Воскресенье, 11.12.2016, 16:45
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Гражданское право

Постановление ЕСПЧ от 16.07.2014 "Дело "Алишич и другие против Боснии и Герцеговины, Хорватии, Сербии, Словении и Македонии" (Часть 2)

2. Реформа коммерческих банков в СФРЮ в 1989 - 1990 годах

 

21. В рамках реформ 1989 - 1990 годов СФРЮ отменила вышеописанное деление банков на основные и ассоциированные. Данные изменения в регулировании банковской деятельности позволили нескольким основным банкам получить независимость, тогда как прочие основные банки стали отделениями (без статуса юридического лица) бывших ассоциированных банков, в состав которых они входили раньше. Таким образом, 1 января 1990 г. упомянутый выше "Люблянский банк (г. Сараево)" стал отделением (без статуса юридического лица) "Люблянского банка (г. Любляна)", к "Люблянскому банку (г. Любляна)" перешли права, активы и пассивы "Люблянского банка (г. Сараево)". Упомянутый выше "Инвестбанк" стал независимым банком со штаб-квартирой в Сербии и множеством отделений в Боснии и Герцеговине.

22. Кроме того, югославский динар был объявлен конвертируемой валютой. Это привело к массовому снятию валютных средств. В связи с этим СФРЮ прибегла к чрезвычайным мерам, существенно ограничив расходные операции по вкладам в иностранной валюте. Так, по состоянию на декабрь 1990 года, когда были внесены изменения в статью 71 Закона "Об операциях с иностранной валютой" 1985 года, вкладчики могли снимать свои сбережения только для оплаты импортных товаров или услуг для собственных нужд или нужд своих близких родственников, для приобретения валютных облигаций, оформления завещательных отказов в научных или гуманитарных целях или оплаты услуг по страхованию жизни в местных страховых компаниях. Вместе с тем согласно статье 3 Постановления Правительства СФРЮ, принятого в апреле 1991 года <1>, которое действовало до февраля 1992 года, и пункту "c" статьи 17 решения НБЮ, принятого в январе 1991 года <2>, которое Конституционный суд СФРЮ в апреле 1992 года объявил неконституционным, вкладчикам разрешалось снимать или использовать в указанных выше целях не более 500 немецких марок за один раз, но не более 1 000 немецких марок в месяц (см. § 53 настоящего Постановления).

--------------------------------

<1> Odluka o  na koji  banke  naloge za    lica devizama sa njihovih deviznih  i deviznih stednih uloga // Официальная газета СФРЮ. N 28/91, 34/91, 64/91 и 9/92.

<2> Odluka o   deviznog  i deviznog  uloga  i stranog  lica // Официальная газета СФРЮ. N 6/91, 30/91, 36/91 и 25/92.

 

3. Распад СФРЮ в 1991 - 1992 годах

 

23. Распад СФРЮ произошел в 1991 - 1992 годах. В государствах-правопреемниках к валютным сбережениям, депонированным до этого времени, применяется особый режим, и их обычно называют "прежними", или "замороженными" валютными сбережениями. Ниже приводится обзор имеющих отношение к настоящему делу положений внутригосударственного законодательства, касающихся этих сбережений, и практики их применения в каждом из пяти государств-правопреемников (в алфавитном порядке <3>), которые также выступают в настоящем деле в качестве ответчиков.

--------------------------------

<3> Имеется в виду порядок названий соответствующих государств на английском языке по английскому алфавиту (примеч. редактора).

 

C. Обстоятельства, имеющие отношение к соответствующим государствам-ответчикам

 

1. Босния и Герцеговина

 

(a) Меры, касающиеся "прежних" валютных сбережений

24. В 1992 году к Боснии и Герцеговине перешли от СФРЮ предусмотренные законом гарантии сохранности "прежних" валютных сбережений (см. статью 6 Закона "О применении законодательства СФРЮ" 1992 года <4>). В этом отношении соответствующие положения законодательства были неясны, но Народный банк Боснии и Герцеговины пришел к выводу, что действие этих гарантий распространяется только на "прежние" валютные сбережения, размещенные в банках Боснии (см. отчет "Народного банка Боснии и Герцеговины" от 8 августа 1994 г. N 63/94 <5>).

--------------------------------

<4> Uredba sa zakonskom snagom o preuzimanju i primjenjivanju saveznih zakona koji se u Bosni i Hercegovini primjenjuju kao  zakoni // Официальная газета Республики Босния и Герцеговина. N 2/92.

<5> Копия этого отчета предоставлена властями Боснии и Герцеговины.

 

25. Во время войны все "прежние" валютные сбережения оставались замороженными, а расходные операции по ним допускались в порядке исключения по основаниям гуманитарного характера и в некоторых других особых случаях (см. соответствующие подзаконные нормативные акты <1>).

--------------------------------

<1> Odluka o uslovima i  isplata dinara po osnovu definitivne prodaje devizne    lica i  deviza sa deviznih  i deviznih  uloga   lica za potrebe  i   u inostranstvu // Официальная газета Республики Босния и Герцеговина. N 4/93; Odluka o uslovima i  davanja  kredita bankama na osnovu definitivne prodaje deponovane devizne   i efektivno prodatih deviza od strane  // Официальная газета Республики Босния и Герцеговина. N 10/93 и 2/94; а также Odluka o ciljevima i zadacima monetarno-kreditne politike u 1995 // Официальная газета Республики Босния и Герцеговина. N 11/95 и 19/95.

 

26. После войны 1992 - 1995 годов в каждом из образований (в Федерации Боснии и Герцеговины (далее - ФБГ) и в Республике Сербия) было принято собственное законодательство о "прежних" валютных сбережениях. К настоящему делу имеет отношение только законодательство ФБГ, так как отделения, о которых идет речь в деле, находятся именно в этом образовании. В 1997 году к ФБГ перешли обязательства по обеспечению сохранности "прежних" валютных сбережений, размещенных в банках и отделениях на ее территории (см. § 1 статьи 3 Закона "О расчетах по предъявленным требованиям" 1997 года <2> и Указ "О расчетах по требованиям, поступившим от нерезидентов" 1999 года <3>). Эти сбережения по-прежнему оставались замороженными, но закон предусматривал, что они могут использоваться для приобретения государственных квартир и компаний (см. статью 18 Закона "О расчетах по предъявленным требованиям" 1997 года с изменениями, внесенными в 2004 году).

--------------------------------

<2> Zakon o  i realizaciji   u postupku privatizacije // Официальная газета ФБГ. N 27/97, 8/99, 45/00, 54/00, 32/01, 27/02, 57/03, 44/04, 79/07 и 65/09.

<3> Uredba o ostvarivanju  lica koja su imala deviznu  u bankama na teritoriju Federacije, a nisu imala  na teritoriju Federacije // Официальная газета ФБГ. N 44/99.

 

27. В 2004 году ФБГ приняла новое законодательство. Она обязалась вернуть "прежние" валютные сбережения, размещенные в банках Боснии в этом образовании, вне зависимости от гражданства вкладчиков. В пункте 2 статьи 9 Закона "О погашении внутреннего долга" 2004 года <4> была прямо сделана оговорка о том, что данное обязательство не относится к "прежним" валютным сбережениям, размещенным в отделениях "Люблянского банка (г. Любляна)", "Инвестбанка" и других зарубежных банков, в которых у заявителей были открыты счета.

--------------------------------

<4> Zakon o  i  izmirenja  obaveza Federacije // Официальная газета ФБГ. N 66/04, 49/05, 35/06, 31/08, 32/09 и 65/09.

 

28. В 2006 году обязательства по обеспечению сохранности "прежних" валютных сбережений, размещенных в банках Боснии, перешли от образований к государству. При этом опять было прямо оговорено, что эти обязательства не распространяются на "прежние" валютные сбережения, размещенные в местных отделениях "Люблянского банка (г. Любляна)" и "Инвестбанка", но государство должно помочь клиентам этих отделений получить свои сбережения у Словении и Сербии соответственно (см. статью 2 Закона "О прежних валютных сбережениях" 2006 года <5>). Кроме того, все разбирательства по "прежним" валютным сбережениям были прекращены законом (см. статью 28 этого Закона, в решении от 28 марта 2008 г. N U 13/06 Конституционный суд Боснии и Герцеговины признал, что эта статья соответствует Конституции страны, § 35).

--------------------------------

<5> Zakon o izmirenju obaveza po osnovu  stare devizne  // Официальная газета Боснии и Герцеговины. N 28/06, 76/06, 72/07 и 97/11.

 

(b) Статус отделения "Люблянского банка (г. Любляна)" в г. Сараево и "Люблянского банка (г. Сараево)", созданного в 1993 году

29. Как говорилось выше, в § 21 настоящего Постановления, в январе 1990 г. "Люблянский банк (г. Сараево)" стал отделением "Люблянского банка (г. Любляна)" без статуса юридического лица, права, активы и пассивы "Люблянского банка (г. Сараево)" перешли к "Люблянскому банку (г. Любляна)". Согласно реестру юридических лиц это отделение выступало от имени и за счет материнского банка. К концу 1991 года сумма размещенных там вкладов в иностранной валюте составляла около 250 млн немецких марок, но в наличии было не более 350 000 немецких марок (о том, как иностранную валюту переводили из г. Сараева в г. Любляну и обратно, изложено в § 18 настоящего Постановления).

30. Новый банк, который, как и предшественник отделения "Люблянского банка (г. Любляна)" в г. Сараево с тем же названием, назывался "Люблянский банк (г. Сараево)", был создан согласно законодательству Боснии и Герцеговины в 1993 году. Он в одностороннем порядке взял на себя обязательства по обеспечению сохранности "прежних" валютных сбережений, размещенных в отделении "Люблянского банка (г. Любляна)" в г. Сараево (банке Словении).

31. В 1994 году "Народный банк Боснии и Герцеговины" провел ревизию и выявил множество недостатков. Во-первых, руководители нового "Люблянского банка" в г. Сараево не были назначены на свои должности в установленном порядке, а состав его акционеров был неизвестен. Поэтому "Народный банк Боснии и Герцеговины" назначил директора этого банка. Во-вторых, поскольку "Люблянский банк" (г. Сараево) являлся банком Боснии, к нему не могли перейти обязательства иностранного банка по обеспечению сохранности "прежних" валютных сбережений, так как это привело бы к появлению новых финансовых обязательств у Боснии и Герцеговины (поскольку по закону гарантом сохранности "прежних" валютных сбережений во всех банках Боснии является государство). "Народный банк Боснии и Герцеговины" распорядился срочно составить заключительный баланс отделения "Люблянского банка (г. Любляна)" в г. Сараево по состоянию на 31 марта 1992 г. и определить, в каких отношениях он находится с материнским банком.

32. Однако согласно реестру юридических лиц до конца 2004 года у вновь созданного "Люблянского банка (г. Сараево)" оставались обязательства по обеспечению сохранности "прежних" валютных сбережений, размещенных в отделении "Люблянского банка (г. Любляна)" в г. Сараево (см. § 35 настоящего Постановления). Следовательно, он продолжал распоряжаться "прежними" валютными сбережениями, размещенными в отделении "Люблянского банка (г. Любляна)" в г. Сараево, около 3% этих сбережений было использовано в процессе приватизации в ФБГ (см. § 26 настоящего Постановления), а в одном случае суд по итогам рассмотрения гражданского дела обязал "Люблянский банк (г. Сараево)" выплатить компенсацию по вкладу клиенту отделения "Люблянского банка (г. Любляна)" в г. Сараево (см. Решение Европейского Суда по делу "Вишньевач против Боснии и Герцеговины" ( v. Bosnia and Herzegovina) от 24 октября 2006 г., жалоба N 2333/04).

33. Конституционный суд Боснии и Герцеговины назвал ситуацию, существовавшую до 2004 года, "хаотичной" (Решение от 1 апреля 2006 г. N AP 164/04, § 55). Палата по правам человека Боснии и Герцеговины (внутригосударственный орган по защите прав человека) пришла к выводу, что правовая неопределенность в этот период времени по вопросу о "прежних" валютных сбережениях, размещенных, inter alia <1>, в боснийских отделениях "Люблянского банка (г. Любляна)" и "Инвестбанка", привела к нарушению статьи 1 Протокола N 1 к Конвенции (см. Решение от 7 ноября 2003 г. N CH/98/377 и др., § 270).

--------------------------------

<1> Inter alia (лат.) - помимо прочего (примеч. редактора).

 

34. В 2003 году банковское агентство ФБГ приняло "Люблянский банк (г. Сараево)" в оперативное управление ввиду неопределенности его отношений с "Люблянским банком (г. Любляна)" - иностранным банком, находящимся в Словении.

35. Согласно изменениям, внесенным в Закон "О реестре юридических лиц" 2000 года <2>, парламент ФБГ в 2003 году продлил срок, установленный законом для исключения из реестра юридических лиц записей военного времени, до 2004 года. Через некоторое время после этого, в ноябре 2004 года, Сараевский муниципальный суд решил, что "Люблянский банк (г. Сараево)" Боснии не является правопреемником отделения словенского "Люблянского банка (г. Любляна)" в г. Сараево, что он не несет ответственности за сохранность "прежних" валютных сбережений, размещенных в этом отделении, и что вследствие этого из реестра юридических лиц следует исключить запись 1993 года, в которой предусмотрено иное.

--------------------------------

<2> Zakon o postupku upisa pravnih lica u sudski registar // Официальная газета ФБГ. N 4/00, 49/00, 32/01, 19/03 и 50/03.

 

36. В 2006 году боснийский "Люблянский банк (г. Сараево)" продал свои активы компании Хорватии, которая, в свою очередь, обязалась погасить долги этого банка. В том же году здание отделения словенского "Люблянского банка (г. Любляна)" в г. Сараево, которым до окончательного определения статуса этого отделения распоряжались власти ФБГ, было передано той же самой хорватской компании от имени и за счет "Люблянского банка (г. Любляна)".

37. В 2010 году компетентный суд начал производство по делу о банкротстве "Люблянского банка (г. Сараево)" в Боснии и Герцеговине, которое еще не завершено.

(c) Статус отделения "Инвестбанка" в г. Тузле

38. Отделение "Инвестбанка" в г. Тузле всегда имело статус отделения, не являющегося юридическим лицом. По состоянию на 31 декабря 1991 г. в этом отделении были размещены "прежние" валютные сбережения на сумму около 67 млн долларов США (около 100 млн немецких марок). В июне 1992 года отделение закрылось и более не возобновило свою работу. Что случилось с размещенными там денежными средствами, неясно.

39. В 2002 году компетентный суд в Сербии издал распоряжение о банкротстве "Инвестбанка". После этого власти Сербии продали здание, в котором располагалось отделение "Инвестбанка" в ФБГ (здание, которое занимал этот банк в Республике Сербия, было продано в 1999 году). Так, за здание, расположенное на ул. Джафер Махала ( Mahala) в г. Тузле, власти Сербии получили 2 140 650 евро. По-видимому, производство по делу о банкротстве "Инвестбанка" еще не завершено.

40. В 2010 году власти ФБГ решили принять здания и архивы отделений "Инвестбанка" в ФБГ в оперативное управление, но выяснилось, что у "Инвестбанка" уже нет в ФБГ никаких зданий и архивов.

41. В 2011 году по обращению властей ФБГ власти Сербии возбудили уголовное дело в связи с вывозом архивов отделения "Инвестбанка" в г. Тузле на территорию Сербии в 2008 году.

 

2. Хорватия

 

(a) Меры, касающиеся "прежних" валютных сбережений

42. Власти Хорватии утверждали, что они вернули "прежние" валютные сбережения, размещенные в банках Хорватии и их отделениях за рубежом, вне зависимости от гражданства вкладчиков. Действительно, ясно, что они выплатили компенсацию по вкладам граждан Боснии и Герцеговины, размещенных в боснийских отделениях банков Хорватии. Однако власти Словении предоставили Решения Верховного суда Хорватии (Rev 3015/1993-2 за 1994 год, Rev 3172/1995-2 за 1996 год и Rev 1747/1995-2 за 1996 год), в которых был сделан вывод, что термин, использованный в соответствующем законе (), означает "гражданин Хорватии" (см. для сравнение упоминавшееся выше Постановление Большой Палаты Европейского Суда по делу "Ковачич и другие против Словении", § 77).

(b) Статус отделения "Люблянского банка (г. Любляна)" в г. Загребе

43. Хорватия разрешила своим гражданам перевести их "прежние" валютные сбережения из отделения "Люблянского банка (г. Любляна)" в г. Загребе в банки Хорватии (см. статью 14 Закона "О прежних валютных сбережениях" 1993 года <1> и соответствующие подзаконные нормативные акты <2>). По-видимому, этой возможностью воспользовались примерно 2/3 всех клиентов данного отделения. В марте 2013 года Хорватия и Словения подписали меморандум о взаимопонимании, призывающий продолжить переговоры по вопросам правопреемства для определения статуса этих переведенных сбережений. Некоторые из клиентов, которые не перевели свои сбережения из отделения "Люблянского банка (г. Любляна)" в г. Загребе в банки Хорватии (размер этих сбережений составлял около 300 млн немецких марок), подали в суды Хорватии гражданские иски, и 63 человека из них получили назад свои "прежние" валютные сбережения из средств, вырученных от принудительной продажи имущества этого отделения, находящегося в Хорватии (решения Осиекского муниципального суда от 8 апреля 2005 г. и 15 июня 2010 г. <3>, см. также упоминавшееся выше Постановление Большой Палаты Европейского Суда по делу "Ковачич и другие против Словении", §§ 122 - 133). Гражданские иски некоторых других вкладчиков из этой категории были рассмотрены или рассматриваются в настоящее время судами Словении (см. § 51 настоящего Постановления). Согласно официальным документам, предоставленным властями Хорватии, у "Люблянского банка (г. Любляна)" и у отделения этого банка в г. Загребе в Хорватии не осталось никакого имущества.

--------------------------------

<1> Zakon o pretvaranju deviznih depozita  u javni dug Republike Hrvatske // Официальная газета Республики Хорватия. N 106/93.

<2> Pravilnik o  uvjeta i  pod kojima gradani mogu prenijeti svoju deviznu  s organizacijske jedinice banke  je  izvan Republike Hrvatske na banke u Republici Hrvatskoj // Официальная газета Республики Хорватия. N 19/94.

<3> Копии этих решений предоставлены властями Словении (Приложения N 273 - 274).

Часть1  Часть 2   Часть 3   Часть 4   Часть 5   Часть 6   Часть 7   Часть 8   Часть 9

Категория: Гражданское право | Добавил: x5443x (30.11.2015)
Просмотров: 137 | Теги: ЕСПЧ, европейский суд, права человека | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016