Пятница, 22.06.2018, 15:43
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ПОРЯДОК РАБОТЫ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

П.Е.Миньков
В.Г.Никитушкин, доктор педагогических наук, профессор
Педагогический институт физической культуры и спорта, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

ПОРЯДОК РАБОТЫ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассмотрены нормативно-правовые и законодательные основы организации работы спортивно-оздоровительных групп в организациях дополнительного образования. Определены особенности составления годовых учебных планов современных программ для спортивно-оздоровительного этапа по видам спортивных единоборств.

Ключевые слова: спортивно-оздоровительные группы; дополнительная обще- развивающая программа; спортивные единоборства.

 

Введение. Спортивно-оздоровительные группы открываются для привлечения к систематическим занятиям детей, подростков и молодежи, они создают фундамент, на котором строится интерес людей к физическому воспитанию, спорту и здоровому образу жизни.

Основной задачей спортивно-оздоровительных групп является оптимизация двигательной активности людей путем применения разнообразных средств физического воспитания. Однако эффективность любого обучения зависит от правильной организации учебного процесса. В настоящее время еще недостаточно четко разработана программно-нормативная база организации занятий на спортивно-оздоровительном этапе подготовки, отсутствуют научно-обоснованные учебные программы и практические рекомендации. Именно поэтому данная тема является актуальной.

Организация исследований заключалась в изучении нормативно-правовых и законодательных актов, регламентирующих деятельность образовательных организаций в области физической культуры и спорта. Проведен анализ учебных программ по видам спортивных единоборств, а также изучены и обобщены материалы практических занятий детей, занимающихся в спортивно-оздоровительных группах различных образовательных организаций (школьные спортивные секции, спортивные клубы и пр.)

Результаты исследования. В 2015 году закончилась реализация программ дополнительного образования детей, и осуществился переход на реализацию предпрофессиональ- ных и общеразвивающих программ [7]. Образовательные учреждения дополнительного образования были переименованы в организации дополнительного образования [1].

Дети, обучающиеся в спортивных школах на спортивно-оздоровительном этапе по программам дополнительного образования, были переведены на обучение по обще- развивающим программам [6].

Согласно федеральному закону № 273-ФЗ «Об образовании» [1] дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта направлены на физическое воспитание личности, выявление одаренных детей, получение ими начальных знаний о физической культуре и спорте.

Занятий по данным программам в организациях дополнительного образования могут проводиться не только для детей, но и для взрослых.

Образовательные организации могут реализовывать общеразвивающие программы дополнительного образования в области физической культуры и спорта, используя для этого спортивно-оздоровительный этап [5].

Содержание дополнительных общеразвивающих программ, порядок приема лиц, сроки обучения по данным программам определяются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, самостоятельно и на данные программы не распространяются федеральные государственные требования и федеральные государственные стандарты спортивной подготовки [3; 5]. Однако для обеспечения единства образовательного процесса при разработке общеразвивающих программ для спортивно- оздоровительных групп необходима их взаимосвязь с предпрофессиональными программами и программами спортивной подготовки.

Программы должны ежегодно обновляться с учетом развития науки, техники, экономики, культуры, технологий и социальной сферы [4].

Согласно приказу Минспорта России № 1125 [3] минимальная наполняемость спортивно-оздоровительных групп составляет 10 человек, оптимальный (рекомендуемый) количественный состав группы - 15-20 человек, максимальный количественный состав группы - 30 человек. Тренировочный процесс может проходить как в группах учащихся одного возраста, так и в разновозрастных группах. Объем тренировочной нагрузки в неделю не должен превышать 6 часов. Продолжительность одного тренировочного занятия рассчитывается в академических часах с учетом возрастных особенностей занимающихся и не может превышать на спортивно-оздоровительном этапе 2-х часов [2].

Законодательством фактически не регламентируется содержание дополнительных общеразвивающих программ для спортивно-оздоровительных групп, однако наиболее распространенной является следующая структура программ: титульный лист; пояснительная записка (введение); годовой учебный план; содержание программы; методическое обеспечение и условия реализации программы; система контроля и зачётные требования; информационное обеспечение; приложения.

Годовой учебный план занятий рассчитывается не менее чем на 36 недель [4]. Наиболее распространенными вариантами составления годовых учебных планов современных программ для спортивно-оздоровительного этапа по видам спортивных единоборств являются:

1. С выделением разделов подготовки в соответствии с требованиями, предъявляемыми к программам спортивной подготовки, за исключением разделов, которые не применяются на спортивно-оздоровительном этапе. В данных программах выделяются следующие разделы: теоретическая подготовка; общая физическая подготовка (ОФП); специальная физическая подготовка (СФП); технико-тактическая подготовка (ТТП); контрольные испытания (контрольно-переводные испытания); медицинское обследование (в большинстве программ - вне сетки учебного плана).

2. С выделением разделов подготовки в соответствии с требованиями, предъявляемыми к предпрофессиональным программам по спортивным единоборствам. В данных программах выделяются следующие разделы: теоретическая подготовка; общая и специальная физическая подготовка; избранный вид спорта; другие виды спорта и подвижные игры; технико-тактическая и психологическая подготовка; самостоятельная работа.

Контрольные нормативы на спортивно-оздоровительном этапе носят главным образом информационный и контролирующий характер. Контрольные испытания проводятся по общей физической подготовке в начале и в конце учебного года, по итогам которых определяется динамика индивидуальных показателей развития физических способностей занимающихся.

При оценке эффективности работы организаций дополнительного образования, осуществляющих подготовку на спортивно-оздоровительном этапе, используются следующие критерии: стабильность состава занимающихся, регулярность посещения ими тренировочных занятий; улучшение состояния здоровья занимающихся; гармоничное развитие занимающихся; положительная динамика индивидуальных показателей развития физических способностей; уровень освоения базовых знаний в области личной гигиены и первой медицинской помощи, а также овладения теоретическими основами физической культуры и навыков самоконтроля [5].

Заключение. Фактически отсутствие законодательного регламентирования содержания общеразвивающих программ для спортивно-оздоровительных групп и недостаточная исследовательская работа в этой области зачастую приводят к непониманию значения спортивно-оздоровительного этапа для индивида и для общества в целом. Образовательные организации, разрабатывающие общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта, испытывают значительные трудности при их составлении. Дальнейшая научная работа в данном направлении позволит систематизировать процесс обучения на спортивно-оздоровительном этапе подготовки и будет способствовать созданию единства образовательного процесса в области физической культуры и спорта.

Литература

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Федеральный закон от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".
3. Приказ Минспорта РФ от 27.12.2013 г. № 1125 "Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта".
4. Приказ Минобразования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
5. Письмо Минспорта России от 12.05.2014 г. № ВМ-04-10/2554 "О направлении Методических рекомендаций по организации спортивной подготовки в Российской Федерации".
6. Письмо Минспорта России от 30.07.2013 г. № ЮН-04-10/4409 «О переходе детско-юношеских спортивных школ на реализацию дополнительных образовательных программ в области физической культуры и спорта».
7. Письмо Минспорта России от 22 июля 2013 г. № ВМ-03-09/4229 «О переходе детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва на реализацию наряду с программами спортивной подготовки дополнительных образовательных программ в области физической культуры и спорта».

Научно-методический журнал "Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 1(23) - 2018

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (17.05.2018)
Просмотров: 15 | Теги: спортивно-оздоровительные | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь