Понедельник, 27.02.2017, 23:46
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

ПОРЯДОК ВВЕДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

ЮСУФОВ А.Х.,
адъюнкт кафедры государственно-правовых
дисциплин Академии управления МВД России
 

ПОРЯДОК ВВЕДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

 


После  распада  Советского  Союза  в
Республике Таджикистан (далее - РТ) 6 ноя-
бря 1994 г. была принята новая Конституция,
согласно  которой  чрезвычайное  положение
может вводиться в случае реальной угрозы
правам и свободам граждан, независимости
государства и его территориальной целост-
ности, стихийных бедствий (ст.46). Правовую
основу режима чрезвычайного положения в
РТ  настоящее  время  составляют  Конститу-
ция РТ [3, ст.46]; Конституционный закон РТ
«О  правовом  режиме  чрезвычайного  поло-
жения» (далее - КЗ РТ «О правовом режиме
чрезвычайного положения») [4, ст.625]; меж-
дународные  правовые  акты,  признанные
Таджикистаном 1 ;  нормы,  содержащиеся  в
других законах и регулирующие те или иные
стороны  действия  режима  чрезвычайного
положения;  нормативные  правовые  акты,
принимаемые при объявлении чрезвычайно-
го положения 2 .
Важным  является  вопрос  о  том,  кто
вправе  вводить  чрезвычайное  положение.
Если  рассматривать  зарубежную  законода-
тельную практику, то можно констатировать
существование двух основных способов вве-
дения чрезвычайного положения: норматив-
ным правовым актом главы исполнительной
власти  или  парламента,  в  зависимости  от
того, какой орган власти является источни-
ком принятия решений и кому отводится под-
чиненное, зависимое положение.
По  данному  вопросу  взгляды  абсо-
лютного  большинства  зарубежных  госу-
дарствоведов  совпадают.  Так,  по  мнению
Э. Уэйда и Дж. Филлипса, «всегда призна-
валось, что в то время, когда для государ-
ства возникает опасность, исполнительной
власти должны быть предоставлены особые
полномочия» [7, с.431]. Джон Локк в своем
фундаментальном  труде  «Два  трактата  о
правлении»  писал  о  возможности  возник-
новения  таких  ситуаций,  для  преодоления
которых исполнительная власть должна об-
ладать  широким  набором  дискреционных
полномочий, не имеющихся в распоряжении
власти законодательной [1, с.135].
Действительно,  в  большинстве  стран
мира  полномочия  по  введению  чрезвычай-
ного  положения  возложены  на  главу  госу-
дарства.  В  ряде  европейских  государств  -
Ирландии, Испании, Франции и в некоторых
африканских  государствах  -  правом  объяв-
ления  чрезвычайного  положения  обладает
правительство.  И  лишь  примерно  в  десяти
странах, включая Германию, Израиль, Анго-

1  В РТ утвердился новый подход к международным аспектам проблемы прав человека. Конституция РТ непосредственно закрепляет фундаментальное значение международно-правовых актов о правах человека для национальной практики обеспечения прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с п.3 ст.10 Конституции РТ, «международно-правовые акты, признанные Таджикистаном, являются составной частью правовой системы республики». Кроме того, «в случае несоответствия законов республики признанным международно-правовым актам применяются нормы международно-правовых актов».
2  Например, указ Президента РТ о введении (отмене, продлении) чрезвычайного положения, Совместное постановление Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли РТ об утверждении (или неутверждении) указа Президента РТ о введении чрезвычайного положения и иные акты, принятые в связи с обеспечением действия режима чрезвычайного положения (решение органа или должностного лица, осуществляющего особые формы правления.

лу, Мальту, Югославию 1  и Болгарию, парла-
мент сам уполномочен объявить чрезвычай-
ное положение [2, с.151].
Согласно  ст.  88  Конституции  Россий-
ской  Федерации  (далее  -  РФ),  «Президент
РФ при обстоятельствах и в порядке, предус-
мотренных  федеральным  конституционным
законом, вводит на территории РФ или в от-
дельных  ее  местностях  чрезвычайное  поло-
жение  с  незамедлительным  сообщением  об
этом  Совету  Федерации  и  Государственной
Думе».  К  введению  Совета  Федерации  РФ
относится утверждение указа Президента РФ
«О введении чрезвычайного положения», ко-
торый обязан это сделать в течение 72 часов.
На  наш  взгляд,  данный  порядок  введения
чрезвычайного  положения  и  жесткие  рамки
по  времени  передачи  указа  Президента  РФ
и его утверждения Советом Федерации объ-
ясняются созданной системой сдержек и про-
тивовесов разных ветвей власти, призванной
наиболее полно обеспечивать права и свобо-
ды граждан, принципы демократии, федера-
тивного устройства России.
Президент РТ, как и Президент РФ, в
соответствии  с  п.24  ст.69  Конституции  РТ
и ст.4 КЗ РТ «О правовом режиме чрезвы-
чайного  положения»,  своим  указом  может
объявлять чрезвычайное положение на всей
территории или в отдельных его местностях.
Это право принадлежит исключительно ему
как гаранту прав и свобод человека и граж-
данина. Правомерность подобного решения
может быть обоснована следующим:
-  во-первых,  глава  государства  имеет
в своем распоряжении наиболее эффектив-
ный  механизм  реагирования  на  кризисные
ситуации. Все, начиная от порядка принятия
решения,  информационного  и  до  оператив-
ного  управления  силовыми  структурами,
способствует  быстрому  запуску  в  действие
чрезвычайных мер;
- во-вторых, указ Президента РТ о вве-
дении чрезвычайного положения носит вре-
менный характер, так как:
а)  действует  только  в  период  суще-
ствования чрезвычайной ситуации;
б) в законе установлены сроки его дей-
ствия;
в) он подлежит обязательному утверж-
дению парламентом республики.
-  в-третьих,  такой  порядок  введения
чрезвычайного  положения  в  целом  отвеча-
ет  международно-правовому  принципу:  ис-
полнительная  власть  должна  иметь  право
объявлять  чрезвычайное  положение  только
в тот период, когда невозможно или нецеле-
сообразно ждать, когда это сделает законо-
дательная власть.
В силу того, что в условиях чрезвычай-
ного положения существенно ограничиваются
права физических и юридических лиц, уста-
навливается особый режим деятельности ор-
ганов  государственной  власти,  утверждение
указа Президента о введении чрезвычайного
положения,  согласно  п.2  ст.55  Конституции
РТ, отнесено к полномочию Маджлиси мил-
ли  и  Маджлиси  намояндагон 2   при  проведе-
нии  совместных  заседаний  и  утверждается
не  позднее,  чем  в  трехдневный  срок  с  мо-
мента вступления его в силу.
Процессуальный  порядок  утвержде-
ния  Маджлиси  милли  и  Маджлиси  намоян-
дагон  указа  Президента  о  введении  чрез-
вычайного  положения  установлен  ч.2  ст.2
КЗ РТ «О правовом режиме чрезвычайного
положения»,  а  также  главой  4  Регламента
совместных  заседаний  Маджлиси  милли  и
Маджлиси  намояндагон  Маджлиси  Оли  РТ
[5, ст.186].
  Если  решение  об  утверждении  ука-
за о введении чрезвычайного положения не
набрало  большинство  голосов  от  общего
числа  членов  Маджлиси  милли  и  депутатов
Маджлиси  намояндагон  Маджлиси  Оли,  то
действие указа прекращается с момента при-
нятия  соответствующего  постановления.  То
есть Президент РТ не должен своим указом
специально подтверждать, что указ о введе-
нии  чрезвычайного  положения  утратил  силу
или указ о введении чрезвычайного положе-
ния  продолжает  действовать  в  течение  того
времени, пока не принят «отменяющий» указ.
Остается  дискуссионным,  почему  КЗ
РТ  «О  правовом  режиме  чрезвычайного
положения»  как  нормативно-правовой  акт,
имеющий более высокую юридическую силу,
в отличие от регламента, не предусматрива-
ет такую норму.
Законодательной  регламентации  так-
же требует вопрос о том, кто должен вводить
чрезвычайное  положение  в  случаях,  когда
Президент РТ не в состоянии выполнять свои
обязанности. Статья 71 Конституции РТ наде-
ляет таким правом Председателя Маджлиси
милли Маджлиси Оли РТ, исполняющего обя-

1  Сейчас правоприемникам бывшей Югославии является Сербия (прим. - автора).

2  Маджлиси милли - это название верхней палаты парламента РТ, а Маджлиси намояндагон - нижней палаты парламента РТ (прим. - автора).

занности  Президента  РТ.  В  соответствии  с
вышеуказанной статьей, в случае смерти, от-
ставки, признания Президента РТ недееспо-
собным  временное  исполнение  его  обязан-
ностей переходят к Председателю Маджлиси
милли Маджлиси Оли РТ. К их числу следует
отнести  не  только  исключительные  обстоя-
тельства, но и, например, болезнь Президен-
та  РТ,  влекущую  временное  невыполнение
им обязанностей, а не досрочное прекраще-
ние  полномочий.  Объем  полномочий  лица,
исполняющего  обязанности  Президента  РТ,
меньше,  чем  у  самого  Президента  РТ.  Так,
исполняющий обязанности Президента РТ не
имеет  права  роспуска  парламента,  а  также
вносить предложения об изменении и допол-
нении Конституции РТ.
Считаем  необходимым  рассмотреть
сроки  действия  чрезвычайного  положения.
Срок  действия  чрезвычайного  положения,
вводимого  на  всей  территории  РТ,  может
быть  до  трех  месяцев.  Президент  РТ  впра-
ве отменить до истечения срока либо в не-
обходимых  случаях  продлить  срок  чрезвы-
чайного положения. Но КЗ РТ «О правовом
режиме  чрезвычайного  положения»,  как
правовая основа чрезвычайного положения,
не  предусматривает  порядок  утверждения
указа о продлении или отмене чрезвычайно-
го положения, что, по нашему мнению, явля-
ется  существенным  недостатком  конститу-
ционного закона.
Конституция РТ, предусматривая воз-
можность  продления  действия  чрезвычай-
ного  положения,  фактически  позволяет  со-
хранить чрезвычайное положение в течение
неограниченного срока, так как ограничение
количества  продлений  не  предусмотрено.
Сторонники подобного подхода приводят ве-
сомый аргумент: если чрезвычайная ситуа-
ция существует, продолжают гибнуть люди,
то  чрезвычайное  положение  должно  дей-
ствовать, пока угроза безопасности не будет
полностью ликвидирована.
К  сожалению,  данный  аргумент  про-
тиворечит принципу «временного ограниче-
ния  прав»,  когда  чрезвычайное  положение
действует  год,  два,  теряется  смысл  исклю-
чительности  чрезвычайных  мер.  Они,  по
своей  сути,  превращаются  в  обыденность,
а институт чрезвычайного положения лиша-
ется правовых начал 1 . Если причиной чрез-
вычайной  ситуации  является  социальный
конфликт, то чрезвычайное положение вво-
дится  для  разъединения  противоборствую-
щих  сторон,  предотвращения  физического
столкновения,  восстановления  обществен-
ного правопорядка. Если не применять пра-
вовые средства для разрешения социальных
противоречий по существу, то чрезвычайное
положение  может  действовать  бесконеч-
но. Считаем правильным и уместным точку
зрения  С.В.  Хазанова,  предлагающего  ли-
митировать  количество  продлений  чрезвы-
чайного  положения.  По  его  мнению,  если  в
законодательстве  закрепить,  что  чрезвы-
чайное положение не может быть объявлено
более, к примеру, трех раз, то органы госу-
дарственной  власти  будут  осознавать,  что
нет другой возможности сохранять нормаль-
ное функционирование, кроме как позитив-
ного  преодоления  социальных  конфликтов
[6, с.131]. Чрезвычайное положение по исте-
чении установленного срока будут отменять
и тут же вводить на такой же срок.
Таким  образом,  предоставляя  Прези-
денту  РТ  право  в  необходимых  случаях  от-
менить  или  продлить  срок  чрезвычайного
положения, ни Конституция РТ, ни КЗ РТ «О
правовом  режиме  чрезвычайного  положе-
ния» не внесли ясности в вопрос о том, что
следует понимать под словосочетанием: «в
необходимых  случаях».  Также  не  указано,
кто будет определить эти случаи. Кроме того,
законодательством  не  установлены  сроки
продления  Президентом  РТ  чрезвычайного
положения.  Таким  образом,  Президент  РТ
наделялся  очень  большими  полномочиями,
затрагивающими интересы и судьбы многих
тысяч людей.
Учитывая  вышеизложенное,  предла-
гается  внести  в  ч.3  ст.46,  п.2  ст.55  и  п.24
ст.69 Конституции РТ и в КЗ РТ «О право-
вом режиме чрезвычайного положения» из-
менения и дополнения. Поскольку в указе о
продлении чрезвычайного положения могут
содержаться  изменения  действующего  ре-
жима  в  сторону  усиления  или  ослабления
чрезвычайных мер, видоизменения особой
формы  управления,  территориальные  из-
менения  действия  режима,  считаем  пра-
вильным  отнести  право  продления  в  не-
обходимых  случаях  срока  чрезвычайного
положения к совместному полномочию обе-
их  палат  парламента,  оставив  Президенту
РТ  право  подписи  акта  о  продлении  срока
чрезвычайного  положения.  В  отношении
же  сроков  продления  чрезвычайного  по-

1  Например, чрезвычайное положение в РТ в 1990-1991 году действовало более полутора лет и приводило к неоправданному ущемлению прав и свобод граждан.

ложения  установить  каждый  раз  не  более
трех месяцев. Совершенствование чрезвы-
чайного  законодательства  является  важ-
ной  задачей,  способствующей  реализации
принципов правового государства, каковым
является и признан Таджикистан.

Библиографический список:
1. Локк Дж. Сочинение в трех томах. Т.3. М.: Мысль, 1998. С.135.
2. Домрин А.Н. Институт чрезвычайного положения в зарубежных странах // Международная жизнь. 1993. №5-6.
3. Конституция РТ. Принята всенародным голосованием от 6 ноября 1994 г. (с изменением и дополнением от 26 сентября 1999 года и 22 июня 2003 года). Душанбе. 2003. С.83.
4. О правовом режиме чрезвычайного положения: конституционный закон Республики Таджикистан  от  4  ноября  1995  г.  №95  //  Ахбори  Маджлиси  Оли  Республики  Таджикистан. 2005. №12.
5. Регламент совместных заседаний Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2005. №4. Ст.186.
6. Хазанов С.В. Правовое регулирование чрезвычайного положения в Российской Федерации: административно-правовое исследование: Дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1996.
7. Уэйд Э., Филлипс Дж. Конституционное право / Пер. с англ. А.С. Никифоровой / Под ред. Б.С. Крылова. М.: Изд-во Иностр. лит., 1950.

 

 

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443x (14.12.2012)
Просмотров: 733 | Теги: срок, порядок, указ, Конституция, конституционный закон, совершенствование, Чрезвычайное положение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017