Среда, 07.12.2016, 23:15
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

Статья 4. Полномочия федерального органа исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере защиты

Статья 4. Полномочия федерального органа исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию

Комментарий к статье 4 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"

1. В комментируемой статье перечислены полномочия федерального органа исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2008 г. N 418 "О Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации" Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию по выработке и реализации государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Минкомсвязь России возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Структурными подразделениями Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства. В состав департаментов включаются отделы. Место нахождения - г. Москва.

Согласно ч. 1 комментируемой статьи Минкомсвязь России в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, осуществляет следующие полномочия:

- разрабатывает и реализует единую государственную политику в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию;

- разрабатывает и реализует федеральные целевые программы обеспечения информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции;

- устанавливает порядок проведения экспертизы информационной продукции, предусмотренной комментируемым Законом;

- осуществляет государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Цели государственной политики в интересах детей определены в ст. 4 ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". К ним относятся:

- осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;

- формирование правовых основ гарантий прав ребенка;

- содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции РФ и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры;

- защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Государственная политика в интересах детей основывается на следующих принципах:

- законодательное обеспечение прав ребенка;

- поддержка семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;

- ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;

- поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 гг., которая определяет основные направления и задачи государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Национальная стратегия призвана:

- обеспечить достижение существующих международных стандартов в области прав ребенка;

- сформировать единый подход органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и граждан к определению целей, задач, направлений деятельности и первоочередных мер по решению наиболее актуальных проблем детства;

- способствовать появлению дружественных к ребенку услуг и систем;

- искоренить все формы насилия в отношении детей;

- гарантировать права детей в ситуациях, когда дети особо уязвимы;

- гармонизировать деятельность России по защите прав и интересов детей с деятельностью мирового сообщества;

- способствовать распространению на территории Российской Федерации положительного опыта европейских стран и продвижению инновационного российского опыта на мировую арену, защите прав и интересов российских детей в любой точке земного шара.

Национальная стратегия предусматривает следующие меры, направленные на обеспечение информационной безопасности детства (раздел III):

- создание и внедрение программ обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактики интернет-зависимости, предупреждения рисков вовлечения в противоправную деятельность, порнографию, участие во флешмобах;

- создание правовых механизмов блокирования информационных каналов проникновения через источники массовой информации в детско-подростковую среду элементов криминальной психологии, культа насилия, других откровенных антиобщественных тенденций и соответствующей им атрибутики;

- внедрение системы мониторинговых исследований по вопросам обеспечения безопасности образовательной среды образовательных организаций, а также по вопросам научно-методического и нормативно-правового обеспечения соблюдения санитарно-гигиенических требований к использованию информационно-компьютерных средств в образовании детей;

- создание общественных механизмов экспертизы интернет-контента для детей;

- создание порталов и сайтов, аккумулирующих сведения о лучших ресурсах для детей и родителей; стимулирование родителей к использованию услуги "Родительский контроль", позволяющей устанавливать ограничения доступа к сети Интернет.

Минкомсвязь России в целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, разрабатывает и реализует:

- требования к административным и организационным мерам, к техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию;

- порядок сопровождения информационной продукции, распространяемой посредством радиовещания, сообщением об ограничении распространения информационной продукции среди детей в начале трансляции радиопередач;

- федеральные целевые программы обеспечения информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции.

В частности, Приказом Минкомсвязи России от 27 сентября 2012 г. N 230 утвержден Порядок сопровождения информационной продукции, распространяемой посредством радиовещания, сообщением об ограничении распространения информационной продукции среди детей в начале трансляции радиопередач. В соответствии с указанным Приказом сопровождение сообщением об ограничении распространения среди детей посредством радиовещания должно осуществляться:

- вещателем не реже четырех раз в сутки при непрерывном вещании информационной продукции, содержащей негативную информацию, вместе с выходными данными или при каждом выходе в эфир радиопрограммы также с выходными данными;

- вещателем в начале трансляции радиопередачи информационной продукции, отнесенной производителем к информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати или восемнадцати лет.

Сопровождение радиопередачи сообщением об ограничении распространения среди детей посредством радиовещания информационной продукции, содержащей негативную информацию, осуществляется на основании сведений, полученных в результате классификации информационной продукции, осуществленной вещателем, либо указанных производителем в сопроводительных документах на информационную продукцию.

Сообщение об ограничении распространения среди детей посредством радиовещания информационной продукции, содержащей негативную информацию, содержит в себе звуковое текстовое предупреждение:

- применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, - "старше шести лет";

- применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, - "старше двенадцати лет";

- применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, - "старше шестнадцати лет";

- применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, - "запрещено для детей".

При сопровождении сообщением об ограничении распространения среди детей посредством радиовещания информационной продукции, содержащей негативную информацию, запрещается накладывать сообщение на звуковые сообщения, препятствующие восприятию текстового предупреждения.

Знак информационной продукции, указанный в публикуемых программах радиопередач для конкретной радиопередачи, должен строго соответствовать возрастной категории, указываемой в звуковом текстовом предупреждении к данной радиопередаче.

В настоящее время Порядок проведения экспертизы информационной продукции в целях обеспечения информационной безопасности детей утвержден Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 29 августа 2012 г. N 217. Предполагается, что экспертиза информационной продукции должна проводиться на договорной основе экспертом, экспертами и (или) экспертными организациями, аккредитованными Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Инициативой проведения экспертизы обладают органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, общественные объединения, граждане в целях обеспечения информационной безопасности детей. При этом устанавливается, что срок проведения экспертизы не должен превышать тридцать дней с момента заключения договора о ее проведении. Оплата услуг экспертов и возмещение понесенных ими в связи с проведением экспертизы расходов должны осуществляться за счет заказчика экспертизы.

Эксперты обязаны уведомить Роскомнадзор о проведении экспертизы в течение одного рабочего дня со дня заключения договора, в том числе по адресу электронной почты, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Роскомнадзора (www.rsoc.ru). Наименование информационной продукции, в отношении которой проводится экспертиза, а также дата заключения соответствующего договора должны быть размещены на официальном сайте в течение одного рабочего дня со дня получения такого уведомления.

Заказчик экспертизы направляет экспертам обращение, в котором в обязательном порядке указываются:

- сведения о заказчике - лице, обратившемся за проведением экспертизы, включая наименование, адрес места нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, а также номер телефона и (в случае, если имеется) адрес электронной почты - для юридического лица; фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, адрес места жительства, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, а также номер телефона и (в случае, если имеется) адрес электронной почты - для индивидуального предпринимателя; фамилия, имя и отчество (при наличии), адрес места жительства, а также номер телефона и (в случае, если имеется) адрес электронной почты - для физического лица;

- объект исследований (экземпляр информационной продукции);

- материалы и факты, представляемые для проведения экспертизы, которые, по мнению заказчика, свидетельствуют о наличии в информационной продукции информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, о несоответствии знака информационной продукции определенной категории информационной продукции;

- дополнительные материалы по желанию заказчика.

Не позднее трех рабочих дней с момента получения такого обращения эксперты должны либо подтвердить готовность заключения договора о проведении экспертизы, либо отказаться от его заключения в случае, если являются одновременно производителями конкретной информационной продукции и (или) распространителями или их представителями.

Перед экспертами ставятся следующие вопросы:

- наличие в информационной продукции информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей;

- соответствие или несоответствие информационной продукции определенной категории информационной продукции;

- соответствие или несоответствие знака информационной продукции той категории, к которой относится представленная информационная продукция, в том случае, если объектом экспертизы является информационная продукция, промаркированная ее производителем и (или) распространителем знаком информационной продукции.

Заказчик вправе самостоятельно определить количество экспертов, привлекаемых для проведения экспертизы, с учетом характера экспертизы, вида информационной продукции, уровня сложности и объема необходимых исследований.

Экспертиза может быть комиссионной или комплексной.

При проведении комиссионной экспертизы экспертами одной специальности каждый из них проводит исследования в полном объеме, а затем они совместно анализируют полученные результаты. Придя к единодушному мнению, эксперты составляют и подписывают совместное заключение.

В случае проведения комплексной экспертизы каждый из экспертов проводит исследования в пределах своих специальных знаний, а в заключении указывается, какие исследования и в каком объеме провел каждый эксперт, какие факты он установил и к каким выводам пришел. Каждый эксперт подписывает только ту часть заключения, которая содержит описание проведенных им исследований, и несет за нее ответственность.

При разногласиях каждый эксперт дает отдельное экспертное заключение по вопросам, вызвавшим разногласия.

Эксперты самостоятельно согласуют последовательность и объем предстоящих исследований, исходя из необходимости решения поставленных перед ней вопросов. Каждый эксперт в составе комиссии независимо и самостоятельно должен проводить исследования, оценивать результаты, полученные им лично и другими экспертами, и формулировать выводы по поставленным вопросам в пределах своих специальных знаний. Один из экспертов указанной комиссии может выполнять функции председателя комиссии экспертов для решения организационных вопросов, связанных с деятельностью комиссии.

При проведении экспертизы эксперт обязан руководствоваться в своей работе принципами объективности, всесторонности и полноты проводимых исследований, а также достоверности и обоснованности своих выводов; самостоятельности исследований и независимости. Эксперты вправе взаимодействовать с заказчиком, Роскомнадзором и иными лицами, в том числе по вопросам получения дополнительных документов, материалов и информации.

По окончании экспертизы дается экспертное заключение, при этом каждая страница экспертного заключения нумеруется и подписывается, исправления не допускаются. Заключение оформляется в трех экземплярах, имеющих равную силу. В течение двух рабочих дней со дня подписания экспертного заключения один экземпляр направляется в Роскомнадзор, другой экземпляр передается заказчику экспертизы информационной продукции, третий хранится у эксперта или в экспертной организации в течение пяти лет. Информация о проведенной экспертизе и ее результатах должна быть размещена Роскомнадзором на официальном сайте в течение двух рабочих дней со дня получения экспертного заключения.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ (см. об этом подробнее комментарий к ст. 20 Закона).

Предмет государственного контроля (надзора) - соблюдение учредителями, редакциями, издателями и распространителями средств массовой информации, государственными органами, организациями, учреждениями, предприятиями и общественными объединениями, должностными лицами, журналистами, авторами распространенных сообщений и материалов, вещателями обязательных требований и норм, установленных нормативными правовыми актами в области защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

По результатам осуществления мероприятий по контролю может быть сделан один из возможных выводов:

- об отсутствии нарушений законодательства в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию;

- о выявлении нарушений законодательства в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Проведение мероприятий по контролю завершается:

- составлением докладной записки;

- составлением протокола об административном правонарушении при обнаружении признаков совершения административного правонарушения, в отношении которого у Роскомнадзора имеются полномочия по составлению такого протокола;

- вынесением предписания об устранении выявленного правонарушения;

- подготовкой и направлением материалов при выявлении в ходе проведения мероприятий по контролю признаков административных правонарушений или преступлений, относящихся к компетенции иных федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), в соответствующие органы.

Обратим внимание, что исполнение государственной функции осуществляется на безвозмездной основе. Плата за услуги организации (организаций), участвующей (участвующих) в исполнении государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора), не взимается.

Срок проведения как планового, так и внепланового систематического наблюдения за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в отношении производства, выпуска и распространения средств массовой информации, вещания телеканалов, радиоканалов, телепрограмм и радиопрограмм не может превышать трех рабочих дней.

Проверяемым лицам, а также иным заинтересованным лицам гарантируется соблюдение их прав и свобод. В том случае, если указанные лица полагают, что их права или законные интересы были нарушены решениями или действиями (бездействием) проверяющего органа при исполнении им государственной функции, они имеют право их обжаловать в досудебном (внесудебном) порядке.

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. К ним относятся разработка и реализация региональных программ обеспечения информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции.

Так, в частности, Постановлением губернатора Владимирской области от 9 августа 2012 г. N 888 утверждена долгосрочная целевая программа по обеспечению информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции во Владимирской области на 2013 - 2015 гг. Целью программы является создание безопасной информационно-образовательной среды для обеспечения, сохранения и укрепления нравственного, физического, психологического и социального здоровья детей и молодежи. В задачи программы входят:

- создание организационно-правовых механизмов защиты детей от распространения информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;

- внедрение систем исключения доступа к информации, несовместимой с задачами гражданского становления детей, а также средств фильтрации и иных аппаратно-программных и технико-технологических устройств;

- профилактика у детей и подростков интернет-зависимости, игровой зависимости и правонарушений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, формирование у несовершеннолетних навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде через обучение их способам защиты от вредной информации;

- информационное просвещение граждан о возможности защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

Распоряжением Правительства Пензенской области от 12 ноября 2012 г. N 568-рП утверждена Программа обеспечения информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции Пензенской области. В рамках указанной Программы предусмотрена реализация таких мероприятий, как:

- наполнение сайта ППМС центра Пензенской области информационным и рекомендательным материалом по вопросам просвещения родителей в области защиты детей от информации, приносящей вред их здоровью и развитию;

- организация и проведение областного конкурса агитбригад "Зависимости ИнтерНЕТ!";

- проведение семинара "Медиабезопасность и позитивный Интернет в библиотечном пространстве";

- проведение родительских собраний "Как защитить детей от интернет-угроз";

- проведение соцопроса "Оценка информированности жителей Пензенской области о возможности защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию";

- организация выпуска материалов в СМИ Пензенской области (ТВ, газеты, интернет-агентства) о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;

- установка в учреждениях социального обслуживания семьи и детей программного продукта, обеспечивающего контент-фильтрацию интернет-трафика;

- разработка и внедрение в образовательных учреждениях области учебных программ, направленных на формирование навыков безопасного поведения в информационной среде;

- разработка диагностических материалов по определению уровня информированности родителей в вопросах информационной безопасности детей и подростков;

- разработка программы просвещения родителей учащихся по вопросам информационной безопасности;

- разработка программ спецкурсов для классных руководителей, воспитателей и социальных педагогов, направленных на повышение профессиональной компетентности в вопросах работы с семьями учащихся по проблеме информационной безопасности;

- разработка программ спецкурсов для всех категорий педагогических работников по проблеме формирования информационной культуры и критического мышления у учащихся;

- разработка диагностических материалов по определению уровня готовности учащихся различных возрастных категорий к безопасному поведению в информационной среде;

- организация и проведение курсов повышения квалификации по проблеме обеспечения информационной безопасности детей и подростков;

- проведение диагностики готовности учащихся различных возрастных категорий к безопасному поведению в информационной среде;

- проведение в образовательных учреждениях области выставок безопасных информационных продуктов;

- проведение мероприятий по информированию несовершеннолетних и их родителей об ответственности за распространение информации экстремистского, порнографического характера, информации, пропагандирующей употребление наркотиков, и др.

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443x (21.02.2014)
Просмотров: 332 | Теги: защита, информация, дети | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016