Суббота, 03.12.2016, 03:16
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

§ 2. Порядок и сроки подачи жалобы. Восстановление пропущенного срока подачи жалобы

§ 2. Порядок и сроки подачи жалобы. Восстановление пропущенного срока подачи жалобы

В любом административно-юрисдикционном производстве имеется свой институт сроков, то есть определенных периодов времени, исчисляемых по установленным законом правилам. Значение сроков в стадиях (этапах) производств, в том числе и в производстве по рассмотрению и разрешению жалоб в налоговых органах, велико, так как именно они определяют начало возникновения, изменения и прекращения административно-процессуальных правоотношений участников того или иного производства. Цель установления сроков в производстве - это быстрое, оптимальное и эффективное расследование, рассмотрение и разрешение конкретного дела, восстановление нарушенных прав.

Законодательством устанавливаются правила по исчислению, приостановлению, продлению, восстановлению, прекращению, исполнению сроков в производстве, в том числе и в производстве по жалобам, поступившим в налоговые органы. В литературе даются классификации сроков по различным основаниям, например: общие и специальные; процессуальные, давностные, обеспечения производства и др.

Начало и окончание срока, как правило, связываются с определенными юридическими фактами, в основном с действиями и решениями лиц и органов. Если, например, налоговый орган обязан рассмотреть жалобу на предоставление государственной услуги в течение 15 дней, но этого не сделал, и срок совпадает с выходным днем, то началом срока подачи повторной жалобы в вышестоящий налоговый орган или в суд является первый рабочий день после окончания общего срока рассмотрения первичной жалобы.

Сроки в производстве можно рассмотреть по стадиям производства: а) сроки направления и регистрации жалобы; б) сроки рассмотрения (проверки) жалобы и дачи ответа; в) сроки восстановления подачи жалобы.

При регистрации жалобы закон четко определил начало течения общего срока разрешения жалобы - день ее поступления в налоговый орган, который обязан принять решение по существу жалобы. Как правило, жалобы подаются к те налоговые органы и тем должностным лицам, которым непосредственно эти органы и должностные лица подчинены и чьи решения, действия обжалуются налогоплательщиком или иным субъектом.

Письменные обращения граждан подлежат обязательной регистрации в течение 3-х дней с даты поступления в налоговый орган или уполномоченному должностному лицу.

Жалобы на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц подаются в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

Жалоба на постановление об административном правонарушении может быть подана в течение десяти дней со дня вынесения постановления.

В случае если поставленные в обращениях граждан вопросы не входят в компетенцию налогового органа, его руководители направляют такие обращения в 7-дневный срок с даты их регистрации в соответствующий орган публичной власти, орган местного управления или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращениях вопросов, с уведомлением заявителей направивших обращения, о переадресации обращений, за исключением случая, когда текст обращения не поддается прочтению.

В случае если решение поставленных в обращении гражданина вопросов относится к компетенции нескольких органов публичной власти, копия обращения в течение 7 дней с даты его регистрации направляется в соответствующие органы или соответствующим должностным лицам.

Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается до момента вступления в силу обжалуемого решения.

Апелляционная жалоба на соответствующее решение налогового органа подается в вынесший это решение налоговый орган, который обязан в течение трех дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.

Сроки рассмотрения и разрешения жалоб исчисляются с момента их регистрации в соответствующем налоговом органе.

Как уже говорилось выше, общий срок рассмотрения жалоб физических и юридических лиц - один месяц, но законами предусмотрены некоторые исключения:

- во-первых, жалобы, не требующие дополнительного изучения и проверки, решаются безотлагательно, но не позднее 15 дней;

- во-вторых, специальные жалобы на качество предоставления государственных услуг рассматриваются в течение 15 дней, а в случае исправления допущенных ошибок, опечаток в ответе, сроков исправления таких исправлений - 5 дней с момента регистрации жалобы;

- в-третьих, жалобы военнослужащих и членов их семей разрешаются в 15-дневный срок (в случае необходимости срок может быть продлен, но не более чем на 15 дней);

- в-четвертых, если для разрешения обращения необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, срок производства может быть продлен руководителем организации или его заместителем, но не более чем на один месяц, с одновременным уведомлением заинтересованных лиц о причинах задержки и характере принимаемых мер;

- в-пятых, ходатайства о продлении срока проверки по обращениям оформляются не позднее чем за 3 дня до истечения контрольного срока.

Жалоба на постановление об административном правонарушении рассматривается в десятидневный срок со дня ее поступления в налоговый орган.

Повторная подача жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу производится в течение трех месяцев, когда лицо узнало о результатах рассмотрения первой жалобы.

Сама повторная жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом) в срок не позднее одного месяца со дня ее получения (рассмотрения жалобы).

Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может на основании своего письменного заявления ее отозвать в любое время. Однако отзыв жалобы лишает подавшего ее налогоплательщика права на повторное обжалование тех же актов, действий или бездействия в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу. Обращение по иным обстоятельствам осуществляется также в течение трех месяцев со дня, когда заявитель узнал или должен был признать о нарушении своих прав.

Вместе с тем следует учитывать, что по общему правилу подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия. Однако, если налоговый орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству, указанный налоговый орган вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемого акта или действия. Решение о приостановлении исполнения акта (действия) принимается руководителем налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом.

Срок рассмотрения и разрешения жалобы оканчивается в день принятия (подписания) решения, а если оно не принимается, таким днем следует считать дату подписания ответа на жалобу, а о принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу, а также по просьбе направивших жалобу государственных органов лицо, подавшее жалобу, уведомляет их о принятом решении.

Перед направлением ответа готовится проект ответа лицу, направившему жалобу; в том случае, если проект ответа не охватывает все вопросы, указанные в жалобе, то проект ответа возвращается на доработку и устанавливается конкретный срок исполнения. Если указанный срок превышает 5 дней, то заявителю за подписью руководителя органа немедленно направляется соответствующее уведомление.

Сроки восстановления подачи жалобы.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы (общий срок - 3 месяца) этот срок, по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен, соответственно, вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.

Срок давности подачи жалобы может быть восстановлен, но при наличии уважительной причины его пропуска. Если налогоплательщик пропустил срок обжалования актов, действий или бездействия налоговых органов (должностных лиц), то он имеет право приложить к подаваемой жалобе письменное заявление о восстановлении пропущенного срока давности, указав причины случившегося. Вопрос об уважительной причине пропуска срока давности и о его восстановлении решается тем налоговым органом или должностным лицом, которому адресована жалоба.

Уважительными причинами пропуска срока давности, как правило, признаются тяжелая и длительная болезнь, длительное отсутствие, стечение семейных обстоятельств, иные чрезвычайные обстоятельства. Также к числу уважительных причин могут быть отнесены действия сотрудников налоговых либо правоохранительных органов, в результате которых были изъяты документы, необходимые налогоплательщику для подачи жалобы.

При отсутствии уважительных причин пропуск трехмесячного срока на обжалование не дает налогоплательщику права требовать рассмотрения его жалобы. Такое обращение отправляется обратно заявителю. В то же время отказ в восстановлении срока также может быть обжалован в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу.

НК РФ устанавливает срок 1 год для обжалования в вышестоящем налоговом органе решения, вступившего в силу.

Сроки по спорам в налоговых органах.

Установлены следующие сроки обращения в суд с жалобой - три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права; один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Если же налогоплательщик подал апелляционную жалобу, предполагается, что в суд он может обратиться в течение трех месяцев с того момента, когда вердикт вышестоящего налогового органа на жалобу получен налогоплательщиком.

Налоговое законодательство различает порядок досудебного обжалования решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности (отказе в привлечении) в зависимости от того, вступило оно в силу или нет.

НК РФ устанавливает, что решение вступает в силу по истечении 10 дней со дня его вручения налогоплательщику, если на решение не подана апелляционная жалоба. Не вступившее в силу решение не подлежит исполнению, т.е. по такому решению не будут производиться действия по взысканию: не выносится и не направляется требование об уплате налога, пени, штрафа; не выставляется инкассовое поручение и не производится взыскание за счет имущества налогоплательщика через службу судебных приставов. В случае подачи апелляционной жалобы, решение вступает в силу с даты его утверждения вышестоящим органом полностью или в части.

Только после этой даты налоговый орган будет вправе приступить к взысканию начисленных сумм. Таким образом, у налогоплательщика есть 10 дней для подачи апелляционной жалобы.

Так как и вступившее, и не вступившее в силу решение подлежит обязательному досудебному обжалованию, возникают определенные проблемы при исчислении сроков для обращения в суд, особенно при нарушении налоговым органом срока рассмотрения жалобы. Налоговым законодательством не установлены последствия пропуска срока рассмотрения жалобы на решение. Жалоба должна быть рассмотрена в течение одного месяца со дня ее получения. Следовательно, налогоплательщик вправе обратиться с заявлением о признании незаконным решения в суд по истечении месяца со дня получения жалобы вышестоящим налоговым органом.

Арбитражное законодательство устанавливает, что заявление в арбитражный суд может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда гражданину или организации стало известно о нарушении их прав, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Об исполнении решения налогового органа должно быть сообщено суду и заинтересованному лицу не позднее чем в месячный срок со дня получения решения суда. В случае неисполнения решения суд принимает меры, предусмотренные законодательством.

Таковы основные и факультативные сроки общих, специальных административных жалоб, поданных (направленных) в налоговые органы, а также споров в налоговых органах, установленных действующим законодательством.

___________________

Тема 4.1. Административное производство по жалобам и спорам, поступившим в налоговые органы

§ 1. Общая характеристика административной жалобы, спора и производства по их рассмотрению

§ 2. Порядок и сроки подачи жалобы. Восстановление пропущенного срока подачи жалобы

§ 3. Стадии административного производства по жалобам, поступившим в органы исполнительной власти (налоговые органы)

К содержанию

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443x (29.04.2013)
Просмотров: 1465 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016