Вторник, 22.01.2019, 08:59
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Экология

ПОНЯТИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЕЕ КОМПОНЕНТОВ В РОССИЙСКОМ ПРАВЕ ДОПЕТРОВСКОГО ПЕРИОДА

Журавлев А.Л.,  канд. ист. наук, Малащенкова О.В.

ПОНЯТИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЕЕ КОМПОНЕНТОВ В РОССИЙСКОМ ПРАВЕ ДОПЕТРОВСКОГО ПЕРИОДА

Аннотация. В статье говорится о понятии «охрана окружающей среды», раскрываются его составные компоненты как объекты охраны в нормативных актах допетровского периода.

Ключевые слова: природная среда, окружающая среда, антропогенная среда, леса, объекты животного мира, водные объекты, земля и земельные участки.

 

Охрана окружающей среды одно из определяющих направлений деятельности государства. В то же время понятие «охрана окружающей среды» в истории российского дореволюционного права на протяжении многих веков постоянно трансформировалось.

Объекты охраны окружающей среды ранжировались по категориям. Так, к первой категории относилась окружающая среда в целом, она имела деление на окружающую природную среду и окружающую антропогенную среду. Сюда же включались природные компоненты, расположенные за пределами населенных пунктов. Выделение охраняемых объектов в особую категорию осуществлялось еще на этапе формирования Московского царства, однако действовавшие на тот период законодательные акты не предусматривали санкций за покушение на окружающую среду в целом.

Появление понятия окружающая антропогенная среда было связано с развитием и укрупнением городов и городского населения. По этой причине возникла целесообразность выделения данной категории в самостоятельную дефиницию с привязкой к нормам, регулирующим санитарное состояние городов. В законодательстве появились акты, устанавливающие ответственность за несоблюдение правил противопожарной безопасности и поджоги. Примером могут служить положения Судебника 1497 г. «Зажигальщику животе не дать, казнить его смертною казнию».

Во вторую категорию входили такие объекты, как земля, леса, водоемы, животный мир и другие. Государство первоначально защищало их как объекты частной собственности, а не как компоненты окружающей среды.

К третьей категории относились природные комплексы, которые признавались заповедными зонами. Можно констатировать, что данная классификация объектов охраны окружающей среды сохранила актуальность и по сей день.

Впервые упоминание об охране природной среды было сделано в «Русской правде». В данном своде законов прописывалось несколько норм, устанавливающих ответственность за покушение на компоненты окружающей среды. Так, «за кражу бобра из норы» определялось довольно суровое наказание в виде штрафа в 12 гривен. Для сравнения стоит отметить, что за смерть крестьянина-общинника устанавливалось аналогичное наказание, а за убийство холопа следовало уплатить всего 5 гривен.

Изначально покушение на природные ресурсы квалифицировалось как посягательство на чужое имущество или кража, что свидетельствует о государственной защите интересов собственников. На тот период защита природной среды как самостоятельная категория права в российском законодательстве не употреблялась. Можно предположить, что именно охрана права собственности и легла в основу формирования правоотношений, определяющих в качестве предмета посягательства объекты окружающей среды.

Характерной особенностью российского права было сочетание гражданско-правовых и публично-правовых регуляторов охраны окружающей среды, которое сохранилось до середины XIX в.  Это в какой-то мере связано с обеспечением приоритетов интересов собственников над иными интересами.
Законодатель в течение длительного времени в основу защиты природы закладывал принципы ограничения воздействия на природу. Так, в Пространной Редакции «Русской правды» из 121 статьи 10 были посвящены защите прав на лесные промыслы, куда относилось и бортничество.

Нормы, связанные с охраной окружающей среды, появились в грамоте Вяжицкому монастырю. В названном документе определялся запрет на промысел на территории монастырских островов, в частности не разрешалось добывать объекты животного мира, растительные ресурсы (в том числе осуществлять заготовку сена), заниматься рыбной ловлей на прилегающих водных территориях.

По существу, в названной грамоте определился статус особо охраняемой зоны, за нарушение которого предусматривались санкции. В данном случае штраф в размере одного рубля. Законодатель не представил характеристик охраняемой зоны, не описал специфику правового режима, относящегося к данному объекту.

В юридический оборот термин «особо охраняемый объект» не вводился, поэтому в каждом конкретном случае статус охраняемых объектов устанавливался индивидуальным образом. Грамоты, как правило, содержали перечень ограничений, и категории лиц, попадавших под них, а также устанавливали санкции за нарушение установленного режима.

В средние века в российском праве выделялись в качестве охраняемых такие объекты, как земля, леса, животный мир, водные ресурсы (выступающие в качестве объектов рыбной ловли), формировалось понятие «территория водной акватории», на которой запрещалась либо ограничивалась рыбная ловля. Выделялись объекты охраны от возможных загрязнений на месте населенных пунктов, при определении санитарной безопасности населения.

Российское право в XVI в. не расширило перечня объектов охраны окружающей среды. Тем не менее нормативные акты об ответственности за нарушение ее охраны имели широкое применение. Так, например, Судебник 1589 г.  предусматривал ответственность за повреждение лесных и охотничьих угодий (отделяя эти понятия целевым назначением использования объектов), злостное истребление скота и домашних животных (расширяя понятийный аппарат дифференцированных объектов окружающей среды). Законодатель разделил животных, используемых в качестве потенциальных объектов добычи и домашних животных, эксплуатация которых регламентировалась в качестве объектов права собственности.

В Судебнике 225 статья определяла домашних животных как объект охраны в качестве компонента окружающей среды, расширяя понятие животного мира как объекта охраны от посягательств на общественные отношения по охране природы.

Интересным представляется тот факт, что объекты животного мира как объекты охраны окружающей среды в нормативных актах XVII в., помимо Соборного Уложения 1649 г. , получили дополнительное регулирование. Так, за период правления Алексея Михайловича было подготовлено 67 нормативных актов, регламентирующих ограничение истребления объектов охоты и ответственности за нарушение указанных правил .

Целесообразность принятия указанных актов была связана с масштабным вывозом из государства огромного количества шкур различных животных. Например, в 1653 г. было вывезено более 350 тысяч беличьих шкурок через Архангельскую границу.

В период царствования Алексея Михайловича уделялось внимание охране территорий, на которых обитали животные с ценным мехом. При этом они не относились к заповедным территориям, а к запретным для охоты объектам. В это время появилось понятие «государева заповедь», то есть место охоты государя, к которым относились, например, Лосиный остров, Измайлово, а также 7 островов, вытянувшихся вдоль восточной части побережья близ современного Мурманска и другие. Таким образом, появляется новый объект охраны, по ограничениям использования напоминающий режим современных заказников.

К указанному периоду относятся документы, определявшие правила охоты, например Указ 1668 г. «Урядник или новое уложение и строение чина сокольничья пути» . В правилах выделялись в качестве объекта охраны представители животного мира, пригодного для ведения охоты, территории, на которых охота проводилась, а также способы организации охоты.

В большинстве случаев охота велась на территории лесных зон, активная вырубка лесов побудила законодателя к формированию норм, регулирующих их охрану. Так, Соборное Уложение 1649 г.  регламентировало наложение ответственности за рубку леса и садовых деревьев в чужих угодьях, нарушение правил охраны лесных территорий от пожаров, устанавливало штрафы за повреждение бортных деревьев.

Леса, как объекты охраны окружающей среды, выделялись законодателем в нормативных актах даже в том случае, когда они находились на территории заповедных зон, которые имели дополнительную правовую регламентацию. Об этом свидетельствует Именной Указ 1678 г., устанавливавший ответственность за вырубку деревьев в заповедных засечных лесах в виде штрафов и «битья кнутом», а при повторном нарушении - смертной казни.

В период царствования Алексея Михайловича законодательство об охране лесов получило дальнейшее ужесточение. Это было связано со стратегическим оборонным значением лесных угодий . Государство в XVII в. также заботилось о сохранении лесов Сибири, где обитали пушные звери, приносившие значимый доход в его казну.

Таким образом, можно констатировать, что в допетровский период в качестве объектов охраны государства выступали земли, леса, водные ресурсы, объекты животного мира. Первоначально они определялись законодателем как объекты частной собственности, а не как компоненты окружающей среды, или часть природы. Впоследствии позиция законодателя менялась, появились правоотношения, связанные с охраной природных ресурсов.

Библиографический список

1. Судебник 1497 г. // Судебники 1497 и 1550 гг. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
2. Судебник 1589 г. // Издание Комиссии печатания государственных грамот и договоров при Московском Главном Архиве Министерства Иностранных Дел. -М.: Тип. Г. Лисснера и А. Гешеля, 1900.
3. Соборное Уложение 1649 г.// Полное собрание законов Российской Империи с 1649 г. Т. 1. С 1649 по 1675 гг. - СПб.: Печатано в типографии II отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, 1830.
4. Указ от 9 ноября 1668 г. «Урядник или новое уложение и строение чина сокольничья пути» // Полное собрание законов Российской Империи с 1649 г. Т. 1. - СПб.: Печатано в типографии II отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, 1830.
5. Именной Указ с Боярским приговором от 25 июня 1678 г. «Об осмотре и поправке границ и засек, о выборе в Головы к засекам отставных Дворян и детей Боярских и о наказании за порубку засечных лесов» // Полное собрание законов Российской Империи с 1649 г. Т. 2 с 1676 по 1688 гг. - СПб.: Печатано в типографии II отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, 1830.
6. Грамота Вяжицкого монастыря около 1477-1478 гг. // Грамоты Великого Новгорода и Пскова / Под ред. С.Н. Валка. - М.-Л., 1949. № 316.
7. Автономов С.В., Соболь И.А. Развитие российского уголовного законодательства в сфере противодействия экологическим преступлениям: историческая динамика и тенденции // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2009. № 3 (43).
8. Засечная черта Московского государства в XVII в. - М., 1916.
9. Лукьянцев В.П. Деятельность государства в области охраны окружающей среды в России: использование опыта тысячелетней истории // Черные дыры в российском законодательстве. № 1. 2003. [Электронный ресурс]: http://www.k-press.ru/bh/2003/1/toc.asp
10. Очередько О.В. Правовое регулирование оборота земель в России и роль МВД в его обеспечении (историко-правовой аспект): Дис.... канд. юрид. наук. - СПб., 2009.

Источник: Научно-информационный журнал "Вестник Международного юридического института"  № 1 (60) 2017

Категория: Экология | Добавил: x5443 (11.12.2018)
Просмотров: 31 | Теги: природная среда, окружающая среда | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь