Суббота, 23.03.2019, 09:56
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Построение тренировочного процесса в тяжёлой атлетике

Тё С. Ю., Омский автобронетанковый инженерный институт (филиал) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулёва, (Омск, Россия)
Тё С. Э., Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (Омск, Россия)
Тё С. С., Юго-западный государственный университет (Курск, Россия)
Тё О. С., Омское государственное училище (колледж) олимпийского резерва (Омск, Россия)

Построение тренировочного процесса в тяжёлой атлетике

Аннотация. В данной статье обобщается авторский опыт подготовки тяжелоатлетов высокой квалификации, основанный на индивидуальных и групповых особенностях моторики и биологических закономерностях онтогенеза человека.

Ключевые слова: тяжёлая атлетика, тренировочный процесс, микро-, мезо-, макроцикл, планирование, управление, контроль, физическая нагрузка.

 

Актуальность. Подготовка квалифицированных спортсменов, способных отстаивать национальные интересы на различных спортивных форумах — весьма сложный и многогранный процесс [1, 2, 3]. Тяжёлая атлетика, в этом смысле, являет собой один из медалеёмких видов олимпийской программы (15 комплектов медалей: 8 у мужчин и 7 — у женщин) с присущими ей общими и специфическими проблемами соревновательной деятельности в данном конкретном виде спорта [4].Требуется достаточно много усилий, времени и средств, чтобы подготовить хорошего атлета, а в условиях дефицита того и другого — решение возникшей ситуации становит- сявесьма значимой.

Проблемность ситуации заключается в том, что стечением времени снижается результативность соревновательной деятельности сборной команды России по тяжёлой атлетике.На последних двух Олимпиадах россияне не смогли завоевать ни одной золотой медали. Подобная динамика в скором времени может вывести команду России из лидирующей группы стран с высоким уровнем развития тяжёлой атлетики. Данный вопрос стоит очень остро и требует своего скорейшего разрешения.

Цель исследования: оптимизировать тренировочный процесс квалифицированных спортсменов.

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс высококвалифицированных тяжелоатлетов.

Предмет исследования: содержание тренировочного процесса в тяжёлой атлетике.

Гипотеза. Было предположено, что чередование «чисто» рывковой и «чисто» толчковой тренировкив микроцикле подготовки повысит эффективность тренировочного процесса тяжелоатлетов высокой квалификации.

Задачи исследования.
1. Изучить содержание тренировок высококвалифицированных тяжелоатлетов.
2. Разработать систему построения тренировочного процесса в тяжёлой атлетике.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ и синтез научно-методической литературы.
2. Анализ индивидуальных дневников спортсменов.
3. Методы математической обработки.

Организация исследования. В исследовании приняли участие все члены семьиТё — Светлана Эдуардовна — МС РФ по пауэрлифтингу: чемпионка 3-й летней Спартакиады народов Сибири по тяжёлой атлетике, неоднократная чемпионка России, Кубка СНГ, чемпионка Европы и Мира по тяжёлой атлетике среди ветеранов; Сергей Сергеевич — МС РФ по тяжёлой атлетике (норматив МС выполнил в 15 лет) — победитель и неоднократный призёр первенств России по тяжёлой атлетике, победитель международных соревнований; Ольга Сергеевна — МС РФ по спортивной гимнастике (16 лет), МС РФ по тяжёлой атлетике (18 лет) — чемпионка международных соревнований «Янтарная штанга», призёрка юниорского первенства России по тяжёлой атлетике. Тренер спортсменов — Сергей Юрьевич — МС СССР по тяжёлой атлетике, к.п.н., доцент, судья международной категории. В процессе проведённого исследования нами были проанализированы дневниковые записи за 2 года тренировок: подготовительные, предсоревновательные и переходные периоды — их структура и содержание.

Результаты исследования и их обсуждение. Полученные в результате обработки индивидуальных дневниковых записей эмпирические материалы позволили констатировать следующее: всякая тренировочная работа в любом виде спорта и в тяжёлой атлетике в частности, должна быть подвержена общим закономерностям построения рассматриваемого процесса, что и было зафиксировано авторами исследования при изучении структуры и содержания микро-, мезо- и макроциклов подготовки тяжелоатлетов высокой квалификации.

На приведённом рисунке отражено построение как отдельно взятого занятия, так и серии тренировочных занятий, схематично показаны пути повышения тренированности спортсмена, срочная и долгосрочная адаптация организма, показаны зоны развития (воспитания) двигательных способностей и способы повышения физической (тренировочной) нагрузки. Как известно к основным параметрам тренировочной нагрузки в тяжёлой атлетике относят Vобъём — тоннаж, КПШ (количество подъёмов штанги) и интенсивность (средний вес поднимаемой штанги). Повышение в тренировке даже одного из приведённых параметров, впринципе может отражать общее повышение специальной работоспособности спортсмена. Но чаще всего в тренировке тяжелоатлета отмечают следующее: повышение интенсивности влечёт за собой снижение КПШ и, как следствие, уменьшение объёма (но не всегда); увеличение КПШ — ведёт к уменьшению интенсивности и увеличению объёма (У).Опять же, увеличение объёма может повлечь за собой повышение КПШ и повышение интенсивности (а может быть и понижение интенсивности) В процессе учебно-тренировочной работы (рис. 1) в организме тяжелоатлетапроисходят изменения, которые отображают физические, функциональные, биохимические, психические и некоторые другие моменты. Например, если спортсмен попадает во временной «цейтнот», то это приводит к форсированной подготовке к соревнованиям, при которой чаще всего используется прямолинейно-восходящее повышение нагрузки — самое нерациональное — чреватое перетренированностью и получением травм. При форсированной подготовке может использоваться и ступенчатое повышение нагрузки — более рациональное по сравнению с прямолинейно-восходящим, при этом уступающее волнообразному, но если тренировочный процесс спланирован правильно — то разумнее использовать волнообразное повышение нагрузки и подводить спортсменов к «главному» старту сезона с наименьшими затратами (физическими и психологическими).

Рис.1. Построение тренировочного процесса в тяжёлой атлетике

Глядя на график тренировочного процесса тяжелоатлетов следует заострить внимание на отдельных временных отрезках, которые показаны на рисунке: разминка — общая и специальная. Цель разминки подготовить организм к основной работе. Следующий отрезок — устойчивое состояние — максимальный уровень работоспособности: выполнение первой половины основной работы; далее продолжающееся выполнение специальной работы вызывает утомление, выражающееся в снижении работоспособности — вторая половина основной части тренировочного занятия. Максимальная «яма» — минимальный уровень работоспособности или заключительная часть занятия — после чего спортсмен переключается на восстановление (аутотренинг, водные процедуры и т. д.). В каждой части тренировочного занятия решаются свои специфические задачи: например быстрота развивается (воспитывается) в подготовительной и начале основной частях занятия, а выносливость — в конце основной и в заключительной частях занятия.Из вышеизложенного следует, что порядок включения в тренировку специальных упражнений должен быть следующим:

1) группа рывковых упражнений (скоростные);
2) группа толчковых упражнений (скоростно-силовые);
3) тяги и приседания (силовые);
4) упражнения на растяжку, дыхание и расслабление.

Вывод. Разработанный рисунок схематично структурирует тренировочный процесс спортсменов в тяжёлой атлетике.

Литература:

  1.  Верхошанский, Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю. В. Верхошанский. — Москва: Физкультура и спорт, 1988.— 332 с.
  2.  Воробьёв, А. Н. Тяжелоатлетический спорт [Текст]: очерки по физиологии и спортивной тренировки / А. Н. Воробьёв. — 2-е перераб. и доп. изд. — Москва: Физкультура и спорт, 1977.— 255 с.: ил.
  3.  Медведев, А. С. Система многолетней тренировки в тяжёлой атлетике: учебное пособие для тренеров.— М.: Физкультура и спорт, 1986.— 272 с.
  4.  Тё, С. Э. Биомеханика тяжелоатлетических упражнений в зависимости от соматотипа // С. Э. Тё.—Теория и практика физической культуры.— № 9, 2009.— С. 66-67.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (13.12.2018)
Просмотров: 115 | Теги: тяжёлая атлетика, тренировочный процесс | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь