Воскресенье, 04.12.2016, 04:52
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Финансы и налоги. Бухгалтерия

ПОРЯДОК И СРОКИ ИСПОЛНЕНИЯ БАНКОМ ПОРУЧЕНИЯ НА СПИСАНИЕ И ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ НЕДОИМКИ, ПЕНЕЙ, ШТРАФОВ, ПРОЦЕНТОВ С РАСЧЕТНОГО (РУБЛЕВОГО) СЧЕТА НА

ПОРЯДОК И СРОКИ ИСПОЛНЕНИЯ БАНКОМ ПОРУЧЕНИЯ НА СПИСАНИЕ И ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ НЕДОИМКИ, ПЕНЕЙ, ШТРАФОВ, ПРОЦЕНТОВ С РАСЧЕТНОГО (РУБЛЕВОГО) СЧЕТА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА

 

В первую очередь поручение на списание и перечисление задолженности налоговый орган выставляет на рублевые расчетные счета организации или индивидуального предпринимателя (п. 5 ст. 46 НК РФ).

 

Обратите внимание!

Приказом ФНС России от 23.06.2014 N ММВ-7-8/330@ утверждена форма поручения на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в бюджетную систему РФ.

Данный Приказ вступил в силу 21 сентября 2014 г. (п. 12 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763).

До его вступления в силу налоговые органы составляли инкассовые поручения по форме, приведенной в Приложении 4 к Положению о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденному Банком России 19.06.2012 N 383-П.

 

Поручение налогового органа на списание суммы задолженности с банковского счета налогоплательщика подлежит безусловному исполнению банком, которому оно адресовано (п. 4 ст. 46 НК РФ). Это означает, что банк может проверить только правильность его оформления (например, содержит ли оно обязательные реквизиты, указаны ли данные, которые необходимы для перечисления денежных средств в бюджет). Если поручение оформлено с ошибками, банк возвращает его налоговому органу без исполнения (п. п. 2.3, 2.6, 2.7, 2.13 Положения).

Законность выставления инспекцией поручения на списание и перечисление задолженности банк проверять не вправе. Если ошибок в оформлении документа нет, банк не позднее следующего операционного дня после его получения обязан списать сумму налоговой задолженности с вашего счета (п. 6 ст. 46 НК РФ).

Однако напомним, что если после направления в банк поручения в электронном виде инспекция не получила подтверждение о его приеме, то при необходимости она может направить это же поручение повторно, но уже на бумажном носителе. Кроме того, возможна ситуация, когда инспекция повторно направляет поручение в электронном виде. В таких случаях не исключено, что кредитная организация получит несколько документов с идентичной информацией и одинаковыми реквизитами. Это может привести к неоднократному списанию денежных средств со счетов налогоплательщика.

ФНС России отмечает, что банк исполняет то поручение налогового органа, которое поступило раньше, поскольку поручения с одинаковыми реквизитами и содержанием, по сути, являются одним и тем же документом. Следовательно, банк не должен обрабатывать все входящие поручения на списание и перечисление задолженности. В то же время, если в такой ситуации произошло двойное списание денежных средств со счета, восстановить нарушенное право налогоплательщик может, подав в инспекцию заявление о возврате излишне взысканных налогов в порядке ст. 79 НК РФ (Письмо ФНС России от 12.12.2012 N НД-4-8/21144@).

Отметим, что банк перечисляет денежные средства в бюджет в указанный срок, если средств на вашем счете достаточно для погашения задолженности по налогам, пеням, штрафам, процентам. Если же их недостает, банк сообщает об этом налоговому органу (п. 3.1 ст. 60 НК РФ).

Поручение налогового органа помещается банком в картотеку. Это означает, что его оплата производится по мере поступления денег на ваш расчетный счет (абз. 2 п. 6 ст. 46 НК РФ, п. 2.10 Положения).

В данном случае инспекция вправе взыскать оставшуюся сумму с ваших валютных счетов, а также за счет электронных денежных средств (абз. 2 п. 5, п. 6.1 ст. 46 НК РФ).

Если их также окажется недостаточно для погашения задолженности, инспекция вправе будет принять решение о взыскании за счет иного вашего имущества (п. 7 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ).

 

По мере поступления денег на рублевые расчетные счета банк действует следующим образом (абз. 2 п. 6 ст. 46 НК РФ):

а) перечисляет в бюджет суммы задолженности не позднее следующего операционного дня после зачисления средств на ваш счет (абз. 2 п. 6 ст. 46 НК РФ);

б) списывает недоимку (пени, штрафы, проценты) только после погашения требований, которые имеют приоритет перед налоговыми платежами в соответствии с п. 2 ст. 855 ГК РФ.

Для наглядности информация о последовательности списания денежных средств со счета в этом случае приведена в таблице.

 

Очередность списания денежных средств со счета <*>

Вид платежа

Первая очередь

Списание денежных средств по исполнительным документам <**> на выплаты по требованиям:

- о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью;

- о взыскании алиментов

Вторая очередь

Списание денежных средств по исполнительным документам <**> на выплаты:

- выходных пособий и заработной платы лицам, работающим (работавшим) по трудовым договорам (контрактам);

- вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности

Третья очередь

Списание денежных средств по платежным документам на перечисление:

- платежей в бюджетную систему РФ, перечисляемых на основании платежных поручений контролирующих органов, в том числе налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов и процентов <***>;

- оплаты труда для расчетов с работниками по трудовым договорам

--------------------------------

<*> Пункт 2 ст. 855 ГК РФ предусматривает пять очередей списания денежных средств с банковского счета. Платежи, перечисление которых производится позже, чем уплата налогов, пеней, штрафов, в таблице не приведены.

<**> К исполнительным документам, в частности, относятся (ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"):

- исполнительные листы;

- судебные приказы;

- постановления судебного пристава-исполнителя.

<***> С 14 декабря 2013 г. налоги, сборы, которые перечисляются в бюджет на основании поручения налогового органа, отнесены к платежам третьей очереди. Соответствующие изменения в п. 2 ст. 855 ГК РФ внесены Федеральным законом от 02.12.2013 N 345-ФЗ. По вопросу о том, относятся ли к третьей очереди перечисляемые в бюджет на основании поручения налогового органа пени, штрафы, а также проценты, которые начислены в соответствии с гл. 9 НК РФ, см. раздел "Ситуация: В какую очередь с 14 декабря 2013 г. исполняются поручения налоговых органов на списание и перечисление пеней, штрафов, процентов".

До указанной даты все платежи по налогам, сборам (пеням, штрафам, процентам), обязательным страховым взносам и по расчетам по заработной плате с работниками относились к одной очереди с учетом следующего.

Согласно прежней редакции п. 2 ст. 855 ГК РФ налоги, сборы, пени, штрафы и проценты по ним были отнесены к четвертой очереди. Предшествовали им перечисления на выплату заработной платы и отчисления в ПФР, ФСС РФ и фонды обязательного медицинского страхования. Однако положения абз. 4 п. 2 ст. 855 ГК РФ о третьей очереди данных платежей были признаны не соответствующими Конституции РФ и утратили силу (Постановление Конституционного Суда РФ от 23.12.1997 N 21-П, ч. 3 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации").

Ежегодно в законе о федеральном бюджете предусматривалось, что до внесения изменений в п. 2 ст. 855 ГК РФ списание со счетов налогоплательщика платежей в бюджеты, а также для расчетов по оплате труда производится в календарной очередности поступления расчетных документов. Такое положение содержалось, например, в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".

 

Исполнение поручения налогового органа на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика может быть приостановлено по решению суда. Например, при обжаловании решения о взыскании налогоплательщик заявил ходатайство о приостановлении исполнения указанного поручения налогового органа в качестве обеспечительной меры (ч. 1, 2 ст. 90, ст. 91 АПК РФ).

Также его исполнение может быть приостановлено по основаниям, предусмотренным в п. 4.1 ст. 46 НК РФ. Возобновление действия поручения налогового органа в таких случаях будет осуществляться на основании решения инспекции об отмене его приостановления (абз. 5 п. 4.1 ст. 46 НК РФ).

 

Кроме того, п. 4.1 ст. 46 НК РФ установлены основания для принятия налоговыми органами решения об отзыве не исполненных полностью или частично поручений на списание и перечисление задолженности (абз. 6 - 11 п. 4.1 ст. 46 НК РФ).

 

СИТУАЦИЯ: В какую очередь с 14 декабря 2013 г. исполняются поручения налоговых органов на списание и перечисление пеней, штрафов, процентов

 

В случае принятия инспекцией решения о взыскании налога, сбора, пеней, штрафа, процентов, начисленных в соответствии с гл. 9 НК РФ (далее - проценты), за счет денежных средств она направляет в банк поручение на списание суммы задолженности со счетов налогоплательщика и перечисление ее в бюджет (п. п. 2, 9, 10 ст. 46, п. 10 ст. 68 НК РФ). Такое поручение подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством (п. п. 4, 9, 10 ст. 46, п. 10 ст. 68 НК РФ).

Отметим, что в п. 2 ст. 855 ГК РФ установлена очередность списания денежных средств со счета при их недостаточности для удовлетворения всех предъявленных к нему требований. При этом пени, штрафы и проценты, списываемые со счета налогоплательщика на основании поручения налогового органа, в этой норме прямо не поименованы. Возникает вопрос: не означает ли это, что поручения налоговых органов на списание и перечисление пеней, штрафов, процентов следует относить к числу "других платежных документов", которые банк исполняет в силу абз. 6 п. 2 ст. 855 ГК РФ в пятую очередь?

Заметим, что положения ст. 46 НК РФ очереди исполнения платежных документов не содержат. В связи с этим полагаем, что для решения рассматриваемого вопроса в первую очередь необходимо проанализировать п. 2 ст. 855 ГК РФ. Из этой нормы следует, что поручения налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов исполняются в третью очередь. Можно ли относить к такой задолженности пени, штрафы, проценты, начисленные в соответствии с гл. 9 НК РФ, в ней не уточняется.

Вместе с тем необходимо учитывать, что действующие положения п. 2 ст. 855 ГК РФ установлены Законом N 345-ФЗ, который с 14 декабря 2013 г. изменил установленную ранее очередность исполнения представленных в банк платежных документов. Изменения в п. 2 ст. 855 ГК РФ были внесены с целью привести его положения в соответствие с выраженной в Постановлении от 23.12.1997 N 21-П позицией Конституционного Суда РФ о недопустимости установления конкуренции между бесспорным списанием средств со счета и добровольными расходными операциями.

Включение поручений налоговых органов на списание пеней, штрафов и процентов в пятую очередь приведет именно к такой конкуренции. В связи с этим полагаем, что при недостаточности средств на счете их исполнение банком должно осуществляться не в пятую, а в третью очередь.

 

СИТУАЦИЯ: Вправе ли банк исполнить поручение по уплате налогов за счет средств, поступивших из ФСС РФ?

 

На расчетный счет налогоплательщика могут поступать денежные средства ФСС РФ, предназначенные для выплаты работникам социальных пособий, в том числе по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Данные средства поступают на счет налогоплательщика, если начисленных взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством недостаточно для выплаты работникам соответствующих пособий. В этой ситуации работодатель вправе обратиться в территориальный орган ФСС РФ за возмещением, которое направляется на цели социального обеспечения работников (ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, ч. 2 ст. 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ).

С 4 августа 2013 г. органам ФСС РФ при принятии решения о выплате названных пособий предоставлено право запрашивать у налогоплательщиков сведения о недостаточности денежных средств на счетах для удовлетворения всех предъявленных к счетам требований (пп. 2.1 ч. 1 ст. 4.2 Закона N 255-ФЗ, пп. "а" п. 1 Федерального закона от 23.07.2013 N 243-ФЗ). Если денежных средств на счетах налогоплательщика недостаточно для удовлетворения всех предъявленных к счетам требований, то орган ФСС РФ отказывает в предоставлении денежных средств на выплату пособия (ч. 3.1 ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ, п. 2 Закона N 243-ФЗ).

Таким образом, на основании этих изменений законодательства уменьшается вероятность перечисления органами ФСС РФ денежных средств, предназначенных для выплаты третьим лицам, на счет налогоплательщика, на котором недостаточно денежных средств для удовлетворения всех предъявленных требований. До указанной даты органы ФСС РФ принимали решение о выплате пособий на расчетные счета страхователей и при отсутствии сведений об остатках денежных средств на счетах.

Однако при возникновении такой ситуации необходимо учитывать следующее. Указанные денежные средства ФСС РФ являются его собственностью и имеют строгое целевое назначение: они должны быть направлены на выплату пособий работникам. Следовательно, даже при поступлении средств на социальные выплаты на счет работодателя они фактически ему не принадлежат (п. 1 ст. 3 Закона N 255-ФЗ, абз. 2, 14 п. 8, п. 10 разд. III Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101).

Возникает вопрос: вправе ли банк исполнить поручение налогового органа по перечислению платежей в бюджет за счет целевого финансирования ФСС РФ, поступившего на счет налогоплательщика? Положения ст. 46 НК РФ четкого ответа на данный вопрос не содержат.

 

Минфин России высказал следующее мнение по данному вопросу. Налоговым кодексом РФ не предусмотрен запрет на списание со счетов налогоплательщиков денежных средств, зачисленных по поручениям ФСС РФ. При недостаточности денежных средств на счете списание по поручениям налоговых органов в счет задолженности по уплате налогов осуществляется в третью очередь (п. 2 ст. 855 ГК РФ). При этом платежные документы, предусматривающие перечисление денежных средств в счет выплат пособий по обязательному социальному страхованию, не отнесены п. 2 ст. 855 ГК РФ к платежам первой или второй очереди (Письмо Минфина России от 13.02.2014 N 03-02-07/1/5842).

Однако в рассматриваемой ситуации налогоплательщик выступает посредником между своим работником и ФСС РФ. И, как мы уже отмечали, поступившие на его счет средства Фонда предназначены не налогоплательщику, а его сотруднику.

Поэтому если у налогоплательщика в связи с недостаточностью денежных средств на счете и применением очередности их списания отсутствует возможность выплатить пособие работнику, то целесообразно известить о такой ситуации ФСС РФ. А Фонд, в свою очередь, сможет произвести выплаты непосредственно работнику в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 13 Закона N 255-ФЗ.

Категория: Финансы и налоги. Бухгалтерия | Добавил: x5443x (25.12.2015)
Просмотров: 198 | Теги: штраф, пени, НЕДОИМКА | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016