Понедельник, 25.09.2017, 19:58
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

ПОЛИЦЕЙСКОЕ ЗАДЕРЖАНИЕ: К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ

АВДЕЕВ В.Н.,
кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры уголовного процесса
Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России
postmaster@ptskl.baltnet.ru

КАМАНИЦИН А.С.,
начальник отделения участковых уполномоченных полиции
и по делам несовершеннолетних УМВД России по городу Калининграду


ПОЛИЦЕЙСКОЕ ЗАДЕРЖАНИЕ: К ВОПРОСУ
О НЕОБХОДИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ


С 1 марта 2011 года вступил в закон-
ную силу Федеральный закон РФ от 7 февра-
ля 2011 года №3-ФЗ «О полиции» (далее по
тексту - Закон о полиции) [1]. По сравнению с
Законом «О милиции» [2] данный норматив-
ный акт значительно изменил правовой ста-
тус, задачи, обязанности и права указанного
правоохранительного  органа  как  правопре-
емника милиции.
При этом в Законе о полиции правовое
регулирование  получила  такая  мера  госу-
дарственного принуждения, как задержание.
В ч.1 ст.14 рассматриваемого закона указа-
но, что полиция защищает право каждого на
свободу  и  личную  неприкосновенность,  до
судебного  решения  в  случаях,  установлен-
ных  законом  и  другими  федеральными  за-
конами, лицо не может быть подвергнуто за-
держанию на срок более 48 часов.
В части 2 указанной статьи содержит-
ся  достаточно  внушительный  список  лиц,  в
отношении  которых  возможно  применение
задержания сотрудниками полиции. К ним от-
носятся: лица, подозреваемые в совершении
преступления; лица, в отношении которых из-
брана  мера  пресечения  в  виде  заключения
под стражу; лица, совершившие побег из-под
стражи;  лица,  уклоняющиеся  от  отбывания
уголовного  наказания,  от  получения  пред-
писания  о  направлении  к  месту  отбывания
наказания либо не прибывшие к месту отбы-
вания наказания в установленный в указан-
ном предписании срок; лица, уклоняющиеся
от  исполнения  административного  наказа-
ния в виде административного ареста; лица,
находящиеся  в  розыске;  лица,  в  отношении
которых  ведется  производство  по  делам  об
административных  правонарушениях;  воен-
нослужащие и граждане Российской Федера-
ции, призванные на военные сборы, подозре-
ваемые  в  совершении  преступления;  лица,
уклоняющиеся  от  исполнения  назначенных
им судом принудительных мер медицинского
характера или принудительных мер воспита-
тельного  воздействия;  лица,  уклоняющиеся
от следования в специализированные лечеб-
ные учреждения для исполнения назначенных
им судом принудительных мер медицинского
характера;  лица,  допустившие  нарушение
правил комендантского часа; лица, незакон-
но  проникшие  либо  пытавшиеся  проникнуть
на  охраняемые  объекты;  лица,  предприняв-
шие  попытку  самоубийства  либо  имеющие
признаки  выраженного  психического  рас-
стройства  и  создающие  своими  действиями
опасность  для  себя  и  окружающих;  лица,
совершившие побег из психиатрического ле-
чебного  учреждения  или  скрывающиеся  от
назначенной судом недобровольной госпита-
лизации в такое учреждение; лица, в отноше-
нии которых поступило требование о выдаче.
Кроме  того,  в  ч.3-16  ст.14  Закона  о
полиции  закреплены  основания  и  порядок
задержания,  обязанности  полицейского
при  осуществлении  задержания,  гарантии
соблюдения  прав  задержанного,  порядок
исчисления  срока  и  документирования  за-
держания, а также условия и порядок содер-
жания таких лиц под стражей в специальных
отведенных для этого помещениях.
Особо следует отметить, что задержа-
ние полицией перечисленных категорий лиц
является не только правом (п. 9, 10, 13 и 25
ч.1 ст.13 Закона о полиции), но и обязанно-
стью (п. 9, 12, 13, 14 и 35 ч.1 ст.12 Закона «О
полиции»).
Таким  образом,  наличие  достаточно
подробной  регламентации  в  Законе  о  по-
лиции такой меры принуждения, как задер-
жание  (в  действовавшем  ранее  Законе  о
милиции  специальные  нормы,  регламенти-
рующие  задержание  отсутствовали)  дает
нам  основание  поставить  вопрос:  является
ли задержание, регламентируемое ст.14 За-
кона  о  полиции  новой  и  самостоятельной
мерой  государственного  принуждения  либо
в  Законе  о  полиции  «собраны»  воедино
предусмотренные  в  российском  законода-
тельстве виды задержания, которые вправе
применять полиция?
Как мы видим, Закон о полиции содер-
жит  достаточно  широкий  перечень  лиц,  ко-
торые могут быть задержаны сотрудниками
полиции на срок до 48 часов без судебного
решения. При этом в пунктах 1, 5, 8, 9 и 13
части  2  ст.14  Закона  о  полиции  содержит-
ся правило, что основания, сроки и порядок
задержания  указанных  в  них  лиц,  опреде-
ляются  соответствующими  федеральными
законами.  Так,  основания,  порядок  и  сроки
задержания лица по подозрению в соверше-
нии  преступления,  либо  лица,  в  отношении
которого  избрана  мера  пресечения  в  виде
заключения  под  стражу,  либо  в  отношении
которого  поступило  требование  о  выдаче,
устанавливаются  уголовно-процессуальным
законодательством.  В  последнем  случае
также  применяются  также  нормы  междуна-
родных договоров Российской Федерации.
Основания,  порядок  и  сроки  задер-
жания лица, в отношении которого ведется
производство по делу об административном
правонарушении,  регламентируются  соот-
ветствующим законодательством.
В случае задержания лица, допустив-
шего  нарушение  правил  комендантского
часа, необходимо руководствоваться норма-
ми  Федерального  конституционного  закона
РФ №3-ФКЗ от 30.05.2001 г. «О чрезвычай-
ном  положении».  И,  наконец,  при  задержа-
нии  лица,  уклоняющегося  от  следования  в
специализированное  лечебное  учреждение
для исполнения назначенных ему судом при-
нудительных  мер  медицинского  характера,
следует обращаться к Закону РФ № 3185-1
от 2.07.1992 г. «О психиатрической помощи
и гарантиях граждан при ее оказании» и Уго-
ловно-исполнительным кодексом РФ.
Однако  следует  заметить,  что  в  по-
следнем случае законодатель, сделав ссыл-
ку  на  соответствующие  федеральные  за-
коны,  не  учел,  что  в  указанных  законах  не
предусмотрены ни сроки, ни порядок задер-
жания соответствующих лиц.
В  остальных  пунктах  части  2  ст.14
Закона о полиции ссылка на соответствую-
щие федеральные законы отсутствует. Так,
в пунктах 2, 3, 4, 6, 7, 11 и 12 части 2 ст.14
указывается лишь цель задержания - пере-
дача  задержанных  соответствующим  орга-
нам, учреждениям или должностным лицам
этих органов и учреждений. В пункте же 10
указана не только цель задержания - выяс-
нение личности лица, незаконно проникшего
либо  пытавшегося  проникнуть  на  охраняе-
мый объект, но и срок задержания - не более
трех часов.
Таким  образом,  Закон  о  полиции  со-
держит как ссылки на возможность задержа-
ния лиц в соответствии с другими федераль-
ными законами, так и предусматривает иные
виды задержания, определяя цель, порядок
и сроки их осуществления.
На  основании  изложенного  мы  пред-
лагаем задержание, предусмотренное ст.14
Закона о полиции, именовать «полицейским
задержанием».
Следует  отметить,  что  термин  «поли-
цейское задержание» не является новеллой
для  российского  права  и  юридической  на-
учной мысли. Так, в дореволюционной Рос-
сии достаточно активно использовались по-
нятия  «полицейский  арест»,  «полицейское
задержание»  или  «личное  задержание  как
полицейская  мера  безопасности»  [3,  4,  5],
которые обозначали кратковременное огра-
ничение полицией личной свободы человека
для достижения поставленных перед указан-
ным органом задач.
Введение  указанного  термина  пред-
ставляет интерес как с позиции науки, так и
практики.  Так  с  практической  точки  зрения
более  удобно  применять  термин  «полицей-
ское задержание» взамен громоздкой фра-
зы  «задержание,  предусмотренное  ст.  14
Федерального закона РФ от 7 февраля 2011
года  №3-ФЗ  «О  полиции».  Использование
указанного  термина  позволит  каждому  по-
лицейскому  знать  объем  предоставленных
ему прав по применению меры принуждения
в  виде  задержания,  позволит  в  конкретной
обстановке определить, каким законом ему
необходимо  руководствоваться  (Уголовно-
процессуальным  кодексом,  Кодексом  об
административных правонарушениях, други-
ми, указанными нами ранее законами, либо
непосредственно Законом о полиции).
От  правильного  определения  вида
применяемого  задержания  будет  зависеть
и порядок оформления задержания. Анализ
статей 91-96 УПК РФ, 27.1, 27.3 и 27.4 КоАП
РФ, ст.14 Закона о полиции показывает, что
в  указанных  нормах  предусмотрен  различ-
ный  порядок  осуществления  и  документи-
рования задержания.
Использование термина «полицейское
задержание» позволит гражданам понимать
объем  мер  принуждения,  которые  вправе
применить к ним полиция, с учетом того, что
уголовно-процессуальное  и  административ-
ное  задержание  вправе  осуществлять  не
только  органы  внутренних  дел  (полиция),
но  и  другие  правоохранительные  органы.
Остальные  же,  указанные  в  Законе  о  по-
лиции виды задержания, вправе применять
только сотрудники данного органа.
С научной точки зрения будет интерес-
ным  разработка  понятия  полицейского  за-
держания, определение его сущности и пра-
вовой природы, целей, оснований и порядка
применения,  разграничение  полицейского
задержания  с  уголовно-процессуальным  и
административным задержанием и т.п.
Законодателем  при  конструировании
ст.14  Закона  о  полиции  допущено  смеше-
ние  различных  видов  задержания,  что  соз-
дает  трудности  при  применении  указанной
нормы.  Так,  в  результате  опроса  25  оперу-
полномоченных  уголовного  розыска  и  23
участковых  уполномоченных  полиции  было
установлено, что все опрошенные сотрудни-
ки затруднились определить, каким законом
им необходимо будет руководствоваться при
задержании лица, находящегося в розыске.
С одной стороны, в п.4 части 2 ст.14 Закона
о полиции не содержится ссылки на основа-
ния, порядок и сроки задержания, предусмо-
тренные УПК РФ, что позволяет применить
порядок  задержания,  предусмотренный  ча-
стями 3-16 указанной статьи.
С  другой  стороны,  в  соответствии  с
ч.3  ст.210  УПК  РФ,  в  случае  обнаружения
обвиняемого он может быть задержан в по-
рядке,  установленном  главой  12  УПК  РФ.
При этом, если сотрудник полиции действует
по поручению следователя, в производстве
которого находится уголовное дело, ответ на
поставленный вопрос однозначен: задержа-
ние  обвиняемого  должно  осуществляться  в
порядке,  предусмотренном  главой  12  УПК
РФ. Но что делать, если обвиняемый задер-
жан, например, сотрудниками патрульно-по-
стовой службы в другом городе или регионе,
а  сведения  о  нахождении  лица  в  розыске
получены  из  базы  данных  ИЦ  УМВД?  До
подтверждения  факта  нахождения  лица  в
розыске  и  получения  от  следователя  копий
необходимых документов задержанного не-
обходимо на каком-то основании содержать
под стражей. Сложившаяся практика, когда
задержанного  содержат  под  стражей  без
документального  оформления  и  внесения
сведений о нем в книгу задержанных, либо
составляется «липовый» протокол об адми-
нистративном правонарушении, незаконна.
Автоматическое  распространение  на
указанный пункт ссылки на уголовно-процес-
суальное законодательство будет неверным,
поскольку полиция наделена правом задер-
жания  не  только  подозреваемых,  обвиняе-
мых  в  совершении  преступлений,  но  и,  на-
пример,  должников,  объявленных  в  розыск
судебными приставами-исполнителями.
Неясно,  в  каком  порядке  оформ-
лять  задержание  военнослужащего,  по-
дозреваемого  в  совершении  преступления.
С  одной  стороны,  УПК  РФ  предписывает
осуществлять  задержание  подозреваемого
в порядке, предусмотренном ст.92-96. Одна-
ко в п.6 ч.2 ст.14 Закона о полиции ссылка на
уголовно-процессуальное  законодательство
отсутствует.  А  исходя  из  построения  всей
статьи  14  Закона,  усматривается,  что  о  за-
держании должен быть составлен протокол
в порядке ч.14-16 указанной статьи.
В других случаях законодатель необо-
снованно  распространяет  действие  уголов-
но-процессуального  законодательства  на
случаи  задержания,  указанные  в  статье  14
Закона о полиции. Так в п.1 ч.2 ст.14 указа-
но, что полиция вправе осуществить задер-
жание лица, в отношении которого избрана
мера  пресечения  в  виде  заключения  под
стражу, по основаниям, в порядке и на сро-
ки, предусмотренные уголовно-процессуаль-
ным законодательством. Однако УПК РФ не
регламентирует данный вид задержания.
Как  с  практической,  так  и  с  научной
позиции  подлежит  разрешению  проблема
осуществления  задержания  лиц,  уклоняю-
щихся  от  отбывания  уголовного  наказания,
от получения предписания о направлении к
месту отбывания наказания либо не прибыв-
ших  к  месту  отбывания  наказания  в  уста-
новленный  в  указанном  предписании  срок.
Правовые  основания  и  сроки  задержания
указанных  лиц  установлены  Уголовно-ис-
полнительным кодексом РФ. Однако в дан-
ном законе не указываются органы и долж-
ностные  лица,  правомочные  осуществлять
задержание таких лиц, а также не предусмо-
трен порядок их задержания.
Анализ п.18 и п.18-1 ст.397 УИК РФ в
совокупности с п.3 ч.1 ст.399 УПК РФ позво-
ляет сделать вывод, что задержание указан-
ных  лиц  осуществляют  органы  внутренних
дел (полиция). В то же время ссылки на поря-
док задержания, как это сделано в ч.3 ст.210
УПК РФ, не имеется. В научной литературе
даже  возник  спор  о  правовой  природе  ука-
занного вида задержания. С принятием За-
кона  о  полиции  решение  данного  вопроса
приобретает еще большую актуальность.
На  практике  возникла  также  пробле-
ма,  связанная  с  документированием  за-
держания.  Так,  в  ч.ч.  3-16  ст.14  Закона  о
полиции изложен порядок задержания. При
этом закон требует, чтобы в каждом случае
задержания составлялся протокол, реквизи-
ты которого изложены в ч.ч. 14-16. Получа-
ется, что и задержание лица по подозрению
в  совершении  преступления,  и  задержание
лица, в отношении которого ведется произ-
водство по делу об административном пра-
вонарушении,  должно  оформляться  на  ос-
новании указанных норм. Конечно же, это в
корне неверно. В случае применения уголов-
но-процессуального  задержания  сотрудник
полиции  должен  оформлять  задержание,  в
соответствии с требованиями ст.92 УПК РФ,
а  в  случае  применения  административного
задержания - в соответствии с требования-
ми ст.27.4 Ко-АП РФ. В противном случае мы
получим два протокола задержания: один со-
ставленный сотрудником полиции в порядке
ст.14 Закона о полиции, а еще один - состав-
ленный, например, дознавателем в порядке
ст.92 УПК РФ.
Таким  образом,  мы  видим,  что  зако-
нодатель,  объединив  в  статье  14  Закона  о
полиции  все  возможные  виды  задержания,
применяемые  полицией,  а  также  установив
новые виды задержания, не провел четкого
разграничения  между  ними.  Введение  тер-
мина  «полицейское  задержание»  позволит
разделить  уголовно-процессуальное,  адми-
нистративное и собственно полицейское за-
держание,  позволит  определить,  каким  за-
коном  необходимо  руководствоваться  при
осуществлении  задержания  того  или  иного
лица.  Авторы  будут  благодарны  всем,  кто
поддержит идею о введении в оборот поня-
тия  «полицейское  задержание»  либо  выра-
зит критику нашей позиции.
Библиографический список:
1. О полиции: Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ: Принят Государ-
ственной Думой 28 января 2011 года // Рос. газета - Феде-ральный выпуск. №25 (5401). 2011. 7
февраля.
2. О милиции: Закон РФ от 18 апреля 1991 года №1026-1 // Ведомости Съезда народных
депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991 г. №16. Ст.503 (утратил силу).
3. Тарасов И.Т. Личное задержание как полицейская мера безопасности. Ч.2: Полицей-
ский арест в России. Отд. 2: Период императорский. Ч.2: отд.2. Ярославль: Тип. Г. Фальк, 1886.
4. Тарасов И.Т. Лекции по полицейскому (административному) праву. Том 2. Общая часть.
М.: Печатня А.И. Снегиревой, 1910.
5.  Яневич-Яневский  К.Я.  О  личном  задержании  обвиняемых  //  Юриди-ческие  записки
П.Редкина. Т.V, 1862.













 

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443x (13.12.2012)
Просмотров: 1292 | Теги: Полицейское задержание, закон о полиции, Задержание | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь