Четверг, 08.12.2016, 10:52
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

§ 4. Порядок обмена информацией налоговых органов с органами государственной власти и органами местного самоуправления, с иными публичными о

§ 4. Порядок обмена информацией налоговых органов с органами государственной власти и органами местного самоуправления, с иными публичными организациями

Информационное взаимодействие налоговых органов с другими публичными органами власти и организациями является необходимыми элементами административно-процессуальной деятельности по поиску, сбору, получению, распределению и передаче сведений, непосредственно относящихся к предмету налогообложения. В этой связи следует прежде всего рассмотреть установленный порядок информационного обмена налоговых органов с органами государственной власти и органами местного самоуправления

Депутатам Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации налоговыми органами предоставляется необходимая им информация по запросам, внесенным на заседании соответствующей палаты в письменном виде.

Счетной палате Российской Федерации по запросам налоговыми органами предоставляется информация о результатах проводимых проверок и контроля.

Полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах по письменному запросу могут быть представлены сведения о проверках инспекций ФНС России по субъекту Российской Федерации, о количестве проверок налогоплательщиков (плательщиков сборов) по вопросам соблюдения налогового законодательства, о суммах доначислений в бюджеты различных уровней по видам налогов (платежей), о видах нарушений налогового законодательства.

Главам субъектов Российской Федерации, а также главам органов местного самоуправления налоговые органы предоставляют информацию о соблюдении налогового законодательства на их территории, о налогах и платежах, поступивших в соответствующие бюджеты.

Федеральным органам исполнительной власти, территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления включенная в единый государственный реестр налогоплательщиков (плательщиках сборов) информация предоставляется бесплатно по индивидуально утверждаемым Правительством Российской Федерации перечням информационных услуг, предоставляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информационный обмен налоговых органов с правоохранительными органами осуществляется с учетом того, что передача конфиденциальной информации о налогоплательщиках (плательщиках сборов) без их согласия разрешается в правоохранительные и судебные органы по официальным мотивированным письменным запросам.

Налоговые органы по решению руководителей могут представлять в правоохранительные органы копии документов, оригиналы которых находятся в других организациях, в случаях, когда по обстоятельствам дела установление местонахождения подлинника может повлечь затягивание расследования и принятие решения по делу или материалу.

Доступ должностных лиц органов полиции к сведениям налоговых органов, составляющим налоговую тайну, осуществляется на основании перечня, определяемого Федеральной налоговой службой и Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Налоговые органы в случаях выявления обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, обязаны в трехдневный срок со дня выявления указанных обстоятельств по собственной инициативе направить материалы органам внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Органы полиции при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Налоговым кодексом к полномочиям налоговых органов, обязаны в трехдневный срок со дня выявления таких обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.

Информационный обмен налоговых органов с органами ФТС России осуществляется на основе требований НК РФ, Таможенного кодекса Таможенного Союза и Соглашения о взаимодействии между ФНС России и ФТС России.

Арбитражным судам и судам общей юрисдикции налоговые органы предоставляют информацию в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности. По официальному мотивированному письменному запросу судьи материалы представляются непосредственно в суд.

Судебным приставам-исполнителям налоговые органы в трехдневный срок после получения мотивированного письменного запроса представляют сведения об идентификационном номере налогоплательщика, о номерах расчетных, текущих и иных счетов, о наименовании и месте нахождения банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета, о финансово-хозяйственной деятельности по установленным формам отчетности. В случае отсутствия должника по указанному в исполнительном документе юридическому адресу сообщается информация о его новом местонахождении.

Письменный запрос должен быть заверен печатью соответствующего подразделения судебных приставов с указанием в нем даты вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства, номера исполнительного производства, наименования должника - юридического лица и его юридического адреса.

Информационный обмен налоговых органов с финансово-кредитными органами предусматривает порядок, в соответствии с которым налоговые органы получают от банков:

сведения об открытии и закрытии счетов и вкладов налогоплательщиками;

сведения по операциям, счетам и вкладам клиентов и корреспондентов, а также о наличии денежных средств на них;

сведения, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и иных обязанных лиц и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков и иных обязанных лиц сумм налогов и санкций за налоговые правонарушения.

Имеется порядок информационного обмена налоговых органов с органами, осуществляющими регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей, физических лиц, актов рождения и смерти, учет и регистрацию имущества.

Налоговые органы в сроки, определенные ст. 85 НК РФ, в обязательном порядке должны получать документированную информацию о налогоплательщиках от нижеперечисленных органов:

органов, осуществляющих государственную регистрацию организаций;

органов, осуществляющих государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;

органов, выдающих лицензии, свидетельства или иные подобные документы физическим лицам, осуществляющим на свой страх и риск деятельность, направленную на систематическое получение дохода от оказания платных услуг и не подлежащим регистрации в этом качестве в соответствии с законодательством Российской Федерации;

органов, осуществляющих регистрацию физических лиц по месту их жительства;

органов, осуществляющих регистрацию рождения и смерти;

органов, осуществляющих учет и/или регистрацию недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения;

органов, осуществляющих учет и/или регистрацию транспортных средств;

органов опеки и попечительства, воспитательных, лечебных учреждений, учреждений, которые в соответствии с федеральным законодательством осуществляют опеку, попечительство или управление имуществом подопечного;

органов (учреждений), уполномоченных совершать нотариальные действия, нотариусов, осуществляющих частную практику;

На документах, поступающих от указанных органов в незащищенном виде (без пометки "Для служебного пользования") и содержащих сведения, составляющие служебную тайну налоговых органов, проставлять названную пометку не требуется. Указанные документы следует хранить наравне с документами "Для служебного пользования", группировать в дела вместе с другими документами по одному и тому же вопросу, например, в дела налогоплательщиков (плательщиков сборов) с обязательным включением их во внутренние описи дел.

Информационный обмен налоговых органов с внебюджетными фондами организуется ФНС России на основании совместных писем, соглашений о взаимодействии и договоров на оказание услуг по информационному обеспечению.

Информационный обмен налоговых органов с налоговыми и правоохранительными органами иностранных государств организуется ФНС России на основании международных договоров (соглашений), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми или правоохранительными органами - в части предоставления информации о налогоплательщиках (плательщиках сборов) этим органам, а также конвенций и договоров об избежании двойного налогообложения.

Информация, предоставляемая налоговым и правоохранительным органам иностранных государств, не относится к налоговой тайне, однако полученные от иностранных государств налоговыми органами Российской Федерации сведения считаются конфиденциальными, и на них распространяются все требования по хранению и обращению, как на информацию, составляющую служебную тайну налоговых органов.

Любые запросы, поручения и просьбы о предоставлении информации в случаях, не предусмотренных действующим законодательством, совместными приказами, соглашениями, письмами, договорами на оказание услуг по информационному обеспечению, или не получившие официального подтверждения ФНС России, исполнению не подлежат.

Деятельность налоговых органов по установлению предметной области и компетенции субъектов информационного взаимодействия налоговых органов с другими органами исполнительной власти направлена в первую очередь на преодоление несогласованности действий правоохранительных и налоговых органов как между собой, так и с органами законодательной и исполнительной власти, контролирующими органами, субъектами предпринимательской деятельности, общественными объединениями и гражданами. Разрешение возникающих здесь споров и конфликтов при нахождении правомерных решений позволяет ослабить возможное обострение ситуации в сфере предупреждения налоговых правонарушений. Деятельность призвана обеспечивать условия взаимной информированности в налоговой сфере в целях эффективного осуществления противодействия налоговой противоправности на основе совместных усилий различных ведомств. Использование властных полномочий по обеспечению информационного обмена между регионами страны об отработанных механизмах и способах совершения налоговых правонарушений, сведениями о лицах, их совершивших, а также взаимное сотрудничество при проведении совместных операций позволяют избежать дублирования в работе, размывания "картины" складывающейся оперативной обстановки.

Деятельность налоговых органов по обмену информацией с другими органами исполнительной власти выступает в качестве системообразующего фактора, обеспечивающего реализацию правоохранительной функции и способствует предупреждению и выявлению административных правонарушений в области налогов и сборов.


Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте направления взаимодействия налоговых органов с иными государственными органами.

2. Назовите основные нормативно-правовые акты, устанавливающие порядок взаимодействия налоговых органов с другими государственными органами и ведомствами.

3. Проанализируйте порядок взаимодействия налоговых органов с органами внутренних дел.

4. По каким направлениям происходит взаимодействие с ФМС России?

5. Каким образом происходит обмен информацией с регистрационными органами?

6. Каков порядок обмена информацией налоговых органов с публичными органами власти и иными организациями?


Список нормативно-правовых актов и литературы

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // СЗ РФ. 2009. N 4. Ст. 445.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.05.2012) // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (действующая редакция) // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (действующая редакция) // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (действующая редакция) // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.

6. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712.

7. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (действующая редакция) // СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 900.

8. Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (ред. от 21.11.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 15. Ст. 492.

9. Федеральный закон от 29 декабря 2009 г. N 383-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ".

10. Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (ред. от 06.12.2011, с изм. и доп., вступающими в силу с 05.06.2012) // СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4859.

11. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (ред. от 28.12.2011) // СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3961.

12. Постановление Правительства РФ от 26.07.2006 N 459 "О Федеральной таможенной службе" (в действ. ред.).

13. Приказ МВД РФ N 495, ФНС РФ N ММ-7-2-347 от 30.06.2009 "Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений" (вместе с Инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, Инструкцией о порядке направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения, Инструкцией о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления) (ред. от 14.11.2011) (зарегистрирован в Минюсте РФ 01.09.2009 N 14675) // Российская газета. 2009. N 173.


Литература

14. Козырин А.Н. Правовое регулирование налогообложения в Российской Федерации: Конспект лекций по первой части Налогового кодекса Российской Федерации // СПС "КонсультантПлюс".

15. Лапина М.А. Административное право: Учебное пособие // СПС "КонсультантПлюс".

16. Налоговое право (общая часть): Учебник / Под общ. ред. И.И. Кучерова. М.: ВГНА Минфина России, 2011.

17. Соловьев И.Н. Преступные налоговые схемы и их выявления. М.: Проспект, 2010. С. 21.

18. Тютин Д.В. Налоговое право: Курс лекций // СПС "КонсультантПлюс".

6. Ялбулганов А.А. Налоговое право в вопросах и ответах: Учебное пособие. М.: Юстицинформ, 2007.

19. Верстова М.Е. Основные приоритеты, принципы и направления совершенствования взаимодействия налоговых и правоохранительных органов по обеспечению исполнения налогоплательщиками своих обязанностей // Финансовое право. 2008. N 5.

20. Мясников О.А. О полномочиях финансового и налогового ведомств // Ваш налоговых адвокат. 2007. N 12.

_____________________

Тема 6.2. Организационно-правовые основы взаимодействия ФНС России с другими органами исполнительной власти

§ 1. Общая характеристика системы взаимодействия ФНС России с другими государственными органами

§ 2. Организационно-правовые основы взаимодействия ФНС России с правоохранительными органами

§ 3. Организационно-правовые основы взаимодействия ФНС России с внебюджетными фондами

§ 4. Порядок обмена информацией налоговых органов с органами государственной власти и органами местного самоуправления, с иными публичными о

К содержанию

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443x (29.04.2013)
Просмотров: 1367 | Теги: налоговых органов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016