок распределения прибыли и убытков кооператива; состав и компетенция органов управления кооперативом, порядок принятия ими решений, в том числе по вопросам, требующим единогласия или квалифицированного большинства; права и обязанности членов кооператива; фамилии, имена, отчества, даты рождения, места жительства, сведения о паспортах членов кооператива, утвердивших устав, и членов правления кооператива; порядок и условия реорганизации и ликвидации кооператива.

Устав ПМК может содержать и иные сведения, не противоречащие закону.

Создание производственно-мелиоративных кооперативов землепользователей на системах лиманного орошения с применением предлагаемого алгоритма позволит организовать кооператив в соответствии с действующим законодательством и с учетом интересов его членов. Однако существует целый ряд факторов, сдерживающих развитие кооперации пользователей системами лиманного орошения.

По нашему мнению, к ним относятся:
1. Недостаточный уровень государственной поддержки малых форм хозяйствования в АПК, а также отсутствие опыта их создания и отсутствие мотивации со стороны районных органов АПК.
2. Дефицит навыков хозяйственного самоуправления и психологическая неготовность землепользователей к самостоятельному кооперированию и налаживанию партнерских отношений.
3. Отсутствие квалифицированных кадров.
4. Консерватизм сельских жителей.
5. Неразвитость инфраструктуры, обеспечивающей функционирование ПМК.

С целью устранения этих проблем, необходима поддержка со стороны регионального правительства, направленная на стимулирование становления и развития кооперации землепользователей на системах лиманного орошения, включающая следующие направления:
1. Приоритетное кредитование производственно-мелиоративных кооперативов.
2. Участие областных структур (например Корпорации развития Волгоградской области) в развитии и создании кооперативов посредством внесения паевых взносов в качестве ассоциированного члена.
3. Рефинансирование деятельности кооператива.
4. Участие в обучении работников кооперативов и предоставление им консультаций, которое может осуществляться по аналогии с обучением и подготовкой кадров для сельских кредитных кооперативов, то есть на базе учебно-консультационных центров по вопросам создания и развития кооперативов.

Осуществление указанных мероприятий будет способствовать формированию системы кооперации землепользователей лиманного орошения, что, в свою очередь, позволит снизить затраты членов кооператива на эксплуатацию системы лиманного орошения, повысить их привлекательность для инвесторов и государственных органов, способных оказать финансовую поддержку.

Развитие данного вида кооперации окажет положительное воздействие на состояние сельскохозяйственных угодий Волгоградской области, продуктивность возделываемых сельскохозяйственных культур и, соответственно, на экономику региона в целом.

Библиографический список

1. Бородычев, В.В. Состояние и перспектива лиманного орошения в Калмыкии [Текст]/
B. В. Бородычев, Э.Б. Дедова, М.А. Сазонов // Мелиорация и водное хозяйство. - 2013. - № 1. - C. 2-5.
2. Манжикова, И.А. Особенности взаимодействия сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов с обществами взаимного страхования [Текст] : дис. канд. экон. наук: 08.00.10 / Манжикова Ирина Александровна. - Волгоград, 2010. - 208 с.
3. Мелихов, В.В. Необходимость и условия создания орошения как стратегической базы устойчивого сельскохозяйственного производства [Текст] / В.В. Мелихов // Известия Нижневолжского аграрного университетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование. - 2013. - №4(32). - С. 73-76.
 

Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование № 2 (38), 2015

Категория: Сельское и приусадебное хозяйство | Добавил: x5443x (08.07.2016)
Просмотров: 93 | Теги: ЛИМАННОЕ ОРОШЕНИЕ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016