Пятница, 09.12.2016, 03:00
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Гражданское право

Постановление ЕСПЧ от 16.07.2014 "Дело "Алишич и другие против Боснии и Герцеговины, Хорватии, Сербии, Словении и Македонии" (Часть 3)

3. Сербия

 

(a) Меры, касающиеся "прежних" валютных сбережений

44. После распада СФРЮ "прежние" валютные сбережения в банках Сербии оставались замороженными. Однако в исключительных случаях по ним разрешались расходные операции по основаниям гуманитарного характера вне зависимости от гражданства вкладчика и местонахождения соответствующего отделения (см. подзаконные нормативные акты Сербии <1>). Далее, как минимум в одном деле суды Сербии пришли к выводу, что банки, находящиеся в Сербии, обязаны обеспечивать сохранность "прежних" валютных сбережений, размещенных в их отделениях на территории Боснии и Герцеговины (см. Решение Европейского Суда по делу "Шекерович против Сербии" ( v. Serbia) от 4 января 2007 г., жалоба N 32472/03).

--------------------------------

<1> Odluka o uslovima i  davanja  kredita bankama na osnovu definitivne prodaje deponovane devizne   // Официальная газета Союзной Республики Югославия. N 42/93, 49/93, 71/93 и 77/93; Odluka o uslovima i  isplate dela devizne   koja je deponovana kod NBJ // Официальная газета. N 42/94, 44/94 и 50/94; Odluka o uslovima i  isplate dela devizne   koa je deponovana kod NBJ // Официальная газета. N 10/95, 52/95, 58/95, 20/96, 24/96 и 30/96, а также Odluka o privremenom  i  i uslovima isplate sredstava  bankama na ime dinarske protivvrednosti dela devizne  deponovane kod NBJ   za  namene // Официальная газета. N 41/96, 21/98 и 4/99.

 

45. В 1998 году, а затем в 2002 году Сербия согласилась вернуть частично наличными, а частично государственными облигациями "прежние" валютные сбережения своих граждан и граждан всех государств, кроме государств - правопреемников СФРЮ, размещенные в сербских отделениях банков Сербии, а также "прежние" валютные сбережения, размещенные в отделениях банков Сербии за рубежом (в частности, в отделении "Инвестбанка" в г. Тузле). Предполагается, что эти государственные облигации будут погашены к 2016 году 12 ежегодными выплатами, процентная ставка по этим облигациям составляет 2% годовых (статья 4 Закона "О прежних валютных сбережениях" 2002 года <2>). Что касается размера компенсаций, Сербия обязалась выплатить компенсацию по первоначально открытым вкладам с учетом процентов, начисленных к 31 декабря 1997 г. по исходной процентной ставке, и процентов, начисленных после этой даты по ставке 2% годовых (статья 2 того же Закона).

--------------------------------

<2> Zakon o regulisanju javnog duga Savezne Republike Jugoslavije po osnovu devizne   // Официальная газета Союзной Республики Югославия. N 36/02.

 

46. Однако остальная часть "прежних" валютных сбережений (то есть вклады граждан всех государств - правопреемников СФРЮ, кроме Сербии, размещенные во всех отделениях сербских банков в Сербии и за ее пределами, а также сбережения граждан Сербии, размещенные в отделениях сербских банков за пределами Сербии) должны были оставаться замороженными до окончания переговоров по вопросам правопреемства (к этой категории относились, например, вклады второго заявителя). Далее, все разбирательства, касающиеся "прежних" валютных сбережений, были прекращены законом согласно положениям статей 21 и 22 Закона "О прежних валютных сбережениях" 1998 года <3> и статей 21 и 36 Закона "О прежних валютных сбережениях" 2002 года.

--------------------------------

<3> Zakon o izmirenju obaveza po osnovu devizne   // Официальная газета Союзной Республики Югославия. N 59/98, 44/99 и 53/01.

 

(b) Статус "Инвестбанка" и его отделений

47. По данным реестра юридических лиц, "Инвестбанк" принадлежит государству, а контроль над "Инвестбанком" осуществляется Агентством по страхованию вкладов Сербии. Поскольку этот банк находился в государственной собственности, он был вынужден списать большие суммы задолженности государственных и общественных компаний для того, чтобы их можно было приватизировать по Закону "О приватизации" 2001 года <1>. В январе 2002 года компетентный суд распорядился начать процедуру банкротства "Инвестбанка". Данная процедура еще не завершена. Сотни вкладчиков, разместивших свои сбережения в отделениях "Инвестбанка" в Боснии, обращались в рамках процедуры банкротства с просьбой вернуть им деньги, но безуспешно. Впоследствии 20 вкладчиков подали к "Инвестбанку" гражданские иски, но безрезультатно.

--------------------------------

<1> Zakon o privatizaciji // Официальная газета Республики Сербия. N 38/01, 18/03, 45/05, 123/07 и 30/10.

 

4. Словения

 

(a) Меры, касающиеся "прежних" валютных сбережений

48. В 1991 году к Словении перешли от СФРЮ предусмотренные законом гарантии сохранности "прежних" валютных сбережений, размещенных в словенских отделениях всех банков (в том числе "Инвестбанка" и других иностранных банков), вне зависимости от гражданства вкладчиков (см. § 3 статьи 19 Конституционного закона "О введении в действие Основной конституционной хартии самостоятельности и независимости Республики Словения" 1991 года (далее - Конституционный закон 1991 года) <2>, и Словения трансформировала обязательства банков по отношению к вкладчикам в свой государственный долг (см. Закон "О прежних валютных сбережениях" 1993 года) <3>. Таким образом, Словения обязалась выплатить компенсацию по первоначально открытым вкладам с учетом процентов, начисленных к 31 декабря 1990 г. по исходной процентной ставке, и процентов, начисленных с 1 января 1991 г. до 31 декабря 1992 г. по ставке 6% годовых (статья 2 Закона "О прежних валютных сбережениях" 1993 года). Процентная ставка за последующий период времени зависела от того, предпочел ли вкладчик получить государственные облигации или наличные деньги. Вкладчики имели право получить или государственные облигации, которые погашались до 2003 года 20 выплатами один раз в два года с учетом процентов по ставке 5% годовых, или наличные деньги от банков, в которых они держали свои сбережения, с учетом процентов по рыночной ставке плюс 0,25% десятью выплатами один раз в два года. В последнем случае банкам должны были выдаваться государственные облигации. Некоторые вкладчики предпочли получить облигации, так как их можно было использовать для приобретения государственных квартир и компаний, а также для того, чтобы осуществлять налоговые и пенсионные отчисления.

--------------------------------

<2> Ustavni zakon za izvedbo Temeljne ustavne listine o samostojnosti in neodvisnosti RS // Официальная газета Республики Словения. N 1/91 и 45/94.

<3> Zakon o poravnavanju obveznosti iz  deviznih vlog // Официальная газета Республики Словения. N 7/93.

 

(b) Статус "Люблянского банка (г. Любляна)" и его отделений

49. Вскоре после объявления независимости Словения национализировала Люблянский банк (г. Любляна), а затем в 1994 году провела его реорганизацию посредством изменений, внесенных в Конституционный закон 1991 года. Большая часть активов банка и некоторые его пассивы перешли к новому банку под названием "Новый люблянский банк" (Nova Ljubljanska Banka) (см. § "b" статьи 22 этого Закона, текст которого приведен в § 54 настоящего Постановления). У старого банка осталась обязанность обеспечивать сохранность "прежних" валютных сбережений, размещенных в его отделениях в других государствах-правопреемниках, и соответствующая задолженность НБЮ (см. там же). На основании указанного закона суды Словении вынесли ряд решений, обязывающих старый "Люблянский банк" вернуть "прежние" валютные сбережения клиентам его отделения в г. Сараево, в тот же период суды Словении пришли к выводу, что у самой Словении нет в связи с этим каких-либо обязательств (см. решения Верховного суда Словении от 27 февраля 1997 г. N II ps 415/95, от 1 апреля 1998 г. N II Ips 613/96 и от 21 января 1999 г. N II ps 490/97). Сначала управление старым "Люблянским банком" осуществлялось Агентством по финансовому оздоровлению банков. В настоящее время банк контролируется государственным органом Словении - переходным фондом.

50. В 1997 году все разбирательства, касающиеся "прежних" валютных сбережений, размещенных в отделениях старого "Люблянского банка (г. Любляна)" в других государствах-правопреемниках (за исключением разбирательств в Верховном суде Словении, рассматривающем дела в качестве суда третьей инстанции), были приостановлены до завершения переговоров по вопросам правопреемства (см. Закон "О переходном фонде Республики Словения" 1993 года <1> с изменениями, внесенными в 1997 году, а также Закон "О переходном фонде Республики Словения и Верховном представителе Республики Словения по вопросам правопреемства" 2006 года <2>). В декабре 2009 года Конституционный суд Словении, рассмотрев жалобу двух вкладчиков из Хорватии, объявил приостановление судебных разбирательств неконституционным <3>.

--------------------------------

<1> Zakon o Skladu Republike Slovenije za sukcesijo // Официальная газета Республики Словения. N 10/93, 38/94 и 40/97.

<2> Zakon o Skladu Republike Slovenije za nasledstvo in visokem predstavniku Republike Slovenije za nasledstvo // Официальная газета Республики Словения. N 29/06 и 59/10.

<3> Это решение опубликовано в Официальной газете Республики Словения, N 105/09.

 

51. С тех пор Люблянский окружной суд вынес множество решений, обязывающих "Люблянский банк (г. Любляна)" вернуть "прежние" валютные сбережения, размещенные в его отделении в г. Сараево, с учетом начисленных процентов (см., например, решение от 16 ноября 2010 г. N P 119/1995-I, которое вступило в силу и стало обязательным к исполнению 4 января 2012 г., после того, как его оставил без изменения Люблянский высокий суд, решение от 7 декабря 2010 г. N P 9/2007-II, а также решение от 10 января 2013 г. N P 1013/2012-II). Суды пояснили, что согласно законодательству СФРЮ эти отделения действовали от имени и за счет материнских банков. Кроме того, по законодательству Словении за старым "Люблянским банком (г. Любляна)" сохранялась обязанность обеспечивать сохранность "прежних" валютных сбережений, размещенных в отделении этого банка в г. Сараево. Суд нашел не относящимся к делу тот факт, что в 1993 году обязательства старого "Люблянского банка (г. Любляна)" по обеспечению сохранности сбережений, размещенных в отделении этого банка в г. Сараево, перешли к одноименному банку, "Люблянскому банку (г. Сараево)" (см. § 30 настоящего Постановления), так как на это не давал согласия ни материнский банк, ни вкладчики. Как бы то ни было, в 2004 году компетентный суд в Боснии и Герцеговине исключил из реестра юридических лиц соответствующую запись 1993 года (см. § 35 настоящего Постановления). Кроме того, Люблянский окружной суд счел не относящимся к делу тот факт, что часть валютных средств была переведена на зарубежные счета НБЮ в соответствии с описанной выше схемой повторного депонирования иностранной валюты.

 

5. Македония

 

52. Македония вернула "прежние" валютные сбережения, размещенные во внутригосударственных банках и в македонских отделениях иностранных банков, например, в отделении Люблянского банка (г. Любляна) в г. Скопье, вне зависимости от гражданства вкладчиков <4>.

--------------------------------

<4> Закон за преземанье на депонираните девизни влогови на граганите од страна на Република Македони а // Официальная газета Республики Македония. N 26/92, Закон за гаранци а на Република Македони а за депонираните девизни влогови на граганите и за обезбедуванье на средства и начин за исплата на депонираните девизни влогови на граганите во 1993 и 1994 // Официальная газета. N 31/93, 70/94, 65/95 и 71/96, а также Закон за начинот и постапката на исплатува е на депонираните девизни влогови на граганите по кои гарант е Република Македониjа // Официальная газета. N 32/00, 108/00, 4/02 и 42/03.

 

II. Соответствующее внутригосударственное законодательство и практика

 

53. Как отмечалось выше, в § 22 настоящего Постановления, определенные ограничения на снятие валютных сбережений существовали еще до распада СФРЮ. Так, пункт "c" статьи 17 решения НБЮ, принятого в январе 1991 года <5> (в апреле 1992 года Конституционный суд СФРЮ признал его неконституционным), предусматривал следующее:

--------------------------------

<5> Odluka o   deviznog  i deviznog  uloga  i stranog  lica // Официальная газета СФРЮ. N 6/91, 30/91, 36/91 и 25/92.

 

"Уполномоченные банки исполняют распоряжения о выплате гражданам СФРЮ сумм в иностранной валюте, хранящихся на их валютных счетах... по получении от таких лиц предварительного уведомления об их намерении использовать эти суммы в следующие сроки:

(i) сумм, не превышающих 500 немецких марок: за 15 дней до первого снятия и за 30 дней до последующих расходных операций;

(ii) сумм, не превышающих 1 000 немецких марок: за 30 дней до первого снятия и за 45 дней до последующих расходных операций;

(iii) сумм, не превышающих 3 000 немецких марок: за 90 дней;

(iv) сумм, не превышающих 8 000 немецких марок: за 180 дней".

Это положение, однако, не распространялось на выходцев из Югославии, работающих и проживающих за рубежом, в частности, на заявителей по настоящему делу (см. § 6 статьи 8 и статью 17 этого решения). Заявители по настоящему делу были лишены возможности снять сбережения со своих счетов в результате применения следующих положений внутригосударственного законодательства, которые приводятся ниже в хронологическом порядке.

54. В части, имеющей отношение к настоящему делу, Конституционный акт Словении 1991 года с изменениями, внесенными в 1994 году, предусматривает следующее:

"Преамбула

Принимая во внимание пассивную позицию некоторых других государств, возникших на территории бывшей [СФРЮ], и банков, находящихся в этих государствах,

принимая во внимание, что практические и юридические последствия войны на территории бывшей СФРЮ, международных санкций, введенных в отношении так называемой СРЮ (Сербии и Черногории), краха финансовой и экономической систем некоторых государств - правопреемников СФРЮ, а также использование так называемой СРЮ финансовых средств бывшей СФРЮ для финансирования агрессивной войны, на данный момент делают невозможным заключение соглашения о правопреемстве в том, что касается финансовых требований и долговых обязательств бывшей СФРЮ и юридических лиц, находящихся на ее территории...

и с целью найти путем переговоров с иностранными кредиторами справедливое решение проблемы распределения государственного долга бывшей СФРЮ в случаях, когда конечного бенефициара установить невозможно...

Пункт "b" статьи 22

"Люблянский банк (г. Любляна)" и "Мариборский кредитный банк" переводят свои активы и переносят свою деятельность в новые банки, созданные в соответствии с настоящим конституционным актом.

Независимо от положений предыдущего абзаца "Люблянский банк (г. Любляна)" и "Мариборский кредитный банк":

... (iii) по-прежнему в полном объеме сохраняют за собой обязательства по обычным и сберегательным валютным счетам, на которые не распространяются гарантии Республики Словения...

(v) по-прежнему могут предъявлять требования об исполнении соответствующих обязательств.

"Люблянский банк (г. Любляна)" поддерживает отношения со своими ныне существующими отделениями и филиалами в других республиках на территории бывшей СФРЮ, но сохраняет за собой соответствующую долю требований к "Народному банку Югославии" по валютным сберегательным счетам...".

55. В части, имеющей отношение к настоящему делу, Закон "О переходном фонде Республики Словения" 1993 года с изменениями, внесенными в 1997 году, предусматривает следующее:

"Статья 1

Для удовлетворения требований и погашения задолженности Республики Словения, а также физических и юридических лиц, находящихся на территории Республики Словения, в процессе распределения прав, активов и пассивов (СФРЮ) создается переходный фонд Республики Словения...

Подпункт 1 пункта "" статьи 15

Если в отношении лиц, находящихся или проживающих в Словении, истца или кредитора, находящегося или проживающего в... одной из республик бывшей СФРЮ... ведется судебное разбирательство или исполнительное производство, а соответствующее требование касается законной операции или подлежащего исполнению судебного решения, суд может по собственной инициативе приостановить производство по делу...".

56. В части, имеющей отношение к настоящему делу, Закон Сербии "О прежних валютных сбережениях" 2002 года предусматривает следующее:

"Пункт 1 статьи 21

Граждане [Боснии и Герцеговины, Македонии, Словении и Хорватии], имеющие прежние валютные сбережения в банках, которые находятся в Сербии и Черногории, а также граждане Сербии и Черногории <1>, имеющие прежние валютные сбережения в отделениях этих банков, которые находятся на территории [Боснии и Герцеговины, Македонии, Словении и Хорватии], предъявляют требования о возврате своих прежних валютных сбережений в порядке, который должен быть согласован между государствами - правопреемниками СФРЮ...

--------------------------------

<1> Данный закон был принят Союзной Республикой Югославия, которая существовала с 1992 по 2003 год. В состав этой республики входили Сербия и Черногория. Единственным правопреемником Союзной Республики Югославия является Сербия.

 

Статья 36

В силу настоящего закона прекращаются все разбирательства, в том числе исполнительное производство, касающиеся валютных сбережений, на которые распространяется действие настоящего закона...".

57. Статья 2 Закона Боснии и Герцеговины "О прежних валютных сбережениях" 2006 года предусматривает следующее:

"1. Согласно настоящему закону прежними валютными сбережениями являются валютные сбережения, которые по состоянию на 31 декабря 1991 г. были размещены в банках, находящихся на территории Боснии и Герцеговины, с учетом начисленных к тому времени процентов за вычетом начислений, произведенных после 31 декабря 1991 г., и средств, переведенных на особые приватизационные счета.

2. К прежним валютным сбережениям, определение которым дается в пункте 1 настоящей статьи, не относятся валютные сбережения, которые были размещены в отделениях "Люблянского банка", "Инвестбанка" и других иностранных банков на территории Боснии и Герцеговины.

3. В соответствии с Соглашением по вопросам правопреемства 2001 года обязательства по обеспечению сохранности валютных сбережений, определение которых содержится в пункте 2 настоящей статьи, несут государства-правопреемники, в которых зарегистрированы соответствующие банки. Босния и Герцеговина в рамках своей международной деятельности оказывает помощь владельцам этих валютных счетов...".

58. Статья 23 Закона "О переходном фонде Республики Словения и Верховном представителе Республики Словения по вопросам правопреемства" 2006 года устанавливала следующее:

"1. Все без исключения решения судов Словении о приостановлении судебных разбирательств по поводу валютных сбережений, размещенных в коммерческом банке или в любом его отделении в любом государстве - правопреемнике бывшей СФРЮ, вынесенные согласно Закону "О переходном фонде Республики Словения" 1993 года, остаются в силе. Все без исключения судебные разбирательства, о которых говорится в предыдущем предложении, если они уже возобновились, должны быть снова приостановлены или отложены.

2. Судебные разбирательства, о которых говорится в предыдущем абзаце, возобновляются автоматически сразу после разрешения вопроса о гарантиях сохранности валютных сбережений, данных СФРЮ или его НБЮ согласно статье 7 Приложения "C" к Соглашению по вопросам правопреемства".

3 декабря 2009 г. Конституционный суд Словении объявил это положение неконституционным.

Часть1  Часть 2   Часть 3   Часть 4   Часть 5   Часть 6   Часть 7   Часть 8   Часть 9

Категория: Гражданское право | Добавил: x5443x (30.11.2015)
Просмотров: 142 | Теги: ЕСПЧ, европейский суд, права человека | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016