Воскресенье, 11.12.2016, 16:45
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

ПОРЯДОК ОСМОТРА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПРИ УГРОЗЕ УСТАНОВКИ В НИХ САМОДЕЛЬНЫХ ВЗРЫВНЫХ УСТРОЙСТВ

И.В.Федюкин

ПОРЯДОК ОСМОТРА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПРИ УГРОЗЕ УСТАНОВКИ В НИХ САМОДЕЛЬНЫХ ВЗРЫВНЫХ УСТРОЙСТВ

Автомобиль - излюбленное место закладки взрывных устройств преступниками, т.к. машина представляет возможность использовать СВУ практически с любым способом взрывания, любой мощности, размера и привести к эффективному конечному результату. Это обусловлено техническими и конструктивными особенностями автомобиля. Об этом никогда не нужно забывать и тщательный досмотр автотранспорта проводить в обязательном порядке. Следующей особенностью является то, что современный автомобиль - это сложный технический комплекс из металла, электроники, органических и синтетических материалов, поэтому применение многочисленных технических средств, используемых при досмотре, затруднено.

Основной метод поиска - физическим путем, полагаясь на свои органы чувств. В досмотре автомобиля обязательно принимает участие водитель, т.к. он знает все конструктивные особенности машины, все следы или изменения в конструкции, которые оставлены им самим. Поэтому водитель автомобиля обязательно должен владеть навыками поиска и распознавания СВУ. То же самое относится и к досмотру любого транспортного средства (самолет, судно, поезд и т.д.). В осмотре всегда должны принимать участие технические специалисты, знающие уязвимые конструктивные особенности транспортного средства. Для осмотра должен комплектоваться специальный досмотровый набор, учитывающий все конструктивные особенности конкретного вида транспорта. Для автомобиля, помимо специальной поисковой аппаратуры для обнаружения ВВ и СВУ, применяются:

- щупы; - мощные фонари; - веревка с крюком (кошкой); - наборы досмотровых зеркал; - эндоскоп; - набор инструментов (отвертки, плоскогубцы, ключи и т.д.).

В соответствии с очередностью, автомобиль и место его расположения досматриваются сначала снаружи и лишь затем идет внутренний досмотр.

Одновременно с досмотром автомобиля по выявлению возможной закладки СВУ, проводится профилактический осмотр по возможному выводу из строя преступником конструктивных систем и элементов автомобиля (тормозная система, рулевое управление, крепление колес и т.д.) с целью инсценировки ДТП, а также на наличие отравляющих веществ (закладываются, как правило, в систему вентиляции салона), проводится радиационный контроль.

СВУ в автомобиле может приводиться в действие различными способами взрывания, используя разные принципы действия замыкателей. Этому способствуют следующие конструктивные особенности автомобиля: электрический способ взрывания может применяться как с автономным источником питания, так и от сети автомобиля, т.е., начиная от АКБ и заканчивая любым потребителем электроэнергии, могут устанавливаться компактные СВУ. Используя отдельные потребители электроэнергии, такие, как рычаг омывателя стекол, включение радиоприемника, указателя поворота и т.д., достигается желаемое замедление расчетного времени взрыва.

Следующий принцип, используемый в автомобиле для установки СВУ, это ситуация, связанная с нагревом - повышение температуры радиатора, двигателя, выхлопных труб и т.д. Здесь используются химические взрыватели, высокочувствительные инициирующие ВВ, реагирующие на нагрев, или, например, ртутный замыкатель электрической цепи ВУ.

Механический способ замыкания цепи, реагирующий на любое движение - колес, карданов, рулевого управления, рычагов управления, педалей, подголовников, сидений и спинок кресел и т.д. - это принципы физического воздействия при замыкании цепи (давление, натяжение и принципы, обратные от них). СВУ могут устанавливаться и автономно, совершенно независимо от систем машины, с замедлением по времени на таймер или радиоуправляемое командным сигналом извне.

Здесь для автомобиля есть свои особенности. Зафиксированы случаи, когда преступники, расшифровав с помощью сканирующих устройств код управляющего радиосигнала - снятие с сигнализации, замыкали на подобный код приемное устройство взрывной закладки в автомобиле. Исходя из этих конструктивных особенностей автомобиля, необходимо досматривать места возможной установки СВУ.

Помимо перечисленных, существуют и другие излюбленные преступниками места установки СВУ в автомобиле. К ним можно отнести бензобак, который легко детонирует даже от малого количества ВВ. СВУ может закладываться внутрь через заливную горловину, например, химические ингредиенты в прорезиненном пакете. При разъедании оболочки бензином происходит химическая реакция с выделением тепла, провоцирующая взрыв. Кроме того может быть установлена магнитная мина снаружи со стороны днища к корпусу бензобака. Подобная операция выполняется за 1,5-2 сек. даже при включенной сигнализации или с водителем, сидящим за рулем. Человек может, по вполне естественной причине, наклониться, завязывая шнурок или поднимая упавшую книгу и, одновременно, быстрым движением установить СВУ.

Следующие "удобные" места - установка ВУ под кресло, половичок, в подголовник, либо за переборку (спинку сиденья) со стороны багажника. Аналогично, СВУ может устанавливаться и под водителем. Здесь добавляется еще и панель управления автомобилем (с изнаночной стороны - удобное место для запитки током и удобное направление взрыва). Устранение водителя на большой скорости в оживленном потоке или на крутом повороте дает гарантированный эффект. Подобные СВУ точного поражения компактны, незаметны и эффективны.

Прежде чем приступить к описанию конкретных действий по досмотру автомобиля, остановимся на некоторых подготовительных мероприятиях, которые должны предшествовать этой процедуре.

Прежде всего, ограничение доступа к автомобилю во время стоянки уже само по себе хорошее профилактическое средство. Поэтому, автомобиль желательно оставлять на ночь в надежном гараже или на охраняемой стоянке. Однако, не стоит доверять всецело безопасность своей жизни только запорам и охранникам парковочных площадок, стоит обратить внимание на несколько важных моментов.

Первое - перед тем, как ставить машину на стоянку, зачистите место парковки и вблизи него от посторонних предметов и всякого мусора. Это делается для того, чтобы утром по внешним признакам выявить возможное присутствие кого-либо за время, пока вас не было. Присутствие постороннего человека могут выдать такие признаки, как следы от обуви, обгорелая спичка или окурок сигареты, плевок или комок жвачки и т.д. Непосредственные действия человека могут выдать: грязь, обвалившаяся с днища автомобиля в месте прикосновения (прикрепления СВУ), царапины в местах проникновения (замки, форточки).

Человек, копошащийся ночью возле машины, может случайно зацепить рукой, плечом, оставить следы, которые будут заметны при дневном свете. Преступник, проникая на объект, действует, как правило, в стесненных обстоятельствах. На него воздействуют и чисто психологические факторы: он работает в темноте, ограничен во времени, испытывает естественный страх быть обнаруженным, не выполнить задание, подорваться на собственном СВУ и т.д. Одним словом, работая в условиях стресса, преступник, как правило, допускает ошибки, которые способен заметить внимательно проводящий досмотр. Очень часто именно из-за таких ошибок преступников и остаются демаскирующие признаки установки СВУ.

Очень часто на месте преступления (в зависимости от типа СВУ и способа взрывания) остаются фрагменты упаковки ВВ, материалов, используемых в качестве уплотнения (песок, грунт, деревянные бруски и т.д.), резиновые пробки, предохранительные чеки от взрывателя, обрезки скотча, изоленты, проволоки, элементы растяжки и т.д. Иногда вспугнутый чем-то преступник забывает на месте преступления инструменты (обжим, отвертку, перчатки).

Досмотр производится вдвоем (водитель обязательно), один по часовой стрелке, другой против. Не приближаясь к машине вплотную на открытой площадке метров с 15-20, не менее, обойти по периметру, внимательно осмотреть подступы к машине, корпус, заглянуть под машину. Отсюда же, насколько позволяет дистанция, снять с сигнализации. Подобным осмотром можно выявить следы пребывания посторонних людей, подозрительные предметы под машиной, растяжки от машины к земле, бордюру, забору, нарушение целостности почвы перед колесом и т.д. Иногда встречаются такие сюрпризы, как смятая жестянка "колы" или пакет из-под молока на капоте или крыше машины. Не спешите смахивать их, ругая докучливых подростков, можно остаться без руки. Расстояние до машины сокращается постепенно, позволяя увидеть более мелкие детали.

Наружный осмотр начинается с тыла (от глушителя). Обязательно нужно проверить глушитель визуальным осмотром, щупом (рекомендуется приваривать решетку на выхлоп). Глушитель - это место, куда очень легко поместить трубчатую бомбу необходимого диаметра. Причем очень быстро и скрытно, в отличие от мины-магнитки на днище. Обычно труба глушителя проходит рядом с бензобаком и взрыв вызовет мгновенную детонацию. Обходя вокруг машины, внимательно осматривается весь корпус (грязные смазанные полосы), форточки, замки (царапины, отжатие). Очень внимательно необходимо осмотреть заливную горловину бензобака. Желательно иметь замок, фиксированную сетку-фильтр, препятствующую механическому проникновению через горловину. При досмотре горловины можно воспользоваться фонарем. Для этих целей есть специальные фонари с гибким световодом, хорошо, если есть эндоскоп. Внимательно следует осмотреть края горловины, сетку фильтра, возможно, останутся прилипшие частицы засыпанного в бензобак вещества.

При осмотре корпуса через стекла идет предварительный осмотр салона (растяжки к дверям, пакеты, свертки под сиденьями, сдвинутые с места предметы и т.д.). Если стекла тонированы, лучше воспользоваться мощным фонарем или смотреть через лобовое стекло. Внимательно нужно досмотреть пазухи с внутренней стороны бамперов, решетку радиатора, заглянуть под номерные знаки. С помощью мощного фонаря просмотреть все светоприборы (фары, подфарники и т.д.) снаружи. Обычно они крепятся к корпусу изнутри (из моторного или багажного отсека), но некоторые светоприборы (лампа-фара, галогеновые "противотуманки" и т.д.), закрепляются, как правило, снаружи. К ним, как к источнику электропитания преступник может подсоединиться при установке ВУ. Затем идет досмотр днища. Здесь хорошо иметь досмотровые зеркала, их можно установить под разным углом и на разную длину. Постепенно досматриваются все участки днища (бензобак, места сидений), все подвижные детали (внутренние  стороны дисков колес, карданные валы, тросы и т.д.). Вместе с днищем с помощью зеркала досматриваются подкрылки.

После наружного осмотра переходим к внутреннему досмотру салона. Предварительно осмотрев все через стекло, открывается передняя дверь со стороны пассажира потому, что это место более открытое для визуального досмотра, чем место водителя, т.е. это своеобразный "плацдарм" для дальнейшего осмотра. Открыв дверь, прежде чем лезть в машину, облокачиваться на что-нибудь, нужно внимательно посмотреть, послушать, понюхать, проанализировать. Не рекомендуется пользоваться внутри салона ароматизаторами воздуха, они перебьют запах отравляющего вещества или ВВ, признаки присутствия постороннего человека (запах пота, табака, одеколона).

После того, как внешним осмотром ничего подозрительного не выявлено, легкими движениями ощупываются поверхности сиденья снаружи и изнутри и пол. Необходимо обращать особое внимание на подпоротые места, нарушение облицовки салона и сидений, заглянуть под коврик, под панель, и только после этого можно садиться на сиденье пассажира для досмотра остальных мест салона.

После досмотра салона приступаем к осмотру моторного отсека. Площадь моторного отсека досматривается сверху-вниз (на себя). Досматривая двигатель, нужно обратить внимание на воздухофильтр, систему вентиляции салона, карбюратор, места, где повышается температура (блок двигателя, радиатор), баки с жидкостями (могут быть заменены с залитыми агрессивными компонентами) и все, что связано с электрооборудованием двигателя, панелью управления, осветительными приборами и т.д., а также на движение (ремни вентиляторов, карданный валик руля и т.д.). Здесь лучше вести досмотр водителю. Он хорошо знает провода, которые менял в системе или "смазанные" места от грязи на двигателе.

После досмотра двигателя, досматривается багажник. По окончании осмотра автомобиль заводится. Для этого желательно иметь устройство дистанционного запуска двигателя, сделав это с возможно допустимого расстояния, и уже затем включить все источники питания электроэнергии (стеклоочистители, радиоприемник и т.д.). Оставляя автомобиль в пределах видимости, дать ему поработать некоторое время для прогрева двигателя. Только после этого можно считать, что осмотр закончен. Подобный досмотр требует, с приобретением необходимых навыков, не более 20-25 минут.

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443x (11.01.2016)
Просмотров: 598 | Теги: транспортных средств, осмотр | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016