Суббота, 03.12.2016, 03:19
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Финансы и налоги. Бухгалтерия

ПОРЯДОК И СРОК ОБЖАЛОВАНИЯ В ВЫШЕСТОЯЩИЙ НАЛОГОВЫЙ ОРГАН ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) И НЕНОРМАТИВНЫХ АКТОВ (РЕШЕНИЙ) НАЛОГОВОГО ОРГАНА ПРИ ЗАЧЕТЕ

ПОРЯДОК И СРОК ОБЖАЛОВАНИЯ В ВЫШЕСТОЯЩИЙ НАЛОГОВЫЙ ОРГАН ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) И НЕНОРМАТИВНЫХ АКТОВ (РЕШЕНИЙ) НАЛОГОВОГО ОРГАНА ПРИ ЗАЧЕТЕ И ВОЗВРАТЕ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ (ИЗЛИШНЕ ВЗЫСКАННЫХ) СУММ НАЛОГОВ, ПЕНЕЙ, ШТРАФОВ

 

Обжаловать в вышестоящий налоговый орган ненормативные акты инспекции, а также действия или бездействие ее должностных лиц при зачете и возврате налогов (пеней, штрафов) вы должны по правилам гл. 19, 20 НК РФ. Обратиться в суд вы можете только после принятия решения по жалобе вышестоящим налоговым органом либо если последний в установленный срок не рассмотрит вашу жалобу (п. п. 2, 3 ст. 138 НК РФ).

 

Обратите внимание!

Законом N 153-ФЗ существенно изменен порядок административного обжалования. Изменения вступили в силу 3 августа 2013 г. (ч. 1 ст. 3 Закона N 153-ФЗ). Есть неопределенность с датой начала действия документа, подробнее см. Справочную информацию.

В частности, исключена процедура обжалования действий должностных лиц налоговых органов вышестоящему должностному лицу, которая ранее была предусмотрена п. п. 1, 3 ст. 139 НК РФ (п. 5 ст. 1, ч. 1 ст. 3 Закона N 153-ФЗ).

Если жалобу на решения, действия (бездействие) налогового органа или его должностного лица вы подали до вступления в силу Закона N 153-ФЗ, рассмотрение этой жалобы будет происходить по прежним правилам.

Обязательный досудебный порядок обжалования действий (бездействия), а также ненормативных актов налоговых органов (за исключением актов, принятых ФНС России, и актов, вынесенных по результатам рассмотрения жалоб и апелляционных жалоб) введен с 1 января 2014 г. (п. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 3 Закона N 153-ФЗ). До 1 января 2014 г. соблюдение досудебного порядка было обязательным только при обжаловании в суд решений налоговых органов, вынесенных по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки согласно ст. 101 НК РФ (ч. 3 ст. 3 Закона N 153-ФЗ).

До 1 января 2014 г. ненормативные акты (решения), действия (бездействие) инспекции вы могли оспорить в суде, не обращаясь предварительно с жалобой в вышестоящий налоговый орган (п. п. 1, 2 ст. 138 НК РФ, п. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 3 Закона N 153-ФЗ).

 

Отметим, что решение по административной жалобе принимается более оперативно, чем при обжаловании актов и действий налогового органа в судебном порядке. Кроме того, за подачу жалобы вам не нужно платить госпошлину. В связи с этим пренебрегать правом административного обжалования не следовало и до 1 января 2014 г.

Однако если вышестоящий налоговый орган рассматривал вашу жалобу несвоевременно, то существовал риск пропустить срок судебного обжалования. Поэтому в подобных ситуациях следовало отсчитать три месяца с момента, когда вы узнали о нарушении своих прав. В любое время до истечения этого срока вы могли, не дожидаясь ответа налоговиков, подать в арбитражный суд заявление о признании акта инспекции (действий ее должностных лиц) незаконным (п. 1 ст. 138 НК РФ, ч. 4 ст. 198 АПК РФ).

С 1 января 2014 г. действует правило о том, что в случае нерассмотрения вышестоящим налоговым органом жалобы в установленный срок обращение в суд возможно по истечении срока, установленного для принятия решения по жалобе (п. 3 ст. 138 НК РФ, ч. 3 ст. 3 Закона N 153-ФЗ).

Кроме того, нужно учитывать, что рассмотрение жалобы будет происходить без вашего участия на основании прежде всего тех материалов, которые представит налоговый орган, действия которого вы обжалуете (п. 1 ст. 139, п. 2 ст. 140 НК РФ). Поэтому рекомендуем вам тщательно подходить к составлению текста жалобы, так как возможности дополнить свою позицию, раскрыть или уточнить свои аргументы у вас уже не будет.

Жалобу в вышестоящий налоговый орган вы подаете через ту инспекцию, ненормативные акты, действия (бездействие) которой вы обжалуете (п. 1 ст. 139 НК РФ). Она оформляется письменно в соответствии с требованиями п. п. 1 - 5 ст. 139.2 НК РФ и подписывается самим налогоплательщиком либо его уполномоченным представителем (пп. 1 п. 1 ст. 139.3 НК РФ).

 

Примечание

Ранее никаких специальных требований к форме и содержанию жалобы нормы ст. ст. 137 - 139 НК РФ не содержали.

 

К жалобе следует приложить (п. п. 4, 5 ст. 139.2 НК РФ):

1) документы, подтверждающие доводы жалобы (п. 1 ст. 139, п. 5 ст. 139.2 НК РФ).

 

Обратите внимание!

Наличие доказательств, обосновывающих вашу позицию, не является обязательным условием принятия жалобы к рассмотрению (п. 5 ст. 139.2, п. 1 ст. 139.3 НК РФ). Однако мы рекомендуем вам такие документы приложить. Ведь участвовать в рассмотрении жалобы вы не сможете (п. 2 ст. 140 НК РФ), а веские доказательства придадут убедительности тем аргументам, которые вы изложили.

 

Дополнительные документы в защиту вашей позиции вы вправе представить и после направления жалобы, но до вынесения решения по ней (п. 1 ст. 140 НК РФ). Однако учтите, что времени на представление дополнительных доказательств у вас немного: вышестоящий налоговый орган должен вынести решение по жалобе в течение 15 рабочих дней с даты ее получения (п. 6 ст. 6.1, абз. 2 п. 6 ст. 140 НК РФ).

Вышестоящий налоговый орган обязан рассмотреть все документы, которые вы приложите к жалобе, в том числе уже после ее подачи (п. 1 ст. 139, п. п. 1, 2 ст. 140 НК РФ). Это справедливо, даже если вы не представляли их инспекции, акты, действия (бездействие) которой вы оспариваете, до принятия соответствующих актов (совершения действий, бездействия).

Полагаем, что при оспаривании актов, действий (бездействия) налогового органа, касающихся зачета и возврата излишне уплаченных (излишне взысканных) налогов, не может применяться п. 4 ст. 140 НК РФ. Согласно указанной норме такие документы рассматриваются при рассмотрении жалобы, только если налогоплательщик пояснит причины их непредставления инспекции. Однако данное положение применяется только при обжаловании решений инспекции, принятых по результатам налоговых проверок, а также в порядке ст. 101.4 НК РФ, и обусловлено особым порядком принятия этих решений;

2) документы, подтверждающие полномочия подписавшего жалобу представителя налогоплательщика (п. 4 ст. 139.2 НК РФ).

Если документы, подтверждающие полномочия представителя, к жалобе не будут приложены, вышестоящий налоговый орган оставит ее без рассмотрения (пп. 1 п. 1 ст. 139.3 НК РФ).

Кроме того, оставить без рассмотрения вашу жалобу полностью (в части) вышестоящий налоговый орган вправе в следующих случаях (п. 1 ст. 139.3 НК РФ):

а) жалоба не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем;

б) жалоба подана после истечения срока, установленного п. 2 ст. 139 НК РФ, и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока подачи жалобы отказано;

в) до принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы полностью или в части;

г) ранее была подана жалоба по тем же основаниям, и она не отозвана и не оставлена без рассмотрения по иным основаниям (п. 6 ст. 138, пп. 4 п. 1 ст. 139.3 НК РФ).

Если ваша жалоба была оставлена без рассмотрения, вы можете направить ее повторно, устранив допущенные нарушения (п. 3 ст. 139.3 НК РФ). По существу, повторно обратиться с жалобой не получится только в том случае, если первоначальная жалоба была оставлена без рассмотрения в связи с ее отзывом налогоплательщиком. Кроме того, не вправе обращаться с повторной жалобой налогоплательщики, жалобы которых были оставлены без рассмотрения в связи с тем, что ранее ими подавалась жалоба по тем же основаниям. Такой вывод следует из анализа норм п. п. 6, 7 ст. 138, пп. 3, 4 п. 1 ст. 139.3 НК РФ.

 

Примечание

Ранее положения гл. 19, 20 НК РФ не предусматривали возможность и последствия оставления жалобы налогоплательщика без рассмотрения.

 

Срок подачи жалобы на ненормативный акт, действие (бездействие) налогового органа составляет один год с момента, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении своих прав (п. 3 ст. 6.1, п. 2 ст. 139 НК РФ).

Те же сроки действуют и при подаче повторной жалобы в случае, когда первоначальная жалоба была оставлена без рассмотрения (п. 3 ст. 6.1, п. 6 ст. 138, п. 3 ст. 139.3 НК РФ).

 

Примечание

Ранее срок подачи жалобы составлял три месяца с момента, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении своих прав (п. 2 ст. 139 НК РФ).

 

Если вышестоящий налоговый орган вынес по вашей жалобе решение, которое вы обжалуете в ФНС России, срок подачи жалобы составляет три месяца со дня принятия соответствующего решения (абз. 3 п. 2 ст. 139 НК РФ).

Пропущенные по уважительной причине сроки налогоплательщик может восстановить. Для этого необходимо подать в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) ходатайство о восстановлении срока административного обжалования (абз. 4 п. 2 ст. 139 НК РФ).

Полагаем, что вы можете привести такое ходатайство непосредственно в тексте жалобы. Вам следует указать в нем уважительную причину пропуска срока, а также приложить к жалобе копии документов, которые ее подтверждают.

Вышестоящий налоговый орган должен рассмотреть вашу жалобу и принять решение по ней в течение 15 рабочих дней с даты ее получения (п. 6 ст. 6.1, абз. 2 п. 6 ст. 140 НК РФ). Срок рассмотрения может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) вышестоящего налогового органа, но не более чем еще на 15 рабочих дней, если (п. 6 ст. 6.1, абз. 2 п. 6 ст. 140 НК РФ):

- вышестоящему налоговому органу необходимо получить от нижестоящих налоговых органов документы и (или) информацию для рассмотрения жалобы;

- налогоплательщик представляет дополнительные документы после подачи жалобы до принятия решения по ней.

 

Примечание

Ранее срок рассмотрения жалобы составлял один месяц со дня ее получения вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом) (п. 3 ст. 140 НК РФ). Этот срок мог быть продлен руководителем (заместителем руководителя) вышестоящего налогового органа не более чем на 15 рабочих дней (п. 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 140 НК РФ).

Если вы подали жалобу до вступления в силу Закона N 153-ФЗ, то решение по ней должно быть принято в соответствии с прежними правилами (ч. 2 ст. 3 Закона N 153-ФЗ).

 

Решение по результатам рассмотрения жалобы направляется налогоплательщику или вручается ему в течение трех рабочих дней со дня принятия решения (п. 6 ст. 6.1, абз. 4 п. 6 ст. 140 НК РФ).

Категория: Финансы и налоги. Бухгалтерия | Добавил: x5443x (04.01.2016)
Просмотров: 193 | Теги: штраф, возврат, налог, обжалование | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016