Суббота, 22.09.2018, 11:55
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Показатели субъективной привлекательности тренерской работы в ДЮСШ с учетом форм ее организации

Зорин С. Д., Драндров Г. Л.

Показатели субъективной привлекательности тренерской работы в ДЮСШ с учетом форм ее организации

Аннотация. В статье рассматриваются показатели социально-психологического климата коллектива тренеров, а так же субъективной привлекательности тренерской работы в ДЮСШ с учетом форм ее организации, уровень ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ) педагогических коллективов тренеров отделений легкой атлетики и плавания. Функционально-ролевая дифференциация тренеров ДЮСШ в рамках бригадных форм работы, какодного из перспективных способов преодоления трудностей целевого, содержательного и процессуального обеспечения учебно-тренировочной деятельности учащихся ДЮСШ на различных этапах многолетней подготовки.

Ключевые слова: социально-психологический климат, субъективная привлекательность, бригада тренеров, легкая атлетика, детско-юношеская спортивная школа.

 

Практика показывает, что тренеры ДЮСШ по легкой атлетике сталкиваются с двумя объективными трудностями, определяющими сложность стоящих перед ними задач управления многолетней тренировкой своих воспитанников. Во-первых, существенной особенностью легкой атлетики, как вида спорта, является разнообразие видов соревновательных упражнений, составляющих ее содержание. Во-вторых, существенно различающиеся по особенностям целевого, содержательного и процессуального обеспечения учебно-тренировочной деятельности учащихся на различных этапах многолетней подготовки.Одним из перспективных способов преодоления этих трудностей является функционально-ролевая дифференциация тренеров ДЮСШ в рамках бригадных форм работы. В этих случаях более подготовленный член бригады берет на себя роль лидера и управляет деятельностью второго члена бригады, повышая тем самым ее эффективность [1, 2, 3, 4].

Таблица 1.
Показатели социально-психологического климата в коллективе тренеров ДЮСШ, баллы

Таблица 2.
Показатели субъективной привлекательности тренерской работы в ДЮСШ с учетом форм ее организации, баллы

Примечание: Х — показатели оценки реально существующих в коллективе условий и обстоятельств работы; Y — оценка этих же показателей, но с точки зрения пожеланий, потребностей, притязаний испытуемого; Х — Y — степень удовлетворенности данным фактором («+» -удовлетворенность, «-» — неудовлетворенность); & — величина стандартного отклонения изучаемых признаков.

Другим, не менее значимым фактором выступает то, что, работая под руководством более опытного тренера, он обогащается новыми знаниями и умениями, повышает свой профессиональный потенциал. При этом, чем больше «разность профессиональных потенциалов» членов бригады, тем выше «обучающий эффект» делового общения между ее членами. Наиболее эффективным (и поэтому — желательным) для решения задачи подготовки потенциального спортивного резерва является объединение в бригаду двух тренеров высокой квалификации, но существенно различающихся между собой по легкоатлетической специализации. В зависимости от содержания решаемых в данный момент педагогических задач они попеременно берут на себя роль лидера. «Обмен деятельностями» приводит к обмену опытом. Тренерам высокой квалификации, но специализирующимся в разных видах легкоатлетических упражнений, всегда есть чему поучиться друг у друга [5].

Повышение эффективности работы ДЮСШ по подготовке спортивных резервов для сборных команд страны по легкой атлетике упирается в противоречие между сложностью и многообразием задач подготовки в данном виде спорта, так и наличием качественно различающихся этапов подготовки, с одной стороны, и отсутствием научно обоснованных рекомендаций по рациональной организации совместного труда тренеров этих школ в рамках единого образовательного пространства, учитывающая особенности их профессиональных интересов и возможностей. Практическая и социальная потребность в разрешении этого противоречия и наличия на сегодняшний день достаточных теоретических предпосылок для научного обоснования способов его преодоления определяет актуальность темы нашего исследования.

В результате педагогического эксперимента, нами были изучены особенности социально-психологического климата коллектива тренеров отделения легкой атлетики работающих в рамках бригадных форм и отделения плаванияработающих относительно автономно. В своих исследованиях мы применяли методики, разработанные А. Ю. Шалыто и О. С. Михалюк [6].

Тренеры отделения легкой атлетики, применяя функционально-ролевую дифференциацию в рамках бригадных форм работы, эмоционально более удовлетворены своими межличностными отношениями с коллегами (0,89 балла против 0,65 балла тренеров по плаванию), они лучше знают о личностных и деловых качествах друг друга (0,50 балла против 0,44 балла), что облегчает взаимопонимание, они отличаются более выраженным стремлением к взаимодействию со своими коллегами не только в деловой, но и в межличностной сфере (0,45 балла против 0,36 балла).

Избранная профессия для всех тренеров отделения легкой атлетики является эмоционально привлекательной (1,00 балла). Работа в коллективе нравится и большинству тренеров отделения плавания (0,76 балла), но среди них имеются лица, частично неудовлетворенные социально-психологическим климатом в данном коллективе. Стилем руководства больше удовлетворены тренеры по легкой атлетике (0,61 балла против 0,49 балла). Тренеры отделения легкой атлетики более удовлетворены имеющимися в коллективе возможностями профессионального роста (0,50 балла против 0,41 балла). Интегральная оценка социально-психологического климата в отделении легкой атлетики значительно выше — 0,59 балла. Тренеры другого отделения оценивают климат в своем коллективе на 0,50 балла.

Общая оценка субъективной привлекательности работы в отделении легкой атлетики существенно выше и составляет 6,54 балла против 5, 27 балла в отделении плавания.

В заключении мы исследовали уровень ценностно- ориентационного единства (ЦОЕ) обоих рассматриваемых нами педагогических коллективов, как одного из наиболее значимых критериев их сплоченности. Для измерения и оценки ценностно-ориентационного единства нами применялась методика диагностики разработанная Р. О. Немовым [5].

Анализ экспериментальных данных показал, что показатели ЦОЕ тренеров отделения легкой атлетики составили 0,60 балла, тренеров отделения плавания — 0. 43.балла. Более высокий уровень ценностно-ориента- ционного единства тренеров отделения легкой атлетики обусловлен тем, что, работая совместно в бригадах, они вступают в более тесные межличностные отношения, в процессе которых и происходит более интенсивное сближение их жизненных позиций и ценностных ориентаций.

Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что организация работы тренеров по бригадной форме приводит к:
• улучшению социально-психологического климата в коллективе тренеров от 0,50 до 0,59 балла;
• повышению субъективной привлекательности и удовлетворенности работой в своем коллективе от 5,27 до 6,54 балла;
• росту коллективистической сплоченности коллектива по показателям ценностно-ориентационного единства от 0,43 до 0,60 балла.

Литература:

1. Бурцев, В. А. Педагогические условия формирования спортивной культуры учащейся молодежи в процессе спортивно ориентированного физического воспитания / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, Н. И. Алексеева // Фундаментальные исследования.— 2015.— № 2. Ч.21.— С.4750-4754.
2. Бурцев, В. А. Исследование спортивной мотивации студентов физкультурно-спортивного вуза в процессе формирования спортивной культуры личности /
В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, И. Е. Евграфов// Фундаментальные исследования. — 2015. — № 2. Ч.11. — С.2450- 2454.
3. Бурцев, В. А. Единство и взаимосвязь учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры личности / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, Н. Н. Мугаллимова // Фундаментальные исследования. — 2015.— № 2. Ч.24.— С.5493-5497.
4. Бурцев, В. А. Теоретико-методологические аспекты спортивной культуры личности /В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, Н. Д. Бобырев// Фундаментальные исследования.— 2015.— № 2. Ч.25.— С.5655-5659.
5. Бурцев, В. А. Технологическая модель формирования спортивной культуры студентов в процессе спортивно ориентированного физического воспитания / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, Ф. Р. Зотова // Фундаментальные исследования. — 2015.— № 2. Ч.23.— С.5178- 5182.
6. Шалыто, А. Ю. Изучение социально-психологического климата в трудовом коллективе с помощью «экспресс — методики» / А. Ю. Шалыто, О. С. Михалюк / Социально-психологические проблемы производственного коллектива; [Под.ред. Е. В. Шороховой, Е. С. Кузьмина, О. И. Зотовой, В. Е. Семенова] М.: 1983. С. 87-94.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (02.08.2018)
Просмотров: 29 | Теги: Тренер | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь