Понедельник, 06.04.2020, 12:18
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ПОСТРОЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ В ОБРАЗОВАНИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

КОНДРАТЕНКО А.Б., доктор педагогических наук, профессор
ГРИГОРЬЕВ А.Н., доктор педагогических наук
КОНДРАТЕНКО Б.А.,

ПОСТРОЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ В ОБРАЗОВАНИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В статье описывается текущее представление российской педагогической науки об образовательных траекториях, раскрывается понятие жизненного успеха. Представляется методологическая основа долгосрочного исследования влияния образовательных траекторий на динамику изменения уровня эмоционального интеллекта обучающихся на их последующий жизненный успех. Делаются некоторые предположения о характере взаимосвязи индивидуальных образовательных траекторий с учетом влияния эмоционального интеллекта на жизненный успех обучающихся.

Ключевые слова: образовательные траектории, эмоциональный интеллект, жизненный успех, влияние образовательных траекторий на жизненный успех.

 

С  углублением межгосударственных и межнациональных взаимодействий, которые не обошли стороной и сферу образования, различные проявления глобализации начинают оказывать все более и более заметное влияние на трансформацию традиционных отечественных подходов как к самому образовательному процессу, так и к оценке его результатов [2]. В условиях глобализации совершенно понятно стремление руководства России к трансформации сферы образования: именно с ориентацией на глобальные образовательные тренды следует связывать действующие в настоящее время национальные проекты и государственные программы поддержки (например Проект 5-100) [7].

На сегодняшний день система высшего образования в России вовлечена сразу в несколько, без преувеличения, судьбоносных реформационных процессов. И наиболее важным и востребованным массовой аудиторией является процесс создания единого образовательного пространства в европейских странах, который ознаменовался подписанием Болонской декларации. В рамках действий, направленных на повышение качества российского образования и конкурентной позиции ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг, важное место занимает решение о включении России в систему единых стандартов европейского образовательного пространства - подписание Болонской декларации и присоединение к так называемому «болонскому процессу».

Одним из основных положений общемировых трендов в системе профессионального образования является получение знаний в свободной, менее формализованной форме: обучающиеся могут изучать то, что они самостоятельно выбирают из широкого набора образовательных возможностей [1]. Реализация такого механизма на практике носит название «индивидуальная образовательная траектория» (или «индивидуальный образовательным маршрут»). Она подразумевает под собой целенаправленно проектируемую структурированную последовательность элементов образовательной программы, которая служит цели персонализации образования, самоопределения обучающегося как будущего специалиста и его дальнейшей успешной самореализации. Конечным итогом образовательной траектории является достижение так называемого жизненного успеха.

В большинстве исследований понимание жизненного успеха в современном обществе сосредоточено на материальном (финансовом) выражении достижения успеха. Такая односторонняя трактовка не принимает во внимание иные факторы и качество деятельности, выводя на первый план количественный результат, вне зависимости от сопутствующих факторов, таких как удача, нравственность и другие. В свою очередь, С.Ю. Ключников, рассуждая о сущности успеха приводит следующую трактовку: «[Достичь успеха - значит] достичь максимального результата при наименьших затратах энергии, эмоций, времени и получить при этом как можно более полное удовлетворение, не забывая соотносить свою деятельность с нравственно-духовными ценностями» [6].
Безусловно, важно сознавать, что в конкретном случае каждого отдельного индивида достижение жизненного успеха может подразумевать реализацию внутреннего потенциала и получение или неполучение благ, не всегда однозначно совпадающих с принятыми теми или иными социальными группами стандартами. Но в контексте нашего исследования предположим, что «жизненный успех достигается в тех случаях, когда человеку удается реализовать комфортное состояние во всех сферах деятельности и прямо или косвенно сохранить доброжелательное отношение с окружающими его людьми и социальными группами» [5]. Отметим, что взаимодействие с социумом предполагает наличие сложного комплекса умений и навыков, которые в своей совокупности обычно именуются эмоциональным интеллектом (англ. Emotional intelligence, EQ) или эмоциональной компетентностью.

До сих пор у научного сообщества нет четко определенной дефиниции эмоционального интеллекта, и само сочетание понятий «интеллект» и «эмоции» на протяжении десятилетий со времени своего появление вызывает устойчивый поток критики со стороны многих ученых. Тем не менее под эмоциональным интеллектом обычно понимают «способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией» [2].

Если рассматривать феномен эмоционального интеллекта с точки зрения компетент- ностного подхода, то следует обратиться к трудам одного из основоположников представлений о нем - Дэниела Гоулмана [3, 4]. Он, говоря о поведении, не только разделял функциональные (деятельносто-трудовые) компетенции и компетенции социальные (связанные с межличностным взаимодействием), но и отмечал, что социальные компетенции являются более сложными для развития, так как «предполагают не только внедрение в общество, но и успешную работу в команде не только в качестве исполнителя».

Можно сказать, что эмоциональный интеллект позволяет осознаваться и управлять (англ. manage) как своими собственными эмоциями (то есть обеспечивать наиболее эффективный характер своей деятельности), так и чужими (то есть различать эмоции окружающих, корректно их интерпретировать и использовать эмоциональную информацию, чтобы влиять на мышление и поведение других людей с целью обеспечить оптимальную конъюнктуру выполнения тех или иных задач) [3]. В американском журнале «Time» за 1995 год в одной из статей даже была фраза «IQ gets you hired, but Emotional Intelligence (EQ) gets you promoted», которую можно перевести так: «IQ даст устроиться на работу, а эмоциональный интеллект позволит получить повышение».

Важность эмоционального интеллекта для современного человека сложно переоценить. В том состоянии, в котором находится сегодня рынок труда, теоретических знаний и базовых прикладных навыков недостаточно. Молодой специалист нередко оказывается в ситуации, когда необходимо быстро интегрироваться в сложившийся коллектив с его устоявшимися нормами труда и взаимодействия. Такое включение требует гибкости и способности получать новые знания в процессе профессиональной и личной коммуникации. Работодатели понимают, что овладение теоретическими знаниями - это вопрос всего лишь определенного промежутка времени, а вот развитие навыков эффективной коммуникации, знание и применение способов ведения переговоров и управления конфликтами не только определяют успешность специалиста в качестве исполнителя, но и служат одним из важных факторов его будущего карьерного продвижения, без чего достижение жизненного успеха становится практически невозможным.

В контексте вышеизложенного мы предполагаем, что наиболее полно и эффективно возможности индивидуальных образовательных траекторий могут быть реализованы лишь в случае, когда они будут представлять собой не просто последовательность и номенклатуру изучаемых дисциплин с учетом единого количества зачетных единиц, а целый комплекс мероприятий, объединяющих как основные учебные дисциплины, так и факультативные курсы, научную работу и дополнительные образовательные программы (в том числе и реализуемые после завершения основной образовательной программы - в течение всей жизни). Именно такой всесторонний подход к формированию индивидуальных образовательных траекторий поможет максимизировать эффект образования и конвертировать его в реальный жизненный успех.

Для проверки выдвинутого предположения о наличии статистически значимой зависимости и причинно- следственной связи между различными образовательными траекториями и динамикой изменения эмоционального интеллекта обучающихся и их жизненным успехом на отдельно взятом временном промежутке планируется проведение эксперимента. Им предусматривается ведение систематического наблюдения за уровнем эмоционального интеллекта в различных его функциональных проявлениях у как минимум 500 обучающихся Западного филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации различных годов набора и направлений подготовки. Их индивидуальные образовательные траектории будут отслеживаться на основе регулярно обновляемых электронных портфолио, включающих в себя результаты учебной, научной, общественной и спортивной деятельности, а также на основе результатов ежегодного измерения уровня развития эмоционального интеллекта. После завершения образовательной программы будет зафиксирован социальный и финансовый статус каждого респондента, через год данные предстоит обновить: это позволит оценить влияние определенных на первом этапе исследования факторов на результирующий жизненный успех.

Подобное изучение является сложным, длительным оценочным актом, всесторонняя оценка которого может осуществляться только на основе четких заранее определенных критериев. При этом важно отметить, что критерий, хотя и служит неким основанием, позволяющим судить о том или ином процессе, является только основанием для дальнейшей оценки и рефлексии и не может самостоятельно свидетельствовать о степени и характере проявления - это осуществляется с помощью показателей.

В современном аппарате научной методологии принято различать абсолютные и относительные критерии: в нашем случае критерий является абсолютным (то есть размерным), так как не определяется отношением между параметрами. - это связано с тем, что разноплановые анализируемые элементы не могут быть приведены к единой измерительной шкале. К критериям эффективности индивидуальных образовательных траекторий в рамках планируемого исследования относятся:

- эмоциональный интеллект;

- жизненный успех.

В качестве измеримых показателей, без которых использование методов математической статистики для обработки результатов не представляется возможным, предполагается использовать следующие:

1) для критерия эмоционального интеллекта - уровень эмоционального интеллекта:

- низкий (средние или низкие результаты Emotion Recognition Index (ERI, 2011), низкие результаты Vocabulary of Emotions Test (VET, 2003), Test of Emotional Intelligence (TEMINT, 2002) и Situational Test of Emotional Management (STEM, 2008));

- средний (высокие результаты ERI, средние или высокие результаты VET и TEMINT, низкие результаты STEM);

- высокий (высокие результаты ERI, высокие результаты VET и TEMINT, средние или высокие результаты STEM);

2) для критерия жизненного успеха - уровень доходов:

- средств не хватает даже на базовые потребности;

- средств хватает только на базовые потребности;

- средств хватает на все, кроме недвижимости;

- в средствах не ограничен;

и уровень самореализации:

- трудится в сфере освоенного направления подготовки и удовлетворен / не удовлетворен своей социальной ролью;

- трудится в сфере смежной с освоенным направлением подготовки и удовлетворен / не удовлетворен своей социальной ролью;

- трудится в иной сфере, не связанной с освоенным направлением подготовки, и удовлетворен / не удовлетворен своей социальной ролью.

По замыслу исследования такой подход должен дать возможность понять природу взаимосвязи между образовательными траекториями, эмоциональным интеллектом и жизненным успехом, или же выявить отсутствие корреляции и / или причинно-следственной взаимосвязи между ними.

Стоит отметить, что мы ожидаем сложностей с получением обратной связи от респондентов после завершения ими обучения в образовательной организации, но с использованием средств электронной коммуникации планируем обеспечить достаточное количество информации для успешного завершения исследования и получения достоверных данных [8, 9]. Материалы данного исследования будут в дальнейшем дополнительно публиковаться в рамках проекта в социальной сети для сотрудничества ученых «ResearchGate»1.

Выводы, полученные в результате описанного исследования, могут иметь большое значение для практики профессионального образования и обогатить педагогическую науку новыми подходами, направленными на эффективное применение индивидуальных образовательных траекторий, ориентированных в частности на развитие эмоционального интеллекта наряду с когнитивными навыками.

Библиографический список:

1. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78-86.
2. Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры: Всемирная конференция по высшему образованию: рабочий документ: ЮНЕСКО, Париж, 5-9 октября 1998 г. Париж: ЮНЕСКО, 1998. 93 с.
3. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2013. 560 с.
4. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект в бизнесе. М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2013. 512 с.
5. Зобов Р. А., Келасьев В.Н. Жизненный успех в современном российском обществе // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. 2013. № 2. С. 136-143.
6. Ключников С.Ю. Философия успеха: гносеологический анализ: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 2003. 23 с.
7. Кондратенко А.Б., Кондратенко Б. А. Технология обучения в Виртуальной образовательной среде персонализации обучения // Открытое образование. 2013. № 3. С. 47-51.
8. Кондратенко Б. А. Персонализация профессионального обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий // Экономика, статистика, информатика. 2015. № 5. С. 8-13.
9. Кондратенко А.Б., Кондратенко Б. А. Развитие эмоционального интеллекта в современном образовании // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2019. № 2 (56). С. 104-108.
1 Boris Kondratenko // ResearchGate // URL: https://www.researchgate.net/profile/Boris_Kondratenko.

Источник: Научно-теоретический журнал "Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России". № 3 (57) 2019.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (04.02.2020)
Просмотров: 56 | Теги: образовательные траектории | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь