Суббота, 14.12.2019, 16:56
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ВВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА В КУЛЬТУРУ

Л.Г.Савенкова, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, главный научный сотрудник Института художественного образования и культурологии

ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ВВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА В КУЛЬТУРУ

Результаты, изложенные в статье, получены в рамках выполнения государственного задания Министерства просвещения; номер государственной регистрации 115031940007

В статье автор анализирует проблему воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях интегрированного полихудожественного обучения - важнейшего условия развития врождённых способностей ребёнка: зрения, слуха, движений, общения, психических процессов и мышления. Сегодня уже не требуется доказывать, зачем и для чего нужно вводить в процесс обучения разные виды искусства. Ответ на этот вопрос очевиден. Мы все разные, у каждого из нас свои особенности, свои предпочтения, своя предрасположенность к какой-либо деятельности, данная нам с рождения. Но при этом у каждого из нас неравные способности к конкретным видам деятельности. Выводы автора подкреплены многолетними исследованиями в области комплексного образования.

Ключевые слова: интегрированное обучение, полихудожественное воспитание, психические особенностей детей, врождённые способности, разные виды искусства.

 
Главная задача образовательной организации - максимально развивать у детей данные им природой способности равноценно.

Проблемы развития врождённых способностей в педагогике дискутируются издревле. Что же дала природа каждому ребёнку при рождении? Во-первых, способность человека видеть, воспринимать окружающий мир благодаря зрению. Во-вторых, подарила ребёнку способность слышать - воспринимать мир вокруг с помощью слуха. В-третьих, наделила каждого возможностью постигать мир через движение и действие, обоняние и осязание. В-четвёртых, способность формировать представления об окружающем мире, опираясь на психические процессы (способность человека воспринимать, ощущать, помнить, воображать, чувствовать). Наконец, природа наделила человека самым главным, что отличает его от животных, - мышлением. Перечисленные области дарований составляют то особенное, что отличает одного ребёнка от другого, и определяют его предрасположенность к каким-либо действиям.

В данном случае следует вспомнить слова выдающегося педагога, жившего в Древнем Риме около 2 000 лет назад, - Марка Фабия Квинтилиана. В известной книге «Наставление в ораторском искусстве» он описал законы обучения ребёнка, опираясь на его врождённые способности. С одной стороны, это относится к учителю, который должен выявлять в процессе обучения индивидуальные особенности учеников, учитывать «различие умов и узнавать, кто к чему способнее от природы» [9]. С другой стороны, учителю необходимо стараться развивать личные качества каждого ребёнка, «природные дарования и направлять умы» в соответствии с интересами и желаниями ученика [9].

Другой основоположник педагогики науки Ян Амос Коменский в «Великой дидактике» отмечал, что обучение того или иного ученика, так же как и выращивание растений, деревьев, животных, должно опираться на индивидуальные природные особенности. «С одним надо обращаться так, с другим иначе и нельзя пользоваться для одних и тех же целей всем и одинаково ... чуждое есть то, что несвойственно натуре того или другого ученика» [4]. Форма его педагогической позиции - «обучение и воспитание лишь тогда будут впрок, когда их законы начнут выводиться из неизменной природы человека» [4]. Согласно Коменскому, если даже для разного рода деревьев нужна специальная почва, особые условия, чтобы оно стало плодоносить, а цветы цвести, то для воспитания и обучения детей тем более нужен индивидуальный подход к развитию данных им природой уникальных способностей [4].

«Совершенно неразумен тот, - пишет В. Кумарин, - кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только он сам желает, так как нужно помогать способностям, а не подавлять их, и воспитатель юношества, так же как и врач, является только помощником природы, а не её господином» [6].

Такой подход особенно актуален в дошкольном воспитании, когда ребёнок наиболее открыт к проявлению способностей. Следует привести цитату А. Дистер- вега: «Младенец, не имея ещё никаких следов воспоминаний, имеет уже возможность быстрее или медленнее принимать их, ярче или тусклее отражать, сохранять более или менее прочно, комбинировать и воспроизводить живее или медленнее. Эти прирождённые способности зависят от особенностей нервной системы ... Дитя, если можно так выразиться, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы её заставить мыслить иначе. Таким образом, облекая первоначальное ученье в формы, краски, звуки - словом, делая его доступным возможно большему числу ощущений дитяти, мы делаем вместе с тем наше ученье доступным ребёнку и сами входим в мир детского мышления ... Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» [1].

После сказанного выше, наверное, уже не потребуется доказывать, зачем и для чего нужно вводить в процесс воспитания и обучения разные виды художественной деятельности. Ответ на этот вопрос достаточно прост и очевиден. Мы все разные, у каждого из нас свои особенности, свои предпочтения, своя предрасположенность к какой-либо деятельности, данная нам с рождения. Но при этом у каждого из нас неравные способности к конкретным видам деятельности: у одного природный музыкальный слух, у другого уникальная способность к изобразительной деятельности, третий обладает математическими способностями, четвёртый имеет способность к танцам и т.д. Поэтому, когда в детских учреждениях ограничивают развивающие виды творчества (например, оставляя только изобразительное искусство и музыку), то тем самым сознательно лишают детей других видов искусства: искусства театра (искусства общения), танца (красоты движений), поэзии (художественного слова) и т.д.

Именно это имел в виду А. В. Запорожец, выделяя задачу движения вперёд, которая решается в соответствии с особенностями индивидуальности ребёнка (моторики, мотивов, определённой ситуации). Такая адаптация и гибкость, по словам автора, характеризуют «высшую стадию его произвольности» [2]. Ещё один крупнейший исследователь дошкольного детства Н. Н. Поддъяков считал, что одним из условий активизации мыслительной деятельности ребёнка и его самостоятельного творчества является «соблюдение меры неопределённости, незавершённости какой-то части дошкольных знаний» [7]. Другим условием является поддержка активности детей. Именно это, по мысли учёного, служит основанием для получения определённых понятий и планирования специальной зоны для знаний, позволяющих расширять познавательную активность детей [7].

С решением указанных ранее направлений развития обучающихся связано интегрированное образование и полихудожественное воспитание детей, основой которых является перенос акцента с восприятия на активное творчество самих детей. Это обеспечивает активизацию воображения ребёнка, его действий. Он не ждёт разъяснений взрослого, он сам пытается найти выход из сложившейся ситуации, что позволяет создавать на занятии высокий эмоциональный эффект, ощущать радость от выполняемой работы и акта познания, стимулировать желание детей самостоятельно исследовать и получать удовольствие от созданного, узнанного, свершившегося.

Разные виды искусства при таком обучении служат особым полихудожественным пространством, наполненным положительными эмоциями. Это обеспечивает детям радостное существование и увлечённость деятельностью.

Отсюда вытекают задачи полихудожественного образования детей, которые на разных этапах взросления имеют свои особенности. К основным задачам относят:

• развитие данных природой способностей ребёнка к восприятию природы и произведений искусства через эмоции и чувства;

• воспитание желания и умений детей закреплять впечатления, полученные в процессе наблюдения художественного образа;

• формирование представлений детей о разнообразии искусств и важности искусства в жизни и деятельности людей;

• овладение умениями и навыками культурного поведения в концертном зале, музее, развитие способности поддерживать диалог по поводу произведений искусства;

• воспитание интереса и любви к произведениям народного искусства разных национальностей [10].

Сформулированное выше опирается на то, что любой человек, ребёнок в особенности, воспринимает и осознаёт каждое действие по-своему: одни дети лучше понимают с помощью слухового восприятия, другие в процессе рассматривания, третьим нужно произвести какие-либо дополнительные действия с изучаемым предметом, например, тактильные ощущения. Также следует отметить, что в силу своих возрастных особенностей (которые выражаются в рассеянности внимания, неумении выполнять длительную работу и желании заниматься разными видами деятельности) ребёнок всегда готов к смене деятельности, активному участию в коллективных формах работы. Следовательно, было бы ошибкой не учитывать это в организации занятий, в том числе с использованием дополнительных средств, таких как: образные ассоциации, разные виды художественной деятельности, впечатления от увиденного или прослушанного. Наиболее часто используемыми формами работы в практике обучения дошкольников и младших школьников являются: включение разных видов искусства по созвучным темам, ассоциациям, настроению. Например: цветовое изображение слов и настроений, графическая передача музыки, выполнение свободных движений («образная хореография») под музыку т.д. Всё это развивает у детей воображение, представление, самостоятельное мышление. Другим развивающим средством «включения» мышления малышей является обыгрывание разных ситуаций (из жизни, из сказки, песни, стиха), что реализуется через действия с предметами, игрушками, с детьми с помощью жестов, движений, звуков. Наиболее интересными и увлекательными видами деятельности для детей являются оживление картин, сюжетов, сочинение историй с предметами, красками и т.д. Важнейшее значение для их развития имеет работа в малых группах, в том числе создание картины, книги, кукольного спектакля и т.д.

Интегрированный подход к воспитанию и обучению детей в образовательных организациях позволяет сопоставлять и сравнивать возможности разных видов искусств в детских коллективах.

Динамика направлений развития ребёнка выглядит следующим образом [см.: 3; 8].

2 года. Эстетическое восприятие форм и цвета живой и неживой природы (люди, звери, птицы, рыбы, насекомые, растения, раковины, камни, земля, песок, глина, вода, снег и т.д.), рукотворного предметного окружения (игрушки, бытовые вещи и т.д.). Первичное освоение художественных признаков и особенностей материала в процессе экспериментирования с красками, словами, движениями, действиями. Развитие детского любопытства и интуиции, заинтересованности и эмоциональной отзывчивости к эстетической стороне окружающей действительности. Формирование чувства ритма в повседневной жизни и в природе (день - ночь, времена года и т.д.), в искусстве (ритмика движений, звуков, форм, линий и т.д.). Первоначальные творческие опыты в разных видах деятельности, в том числе освоение элементарных навыков изображения.

3 года. Развитие чувства разнообразия цвета и света в природе и предметном мире на примере активного восприятия окружающего: разнообразие форм деревьев и листьев, цветов и запахов, камней и раковин, стихий в природе (ветер, радуга, гроза, дождь, солнце, луна); разнообразие предметов окружающего мира, составляющих жилую и образовательную среду; разнообразие настроений и чувств; улавливание ритмов жизни, в природе, в искусстве. Всё перечисленное имеет значение в формировании сенсорного опыта детей, выражаемого в живом творческом акте, в процессе самостоятельного создания художественного образа, в том числе с помощью красок, голоса, движений.

4 года. Формирование умения различать предметы по форме в пространстве окружающей жизни, бытовой среде. Воспитание желания самому украсить комнату, группу детского сада. Развитие способности выражения своего личного отношения к героям сказок и рассказов, к другим детям в группе и взрослым, умения взаимодействовать с разными детьми в группе (на улице, в музее), распределять обязанности, уметь слушать других и высказывать своё мнение по поводу происходящего. Воспитание эмоционально-чувственной сферы ребёнка через восприятие и действие (создание цветовых и линейно-графических композиций на передачу настроения, объёмной формы и фактуры предметов; применение в общении с другими людьми жеста, интонации, мимики). Развитие представлений о разнообразии пространств (закрытое и открытое) и умений свободно ориентироваться в небольшом, узком, широком пространстве.

5 лет. Наблюдения, сравнения, нахождение общего и особенного в одних и тех же сюжетах в жизни, в природе и их отображении в произведениях искусства. Формирование умения и желания выражать свои наблюдения, впечатления, настроения в художественном творчестве (рисунке, лепке, танце, театре, игре). Поддержание интереса к коллективным видам творчества в разных видах искусства, в игровых ситуациях и в жизни. Развитие психических процессов, таких как ассоциативное мышление, креативное восприятие в процессе слушания музыки, восприятия картин, слушания поэзии и литературных произведений.

6 лет. Развитие пространственных ощущений в реальной среде, в произведениях искусства, представлениях себя внутри пространства (роль цвета, формы, слова, звуков, движений в разных пространствах). Знакомство с цветом в жизни и искусстве, развитие чувства индивидуальности цвета. Развитие интереса и желания к изучению и исследованию причин: разнообразия цвета и форм в окружающей жизни, наполняющих жизнь звуков и запахов, особенностей жестов и движений в общении, интонационных разнообразий в природе и в повседневности. Освоение, изучение, исследование конкретных предметов в окружении, в живописи, в декоративно-прикладном искусстве. Развитие желания и потребности украшать окружающее пространство своими силами.

7 лет. Развитие интереса и желания экспериментировать с цветом, светом и красками в живописи, с формами предметов в скульптуре, с жестами и движениями в игровых и театральных действиях. Развитие желания проводить эксперименты со звуками, запахами, интонациями и их отображением в рисунке. Развитие чувств ребёнка через улавливание настроений в природе и в искусстве, развитие ощущения пространства в жизни и в искусстве. Интерес к окружающим предметам: их форме и цвету, соответствию формы её назначению, создание своих оригинальных форм и их украшение. Интерес к цвету и формам в природе (радуга, растения, животные, птицы, насекомые). Интерес к применению цвета и форм в искусстве. Создание цветовых, графических, двигательных, звуковых композиций на передачу настроения.

8 лет. Искусство в окружающем мире. Воспитание желания познакомиться с разными искусствами. Особенное и общее в отображении предмета в картине, слова в поэзии, звука в музыке. Формирование интереса к разнообразию жизни людей в различных странах Земли (климат, растения, животные, моря и океаны, их отображение в картинах и музыке). Как человек исследует пространство Земли? Визуальное восприятие пространства, природы летом, осенью, зимой, весной (цвет и расположение предметов относительно друг друга). Предмет в архитектуре, в среде. Творение формы в природе, в истории развития жизни на Земле. Цвет и форма в архитектуре. Настроение в картине, в слове, звуке. Композиция в изобразительном искусстве - взаимодействие элементов изображения.

9 лет. Формирование представлений о выразительности художественного языка разных видов искусства (общее и особенное): форма, пространство, динамика, ритм. Развитие понятия композиции в музыкальном произведении, в живописи и декоративно-прикладном искусстве, в скульптуре и архитектуре. Красота и целесообразность формы и цвета в предметах декоративно-прикладного искусства. Взаимодействие элементов в декоративной композиции: ритм пятен и линий. Соответствие внешней и внутренней формы в природных объектах. Развитие представлений о знаке в жизни и произведениях искусства. Формирование понятия об освоении человеком пространства Земли: страны - природа - ландшафт - люди. Разнообразие природных ландшафтов разных регионов и творчество населяющих их народов.

10 лет. Роль и значение народного искусства в жизни человека. Традиции в народном искусстве (устное слово, песенное творчество, декоративное искусство, народный театр). Отображение окружающей природы и этнических особенностей в народном искусстве. Пространственное ощущение мира: архитектура, быт, одежда. Зависимость народного искусства от национальных традиций, климата, ландшафта. Форма и композиция в народном декоративно-прикладном искусстве (традиции, обычаи и т.д.). Цвет, пластика и символика народной игрушки. Цвет как важный выразительный элемент в решении формы в народной игрушке.
 
Работа с детьми разного возраста в области освоения любой художественной деятельности выстраивается по пяти направлениям развития.

1. Развитие наблюдательности детей, формирование дифференцированного зрения и художественно-образного восприятия природы и искусства. Накопление определённого опыта эмоционально-образного восприятия искусства и окружающей природы. Отображение окружающего мира, природы и действительности в искусстве: изобразительном, скульптуре, стихе, музыке, театре, танце, одежде, декоративно-прикладном. Наблюдение за окружающим миром основывается на формировании представления о том, что любое пространство - это особый мир, который состоит из составляющих его предметов, цвета, звуков, движений. Большое значение имеет наблюдение за конкретными предметами, такими как растения, камни, животные, птицы, человек, и установление их взаимосвязи друг с другом.

2. Формирование представлений о разнообразии выразительного художественного языка разных видов искусства. Введение детей в «храм искусства» (знакомство с разными видами художественного творчества, роль и значение искусства в жизни людей). Представления об особенностях и истории возникновения разных искусств: рисунки древних людей, обрядовые праздники, сказки.

3. Опора на творческую деятельность детей, перенос наблюдаемого в художественную форму. Полихудожественный игровой характер деятельности, естественный для любого ребёнка. Игра предполагает одновременное включение ребёнка в разнообразные действия, взаимодействие с партнёрами, выражение себя в слове, движении, мышлении, общении, фантазии.

4. Развитие эмоционально-чувственной сферы, психических процессов в результате освоения разнообразия окружающего мира. Искусство как средство открытия мира в многообразных его проявлениях через различные формы включения детей в процесс сотворчества с воспитателем, с детьми, с родителями, экскурсоводом. Развитие способностей детей понимать, ценить, любить искусство, сознательно подходить к процессу эстетического восприятия действительности и искусства.

5. Развитие фантазии и воображения через разнообразное обогащение процесса восприятия, опираясь на разные искусства (живопись, музыку, скульптуру, поэзию, литературу, театр, танец), на одни и те же художественно-выразительные средства. Развитие у детей умения обобщать, переносить образы с одного вида искусства на другой, используя ассоциативное мышление, анализ, сопоставление одного художественного произведения с другим. Серьёзным помощником в этой деятельности являются сказки (народные, авторские, сочинённые самими детьми).

Примечания

1. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения / [сост. и вступ. статья В. А. Ротенберга]. Москва : Учпедгиз, 1956. 374 с.
2. Запорожец А .В. Психологическое изучение развития моторики ребенка-дошкольника // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста : сборник статей / Психологический институт Российской академии образования, Международный образовательный и психологический колледж ; под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца ; предисл. О. М. Дьяченко. Москва : Изд-во Международного образовательного и психологического колледжа, 1995.
3. Клюева И. Н., Зуйкова Е. Н., Савенкова Л. Г. Калейдоскоп. Интегрированная программа для детей дошкольного возраста. Тольятти, 2000. 120 с.
4. Коменский Я. А. Великая дидактика. Санкт-Петербург : Типография А. М. Котомина, 1875. 321 с.
5. Кумарин В. В. Педагогика природосообразности и реформа школы. Москва : Народное образование, 2004. 624 с.
6. Кумарин В. В. Педагогика стандартности, или Почему детям плохо в школе (педагогическое расследование). Москва, 1996. 64 с.
7. Поддъяков Н. Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. Москва : Изд-во МГУ, 1981. [Том 2]. Работы советских психологов периода 1946-1980 гг. С. 207-211.
8. Савенкова Л. Г. Изобразительное искусство и среда (природа - пространство - архитектура) : интегративная полихудожественная программа для 1-11 классов. Москва : Издательский дом Магистр-Пресс, 1995. 125 с.
9. Титов К. Наставления оратору. Квинтилиан. Москва : ЛитРес, 2017. 8 с.
10. Юсов Б. П. Современная концепция образовательной области «Искусство» // Известия РАО. 2001. № 4. С. 120-140.

Источник: Научный журнал "Вестник Московского государственного университета культуры и искусств". 2019. № 1 (87)


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (15.11.2019)
Просмотров: 30 | Теги: полихудожественное воспитание, интегрированное обучение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь