Вторник, 30.05.2017, 16:07
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ПОНЯТИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗА СИСТЕМЫ МВД РОССИИ

Л.В.Сикорская

Понятие и направления обеспечения конкурентоспособности вуза системы МВД России

Анализируя цели управления вузом, можно сделать вывод о второстепенности всех целей управления перед необходимостью создания условий для его функционирования. Функционирование любого хозяйствующего субъекта в условиях рыночной экономики связано с его конкурентоспособностью. Не исключением в последнее время являются и вузы.

В Российской Федерации понятие «конкуренция» юридически закреплено в Федеральном законе «О защите конкуренции», где она определена как «соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке» [1]. Проникнув в сектор высшего образования, рыночные отношения актуализируют проблему повышения конкурентоспособности вузов, которые вступают в конкуренцию друг с другом за потенциального абитуриента, а также борются за факторы производства между собой и с предприятиями других отраслей [2].

Повышение эффективности управления вузом как главного агента системы высшего образования во многом зависит от объективной оценки его конкурентоспособности. Кроме того, в современных условиях важно не только достоверно оценить конкурентоспособность вуза в текущем времени, но и надежно спрогнозировать ее развитие в будущем, выявив ключевые факторы эффективного управления вузом, а также ограничивающие его инновационное развитие.     В соответствии с этим точная идентификация системы показателей, характеризующих конкурентоспособность вуза, оценка с их использованием места вуза в рейтинге аналогичных образовательных учреждений, а также моделирование действенной системы управления его конкурентоспособностью является весьма актуальной задачей [3].

Проблеме конкурентоспособности вузов уделяется недостаточно внимания. Анализ литературных источников и методических материалов показал, что до сих пор отсутствует единое мнение о сущности конкурентоспособности вуза в целом и образовательных услуг в частности, недостаточно разработаны методологические и методические вопросы их количественной оценки. Подобную ситуацию Т. В. Данилова объясняет следующими причинами [4]:

— практически во всех странах в той или иной степени высшее образование находится под контролем государства, и именно оно несет ответственность перед обществом за качество высшего образования в стране;

— каждый вуз является уникальным по своим традициям как организации учебного и научного процесса, так и организации системы внутреннего самоконтроля и управления;

— оценку собственной конкурентоспособности каждый вуз делает для себя сам, используя свои методы, сохраняя методику и полученные данные для внутреннего использования.

Несмотря на такое мнение, терминология, единообразное понимание смысла важны не только с научной точки зрения, но и для получения практического результата. Понятие конкурентоспособности вуза нашло отражение в диссертационных исследованиях.

Так, Н. И. Пащенко определил конкурентоспособность вуза как «его настоящие и потенциальные способности (возможности) по оказанию соответствующего уровня образовательных услуг, удовлетворяющих потребности общества при подготовке высококвалифицированных специалистов, а также потребности по разработке, созданию и реализации научно-методической      и научно-технической продукции, как в настоящее время, так и в будущем» [5].

По определению И. Б. Романовой, «конкурентоспособность — это свойство высшего учебного заведения, определяющее долю релевантного рынка образовательных услуг, принадлежащих данному вузу, и возможность препятствовать перераспределению рынка в пользу других субъектов» [6]. В этом определении учитывается релятивизм категории «конкурентоспособность» и ее динамический характер. Можно утверждать, что конкурентоспособность является ведущим показателем хозяйственно-экономической деятельности вуза, определяющим его настоящее и перспективное состояние на выбранных им сегментах рынка.

В. А. Лазарев, С. А. Мохначев справедливо предлагают рассматривать конкурентоспособность высшего учебного заведения как комплексную характеристику вуза за определенный период времени в условиях конкретного рынка, отражающую превосходство перед конкурентами по ряду определяющих показателей — финансово-экономических, маркетинговых, материально-технических, кадровых и социально-политических, а также способность вуза к бескризисному функционированию и своевременной адаптации к изменяющимся условиям внешней среды [7].

Проанализировав несколько определений конкурентоспособности вуза [8], каждое из которых имеет свои преимущества, Д. В. Макарычев определил конкурентоспособность высшего учебного заведения как его способность завоевывать потенциального клиента в конкуренции с другими вузами, в том числе зарубежными, ориентирован-ными на этот же сегмент рынка, обладая при этом положительными показателями коммерческой эффективности [9].

Исходя из этих определений, действия по управлению учебным заведением необходимо активизировать в нескольких направлениях:

¾ во-первых, нужно обеспечить соответствие качества образовательного уровня требованиям работодателей;

¾ во-вторых, специальности, по которым обучают учебные заведения своих подопечных, должны соответствовать требованиям времени и даже с некоторым опережением, т. е. структурным требованиям, предъявляемым работодателями;

¾ в-третьих, количество обучающихся по данной специальности выпускников должно соответствовать потребностям рабочей силы в регионе и отрасли с некоторым запасом для обеспечения конкурентной среды на рынке труда.

На основе теоретического анализа конкурентоспособности вуза и вывода о значимости факторов, определяющих конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг, а также на основе анализа практической деятельности вузов выделены несколько показателей конкурентоспособности вуза:

1. Показатели назначения (Кн).

2. Показатели качества (Кк).

3. Экономические показатели (Кэ).

4. Маркетинговые показатели: показатели продвижения образовательных услуг на различные образовательные рынки (Кпр); показатели рекламы (Крекл); показатели имиджа вуза (Ким); показатели стимулирования абитуриентов и студентов при выборе вуза (Кст. пр); показатели распределения образовательных услуг по территориально рассредоточенным образовательным рынкам (Кр); показатели коммуникаций (Кком); показатели стимулирования абитуриентов и студентов при выборе коммуникационных связей (Кст. р).

5. Показатели деятельности персонала вуза (Кп): показатели, характеризующие профессиональный уровень персонала (Кпр. ур); показатели, характеризующие имеющийся опыт работы персонала (Коп); показатели мотивации и стимулирования деятельности персонала (Кст. п).

Особое внимание обратим на конкурентоспособность в рамках управления ведомственным высшим учебным заведением вообще и системы МВД России в частности.

Хотя система профессиональной подготовки кадров в ОВД интегрируется в единую общероссийскую систему профессионального образования как специфическая составляющая и не претендует на абсолютно обособленное, корпоративное существование за пределами целостного российского образовательного пространства, она имеет самостоятельное социальное предназначение. Речь идет, прежде всего, о ее ориентированности на конкретный сегмент рынка труда — кадровый корпус особого вида правоохранительной службы, наличии целевого заказа и соответствующего набора обучаемых, распределении выпускников через комплектующие органы ОВД, профилированности обучения, ориентированности его содержания на те профессиональные задачи, которые предстоит решать будущему сотруднику органов внутренних дел [10].

Подведомственность вуза системе МВД России с точки зрения фактора конкурентоспособности имеет как положительное, так и отрицательное значение.

В целях реализации ведомственной образовательной политики в МВД России создана сложная динамическая система управления профессиональной подготовкой кадров в ОВД. Данная система состоит из трех уровней: 1) управления системой в целом на уровне самого Министерства; 2) управления учебно-воспитательным процессом руководством и административно-управлен-ческим аппаратом образовательных учреждений; 3) управления образовательным процессом в форме взаимодействия профессорско-препода-вательского состава с обучающимися в ходе учебных занятий. Подчеркивается, что органы управления каждого из этих уровней представлены организационными подсистемами неодинаковой сложности. Но все они направлены на упорядочение деятельности и мобилизацию всех компонентов исследуемой системы (органов управления на уровне МВД России, отдельных образовательных учреждений и их структурных подразделений — кафедр (циклов), отделов и т. д.) на достижение общей цели — реализацию государственной политики в сфере профессиональной подготовки кадров ОВД.

В данном случае положительное значение имеет тот факт, что учредитель ведомственного вуза одновременно является и заказчиком специалистов, подготавливаемых в данном вузе на рынке труда. Это обусловливает возможность более точного прогнозирования необходимого количества специалистов для работы в системе МВД и соответственно обучения в вузе.

Кроме того, такое положение МВД России дает возможность более точно отразить качественные потребности к получаемому на выходе из вуза специалисту и к содержанию оказываемой образовательной услуги.

Другим немаловажным преимуществом управления ведомственным вузом системы МВД России является и то, что МВД России — это исполнительный орган государственной власти, задачи которого — обеспечение правоохранительной функции государства и требования к содержанию образовательной услуги у государства и учредителя вуза в данном случае совпадают. Соответственно, при системном подходе наличие единой цели у всех элементов одной системы позволяет достичь данной цели в более короткий срок, с наименьшими издержками (в том числе и временными) и отклонениями от запланированного результата.

Следующим конкурентным преимуществом ведомственного вуза перед остальными (пусть даже государственными) является практически стопроцентная обеспеченность выпускников работой. Распределительная система ведомственных вузов позволяет обучаемым быть уверенными в том, что государство в лице МВД России обеспечит их работой вне зависимости от ситуации на рынке труда в коммерческом секторе.

Опираясь на контрольные нормативы, данные национальной статистики, монографической литературы по рассматриваемой проблематике и собственное социологическое исследование, проведенное в рамках программы подготовки диссертации в 2004—2007 гг., автор анализирует выделенные составляющие ресурсного обеспечения современной системы профессиональной подготовки кадров в ОВД. В результате проведенного анализа выявлен ряд проблем. В части кадрового обеспечения наиболее значимыми из них являются: некомплект постоянного состава в ряде образовательных учреждений МВД России; несоответствие отдельных вузов контрольным нормативам, установленным Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки для различных видов образовательных учреждений высшего профессионального образования, доли профессорско-преподавательс-кого состава, имеющего ученые степени или ученые звания; нарастающие тенденции к увеличению среднего возраста постоянного состава ведомственных образовательных учреждений, особенно наиболее квалифицированного профессорско-преподавательского состава; устойчивое сокращение на протяжении последнего десятилетия численности набора обучающихся в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования системы, включая все формы обучения.

Отмечается также отставание бюджетного финансирования образовательных учреждений МВД России от их потребностей. Это неизбежно порождает проблемы другой составляющей ресурсного обеспечения исследуемой системы — материально-технического обеспечения учебного процесса. Медленно наращивается парк специального оборудования нового поколения, недостаточно развивается редакционно-изда-тельская база, не пополняются в необходимом объеме библиотечные фонды. Сегодня средняя обеспеченность образовательных учреждений МВД России учебно-лабораторными, административно-хозяйственными и жилыми помещениями почти в 1,5—2 раза ниже нормативной. Органы и подразделения внутренних дел обеспечены учебно-материальной базой по указанным направлениям профессиональной подготовки всего лишь на 39,5 %. Не случайно среди основных факторов, оказывающих негативное влияние на эффективность профессиональной подготовки, осуществляемой в образовательных учреждениях МВД России, многие выделяют плохую учебную материально-техническую базу ведомственных образовательных учреждений.

Особое внимание обратим на конкурентоспособность в рамках управления ведомственным высшим учебным заведением вообще и системы МВД России в частности.

Хотя система профессиональной подготовки кадров в ОВД интегрируется в единую общероссийскую систему профессионального образования как специфическая составляющая и не претендует на абсолютно обособленное, корпоративное существование за пределами целостного российского образовательного пространства, она имеет самостоятельное социальное предназначение. Речь идет прежде всего о ее ориентированности на конкретный сегмент рынка труда — кадровый корпус особого вида правоохранительной службы, наличии целевого заказа и соответствующего набора обучаемых, распределении выпускников через комплектующие органы ОВД, профилированности обучения, ориентированности его содержания на те профессиональные задачи, которые предстоит решать будущему сотруднику органов внутренних дел [10].

Выделение преимуществ и недостатков ведомственных вузов системы МВД России, безусловно, важный шаг в обеспечении конкурентоспособности. Однако мы считаем наиболее значимым и первостепенным выделение концептуальных направлений обеспечения конкурентоспособности или направлений конкурентной борьбы.

Во-первых, конкурентная борьба ведется среди однопрофильных вузов (т. е. среди всех вузов системы МВД России).

Во-вторых, конкурентная борьба ведется на рынке труда среди специальностей и профессий. Она осуществляется не самими вузами, но при этом оказывает значительное влияние на их конкурентоспособность. Например, если работа в милиции непопулярна среди населения России, то никакие, даже самые высокие конкурентные преимущества вуза системы МВД, связанные с оказанием качественной образовательной услуги, не позволят превзойти вузы популярных гражданских специальностей.

Поэтому модель конкурентоспособности вуза системы МВД России определяется по трем основным направлениям (рис. 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Следовательно, задача по обеспечению конкурентоспособности вуза системы МВД лежит не только на администрации вуза, но и на учредителе в части популяризации милицейских профессий и специальностей, по которым готовятся специалисты вузов.

 

 

Список библиографических ссылок

 

 

1. О защите конкуренции: федер. закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ // СЗ РФ.  2006.  № 31 (ч. 1).  Ст. 3434.

2. Макарычев Д. В., Носков В. А. Факторы конкурентоспособности высшего учебного заведения // Изв. Самар. науч. центра Рос. акад. наук. Спец. выпуск: Философия, история, социология, педагогика, право и экономика.  2006.  С. 244—249.

3. Чаусова Ю. С. Конкурентоспособность как показатель эффективности функционирования социально-экономической системы вуза // Управление в социальных и экономических системах: сб. ст. V Междунар. науч.-практ. конф. Пенза, 2007.

4. Данилов И. П., Данилова Т. В. Бенчмаркинг как основа создания конкурентоспособного предприятия. М., 2005.

5. Пащенко Н. И. Конкурентоспособность вузов и стратегии их деятельности в условиях региональной конкуренции: дис. … канд. экон. наук.  Уфа, 1999.

6. Романова И. Б. Управление конкурентоспособностью высшего учебного заведения.  Ульяновск, 2005.

7. Лазарев В. А., Мохначев С. А. Конкурентоспособность вуза как объект управления: монография.  Екатеринбург, 2003.

8. Макарычев Д. В. Влияние конкурентоспособности вуза на развитие человеческого капитала: автореф. дис. … канд. экон. наук.  Самара, 2008.

9. Макарычев Д. В. Качество образования как главный фактор конкурентоспособности вуза // Изв. Самар. науч. центра Рос. акад. наук.  2006.

10. Кобозев А. А. Система профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел России: исторический и организационно-правовой аспекты: монография.  Домодедово, 2005.

 

© Л. В. Сикорская, 2009

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (27.12.2012)
Просмотров: 1104 | Теги: модель конкурентоспособности, целевой заказ, образовательные услуги, подготовка кадров, конкурентоспособность вуза, управление вузом | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь