Воскресенье, 19.11.2017, 22:33
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ОБОСНОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК СТУДЕНТОВ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИМИ МЕТАНИЯМ

Г.Н.Максименко, доктор педагогических наук России, доктор педагогических наук Украины, профессор, И.Г.Максименко, доктор наук по физическому воспитанию и спорту, профессор

ОБОСНОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК СТУДЕНТОВ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИМИ МЕТАНИЯМИ

Приведены данные годичного эксперимента по выявлению оптимальных параметров физических нагрузок студентов с ДЦП в процессе занятий легкоатлетическими метаниями.

Ключевые слова: церебральный паралич, уровень развития физических качеств, техническая подготовленность, спортивный результат.

 
По данным ООН, в мире насчитывается более 650 млн чел. с ограниченными возможностями здоровья, что составляет около 10 % населения планеты. Одним из широко распространённых в мире и плохо поддающихся лечению заболеваний является детский церебральный паралич. В последние годы специалисты всё больше убеждаются в том, что заметно уменьшить пагубные последствия ДЦП возможно лишь при помощи физических упражнений, а не медикаментозных методов [8]. В связи с этим в данной статье предпринята попытка оценить степень положительного влияния занятий легкоатлетическими метаниями на студентов с ДЦП.

Известно, что в основе формирования двигательных умений и навыков, совершенствования физической подготовленности в качестве адаптогена выступает физическая нагрузка, а её структурной единицей является физическое упражнение [6]. На первом этапе механизм воздействия физических упражнений состоит в возбуждении соответствующих афферентных и моторных центров, мобилизации скелетных мышц, кровообращения и дыхания, которые в совокупности образуют единую функциональную систему, ответственную за реализацию данных двигательных реакций [1]. Однако эффективность этой реакции невелика; для того чтобы сложилась устойчивая адаптация, необходимы подкрепления, тренировка, многократно повторяющиеся воздействия. Это сложный и длительный процесс постепенной функциональной перестройки организма [7]. Такой процесс у лиц с последствиями ДЦП является ещё более сложным и продолжительным, он лимитируется характером и тяжестью нарушений двигательной функции, расстройством координации движений, состоянием центральной и периферической нервной системы. С. П. Евсеев отмечает, что в адаптивном физическом воспитании молодых людей с ограниченными возможностями, в силу их высокой утомляемости, подверженности атипичным реакциям со стороны нервной, кардиореспираторной и других систем, наиболее адекватными являются щадящие режимы нагрузок [4]. В адаптивном спорте все режимы используются в соответствии с задачами, уровнем тренированности и состояния здоровья.

Известно, что как в учебном заведении, так и в спортивной подготовке ключевым звеном является годичное планирование. В связи с изложенным выше особую актуальность представляет выявление оптимальных соотношений физических нагрузок, использование которых в течение года способствовало бы эффективному формированию двигательных навыков и физической подготовленности у студентов с ДЦП. С этой целью был организован и проведён формирующий эксперимент с участием двух групп студентов с последствиями ДЦП, обучающихся на третьем курсе. Обе группы включали по 11 чел., имеющих двухлетний стаж занятий легкоатлетическими метаниями, и были уравнены по основным показателям. На протяжении годичного эксперимента группами А и Б выполнялось различное соотношение специфических и неспецифических нагрузок: в группе А — 60 : 40 %; в группе Б — 50 : 50 %.

Такое соотношение объёмов нагрузок базировалось на данных практики работы со спортсменами с последствиями ДЦП и на рекомендациях специалистов в области легкоатлетических метаний [2; 3; 5]. Более детальное распределение основных средств подготовки, выполняемых студентами групп А и Б в ходе годичного эксперимента, представлено в табл. 1.

Как видно из табл. 1, годичные объёмы выполняемых нагрузок отличались следующим образом: в группе А на средства общей физической подготовки (ОФП) и корригирующие упражнения отводилось 98 ч (в группе Б — 131 ч), в группе Б на упражнения со штангой, гирей и гантелями планировалось 202 т (в группе А — 163 т) и на метание ядра и других снарядов 872 раз (в группе А — 968 раз). Кроме того, студентам группы А планировались большие, чем в группе Б, объёмы нагрузок в толкании ядра и метании диска.

Как видно из данных табл. 2, в начале эксперимента состав групп А и Б был равнозначным, о чём свидетельствует отсутствие статистически значимых различий во всех контрольных упражнениях и результатах в толкании ядра и метании диска.

Тестирование физической и технической подготовленности занимающихся группы А, проведённое в конце годичного эксперимента, позволило отметить у студентов заметный прогресс в формировании двигательных навыков и развитии физических качеств (табл. 3). Так, показатели теста на равновесие на более сильной и более слабой ноге возросли соответственно на 12,4 и 1,5 с (р < 0,05). Об улучшении координационных возможностей в конце эксперимента свидетельствуют и данные разности результатов в толкании ядра и метании диска с места и с поворотом, характеризующие уровень овладения техникой метания, которые повысились соответственно на 48 и 55 см (р < 0,05).

Как видно из табл. 3, студентам этой группы удалось улучшить результаты в толкании ядра на 1 м 87 см и в метании диска на 3 м 53 см. Рост спортивных результатов сопровождался повышением физических кондиций во всех контрольных упражнениях. Так, в беге на 30 и 60 м с высокого старта исходные данные были улучшены соответственно на 0,25 и 0,57 с, в бросках ядра снизу вперёд и через голову назад — на 2,43 и 2,55 м. На 0,14 и 0,6 м возросли результаты в прыжке в длину и тройным с места. Подвижность в плечевом суставе улучшилась на 2,2 градуса. На 18,1 кг повысился результат в жиме штанги лёжа. На 188,8 кг возросли значения суммарного показателя силы 22 мышечных групп. Как свидетельствуют данные табл. 3, отмеченные выше изменения результатов во всех контрольных упражнениях у студентов группы А за период годичного эксперимента оказались статистически значимыми (р < 0,05). Исключение составил лишь показатель подвижности в плечевом суставе (р > 0,05).

Таблица 1
Годичные объёмы основных средств подготовки у студентов-метателей с последствиями ДЦП в группах А и Б

Таблица 2
Спортивные результаты, показатели физической и технической подготовленности студентов-метателей с последствиями ДЦП групп А и Б перед началом эксперимента

Таблица 3
Спортивные результаты, показатели физической и технической подготовленности студентов-метателей с последствиями ДЦП групп А и Б в конце годичного эксперимента

Из табл. 3, в которой отражены изменения в спортивных результатах, показателях физической и технической подготовленности студентов-метателей группы Б за период годичного эксперимента, видно, что в заключительном тестировании занимающиеся заметно улучшили исходные данные.

Так, в толкании ядра прирост результата составил 89 см (р < 0,05). Статистически незначимое улучшение результата отмечается и в метании диска — на 75 см. Всего на 0,14 с лучшим стал показатель уровня быстроты — бег на 30 м (р > 0,05). В беге на 60 м улучшение результата составило 0,18 с (р < 0,05). Статистически значимым был сдвиг в бросках ядра снизу вперёд и через голову назад — соответственно на 1,89 и 2,08 м. В прыжке в длину и тройным с места в конце эксперимента повышение результата составило 2 и 20 см. Как и в группе А, в группе Б улучшение подвижности в плечевом суставе произошло на статистически незначимую величину. На 5,5 кг повысился результат в жиме штанги лёжа (р > 0,05). Сдвиг в данных суммарного показателя силы 22 мышечных групп составил 74,6 кг (р < 0,05). В конечном тестировании незначительное улучшение значений было отмечено в разности результатов в толкании ядра со скачка и с места и в метании диска с поворотом и с места — соответственно на 6 и 11,98 см. Небольшой прирост результатов был зафиксирован в пробе на равновесие — на 3,1 с на более сильной ноге (р < 0,05) и на 0,4 с на более слабой ноге (р > 0,05).

Из табл. 3, в которой приведены данные студентов-метателей обеих групп в конце годичного эксперимента, видно, что в толкании ядра и метании диска лучших результатов добились занимающиеся группы А (р < 0,05). Они же продемонстрировали более высокие результаты и в беге на 30 и 60 м, прыжке в длину и тройным с места (р < 0,05).

Между данными бросковых тестов обеих групп отсутствуют статистически значимые различия. Практически одинаковыми (р > 0,05) оказались показатели подвижности в плечевом суставе — 103,6 град в группе А и 102,9 град в группе Б. В жиме штанги лёжа и показателях силы 22 мышечных групп более высокие результаты были зафиксированы у студентов группы А. По уровню сформированности двигательных навыков, о чём свидетельствуют данные разности результатов в метаниях с места и с поворотом, занимающиеся группы А также превосходят своих однокурсников из группы Б. Как видно из табл. 3, статистически значимое преимущество в конце эксперимента у студентов группы А над метателями группы Б отмечается и в показателях теста на равновесие.

Итоги проведённого годичного эксперимента позволяют отметить, что по уровню сформированности двигательных умений, развитию физических качеств и спортивным результатам студенты-метатели группы А заметно (р < 0,05) опередили своих сокурсников из группы Б. Данный факт свидетельствует о большей эффективности использования годичных параметров физических упражнений, опробованных группой А. Следует особо отметить, что метатели этой группы после годичного эксперимента и в последующие годы продемонстрировали ряд высоких результатов в соревнованиях паралимпийцев с классом поражения F-37 и F-38. Так, Н. Жабняк стал чемпионом и рекордсменом Украины в толкании ядра и метании диска, норматив мастера спорта Украины выполнили С. Тимченко, А. Конотоп, В. Жайворонок, А. Алексеенко, А. Цибон.

В заключение отметим, что проведение формирующего педагогического эксперимента позволило установить эффективность использования в годичном цикле подготовки студентов-метателей с последствиями ДЦП соотношения специфических и неспецифических нагрузок в пропорции 60 : 40 %, что обеспечило не только достижение занимающимися достаточного уровня двигательных умений, физических качеств и спортивных результатов, но и прогресс мастерства в последующие годы.

Список литературы

1. Анохин, П. К. Узловые вопросы теории функциональных систем / П. К. Анохин. — М. : Наука, 1980. — 198 с.
2. Бизин, В. П. Обучение легкоатлетическим метаниям / В. П. Бизин. — Харьков : Основа, 1995. — 173 с.
3. Бондарчук, А. П. Тренировка легкоатлета / А. П. Бондарчук. — Киев : Здоров'я, 1986. — 158 с.
4. Евсеев, С. П. Адаптивная физическая культура : учеб. пособие / С. П. Евсеев, Л. В. Шапкова. — М. : Совет. спорт, 2000. — 240 с.
5. Максименко, Г. Н. Планирование и контроль тренировочного процесса легкоатлетов / Г. Н. Максименко. — Луганск : Знание, 2003. — 242 с.
6. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры / Л. П. Матвеев. — М. : Физкультура и спорт, 1991. — 543 с.
7. Платонов, В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В. Н. Платонов. — Киев : Олимп. лит., 1997. — 584 с.
8. Чудная, Р. В. Адаптивное физическое воспитание / Р. В. Чудная. — Киев : Наукова думка, 2000. — 360 с.

Для цитирования: Максименко, Г. Н. Обоснование оптимальных параметров физических нагрузок студентов с последствиями церебрального паралича в процессе занятий легкоатлетическими метаниями / Г. Н. Максименко, И. Г. Максименко // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 1. — С. 53-57.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (19.10.2017)
Просмотров: 27 | Теги: физическая нагрузка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь