Понедельник, 22.05.2017, 20:29
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ, ИХ МЕСТО В ОПЕРАТИВНО- РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ

МАЧУГИН М.А.,
адъюнкт Калининградского пограничного института ФСБ России


ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ, ИХ МЕСТО В ОПЕРАТИВНО-
РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ



Негативные тенденции динамики и струк-
туры преступности предъявляют высокие тре-
бования к повышению эффективности работы
органов  федеральной  службы  безопасности
по выявлению, предупреждению, пресечению,
раскрытию  преступлений.  Нагрузка  разреше-
ния названных вопросов ложится главным об-
разом на их оперативные подразделения, чья
деятельность определяется в основном Феде-
ральном законе от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ
«Об  оперативно-розыскной  деятельности»  [8]
и соответствующими ведомственными норма-
тивными актами, изданными на его основе.
Вместе  с  тем  оперативно-розыскные
возможности  противодействия  нарастающей
криминальной угрозе используются еще дале-
ко не в полной мере. В этой связи хотелось бы
остановиться на одном из важных направлений
повышения  эффективности  работы  органов
федеральной  службы  безопасности,  требую-
щем первоочередного решения. Таковым явля-
ется  использование  информационных  систем
в  оперативно-розыскной  деятельности  феде-
ральной  службы  безопасности.  В  последние
годы ряд диссертационных исследований был
посвящен отдельным вопросам использования
информационных систем [2]. Однако проблемы
комплексного  использования  информацион-
ных  систем  в  оперативно-розыскной  деятель-
ности федеральной службы безопасности пока
не были предметом целевого исследования.
Рассматривая  использование  инфор-
мационных  систем  в  оперативно-розыскной
деятельности  федеральной  службы  безопас-
ности,  стоит  отметить,  что  термин  информа-
ционная система исследуется учеными право-
ведами как в широком, так и в узком смысле.
В  широком  смысле  информационная
система есть совокупность технического, про-
граммного  и  организационного  обеспечения,
а также персонала, предназначенная для того,
чтобы  своевременно  обеспечивать  надлежа-
щих людей надлежащей информацией [11].
Так же в достаточно широком смысле
трактует  понятие  информационной  системы
Федеральный  закон  РФ  от  27  июля  2006  г.
№  149-ФЗ  «Об  информации,  информацион-
ных  технологиях  и  о  защите  информации»:
«информационная  система  -  совокупность
содержащейся  в  базах  данных  информации
и обеспечивающих ее обработку информаци-
онных технологий и технических средств» [9].
Одно  из  наиболее  широких  определе-
ний  информационной  системы  дал  М.Р.  Ко-
га ловский:  «Информационной  системой
на зы ва ется комплекс, включающий вычисли-
тельное и коммуникационное оборудование,
программное обеспечение, лингвистические
средства и информационные ресурсы, а так-
же системный персонал и обеспечивающий
поддержку  динамической  информационной
модели некоторой части реального мира для
удовлетворения информационных потребно-
стей пользователей» [3].
В  узком  смысле  информационной  си-
стемой называют только подмножество ком-
понентов  информационной  системы  в  ши-
роком  смысле,  включающее  базы  данных,
системы  управления  базами  данных  и  спе-
циализированные  прикладные  программы.
Информационные  системы  в  узком  смысле
рассматривают как программно-аппаратную
систему,  предназначенную  для  автомати-
зации  целенаправленной  деятельности  ко-
нечных  пользователей,  обеспечивающую,
в соответствии с заложенной в нее логикой
обработки,  возможность  получения,  моди-
фикации и хранения информации [12].
Дальнейший  анализ  использования
информационных  систем  невозможен  без
оперирования  основными  понятиями,  кото-
рые  закреплены  в  Федеральном  законе  от
27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации,
информационных  технологиях  и  о  защите
информации»,  регулирующем  отношения,
возникающие  при  осуществлении  права  на
поиск, получение, передачу, производство и
распространение информации, и Федераль-
ном законе от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О
персональных данных», регулирующем отно-
шения,  связанные  с  поиском  персональных
данных, зафиксированных на материальном
носителе и содержащихся в картотеках или
иных  систематизированных  собраниях  пер-
сональных  данных,  и  (или)  доступ  к  таким
персональным данным.
И  хотя  оба  закона  и  принимались
одновременно  и  рассматривались  в  одном
контексте,  в  определяемых  в  них  основных
понятиях  существуют  как  тождественные,
повторяющие  словесную  формулу  либо
имеющие логико-смысловую единую нагруз-
ку, но также присутствуют такие понятия, в
которых законодатель не пришел к единому
подходу в их определениях.
Что  мешает  единому  пониманию  и
комплексному  применению  данных  законов
в  рамках  использования  информационных
систем  в  оперативно-розыскной  деятельно-
сти федеральной службы безопасности.
Также  заслуживает  рассмотрения
классификация  информационных  систем,
которая дается в ст.13 Федерального закона
от  27.07.2010  №  227-ФЗ  «Об  информации,
информационных  технологиях  и  о  защите
информации»,  согласно  которой  информа-
ционные системы включают в себя:
1)  государственные  информационные
системы  -  федеральные  информационные
системы  и  региональные  информационные
системы,  созданные  на  основании  соответ-
ственно федеральных законов, законов субъ-
ектов  Российской  Федерации,  на  основании
правовых актов государственных органов;
2)  муниципальные  информационные
системы, созданные на основании решения
органа местного самоуправления;
3) иные информационные системы [9].
Более  расширенную  классификацию
информационных систем дает Т.А. Кухаренко,
используя  для  неё  такие  признаки,  как  при-
надлежность;  степень  обеспечения  характе-
ристик  безопасности  персональных  данных,
категория  обрабатываемых  персональных
данных;  структура  информационных  систем;
наличие  подключений  к  сетям  связи  общего
пользования  и  (или)  сетям  международного
информационного  обмена;  режим  обработки
персональных данных в информационной си-
стеме; разграничение прав доступа пользова-
телей; местонахождение технических средств,
входящих в информационную систему; резуль-
тат анализа исходных данных [5].
В любом случае независимо от вида ин-
формационной системы основной её задачей
является удовлетворение конкретных инфор-
мационных  потребностей  в  рамках  конкрет-
ной предметной области. И одной из самых
специфичных  предметных  областей  исполь-
зования  информационных  систем  является
выявление,  предупреждение,  пресечение  и
раскрытие преступлений как одной из основ-
ных задач оперативно-розыскной деятельно-
сти федеральной службой безопасности.
В  Федеральном  законе  от  12  авгу-
ста  1995  г.  №  144-ФЗ  «Об  оперативно-
розыскной  деятельности»  перечислены
используемые в оперативно-розыскной дея-
тельности  федеральной  службой  безопас-
ности  следующие  информационные  систе-
мы:  подразделений  федеральной  службы
безопасности;  органов,  осуществляющих
оперативно-розыскную  деятельность;  иных
правоохранительных органов; государствен-
ных  органов,  предприятий,  учреждений  и
организаций. Стоит особо отметить, что дей-
ствия  по  использованию  информационных
систем  в  оперативно-розыскной  деятель-
ности  Федеральным  законом  от  12  августа
1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной
деятельности»  вынесены  в  отдельную  пра-
вовую  категорию  –  оперативно-розыскное
мероприятие «Наведение справок», которое
по результатам анкетирования оперативных
работников,  проводимым  Н.С.  Шевелевым,
является вторым по эффективности из всех
оперативно-розыскных мероприятий [7].
Оперативно-розыскное  мероприятие
«Наведение справок» основано на непосред-
ственном изучении документов, содержащих
сведения,  представляющие  оперативный
интерес,  а  также  направления  запросов  о
предоставлении  таких  сведений  в  государ-
ственные органы, предприятия, учреждения и
организации, имеющие информационные си-
стемы. И предполагает сбор сведений о био-
графии проверяемых, их родственных связях,
образовании,  роде  занятий,  имущественном
положении, месте проживания, фактах допу-
щенных в прошлом правонарушений и других
данных,  позволяющих  установить  признаки
противоправной деятельности.
Наведение  справок,  как  следует  из
разъяснения Генеральной прокуратуры РФ от
19 марта 1999 г. № 36-609/166-99, включает
в себя также получение сведений из инфор-
мационных систем операторов сотовой связи
о входящих и исходящих вызовах, о номерах
абонентов,  продолжительности  их  перегово-
ров,  а  также  индивидуальных  частотных  ха-
рактеристик приемопередающей аппаратуры
абонентов сотовой телефонной связи. В соот-
ветствии с ч. 1 ст. 64 Федерального закона от
7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» операто-
ры  связи  обязаны  предоставлять  уполномо-
ченным  государственным  органам,  осущест-
вляющим ОРД, информацию о пользователях
услугами связи и об оказанных им услугах свя-
зи,  а  также  иную  информацию,  необходимую
для выполнения возложенных на них задач. В
то же время Конституционный Суд РФ в сво-
ем Определении от 2 октября 2003 г. №345-О
разъяснил,  что  информацией,  составляю-
щей  охраняемую  Конституцией  РФ  тайну
телефонных  переговоров,  считаются  «лю-
бые  сведения,  передаваемые,  сохраняемые
и  устанавливаемые  с  помощью  телефонной
аппаратуры,  включая  данные  о  входящих  и
исходящих сигналах соединения телефонных
аппаратов конкретных пользователей связи;
для доступа к указанным сведениям органам,
осуществляющим оперативно-розыскную де-
ятельность, необходимо получение судебного
решения» [6].
Информация, полученная путем провер-
ки лица по информационным системам, име-
ющая значение для всестороннего и полного
расследования  и  рассмотрения  дела  в  суде,
может приобщаться к материалам уголовного
дела, если она не содержит сведений, состав-
ляющих государственную тайну [4].
В  Федеральном  законе  от  12  августа
1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной
деятельности» отсутствуют какие-либо огра-
ничения на получение в процессе наведения
справок  (использования  информационных
систем)  информации  конфиденциального
характера,  однако  следует  учитывать,  что
действующим  российским  законодатель-
ством  установлены  специальные  режимы
ограничения  доступа  к  достаточно  большо-
му объему сведений, относящихся к частной
жизни граждан, а также составляющих про-
фессиональную  тайну.  В  частности,  режим
ограниченного доступа распространяется на
данные,  содержащие  коммерческую  тайну
(ст.  139  ГК  РФ);  банковскую  тайну  и  тайну
денежных вкладов (ст. 26 Закона Российской
Федерации от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О
банках  и  банковской  деятельности»  (в  ред.
Федерального закона от 3 февраля 1996 г.);
нотариальную  тайну  (ч.  2  ст.  16  Основ  за-
конодательства  Российской  Федерации  о
нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1);
врачебную тайну (ч. 3 ст. 35 и ст. 61 Основ
законодательства Российской Федерации об
охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г.
№ 5487-1 (в ред. Федерального закона от 2
марта 1998 г.), ст. 9 Закона Российской Феде-
рации от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиа-
трической помощи и гарантиях прав граждан
при ее оказании»); журналистскую тайну (ст.
41 Закона Российской Федерации от 27 дека-
бря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой
информации»  (в  ред.  Федерального  закона
от 2 марта 1998 г.) и ряд других видов тайн.
Предоставление  таких  сведений  без
согласия  граждан  допускается  только  по
официальному  запросу  суда,  прокуратуры,
органов предварительного следствия в свя-
зи  с  находящимися  в  их  производстве  уго-
ловными или гражданскими делами.
Рассматривая вопросы использования
федеральной  службой  безопасности  инте-
грированных информационных систем, веду-
щих учет самой разнообразной информации,
необходимо иметь в виду, что возможность
получения  исчерпывающей  информации  о
конкретном  лице  должна  исключать  угрозу
конституционно  гарантированному  праву
каждого  человека  на  тайну  частной  жизни
[1].  Исключение  могут  составлять  только
информационные  системы,  используемые
федеральной службой безопасности в целях
расследования  и  предотвращения  престу-
плений, обеспечения национальной безопас-
ности,  оперативно-розыскной  деятельности
и  т.д.  В  некоторых  случаях  получение  раз-
личных взаимосвязанных данных о лице мо-
жет быть оправданно. Однако при этом дей-
ствует  ограничивающий  принцип:  действия
исполнительной  власти,  ограничивающие
право на тайну частной жизни, должны быть
также санкционированы судебной властью.
Предполагается,  что  единая  интегри-
рованная  система  информационного  обе-
спечения будет в скором времени доступна
также всем правоохранительным органам в
рамках  России  (Федеральная  служба  без-
опасности  РФ,  Федеральная  служба  РФ
по  контролю  за  оборотом  наркотических
средств, Прокуратура РФ, Федеральная та-
моженная  служба  РФ  и  др.).  Впоследствии
эта  сеть  будет  позволять  использовать  ин-
формационные  системы  других  государ-
ственных организаций и учреждений.
Подводя итог вышеизложенному, мож-
но  сделать  определенный  вывод.  Для  того
чтобы  возможности  противодействия  нарас-
тающей криминальной угрозе постоянно по-
вышались,  а  также  росла  эффективность
оперативно-розыскной  деятельности  феде-
ральной службы по выявлению, предупрежде-
нию,  пресечению,  раскрытию  преступлений,
необходимо  пересмотреть  существующие
подходы использования информационных си-
стем и выработать перспективные направле-
ния использования информационных систем,
содержащих оперативно значимую информа-
цию,  но  не  задействованных  в  оперативно-
розыскной деятельности федеральной служ-
бы безопасности.

Библиографический список:
1. Амелин Р.В. Статья: О правовых принципах разработки государственных АИС, обрабатывающих персональные данные «Информационное право», 2009, № 2.
2. Демина Р.Е. «Проблемы криминалистической регистрации и ее использования  в расследовании преступлений» (Саратов, 2001); Заблоцкий П.Н. «Совершенствование деятельности по использованию криминалистических учетов в раскрытии и расследовании преступлений» (Волгоград, 2005); Корниенко Н.А. «Российские и международные криминалистические
учеты» (СПб, 2004); Дубровин И.С. «Информационно-поисковые системы отечественных, зарубежных и международных служб правоохранительных органов в борьбе с преступностью» (М., 2007); Барковская Е.Г. «Основы использования биометрических параметров человека при раскрытии и расследовании преступлений» (Краснодар, 2009) и др.
3. Когаловский М. Р. Перспективные технологии информационных систем. М.: ДМК Пресс; М: Компания АйТи, 2003. 288 с.
4. Комментарий к Федеральному закону от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» под ред. Вагина О.А., Исипченко А.П., Чечетин А.Е. // СПС «КонсультантПлюс».
5. Кухаренко Т.А. «Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс».
6. См.: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 2 октября 2003 г. № 345-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Советского районного суда города Липецка о проверке конституционности части четвертой статьи 32 Федерального закона от 16 февраля 1995 года «О связи» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2004.
№ 1. С. 50 - 52.
7. Шевелев Н.С. Статья: «Система оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемых в ходе раскрытия и расследования преступлений» Общество и право», 2010, №3.
8. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» // СПС «КонсультантПлюс».
9. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СПС «КонсультантПлюс».
10. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» // СПС «КонсультантПлюс».
11. William S. Davis, David C. Yen. The Information System Consultant's Handbook. Systems Analysis and Design. CRC Press, 1998. - ISBN 0849370019.
12. http://www.intuit.ru/department/itmngt/analisis/ Маглинец Ю.А. Анализ требований к автоматизированным информационным системам. По состоянию на 31 октября 2011 года.








 

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443x (19.12.2012)
Просмотров: 751 | Теги: оперативно-розыскная деятельность, специальные режимы ограничения, информационные системы, оперативно-розыскное мероприятие «н | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь