Пятница, 09.12.2016, 14:32
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

Понятие и правовое содержание условного осуждения военнослужащих (из истории отечественного уголовного права)

Понятие и правовое содержание условного осуждения военнослужащих (из истории отечественного уголовного права)

История развития условного осуждения в России берет свое начало с 1889 г., когда состоялся первый съезд Международного союза криминалистов, учрежденного в 1887 г. Именно с этого времени стала активно вестись научная дискуссия относительно сущности данного института и необходимости его введения в отечественное уголовное законодательство <1>. Но, несмотря на то что института условного осуждения не существовало в законодательных актах Российской империи, к 1917 г. сформировался научно-категориальный аппарат, в котором нашли свое отражение такие дефиниции, как "условное осуждение", "отсрочка исполнения приговора", "условное неприменение наказания" и пр. Однако процесс обсуждения, который бы логически завершился принятием разработанного законопроекта об условном осуждении, был прерван революционными событиями и сменой политического режима государства.

--------------------------------

<1> См., напр.: Пионтковский А.А. Результаты применения условного осуждения // Журн. Министерства юстиции. 1902. N 8. С. 289; Его же. Уголовная политика и условное осуждение. Одесса. 1895. С. 7; Его же. Об условном осуждении, или системе испытания // Журн. Министерства юстиции. 1898. N 5. С. 343; Гогель С.К. Условное осуждение // Там же. 1897. N 1, 7; Сергеевский Н.Д. Русское уголовное право. Часть общая. 8-е изд. СПб., 1910. С. 397; Фойницкий И.Я. Международный союз уголовного права // Юрид. вестн. 1890. Т. 6. N 1. С. 7 - 9.

 

Ранее, в 1889 г., при пересмотре разд. 4 Военно-судебного устава 1867 г. <2>, в русское военно-уголовное право был введен родственный условному осуждению институт отложения исполнения приговора. В соответствии со ст. 1412 указанного Устава исполнение приговора в отношении военнослужащего отлагалось до окончания войны, если он был осужден к уголовным наказаниям (исключению из службы, к временному заключению в крепости, разжалованию в рядовые, отставлению от службы, к одиночному заключению в военной тюрьме, денежному взысканию, отдаче в дисциплинарный батальон или роту и т.п.). Вопрос об отложении наказания осужденному военнослужащему решался по усмотрению военного начальства. Исправимые осужденные подвергались некоторым правоограничениям и системе испытания, а неисправимые, т.е. те, которые совершали новое преступление, направлялись в места заключения.

--------------------------------

<2> Также в этой сфере появились новые военно-пенитенциарные акты, собранные в Своде военных постановлений: Положение о военно-исправительных ротах, Указ "Заведения военно-тюремные", Воинский устав о наказаниях, Дисциплинарный устав. См.: Уголовно-исполнительное право: Курс лекций / Отв. ред. А.А. Толкаченко; предисл. Н.А. Петухова. СПб., 2004. С. 35.

 

Продолжительность испытательного срока при отложении исполнения наказания в военно-уголовном законодательстве того времени не определялась. Этот срок зависел от того, как скоро осужденный своим поведением докажет свое исправление (совершит подвиг, проявит мужество в период военных действий). Освобождение от наказания доказавших свое исправление осужденных осуществлялось в порядке помилования постановлением Главнокомандующего армией по ходатайству непосредственного военного начальства осужденного <3>.

--------------------------------

<3> Тарасов А.Н. Условное осуждение по законодательству России: вопросы теории и практики. СПб., 2004. С. 33 - 34.

 

Что касается осужденных с отложением наказания, которые не проявили отвагу, то после окончания военных действий военному начальству по Военно-судебному уставу разрешалось ходатайствовать перед императором о прощении тех из них, которые после осуждения отличились "усердным и примерным исполнением служебных обязанностей" <4>.

--------------------------------

<4> Фалеев Н.И. Условное осуждение (новая область его применения). М., 1904. С. 60 - 64.

 

Таким образом, очевидно, что еще до своего прямого законодательного закрепления в России институт условного осуждения использовался во время войн или локальных конфликтов для пополнения боевых подразделений и создания осужденным побуждающего фактора к законопослушному поведению в воинском коллективе.

Впервые условное осуждение как уголовно-правовой институт было введено в законодательство России советской властью после Октябрьской революции <5>. Следует отметить, что еще в черновом наброске программы РКП(б), написанном в феврале 1919 г., В.И. Ленин прямо указывал на необходимость введения условного осуждения <6>.

--------------------------------

<5> Рябко Д.А. История становления института условного осуждения в XX веке дореволюционной России // История государства и права. 2007. N 1. С. 26.

<6> Ленинский сборник XIII. С. 85.

 

В ст. 26 "Руководящих начал" указывалось, что суд может применить к лицу условное осуждение при совокупности следующих условий:

1) когда лицо совершило преступление впервые;

2) при исключительно тяжелых обстоятельствах его жизни;

3) когда опасность осужденного не требовала обязательной изоляции его от общества.

В период Гражданской войны институт условного осуждения активно использовался в борьбе с бандитизмом. В качестве примера можно привести Приказ участникам бандитских шаек от 12 мая 1921 г. N 130, который был издан командующим войсками Тамбовской губернии М.Н. Тухачевским. В п. 5 указанного Приказа говорилось: "К тем, кто сдаст оружие, приведет главарей и вообще окажет содействие Красной армии в изловлении бандитов, будет широко применено условное осуждение и в особых случаях полное прощение" <7>.

--------------------------------

<7> Соколов Б.В. Сто великих войн. М., 2001. С. 54.

 

В условиях войны условному осуждению нередко подвергались и сами военные руководители. Так, в 1921 г. революционным трибуналом Тамбовской армии по борьбе с бандитизмом был условно осужден к двум годам лишения свободы командир полка П. Альтов - за излишнюю жестокость и сожжение ряда сел в Тамбовской губернии <8>.

--------------------------------

<8> Там же. С. 54.

 

Примечательно и то, что во время Гражданской войны существовали случаи вынесения революционными военными трибуналами приговоров к условному расстрелу. Не случайно 28 июня 1919 г. в телеграмме, направленной Председателем революционного военного трибунала Республики в адрес председателей революционных военных трибуналов Восточного, Южного, Западного фронтов, шестой Особой и двенадцатой армий, указывалось: "В практике РВТ Востфронта были случаи приговора к "условному расстрелу". Признавая, что расстрел как высшая форма политической репрессии может применяться лишь в случаях резкой необходимости положить решительный и окончательный предел вредной деятельности осужденных, нахожу совершенно бессмысленными приговоры к условным расстрелам. Предлагаю соответственно инструктировать трибуналы армий" <9>. В 1919 - 1920 гг. комиссии штабов военных округов по борьбе с дезертирством ежемесячно выносили по 6 - 8 "условных расстрелов" за "регулярные проявления контрреволюции, выразившиеся в частых побегах из рядов войск и эшелонов" в отношении "злостных дезертиров", постоянно уклонявшихся от службы и регулярно сбегавших из запасных частей или действующей армии.

--------------------------------

<9> Безнасюк А. "Не только карающий меч" [Электронный ресурс]. URL: http://voen-sud.ru/about/press_sluzba/news/detail.php?ID=868 (дата обращения: 01.01.2013).

 

В одном из директивных документов, регламентировавших борьбу с дезертирством из Красной армии и адресованных революционным трибуналам, а также комиссиям по борьбе с дезертирством, указывалось: "Злостные дезертиры, подающие надежду на исправление, приговариваются к высшей мере условно на срок, установленный по усмотрению, с тем чтобы приговор был приведен в исполнение лишь в случае повторения в течение этого периода времени дезертирства или совершения другого тяжкого преступления. Такие дезертиры отправляются во фронтовые части при особом извещении командира и комиссара части. В случае, если условно осужденные загладят свою вину последующими боевыми отличиями, другими поступками или хорошим поведением, то командир и комиссар части обязаны сообщить об этом Революционному трибуналу армии для сложения приговора. Революционный трибунал выдает дезертиру удостоверение о сложении с него приговора к условному расстрелу и сообщает об этом Трибуналу или Комиссии, постановившим приговор" <10>.

--------------------------------

<10> Инструкция по наложению взысканий на дезертиров // Сборник постановлений и распоряжений Центральной комиссии по борьбе с дезертирством. Вып. 4. М., 1920. С. 116 - 117.

 

В рассматриваемый период в Красной армии появляются и первые штрафные формирования. Председатель Реввоенсовета Республики Л.Д. Троцкий в распоряжении N 262, направленном 13 января 1919 г. реввоенсовету 9-й армии, указывал, что "такие штрафные части из условно осужденных дезертиров сражаются потом храбро и становятся даже примерными частями" <11>. В 1920 г. к 23% военнослужащих, привлеченных к уголовной ответственности, было применено условное осуждение <12>, что также свидетельствует о довольно широкой востребованности рассматриваемого института в практике революционных военных трибуналов, являвшихся принципиально новой военно-судебной структурой после революции 1917 г.

--------------------------------

<11> РГВА. Ф. 33987. Оп. 2. Д. 86. Л. 147.

<12> Материалы по истории военных судов // Архив Верховного Суда Рос. Федерации. Наряд N 6. С. 33.

 

Действительно, практика судебной работы тех лет заставляет подвергнуть сомнению тезис о военных трибуналах как о жестоких и беспощадных органах. Так, согласно архивным данным, за вторую половину 1922 г. военными трибуналами было осуждено 8746 человек, из которых 2101 - условно <13>. Кроме того, революционный военный трибунал мог не только постановить приговор об условном осуждении, но и вовсе освободить от наказания по особому постановлению.

--------------------------------

<13> Там же. С. 34.

 

Принятый в 1922 г. УК РСФСР подробным образом изложил понятие условного осуждения и порядок его применения. Так, ст. 36 названного Кодекса гласила: "Когда преступление, по которому определено наказание в виде лишения свободы, совершено осужденным впервые, при тяжелом стечении обстоятельств в его жизни, и когда степень опасности осужденного для общежития не требует обязательной изоляции его и даже назначения ему принудительных работ, суд может применить к нему условное осуждение, то есть постановить о неприведении обвинительного приговора в части, касающейся лишения свободы, в исполнение при условии несовершения осужденным тождественного или однородного с совершенным преступления".

Как видим, условное осуждение на тот период времени назначалось только при лишении свободы. Следует отметить, что в гл. VII "Воинские преступления" УК РСФСР 1922 г. лишение свободы являлось основным видом уголовного наказания, применяемого за совершение этой категории преступлений воинами Красной армии и флота, следовательно, при отсутствии запрета в рассматриваемом акте на применение условного осуждения в отношении военнослужащих данный институт вполне мог применяться в условиях прохождения военной службы.

Присоединенное в приговоре к лишению свободы дополнительное наказание в виде денежного или имущественного взыскания приводилось в исполнение на общих основаниях независимо от того, что основное наказание этим приговором назначено условно <14>. Когда суд определял, что последствием осуждения данного обвиняемого явилось поражение его прав, суд был не вправе применить к нему условное осуждение.

--------------------------------

<14> Мананников Д.Ю. О становлении института условного осуждения // Гражданин и право. 2007. N 11. С. 87.

 

В случае совершения нового тождественного или однородного преступления в течение назначенного судом испытательного срока (не менее трех и не свыше десяти лет) лишение свободы по условному приговору отбывалось осужденным по вступлении в силу обвинительного приговора по новому делу, притом независимо от назначенного этим последним приговором наказания, но с учетом того, что общий срок подлежащего отбытию лишения свободы по обоим приговорам не должен был превышать десяти лет.

После вступления в силу УК РСФСР 1922 г. условное осуждение по-прежнему занимало значительное место среди других мер наказания. Например, в 1923 г. было условно осуждено 10,2% от всех осужденных, в 1924 г. - 13,5%, в 1925 г. - 21,1% <15>. Таким образом, особенность судебной практики, в том числе и военных трибуналов, заключалась в широком применении условного осуждения к лицам, совершившим менее опасные преступления при наличии смягчающих обстоятельств.

--------------------------------

<15> Ломако В.А. Применение условного осуждения. Харьков, 1976. С. 8.

 

В то же время УК РСФСР 1926 г., в отличие от УК РСФСР 1922 г., для применения условного осуждения не требовал каких-то исключительных смягчающих обстоятельств. К суду лишь предъявлялось единственное требование, чтобы он мотивировал применение условного осуждения. Закон в данном случае считал, что суд, непосредственно рассматривающий уголовное дело, имеет все возможности правильно оценить опасность совершенного лицом преступления и степень общественной опасности самой личности преступника. Признав лицо виновным в совершении конкретного преступления и назначив ему лишение свободы или исправительные работы, суд должен был после этого решить вопрос о необходимости изоляции данного лица от общества.

По мнению многих отечественных юристов <16>, особым видом условного осуждения являлась отсрочка исполнения приговора, которая получила широкое применение во время Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. Эта точка зрения основывалась на том факте, что некоторые признаки, присущие институтам отсрочки приговора и условного осуждения, являлись общими, а именно: неисполнение назначенного судом наказания; определенное условие этого неисполнения, выдвигаемое судом перед осужденным; исполнение ранее назначенного наказания, если "осужденный не выдержал установленного приговором условия неисполнения наказания".

--------------------------------

<16> См., напр.: Ткачевский Ю.М. Ответственность за воинские преступления во время Великой Отечественной войны (1941 - 1945) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11: Право. 2005. N 3. С. 40; Вайсман Б.С. Условное осуждение по советскому уголовному праву: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Л., 1954. С. 11; Герцензон А.А. Уголовное право. Часть общая. М., 1948. С. 550; Жунусов Б.Ж. Отсрочка исполнения приговора (вопросы совершенствования законодательства и практики применения): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1986. С. 5.

 

В соответствии со ст. 19.2 "Основных начал" институт отсрочки исполнения приговора в примечании 2 к ст. 28 УК РСФСР был сформулирован следующим образом: "Приговор, присуждающий в военное время военнослужащих к лишению свободы без поражения прав, может быть по определению суда, вынесшего приговор, отсрочен исполнением до окончания военных действий с тем, что осужденный направляется в действующую армию.

В отношении указанных в настоящей статье военнослужащих, проявивших себя в составе действующей армии стойкими защитниками СССР, допускается по ходатайству соответствующего военного начальства освобождение от назначенной ранее меры социальной защиты либо замена ее более мягкой мерой социальной защиты по определению суда, вынесшего приговор".

При рассмотрении содержания института отсрочки исполнения приговора можно выделить следующие основные его элементы:

1) осужденным является военнослужащий, совершивший воинское или общеуголовное преступление;

2) приговор, присуждающий к наказанию в виде лишения свободы, исполнением отсрочивается;

3) отсрочка исполнения приговора дается до окончания военных действий;

4) осужденный подлежит направлению в действующую армию;

5) от назначенного в приговоре наказания осужденный может быть освобожден, если он в составе действующей армии проявит себя стойким защитником СССР;

6) отсрочка исполнения приговора применяется только в военное время.

Совокупность перечисленных пяти элементов образовывала особый уголовно-правовой институт, именуемый отсрочкой исполнения приговора военного времени.

Форма и порядок направления осужденных военнослужащих в действующую армию в ходе Великой Отечественной войны претерпели весьма существенные изменения.

В первый год войны все осужденные направлялись в обычные воинские части действующей армии, где они продолжали свою службу на общих основаниях; их правовое положение почти ничем не отличалось от правового положения других военнослужащих. Таким образом, всякая грань между осужденными и неосужденными военнослужащими стиралась почти полностью. При таком положении некоторые осужденные переставали считаться с судебным приговором и не всегда стремились честной и самоотверженной службой добиться освобождения от наказания и снятия судимости. Вследствие этого эффективность применения примечания 2 к ст. 28 УК РСФСР значительно снижалась. Все это вызывало необходимость серьезного изменения порядка направления осужденных военнослужащих в действующую армию, что и было сделано в начале второго года войны в октябре 1942 г. <17>.

--------------------------------

<17> Васильев Н.В. Применение к военнослужащим отсрочки исполнения приговора в военное время: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1945. С. 66.

 

В дальнейшем порядок направления в действующую армию военнослужащих, осужденных с применением примечания 2 к ст. 28 УК РСФСР, предусматривал, что непосредственное исполнение судебного приговора о направлении виновного в действующую армию осуществляется командованием воинской части, в которой служил осужденный (или начальником гарнизона). Для этого издавался приказ, согласно которому осужденный военнослужащий направлялся в штрафную воинскую часть. Срок отсрочки приговора устанавливался продолжительностью от одного до трех месяцев.

Направление в штрафную часть означало для осужденного значительное ограничение его прав. Так, лица начальствующего состава на время пребывания в штрафной части разжаловались в рядовые, лишались прежнего денежного довольствия, а также, наряду со всеми пребывающими в штрафной части, теряли право ношения орденов и медалей.

Направлению в штрафные части, как правило, подлежали все военнослужащие, осужденные с отсрочкой исполнения наказания. Исключение из этого правила делалось для военнослужащих женского пола и в отдельных случаях, по усмотрению командования, для лиц офицерского состава. Такой дифференцированный подход к осужденным вызывался в основном практической целесообразностью. В период Великой Отечественной войны основания увольнения из рядов Красной армии были значительно сокращены, поскольку вся военная организация была нацелена на успех в бою ради победы в войне. Увольнение производилось только по болезни и в связи с арестом. Также нередко офицер, осужденный за сравнительно нетяжкое преступление, не направлялся в штрафную часть; он мог принести большую пользу в обычной воинской части. Все лица, не направляемые в штрафные части, направлялись по специальности в общие воинские части действующей армии.

Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик, принятые на сессии Верховного Совета СССР 25 декабря 1958 г., сохранили и развили проверенные более чем тридцатилетним опытом нормы уголовного законодательства, внеся ряд существенных дополнений и уточнений в порядок применения условного осуждения. Так, ст. 38 Основ уголовного законодательства СССР и союзных республик 1958 г. еще более расширила объем применения условного осуждения. Устанавливалось: если суд придет к убеждению о нецелесообразности отбывания виновным назначенного ему лишения свободы или исправительных работ, он может постановить приговор об условном осуждении с обязательным указанием в нем мотива условного осуждения.

Случаи совершения отдельными офицерами, прапорщиками и мичманами менее опасных воинских и общеуголовных преступлений отнюдь не всегда свидетельствовали об их непригодности для армии и флота, а применение к ним наказания, отбываемого в местах лишения свободы, в условиях мирного времени делало практически невозможным продолжение военной службы после отбытия наказания. Как отмечает Х.М. Ахметшин, по действовавшему в то время законодательству имелась единственная реальная возможность сохранения на военной службе некоторых осужденных из числа лиц офицерского состава, прапорщиков и мичманов - это применение к ним условного осуждения, предусмотренного ст. 38 Основ уголовного законодательства <18>.

--------------------------------

<18> Ахметшин Х.М. О развитии и совершенствовании советского военно-уголовного законодательства // 40 лет военно-юридического образования в СССР: Проблемы совершенствования деятельности органов военной юстиции, советского военного законодательства и подготовки военно-юридических кадров в свете решений XXV съезда КПСС: Сб. ст. / Воен. ин-т. М., 1977. С. 163.

 

Следующим этапом развития института условного осуждения явилось принятие УК РСФСР 1960 г., согласно которому условное осуждение применялось, как и в предыдущем уголовном законе, при назначении наказания в виде лишения свободы или исправительных работ с учетом обстоятельств дела и личности виновного.

При вынесении приговора об условном осуждении виновному лицу, в том числе военнослужащему, устанавливался испытательный срок продолжительностью от одного года до пяти лет. Если в течение определенного судом испытательного срока осужденный не совершал нового умышленного преступления, то приговор не приводился в исполнение. При нарушении этого условия виновный, осуждаемый за новое преступление к лишению свободы, должен был отбывать и наказание, назначенное ранее условно. Об условном осуждении виновного перед судом могли ходатайствовать общественные организации или коллективы трудящихся. В отношении военнослужащего такое ходатайство могло быть внесено в военный трибунал коллективом воинского подразделения или части, если оно было поддержано командиром части. Сочтя возможным удовлетворить ходатайство, суд передавал условно осужденного соответствующему коллективу для перевоспитания и исправления. Применить условное осуждение суд мог и по собственной инициативе. В таком случае на воинский коллектив или, например, на комсомольскую организацию части (с их согласия) возлагалась обязанность по наблюдению за условно осужденным и проведению с ним воспитательной работы.

Таким образом, условное осуждение исполнялось различными должностными лицами или общественными организациями.

Институт условного осуждения в чистом его виде не применялся к лицам, совершившим тяжкие преступления, злостно или систематически нарушавшим дисциплину, передававшимся ранее на поруки воинскому коллективу. Кроме того, по смыслу ст. 44 УК РСФСР 1960 г. повторное условное осуждение лиц, совершивших преступление в течение испытательного срока, установленного при ранее примененном условном осуждении, было недопустимо <19>.

--------------------------------

<19> О ходе выполнения Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 29 июня 1979 г. "О практике применения судами общих начал назначения наказания": Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 29 марта 1991 г. N 1. П. 5 // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. М., 1995. С. 384.

 

По мнению многих военных юристов и командиров воинских частей того времени, надлежало бы предусмотреть возможность условного осуждения военнослужащих за преступления, наказуемые по закону направлением в дисциплинарный батальон <20>.

--------------------------------

<20> См., напр.: Хламов Л.П. О некоторых особенностях применения наказания к военнослужащим // Правоведение. 1964. N 4. С. 81.

 

В законодательстве требовалось устранить очевидное несоответствие, при котором суд за преступления, представляющие большую общественную опасность, чем самовольные отлучки, мог вынести постановление об условном неприменении наказания, а в случае совершения самовольной отлучки был лишен этого права. По мнению Л.П. Хламова, за совершение такого деяния суд должен был направить виновного только в дисциплинарный батальон, как бы хорошо он ни характеризовался. Но если данный военнослужащий совершил еще и другое преступление, наказуемое по закону лишением свободы, например кражу или сопротивление патрулю, то в отношении этого лица у суда была возможность применить условное осуждение, назначив предварительно наказание (по совокупности) в виде лишения свободы.

По поводу указанного предложения в 1958 г. высказывалось возражение со стороны Н.А. Стручкова, который считал, что назначать наказание в виде условного направления в дисциплинарный батальон нельзя, так как последний является воинской частью, в которой нужно находиться реально <21>.

--------------------------------

<21> Стручков Н.А. Воспитательное значение наказания, связанного с направлением в дисциплинарный батальон. М., 1958. С. 54.

 

В свою очередь, Л.П. Хламов отмечал, что "если осужденным к лишению свободы или исправительным работам предоставляется возможность искупить свою вину без применения наказания, то нет никаких оснований не оказывать доверия и не предоставлять такой возможности военнослужащим, осужденным к направлению в дисциплинарный батальон. В случаях же повторного совершения такими лицами преступления в течение испытательного срока действовали бы общие правила (ст. 38 и 36 Основ уголовного законодательства), согласно которым суд определял бы наказание по совокупности. Таким образом, решался бы и вопрос о том, должен ли осужденный реально находиться на военной службе, в частности в дисциплинарном батальоне, или он должен быть изолирован от общества и, следовательно, от любого воинского коллектива" <22>.

--------------------------------

<22> См., напр.: Хламов Л.П. Указ. соч. С. 81.

 

Кроме того, в частях и на кораблях проходили службу и, как правило, добросовестно выполняли свои обязанности военнослужащие, осужденные условно к лишению свободы, а также условно-досрочно освобожденные из дисциплинарного батальона. Л.П. Хламов отмечает, что так же могли бы служить и лица, осужденные условно к направлению в дисциплинарный батальон <23>.

--------------------------------

<23> Там же. С. 81 - 82.

 

В целом сложившаяся судебная практика показывала, что нередко исправление лиц, совершивших самовольные отлучки, могло бы быть обеспечено в коллективах частей, где эти лица служили до совершения преступлений, без реального исполнения наказания в виде направления в дисциплинарный батальон.

По мнению А.В. Ищенко, институт условного осуждения того времени отличался недостаточной степенью разработанности. Для его применения необходимо было всего два критерия: вид наказания (лишение свободы или исправительные работы) и убежденность суда в нецелесообразности отбывания виновным назначенного наказания <24>. Практически эти критерии означали возможность условного осуждения исключительно по судебному усмотрению.

--------------------------------

<24> Ищенко А.В. Дифференциация и индивидуализация наказания военнослужащих в практике военных судов: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 151.

 

Более разработанным в рассматриваемом плане был институт отсрочки исполнения приговора военнослужащему или военнообязанному в военное время (ст. 46 УК РСФСР 1960 г.). Он применялся только к лицам, впервые осуждаемым к лишению свободы на срок не свыше трех лет, в случае, если, по мнению суда, исправление и перевоспитание осужденного были возможны без его изоляции от общества. Как видно, основанием дифференциации применения отсрочки исполнения приговора служили как объективные, так и субъективные критерии. Одновременно закон исключал возможность отсрочки исполнения приговора для лиц, представляющих повышенную общественную опасность, для осужденных за особо опасные государственные преступления и за некоторые тяжкие преступления. Отсрочка не применялась также к тем осужденным, которым наряду с наказанием назначалось принудительное лечение от алкоголизма, наркомании или которые не прошли полный курс лечения венерического заболевания. В то же время применение отсрочки исполнения приговора в отношении военнослужащих или военнообязанных в военное время дифференцировано не было. Как и прежде, если осужденный проявил себя в боях стойким защитником Родины, то по ходатайству военного командования суд мог освободить его от наказания вовсе или заменить другим, более мягким.

Особенность судебной практики военных трибуналов 1980-х гг. заключалась в широком применении к виновным в совершении менее опасных преступлений, впервые осужденным к лишению свободы на срок до трех лет, условного осуждения и отсрочки исполнения приговора. Причем отсрочка (ст. 46 УК РСФСР 1960 г.) применялась чаще, чем условное осуждение. В 1986 г., например, отсрочка была применена к 23% от общего числа лиц, осужденных трибуналами в Советской армии <25>. Приговоры трибуналов доводились до военнослужащих в приказах командования (примерно по каждому третьему делу). Приказы нередко в целях оперативности рассылались штабами в кодограммах и объявлялись в день поступления на построениях личного состава. Материалы судебных процессов широко использовались офицерами трибуналов и правовым активом частей в воспитательной работе.

--------------------------------

<25> Звягинцев В. Военные суды: история и современность [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.ru/review/view/5551/ (дата обращения: 01.01.2013).

 

Наряду с отсрочкой исполнения приговора, назначение военнослужащему условного осуждения по-прежнему не означало его обязательное увольнение, приговор трибунала мог исполняться в условиях прохождения военной службы. Так, согласно п. 49 Положения о прохождении воинской службы прапорщиками и мичманами Вооруженных Сил СССР, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 2 октября 1985 г. N 934, прапорщики и мичманы, осужденные за совершенные преступления к мерам наказания, не связанным с лишением свободы (кроме лиц, условно осужденных к лишению свободы с обязательным привлечением к труду), могли быть оставлены на действительной военной службе по решению командиров (начальников), которым предоставлено право увольнения прапорщиков и мичманов с действительной военной службы <26>.

--------------------------------

<26> Об утверждении Положения о прохождении воинской службы прапорщиками и мичманами Вооруженных Сил СССР: Постановление Совета Министров СССР от 2 октября 1985 г. N 934 // Свод законов СССР. 1990. Т. 9. С. 496.

 

С распадом Советского государства, по данным Управления военных судов Министерства юстиции Российской Федерации, соотношение назначения условного осуждения и отсрочки исполнения приговора военнослужащим было следующим: в 1992 г. - условное осуждение - 12,7%, отсрочка исполнения приговора - 4,3%; в 1993 г. - 19,5% и 3,4%; в 1994 г. - 17,6% и 3,0%; в 1995 г. - 22,9% и 3,9%; в 1996 г. - 24,2% и 4,0% <27>.

--------------------------------

<27> Ищенко А.В. Указ. соч. С. 177.

 

По сути, оба уголовных института - условное осуждение и отсрочка исполнения приговора в военное время - представляли собой самостоятельные формы реализации уголовной ответственности военнослужащих, но были принципиально сходными по своей сущности и социально-политическому назначению. У данных институтов во многом совпадали основания и правовые последствия применения, кроме того, в обоих случаях исполнение приговора суда возлагалось на соответствующего командира. Особенность условного осуждения и отсрочки исполнения приговора как в мирное, так и в военное время заключалась в том, что виновные лица не изолировались от общества, а продолжали проходить военную службу наравне со своими сослуживцами.

В то же время дальнейшее параллельное существование двух видов осуждения законодатель посчитал нецелесообразным. В УК РФ 1996 г. институт отсрочки исполнения приговора в военное время отсутствует. В свою очередь, удельный вес количества осужденных условно с испытательном сроком в середине 1990-х гг. XX в. в России постоянно увеличивался: в 1994 г. он составлял 35,6%, в 1995 г. - 41,9%, в 1996 г. - 44,5%, в 1997 г. - 51,2%, в 1998 г. - 52,6%, в 1999 г. - 53,5%, в 2000 г. - 54% <28>. М.Г. Гусейнов отмечает, что в целом по России процент условного осуждения за период 1997 - 2002 гг. составлял более чем 50% <29>.

--------------------------------

<28> Ткачевский Ю.М. Применение условного осуждения (ст. 73 УК РФ) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11: Право. 2004. N 5. С. 32.

<29> Гусейнов М.Г. Условное осуждение и тенденции в практике его применения (по материалам Республики Дагестан): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Махачкала, 2003. С. 4.

 

Однако, несмотря на то что в современной России фактически отсутствует законодательство военного времени, применение института отсрочки исполнения приговора в военное время, как представляется, способствовало бы в настоящее время решению важной задачи - вооруженной защиты государства. История доказала состоятельность и эффективность данного уголовно-правового института. В условиях ведения боевых действий содержать осужденных военнослужащих в исправительных частях было нецелесообразно, в случае осуждения за преступления, не являющиеся тяжкими, их можно было использовать в действующей армии, что давало им возможность искупить вину перед Отечеством.

Из анализа отечественного военно-пенитенциарного опыта применения условного осуждения к военнослужащим следуют выводы:

1) на протяжении всей истории названный институт преимущественно применялся в отношении лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести;

2) при вступлении в законную силу приговора суда условно осужденные военнослужащие не подвергались безусловному увольнению с военной службы;

3) применение условного осуждения к военнослужащим позволяло решать важную государственную задачу - вооруженную защиту страны.

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443x (13.05.2016)
Просмотров: 151 | Теги: условное осуждение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016