Пятница, 09.12.2016, 10:42
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

Статья 23. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Глава 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 23. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Комментарий к статье 23 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"

1. В соответствии с правилами ч. 1 комментируемой статьи устанавливается порядок вступления в силу комментируемого Закона.

Законодательная процедура в Российской Федерации представляет собой строго установленный порядок правотворческой деятельности государства по подготовке, принятию и вступлению в силу различных нормативных правовых актов.

Законопроекты вносятся в Государственную Думу (ч. 2 ст. 104 Конституции РФ). Одновременно законопроект направляется в комитеты, комиссии и депутатские объединения, Президенту РФ, в Совет Федерации, в Правительство РФ, а также в Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд РФ в целях подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний. Рассмотрение законопроектов Государственной Думой может осуществляться в трех чтениях, если не будет принято иное решение. В третьем чтении законопроект представляется для голосования, чтобы принять его в качестве закона. Принятый Государственной Думой федеральный закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации (ч. 2 ст. 105 Конституции РФ). Если принятый Государственной Думой федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации (ст. ст. 106 и 108 Конституции РФ) и если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации, то в течение пяти дней этот федеральный закон направляется Государственной Думой Президенту РФ для подписания и обнародования. Принятый в указанном порядке федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Часть 3 ст. 15 Конституции РФ устанавливает, что "законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения".

Таким образом, Конституция РФ закрепила принцип обнародования нормативных правовых актов, который является основой для принятия актов, определяющих порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов.

Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" конкретизирует общий порядок вступления закона в силу. На территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации.

Под официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в следующих источниках:

- "Парламентской газете" - являющейся официальным периодическим изданием Федерального Собрания. Обязательному опубликованию в данной газете подлежат те акты палат Федерального Собрания, по которым имеются решения палаты, принявшей эти акты, об обязательном их опубликовании;

- "Российской газете" - официальном печатном органе Правительства РФ, в котором публикуются: федеральные конституционные законы, федеральные законы (в том числе кодексы), указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств (приказы, инструкции, положения и т.д.), а также акты Федерального Собрания РФ (парламента), решения Конституционного Суда и другие акты;

- "Собрании законодательства Российской Федерации" - официальном периодическом издании, публикующим федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, решения Конституционного Суда РФ о толковании Конституции РФ и о соответствии Конституции РФ законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ или отдельных положений перечисленных актов;

- первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) - сетевое издание, входящее в государственную систему правовой информации, функционирование которой обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иными видами специальной связи и информации. На данном интернет-портале размещаются (опубликовываются) федеральные конституционные законы, федеральные законы, международные договоры, международные договоры, определения Конституционного Суда РФ, а также иные документы, для которых предусмотрен такой порядок размещения (опубликования).

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Следовательно, действующим закон считается с момента, указанного в самом законе, а если это не сделано - то по истечении десяти дней после публикации его в официальном издании.

Кроме того, нормативные правовые акты могут публиковаться иными печатными изданиями, например, в виде отдельного издания, доводиться до всеобщего сведения (обнародования) по телевидению и радио, рассылаться государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, передаваться по каналам связи, распространяться в машиночитаемой форме.

Норма права, закрепленная в ч. 1 комментируемой статьи, содержат указание на то, что Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" вступает в силу с 1 сентября 2012 года. Следовательно, введению в действие комментируемый Закон подлежит с 1 сентября 2012 года. По общему правилу под "вступлением в законную силу" понимается момент, с которого закон начинает действовать, применяться, влечь юридические последствия для сторон. Следует обратить внимание, что крайне важно точно знать момент применения закона, а также момент, когда невозможно применение закона.

Действие закона прекращается в момент утраты им юридической силы или частичного изменения или дополнения предусмотренных им предписаний.

Нормативные правовые акты, изданные в порядке текущего законодательства, действуют в пространстве, т.е. на строго определенной территории. Только в пределах территории российского государства указанные нормативные правовые акты обладают высшей юридической силой и имеют беспрекословный приоритет перед всеми иными актами. Согласно ст. 1 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" государственную территорию Российской Федерации образуют суша, вода, недра и воздушное пространство. Кроме того, действие нормативных правовых актов Российской Федерации распространяется на территории посольств, представительств, торговых судов под флагом России и иные территориальные образования российского государства за рубежом.

Важное значение на практике имеет определение действия закона по кругу лиц, т.е. установление, для кого адресованы нормативные предписания, содержащиеся в этом законе. Закон распространяет свое действие на всех граждан Российской Федерации. В Конституции РФ предусмотрено, что наличие у гражданина России иностранного гражданства "не умаляет его прав и свобод" и "не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства", если иное не предусмотрено в федеральном законе или международном договоре (ст. 62). Что касается иностранных граждан и лиц без гражданства, то они пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законом и международными договорами (ст. 62 Конституции РФ, ст. 4 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"). Таким образом, законодательство России приравнивает иностранных граждан и лиц без гражданства относительно их прав и обязанностей к российским гражданам.

2. Часть 2 комментируемой статьи содержит нормативное положение, касающееся действия комментируемого Закона во времени. Оно распространяется на вновь возникающие правоотношения. В качестве общего правила комментируемый Федеральный закон применяется лишь к отношениям, возникшим после введения его в действие, и, соответственно, обратной силы не имеет.

Под обратной силой закона понимается распространение нового закона на деяния, совершенные до его вступления в законную силу. В практическом плане это означает, что в случае совершения правонарушения применяется тот закон, который имел юридическую силу во время совершения противоправного деяния. Никто не несет ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось противоправным деянием.

Следует строго помнить о том, что действие комментируемого Закона распространяется исключительно на печатную продукцию, выпущенную в оборот со дня вступления в силу комментируемого Закона. Соответственно, комментируемый Федеральный закон регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции, возникшие с 1 сентября 2012 года.

Правила, содержащиеся в ч. 2 ст. 23 комментируемого Закона, соответствуют справедливым и гуманным положениям ст. 54 Конституции РФ, в которой закреплены нормы о действии закона во времени и об обратной силе закона. Согласно ст. 55 Конституции РФ перечисление в ней основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, а также запрещается издание законов, отменяющих или умаляющих такие права и свободы.

Следует отметить, что ч. 2 комментируемой статьи не предусматривает даже частичного применения Закона к отношениям, возникшим до введения его в действие. Он не касается применения Закона к отношениям, возникшим до введения его в действие. К сходным отношениям, возникшим до введения в действие комментируемого Закона, применяется ранее действовавшее законодательство.

Однако если после вступления в действие комментируемого Закона, устанавливающего ответственность за правонарушения в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (см. комментарий к ст. 22 Закона), действия (бездействие) причинителя вреда, начавшиеся до этого, продолжаются, то в таком случае указанное лицо должно быть привлечено к ответственности, а вред подлежит возмещению.

К содержанию

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443x (21.02.2014)
Просмотров: 375 | Теги: защита, дети, информация | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016