Вторник, 21.02.2017, 03:48
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

КУЛИКОВ А.В.,
доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры
оперативно-разыскной деятельности ОВД Калининградского
филиала Санкт-Петербургского университета МВД России


 

ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

 


В  современных  условиях  коррупция
приобрела масштабные черты в Российской
Федерации.  По  уровню  восприятия  корруп-
ции Россия занимает 143 место в мире 1  [1].
Коррупция  как  негативное  явление  создает
реальную  угрозу  демократическому  разви-
тию  российского  государства  и  общества,
конституционному строю, ограничивает кон-
ституционные  права  и  свободы  человека  и
гражданина.
Криминологами  термин  «коррупция»
определяется как «социальное явление, ха-
рактеризующееся подкупом - продажностью
государственных, иных служащих и на этой
основе  корыстным  использованием  ими  в
личных  либо  узкогрупповых  корпоративных
интересах  официальных  служебных  полно-
мочий, связанных с ними авторитета и воз-
можностей» [2].
В  российском  законодательстве  кор-
рупция  определена  как  злоупотребление
служебным положением, дача взятки, полу-
чение  взятки,  злоупотребление  полномочи-
ями, коммерческий подкуп либо иное неза-
конное  использование  физическим  лицом
своего  должностного  положения,  вопреки
законным  интересам  общества  и  государ-
ства в целях получения выгоды в виде денег,
ценностей, иного имущества или услуг иму-
щественного  характера,  иных  имуществен-
ных прав для себя или для третьих лиц, либо
незаконное  предоставление  такой  выгоды
указанному  лицу  другими  физическими  ли-
цами,  а  также  совершение  вышеуказанных
деяний от имени или в интересах юридиче-
ского лица [3].
Коррупционная  преступность  вклю-
чает  в  себя  различные  уголовно-правовые
классы деяний. Центральное место занима-
ют  преступления  против  государственной
власти,  интересов  государственной  службы
и службы в органах местного самоуправле-
ния (глава 30 Уголовного кодекса РФ). Это,
прежде  всего,  взяточничество  (ст.ст.290,
291, 291.1 УК РФ), а также связанные с ним
злоупотребление должностными полномочи-
ями (ст.285 УК РФ) и целый ряд иных долж-
ностных  преступлений.  Необходимо  под-
черкнуть, что дача взятки, получение взятки
относятся к числу самых распространенных
коррупционных  преступлений,  самых  опас-
ных  профессиональных  форм  преступного
поведения должностных лиц.
Борьба с коррупцией в России объяв-
лена приоритетной задачей [4]. Утверждены
Национальная  стратегия  противодействия
коррупции, определяющая основные направ-
ления  государственной  антикоррупционной
политики  на  среднесрочную  перспективу  и
Национальный  план  противодействия  кор-
рупции,  обновляемый  каждые  два  года  как
инструмент  претворения  стратегии  в  жизнь
[5].  Определены  пять  направлений  борьбы
с коррупцией, приняты кардинальные меры

1  По данным международного центра антикоррупционных исследований «Transparency International», по уровню восприятия коррупции Россия занимает 143 место. На первом месте - Финляндия, где коррупция практически отсутствует. Наиболее коррумпированные сферы в России - правоохранительные органы, медицина, образование, госзаказы.

по  совершенствованию  государственного
управления  в  сфере  противодействия  кор-
рупции [6]. Внесены изменения и дополнения
в диспозиции и санкции ст.ст.290-291 УК РФ,
введены кратные денежные штрафы от сумм
взяток как альтернативный вид наказания за
взяточничество  и  самостоятельная  статья
291.1 УК РФ «Посредничество во взяточни-
честве». Теперь в качестве субъекта получе-
ния взятки, помимо должностного лица, мо-
жет быть «иностранное должностное лицо»
либо «должностное лицо публичной между-
народной  организации».  Под  иностранным
должностным  лицом  в  статьях  настоящего
Кодекса  понимается  любое  назначаемое
или  избираемое  лицо,  занимающее  какую-
либо  должность  в  законодательном,  испол-
нительном, административном или судебном
органе  иностранного  государства,  и  любое
лицо,  выполняющее  какую-либо  публичную
функцию  для  иностранного  государства,  в
том числе для публичного ведомства или пу-
бличного предприятия; под должностным ли-
цом публичной международной организации
понимается  международный  гражданский
служащий или любое лицо, которое уполно-
мочено  такой  организацией  действовать  от
ее имени [7].
Несмотря  на  активизацию  борьбы  с
коррупцией,  следует  отметить  низкие  по-
казатели  борьбы  со  взяточничеством.  На-
чиная  с  момента  вступления  Уголовного
кодекса в действие, в 1997 году в целом по
России было зарегистрировано 5608 фактов
взяточничества  (статьи  290,  291  УК  РФ),  в
2005  году  -  9821  фактов  взяточничества,  в
2010 году - 9872 фактов взяточничества [8],
в 2011 году зарегистрировано 9582 фактов
взяточничества [9].
Вместе  с  тем  уровень  латентности
взяточничества  остается  высоким  (98%).
Его  удельный  вес  в  общем  количестве  за-
регистрированных  преступлений  составля-
ет  0,3-0,4%,  до  суда  доходит  не  более  25%
выявленных  преступлений,  а  реальное  уго-
ловное  наказание  несут  всего  0,1-0,2%  от
числа преступников. Изобличенных коррум-
пированных  лиц,  занимающих  высокую  го-
сударственную  должность,  единицы.  Вме-
сте с тем, как показывают социологические
исследования,  каждый  второй  гражданин  в
своей практике сталкивается с фактами взя-
точничества [10].
Взяточничество - один из видов наибо-
лее  тяжело  выявляемых  и  доказуемых  пре-
ступлений.  Их  документирование  и  рассле-
дование нередко представляет значительную
сложность и трудоемкость, так как возможно-
сти их выявления и раскрытия по сравнению с
другими преступлениями весьма ограничены.
Успеха  борьбы  с  взяточничеством
можно  достичь  только  реализацией  такого
направления,  как  документирование,  ос-
новой  которого  является  проведение  ком-
плекса  оперативно-разыскных  мероприятий
(далее  -  ОРМ),  а  полученные  результаты
оперативно-разыскной деятельности (далее
- ОРД) в свою очередь должны составить ос-
нову применения процессуальных средств и
действий,  которые  составляют  содержание
предварительного расследования и судебно-
го разбирательства. Проведение комплекса
ОРМ  позволяет  фиксировать  действия  взя-
точников и выявлять их на раннем этапе, кон-
тролировать  их  преступную  деятельность,
получать  те  фактические  данные,  содер-
жание  которых,  в  соответствии  с  законом,
может быть введено в уголовный процесс в
качестве доказательств. Документирование
преступных  действий  и  использование  ре-
зультатов ОРД в доказывании по уголовным
делам о взяточничестве является причинно
объективной, вынужденной необходимостью
в  силу  того,  что  ОРМ,  как  показывает  дей-
ствующая  практика,  позволяют  дать  изо-
бличающую  преступников  информацию  в
объеме, который в несколько раз превышает
сведения, полученные следственным путем.
Но основная проблема заключается в
том, как и в каких формах результаты ОРД
должны стать основанием для возбуждения
уголовного дела и быть введены в качестве
источников доказательств в материалы уго-
ловного дела, что не обеспечено в методо-
логическом  плане.  За  время  действия  уго-
ловно-правовых  норм,  регламентирующих
составы взяточничества, в теории и практи-
ке  их  документирования  и  применения  вы-
явились  существенные  проблемы,  противо-
речия, а именно:
1)  ошибки  в  теоретическом  и  практи-
ческом толковании статей 290, 291 УК РФ и
их квалификации;
2)  необоснованное  возбуждение  (или
отказ в возбуждении) уголовных дел по ука-
занным составам преступлений;
3) отсутствие понятия документирова-
ния в оперативно-разыскном законодатель-
стве  и  просчеты  в  ходе  документирования
взяточников;
4)  отсутствие  методики  документиро-
вания  и  использования  результатов  ОРД  в
уголовно-процессуальном  доказывании  по
делам о взяточничестве и др.
Вследствие  указанных  причин  отме-
чается  распространенность  ошибок  опера-
тивных  уполномоченных,  следователей  при
определении  состава  этих  преступлений,
принятии решений о возбуждении уголовных
дел этой категории, их окончательной квали-
фикации в суде. Значительное число уголов-
ных дел по этим составам преступлений не
возбуждается  по  различным  причинам  (нет
задержания  с  поличным,  нет  «свидетель-
ской  базы»,  высокое  положение  привлека-
емых  к  ответственности  должностных  лиц,
материальная  или  иная  зависимость  от  ру-
ководителей  органов  власти  и  управления,
боязнь расправы, лишения работы) или не-
обоснованно возбуждается в отношении ру-
ководителей  низшего  звена,  прекращается
по  реабилитирующим  основаниям  или  по
основаниям, связанным с неполнотой дока-
зательств по конкретному уголовному делу.
Это  свидетельствует  о  том,  что  не-
обходимо  совершенствование  оператив-
но-розыскной  и  уголовно-процессуальной
деятельности в данной сфере, так как не-
знание  требований,  предъявляемых  зако-
нодателем  к  документированию  взяточни-
ков,  ведет  к  провалам  в  расследовании  и
может повлечь нарушение законности. Од-
ним из эффективных способов повышения
уровня  профессионализма  сотрудников
оперативных  и  следственных  подразделе-
ний  является  разработка  методики  доку-
ментирования  и  использования  результа-
тов  ОРД  по  делам  о  взяточничестве,  что
является перспективным научным направ-
лением,  способствующим  изменению  кри-
миногенной ситуации.
На  наш  взгляд,  необходимо  норма-
тивное  определение  документирования  для
целей  доказывания.  Следует  обосновать,
что фактические данные, необходимые для
доказывания  состава  взяточничества  (да  и
для выявления любого другого состава пре-
ступления),  могут  быть  установлены  и  за-
фиксированы путем документирования пре-
ступных  действий  до  принятия  решения  о
возбуждении  уголовного  дела.  Необходимо
также  закрепить  в  ведомственных  норма-
тивных  актах  основные  направления  доку-
ментирования, а именно:
- установление лиц, осведомленных о
преступных действиях и могущих стать сви-
детелями;
- выявление предметов и документов,
могущих  быть  вещественными  доказатель-
ствами;
-  фиксация  преступных  действий  фи-
гурантов и их преступных связей.
Следует указать в них и в готовящейся
новой межведомственной Инструкции о по-
рядке представления результатов оператив-
но-разыскной  деятельности  органу  дозна-
ния, следователю, прокурору или в суд 1 , что
документирование и использование резуль-
татов  ОРД  в  формировании  доказательств
(в  том  числе  по  делам  о  взяточничестве)
возможно  при  соблюдении  следующих  тре-
бований, а именно:
а)  проведение  комплекса  ОРМ  по  ос-
нованиям и условиям, регламентированным
Федеральным  законом  «Об  оперативно-ро-
зыскной деятельности»;
 б) результаты ОРД должны содержать
фактические  данные,  имеющие  значение
для  установления  обстоятельств,  подлежа-
щих доказыванию по уголовному делу;
в)  указывать  на  источник  получения
фактических  данных  как  предполагаемых
доказательств по уголовному делу;
г)  что  сформированные  доказатель-
ства на основе полученных результатов ОРД
должны  соответствовать  требованиям  УПК
РФ  об  относимости,  допустимости  и  досто-
верности.
Следует  также  в  ведомственных  нор-
мативных актах и новой Инструкции пропи-
сать  алгоритм  представления  результатов
ОРД следователю или в суд, который должен
состоять из следующих этапов:
а) принятие решения о представлении
результатов ОРД при условии, что их исполь-
зование в уголовном процессе не причинит
ущерба силам и средствам ОРД;
б)  вынесение  постановления  о  пред-
ставлении результатов ОРД;
в)  вынесение  постановления  о  рас-
секречивании  отдельных  оперативно-слу-
жебных документов от имени руководителя
органа,  осуществляющего  оперативно-ра-
зыскную деятельность;
г)  фактическая  передача  материалов
документирования следователю или в суд.

1  Следует указать, что в настоящее время действует Инструкция о порядке представления результатов оперативно-разыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утвержденная приказом МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, Минобороны России от 17 апреля 2007 года №368/185/164/481/32/184/97/147.

Следует указать в них, что полученные
материалы документирования как результа-
ты  ОРД  должны  оформляться  оперативно-
служебными документами и могут быть ле-
гализованы и введены в уголовный процесс
в  качестве  «вещественных  доказательств»
(ст.81  УПК  РФ)  или  «иных  документов»
(ст.84  УПК  РФ).  А  основными  способами
представления  результатов  ОРД  для  целей
доказывания могут быть:
а)  инициативное  представление  сле-
дователю  материалов  документирования
органом, осуществившим ОРД;
б) истребование и/или выемка матери-
алов документирования из органа, осущест-
вляющего ОРД;
в) совместное решение о представле-
нии материалов документирования.
Таким  образом,  для  эффективности
мер  противодействия  необходимы  в  пер-
вую очередь изменения в сфере уголовного,
уголовно-процессуального и оперативно-ра-
зыскного законодательства, а именно:
а)  исключить  часть  1  статьи  291  УК
РФ,  оставив  квалифицирующий  состав  -
дача  взятки  за  незаконные  действия  (без-
действие) или неоднократно, аналогично не-
законной передаче предмета подкупа (часть
1 статьи 204 УК РФ);
б) дополнить примечание к статье 291
УК РФ в следующей редакции: «Если лицо
передало  взятку  должностному  лицу  за  со-
вершение в интересах его или представляе-
мых им лиц заведомо незаконных действий
(бездействия),  то  от  уголовной  ответствен-
ности по основанию вымогательства со сто-
роны  должностного  лица  оно  освобождено
быть не может»;
в) дополнить часть 1 статьи 75 УПК РФ
и  первое  предложение  изложить  в  следую-
щей  редакции:  «Доказательства,  получен-
ные  с  нарушением  требований  настоящего
Кодекса и других федеральных законов, яв-
ляются недопустимыми»;
г) изложить статью 89 УПК РФ в иной,
не в форме запрета, редакции: «В процессе
доказывания могут использоваться результа-
ты оперативно-разыскной деятельности, если
они отвечают требованиям, предъявляемым к
доказательствам настоящим Кодексом»;
д)  дополнить  часть  3  статьи  6  Феде-
рального  закона  «Об  оперативно-розыск-
ной  деятельности»  в  следующей  редакции
«В  ходе  проведения  оперативно-розыскных
мероприятий  осуществляется  документиро-
вание,  используются  информационные  си-
стемы…»;
е)  дополнить  статью  10  Федерально-
го  закона  «Об  оперативно-розыскной  дея-
тельности»  отдельной  частью  2:  «Органы,
осуществляющие  оперативно-розыскную
деятельность по делам оперативного учета,
осуществляют  документирование  преступ-
ных действий проверяемых и разрабатыва-
емых лиц путем проведения оперативно-ро-
зыскных мероприятий»;
д)  дополнить  статью  10  Федерального
закона  «Об  оперативно-розыскной  деятель-
ности»  отдельной  частью  3  определением
документирования:  «Документирование  -  это
отражение  и  фиксация  преступных  действий
проверяемых  и  разрабатываемых  лиц  на  ос-
нове полученных сведений путем проведения
оперативно-розыскных  мероприятий  и  уста-
новления фактических данных, могущих стать
доказательствами по уголовному делу».
Во вторую очередь, как выше указано,
внести  изменения  и  дополнения  в  ведом-
ственные  и  межведомственные  норматив-
ные акты.
Библиографический список:
1.  Медведев  и  коррупция:  Роспил,  декларация  и  СМИ.  ВВС  Русская  служба.  22  марта
2012 г. // URL: http://www.bbc.co.uk/russian/business/2012/03/120322_big_gvt_corruption.shtml.
2. Криминология. Учебник для вузов. 2-е изд. Под общ. ред. А.И. Долговой. М.: НОРМА,
2003. С.501.
3. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии корруп-
ции» // Собрание законодательства РФ. 29.12.2008. №52 (ч.1). Ст.6228.
4. Медведев Д.А. Послание Федеральному собранию Российской Федерации. 12 ноября
2009 года. // URL: www.politonline.ru/.../497.html.
5. Указ о «Национальной стратегии и национальном плане противодействия коррупции на
2010-11 годы». // URL: INFOX ru. 14 апреля 2010 года.
6. Федеральный закон от 21.11.2011 №329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты в связи с совершенствованием государственного управления в об-
ласти  противодействия  коррупции».  Собрание  законодательства  РФ.  28.11.2011.  №48.
Ст.6730.
7. Уголовный кодекс Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 07.12.2011 г.
№420-ФЗ. С изм. и доп., вступающими в силу с 06.01.2012 г.) // Собрание законодательства РФ.
17.06.1996. №25. Ст.2954.
8. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2010 года. М.: ГИАЦ МВД России.
2011. С.25.
9. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2011 года. М.: ГИАЦ МВД России.
2012. С.23.
10. Предупреждение коррупции: что может общество. Под ред. М.Б. Горного. СПб.: НОР-
МА. 2003. С.40-64.







 

 

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443x (14.12.2012)
Просмотров: 690 | Теги: коррупция, документирование, взяточничество, уголовная ответственность, доказательства, коррупционная преступность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017