Среда, 07.12.2016, 23:09
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Финансы и налоги. Бухгалтерия

ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ НЕДОИМКИ, ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ПЕНЯМ, ШТРАФАМ БЕЗНАДЕЖНЫМИ К ВЗЫСКАНИЮ И ИХ СПИСАНИЕ

ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ НЕДОИМКИ, ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ПЕНЯМ, ШТРАФАМ БЕЗНАДЕЖНЫМИ К ВЗЫСКАНИЮ И ИХ СПИСАНИЕ

 

Каковы изменения оснований и порядка признания недоимки, задолженности по пеням, штрафам безнадежными к взысканию в связи с окончанием исполнительного производства после вступления в силу Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ

 

С 5 декабря 2014 г. внесены изменения в порядок признания безнадежной к взысканию недоимки или задолженности по пеням, штрафам на основании пп. 4.1 п. 1 ст. 59 НК РФ. Изменения в указанную норму внесены п. 8 ст. 1, ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ. Относительно начала действия документа есть неопределенность, подробнее см. Справочную информацию.

Приведем основные отличия новой редакции пп. 4.1 п. 1 ст. 59 НК РФ от прежней редакции.

1. В силу этой нормы недоимка (задолженность по пеням, штрафам) признается безнадежной к взысканию, если судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа на основании п. п. 3 и 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ.

Согласно прежней редакции пп. 4.1 п. 1 ст. 59 НК РФ недоимка (задолженность по пеням, штрафам) признавалась безнадежной к взысканию, если судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью ее взыскания. Основания для возврата исполнительного документа взыскателю в норме не были указаны.

2. Появилось основание для признания безнадежной к взысканию недоимки (задолженности по пеням и штрафам), величина которой превышает размер требований к должнику, установленный законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве.

Так, недоимка и (или) задолженность по пеням и штрафам признается безнадежной к взысканию в связи с возвратом исполнительного документа взыскателю по основаниям, предусмотренным в п. п. 3 и 4 ч. 1 ст. 46 Закона N 229-ФЗ, если судом возвращено заявление о признании должника банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение применяемых в деле о банкротстве процедур (абз. 3 пп. 4.1 п. 1 ст. 59 НК РФ).

Кроме того, переходные положения Закона 347-ФЗ предусматривают еще одно основание для признания недоимки (задолженности по пеням и штрафам) безнадежной к взысканию. Так, с 1 января 2015 г. может быть признана безнадежной к взысканию задолженность, числящаяся на указанную дату за организациями, которые отвечают признакам недействующего юридического лица и не находятся в процедурах, применяемых в деле о банкротстве (ч. 1 ст. 4, ч. 2 ст. 5 Закона N 347-ФЗ).

 

Основания и порядок признания недоимки, задолженности по пеням, штрафам безнадежными к взысканию и их списание

 

Налоговый орган не может заставить вас уплатить недоимку, пени и штрафы, по которым истекли сроки давности взыскания. Однако в учетных данных инспекции налоговая задолженность будет по-прежнему числиться за вами. Налоговый орган вправе исключить ее из карточки РСБ, только если признает задолженность безнадежной к взысканию в порядке ст. 59 НК РФ. Это в том числе возможно в случаях (пп. 1 - 4.1 п. 1 ст. 59 НК РФ):

1) ликвидации организации;

2) признания индивидуального предпринимателя банкротом;

3) смерти налогоплательщика - физического лица;

4) наличия судебного акта, согласно которому инспекция не вправе взыскивать эту задолженность;

5) вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ, если с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам прошло более пяти лет, в следующих случаях <1>:

ее размер не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве;

судом возвращено заявление о признании должника банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

--------------------------------

<1> Такие положения закреплены в пп. 4.1 п. 1 ст. 59 (в ред. Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ). О том, что изменилось в этой норме со вступлением в силу указанного Закона, читайте в разделе "Каковы изменения оснований и порядка признания недоимки, задолженности по пеням, штрафам безнадежными к взысканию в связи с окончанием исполнительного производства после вступления в силу Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ".

 

Как видно, значительная часть перечисленных в п. 1 ст. 59 НК РФ оснований для списания недоимки (пеней, штрафов) связана с прекращением организацией или индивидуальным предпринимателем своей деятельности и недостаточностью имущества для погашения задолженности по платежам в бюджет.

Для самого налогоплательщика остается только один способ добиться признания недоимки (пеней, штрафов) безнадежной к взысканию и последующего ее списания. Для этого необходимо получить судебный акт, из которого следует, что налоговый орган не вправе взыскивать с вас налоговые платежи, поскольку истекли предельные сроки их взыскания. Соответствующий вывод может содержаться не только в резолютивной, но и в мотивировочной части любого судебного акта по налоговому спору (п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, пп. "а" п. 4 Приложения 2 к Приказу ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@). Таким актом может быть:

- решение суда по существу спора, например об отказе инспекции во взыскании с налогоплательщика платежей в бюджет в связи с истечением срока взыскания (ч. 1 ст. 167 АПК РФ);

- определение суда об отказе налоговому органу в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании недоимки, пеней, штрафов (пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ);

- иной судебный акт по любому налоговому спору, где будет содержаться вывод об утрате инспекцией права взыскания с налогоплательщика платежей в бюджет в связи с истечением срока их взыскания.

Пленум ВАС РФ также отметил, что после вступления в силу любого из перечисленных судебных актов налоговый орган должен немедленно исключить запись о задолженности из лицевого счета налогоплательщика (абз. 4 п. 9 Постановления от 30.07.2013 N 57).

Кроме того, Пленум ВАС РФ указал, что инициировать судебное разбирательство для получения указанного акта вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик (п. 9 Постановления от 30.07.2013 N 57). Например, на основании акта сверки или полученной справки о состоянии расчетов налогоплательщик может обратиться в суд с требованием о признании инспекции утратившей право взыскать задолженность в связи с истечением сроков принудительного взыскания или о признании недоимки безнадежной к взысканию.

Поэтому, если у вас есть акт, согласно которому налоговый орган не вправе взыскивать с вас налоговые платежи, необходимо подать в инспекцию заявление о признании недоимки (пеней, штрафов) безнадежной к взысканию и ее списании. К нему приложите копию вступившего в силу судебного решения (определения), заверенного гербовой печатью соответствующего суда (пп. "а" п. 4 Приложения 2 Приказа ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@).

В течение шести рабочих дней со дня получения этих документов налоговый орган должен вынести решение о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании. Это установлено п. п. 4, 5 Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, утвержденного Приказом ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@ (Приложение N 1).

Форма решения также утверждена Приказом ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@.

Информировать вас о вынесении решения налоговый орган не обязан. Однако вы можете запросить копию решения, и налоговый орган обязан ее выдать (пп. 9 п. 1 ст. 21, пп. 12 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Кроме того, налоговый орган обязан отозвать частично или полностью не исполненные поручения на списание и перечисление денежных средств со счетов (на перевод электронных денежных средств) налогоплательщика, выставленные при взыскании задолженности, которая признана безнадежной (п. 4.1 ст. 46 НК РФ). Форма решения об отзыве неисполненных поручений на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), а также на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в бюджетную систему РФ утверждена Приказом ФНС России от 23.06.2014 N ММВ-7-8/330@.

Если налоговый орган отказал вам в списании недоимки (пеней, штрафов) или не выносит решение, вы можете обжаловать это действие (бездействие) инспекции в вышестоящий налоговый орган, а затем, при необходимости, в суд (ст. 137, п. п. 1, 2 ст. 138 НК РФ).

 

Примечание

Подробнее об обжаловании действий (бездействия) налогового органа вы можете узнать в гл. 9 "Обжалование ненормативных актов (решений, постановлений) и действий (бездействия) налоговых органов при взыскании недоимки, пеней, штрафов, процентов".

 

До выхода Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 нередки были ситуации, когда задолженность налогоплательщика по платежам в бюджет числилась в карточке РСБ годами. Налоговые органы часто даже не пытались взыскать ее через суд, зная, что сроки взыскания пропущены. В связи с этим не было и судебного акта, в котором было бы зафиксировано, что инспекция утратила возможность взыскания недоимки.

Как показывает судебная практика, сложившаяся до выхода указанного Постановления, налогоплательщикам в такой ситуации удавалось добиться списания задолженности, действуя следующим образом.

1. Необходимо было запросить в инспекции справку о состоянии ваших расчетов с бюджетом. Налоговый орган обязан ее выдать в силу пп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ.

В справке налоговый орган указывает задолженность, предельные сроки взыскания которой истекли. Однако оговорка об этом в справке обычно отсутствует, поскольку налоговое законодательство и внутренние документы не обязывают налоговиков приводить такие сведения.

2. Поскольку такая справка не отражает полной информации о состоянии ваших расчетов с бюджетом, это нарушает ваши права как налогоплательщика (Постановление Президиума ВАС РФ от 01.09.2009 N 4381/09). На этом основании можно было обжаловать действия налогового органа в суд и требовать признать незаконным отражение в справке налоговой задолженности без указания сведений об утрате налоговым органом возможности взыскать ее.

Если в ходе разбирательства суд устанавливал, что инспекция пропустила сроки взыскания недоимки, то в решении он указывал на утрату инспекцией возможности ее взыскания (см., например, Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 23.05.2013 N А32-11744/2010, ФАС Уральского округа от 22.08.2012 N Ф09-6509/12, ФАС Московского округа от 23.05.2013 N А40-105256/12-20-551, от 22.05.2013 N А40-87900/12-107-469, от 29.04.2013 N А40-124794/12-99-627, от 15.02.2012 N 40-52479/11-116-151, ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.11.2011 N А33-1252/2011).

3. После вступления в силу судебного акта, из которого следует, что пропущены сроки взыскания спорной налоговой задолженности и утрачена возможность ее взыскания, вы могли обращаться в налоговый орган. В инспекцию нужно было подать заявление о признании недоимки безнадежной к взысканию и приложить копию судебного акта, заверенного гербовой печатью.

 

СИТУАЦИЯ: Заявление налогоплательщика в суд об установлении факта утраты инспекцией возможности взыскать задолженность в связи с истечением сроков для взыскания

 

Напомним, чтобы инспекция исключила старую задолженность из карточки РСБ, необходимо получить судебный акт об утрате налоговым органом права ее взыскать в связи с истечением предельных сроков взыскания. Инициатива получения соответствующего судебного акта может исходить как от налогового органа, так и от налогоплательщика.

Как мы уже отмечали, налогоплательщики для получения соответствующего акта, как правило, оспаривают в суде справку о состоянии расчетов с бюджетом. Дело в том, что в справке содержатся сведения о задолженности перед бюджетом, возможность взыскания которой уже утрачена. Однако оговорка об этом в справке обычно отсутствует, что нарушает ваши права как налогоплательщика. И если в ходе такого разбирательства суд установит, что инспекция пропустила сроки взыскания недоимки, то в решении он укажет на утрату налоговым органом возможности ее взыскания (см., например, Постановления ФАС Уральского округа от 22.08.2012 N Ф09-6509/12, ФАС Московского округа от 15.02.2012 N 40-52479/11-116-151).

Однако на практике возникает вопрос: может ли налогоплательщик напрямую обратиться в суд с заявлением об установлении факта утраты инспекцией возможности взыскать задолженность в связи с истечением сроков ее взыскания и получить соответствующий акт?

Налогоплательщики нередко обращаются с таким заявлением в суд в порядке особого производства (гл. 27 АПК РФ). Ранее существовала вероятность, что судебные органы оставят данное заявление без рассмотрения. Суды полагали, что между сторонами возникает спор о праве, поскольку разногласия связаны с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате спорной задолженности, а не наличием юридического факта. Следовательно, заявление налогоплательщика не подлежит рассмотрению в порядке особого производства (ч. 3 ст. 217 АПК РФ, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.07.2011 N А58-136/11 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 13.02.2012 N ВАС-15044/11)).

Однако Президиум ВАС РФ в Постановлении от 15.01.2013 N 10534/12 указал, что такое заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, подлежит рассмотрению судом в порядке искового производства с учетом положений гл. 22 АПК РФ. Судьи посчитали, что налогоплательщик вправе обратиться в суд с заявлением о признании недоимки безнадежной к взысканию и обязанности по ее уплате прекращенной. При этом, если в заявлении налогоплательщик требует установить факт утраты инспекцией возможности взыскать задолженность, данное требование, по сути, также является требованием о признании налоговой задолженности безнадежной. Суд должен установить это при подготовке дела к судебному разбирательству в соответствии с положениями ст. ст. 133, 135 АПК РФ.

Заметим, что аналогичная позиция изложена в Постановлении Пленума ВАС РФ: налогоплательщик может инициировать судебное разбирательство и обратиться с заявлением о признании недоимки безнадежной к взысканию непосредственно в суд (п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Следует отметить, что до принятия Постановления Президиума ВАС РФ от 15.01.2013 N 10534/12 судьи не рассматривали заявления с требованиями о признании недоимки безнадежной. Аргументировалось это следующим. Налоговый кодекс РФ не относит арбитражные суды к органам, уполномоченным признавать налоговую задолженность безнадежной к взысканию (п. 2 ст. 59 НК РФ). При этом исходя из пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ до обращения с заявлением о признании задолженности безнадежной к взысканию необходимо установить в судебном порядке факт утраты права налогового органа на взыскание такой задолженности (см., например, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 16.05.2012 N Ф03-1415/2012 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 12.07.2012 N ВАС-8212/12)).

Таким образом, учитывая подход Президиума ВАС РФ для списания "старой" недоимки налогоплательщику следует в порядке гл. 22 АПК РФ заявить требование о признании недоимки безнадежной к взысканию (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.05.2013 N А45-15746/2012). Однако отметим, что исходя из положений ст. 59 НК РФ более обоснованным будет заявить в порядке гл. 22 АПК РФ требование о признании инспекции утратившей право на взыскание недоимки, а не о признании недоимки безнадежной к взысканию. Это связано с тем, что признать недоимку безнадежной могут только налоговые и таможенные, но не судебные, органы (п. 2 ст. 59 НК РФ).

Вместе с тем, если налогоплательщик обратится в суд в порядке особого производства по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, суд, учитывая позицию Президиума ВАС РФ, примет его к производству. Однако рассмотрит это заявление уже в порядке гл. 22 АПК РФ.

Категория: Финансы и налоги. Бухгалтерия | Добавил: x5443x (23.12.2015)
Просмотров: 307 | Теги: штраф, ПЕНЯ, списание | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016