Четверг, 08.12.2016, 12:44
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХОМОТОРИКИ И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ УЧЕБНОГО ГОДА

Н.И.Иванась, С.А.Шептикин

ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХОМОТОРИКИ И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ УЧЕБНОГО ГОДА

В статье показана роль психомоторики человека и степень ее связи с общим функциональным состоянием организма. Рассматривается характер изменений показателей психомоторики в течение отдельных периодов учебного года под воздействием комплекса средовых и бытовых факторов, а также сложившейся практики физической культуры в дошкольном образовательном учреждении.

Ключевые слова: психомоторные процессы, функциональное состояние ребенка, сезонные факторы, кистевая динамометрия, относительная сила.

 

Введение. Эффективность двигательной деятельности определяется взаимоотношениями в деятельности - как производительностью вегетативных систем, так и текущим состоянием ЦНС [6]. По мнению ряда специалистов [3,5,7], психомоторные показатели могут иметь достаточно высокую информативную значимость как для оценки общего функционального состояния организма в текущий момент времени, так и для определения направления коррекции воздействий на организм средствами физической культуры. Исследованиями [4], проведенными на спортсменах, было показано, что существует прямая зависимость между уровнем проявления психомоторных способностей и текущим функциональным состоянием спортсмена. Эти закономерности, опираясь на положения теории спортизации [1, 2], можно перенести в полной мере на физическое воспитание детей дошкольного возраста.

Организм детей данной возрастной группы особенно подвержен воздействиям раздражителей различной природы, в том числе и физических упражнений, что отражается на функциональном состоянии организма ребенка. В этой связи изучение динамики показателей психомоторики под воздействием сложившейся практики физического воспитания и особенностей жизнедеятельности детей дошкольного возраста может служить исходной точкой для определения стратегии планирования собственно процесса физического воспитания дошкольников, а также взаимодействия дошкольного учреждения и семьи для оптимизации функционального состояния детей. Это обстоятельство и явилось целью настоящего исследования.

Методика и организация исследований. В качестве основных методик для получения информации о состоянии психомоторики применялась динамометрия мышечных усилий.

В эксперименте, проводившемся с сентября 2013 по февраль 2014 года, приняли участие дети подготовительных групп в количестве 14 человек. Измерения проводились перед занятиями по физической культуре в дошкольном образовательном учреждении № 356 г. Волгоград. Измерения проводились ежемесячно.

Результаты исследования. Как видно из рисунка 1, показатели кистевой динамометрии изменялись волнообразно. Наихудшие результаты были отмечены в ноябре месяце. На наш взгляд, это можно объяснить действием сезонных факторов, к числу которых относится продолжительность светового дня, а также снижением двигательной активности. Результат в течение двух месяцев снизился на 12,4%. Повышение показателей силы кисти в феврале месяце было связано с ростом массы тела, в том числе и мышечной.


 
Рис. 1. Изменения среднегрупповых показателей кистевой динамометрии у дошкольников в течение эксперимента

Учитывая то обстоятельство, что абсолютные показатели силы менее информативны, чем относительные, нами был проведен расчет и анализ показателя относительной силы. На рис. 2 приведена динамика показателей относительной силы у участников эксперимента.

Как видно из рисунка, динамика исследуемого показателя полностью повторяет особенности изменений абсолютной силы кисти. Также наихудшие результаты выявлены в ноябре месяце. Последнее измерение показало рост этого показателя до максимального уровня.
 

Рис.2. Изменения показателей относительной силы у дошкольников в течение периода наблюдений

Как видно из рисунка 2, показатели относительной силы изменялись волнообразно. Период роста наблюдался в феврале месяце, это объясняется адаптацией организма к изменившимся условиям окружающей среды.
 

Рис 3. Изменения среднегрупповых показателей дифференцировки мышечных усилий у дошкольников в течение периода наблюдений

Из рисунка 3 видно, что показатели дифференцировки мышечных усилий в сентябре месяце находятся на самом высоком уровне, это объясняется еще большой продолжительностью светового дня, уменьшением температуры окружающего воздуха, что позволяет больше времени проводить на свежем воздухе, и высоким уровнем двигательной активности.

В ноябре месяце эти показатели снижаются. На наш взгляд, это связано со снижением температуры воздуха, уменьшением продолжительности светового дня и, как следствие, снижение двигательной активности.

Показатели дифференцировки в феврале месяце имеют самые низкие показатели, это обуславливается тем, что на организм ребенка действуют многие сезонные факторы.

Неоднородный характер изменений исследуемых показателей мы объяснить не можем, так как закономерности детского организма не полностью раскрыты.

Выводы:

1. В результате исследований было установлено, что у дошкольников в сентябре месяце показатели психомоторики находятся на самом высоком уровне. Так, степень дифференцировки мышечных усилий у участников эксперимента составила, соответственно, 0,13 и 0,25, так как в этот период года увеличен световой день, это дает возможность больше проводить времени на воздухе, что автоматически приводит к увеличению объема двигательной активности. Также в этот период года организм человека обогащен необходимым количеством витаминов, что способствует нормальной физической работоспособности.

2. В ноябре уровень психомоторики дошкольников имеет более низкий уровень, это объясняется влиянием на испытуемых ряда стрессогенных факторов, вызванных сезонными явлениями.

3. В февральских исследованиях у дошкольников данные показатели имеют самое низкое значение, это обуславливается тем, что двигательная активность ребёнка не увеличилась, а его организм особенно восприимчив к сезонно-климатическим воздействиям.

Литература

1. Бальсевич, В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех / В.К. Бальсевич // Теория и практика физ. культуры. - 1993. - N 4. - С. 21-22.
2. Бальсевич, В.К. Спортивно ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты / Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. // Теория и практика физ. культуры. - 2003. - N 5. - С. 19-22.
3. Бойко, Е.И. Время реакции человека / Е.И.Бойко. - М.: Медицина, 1964. - 440с.
4. Бриль, М.С. Отбор в спортивных играх / М.С.Бриль. — М.: Физкультура и спорт, 1980. - 127 с, ил.
5. Гордон, С.М., Ямпольский Л.Т. Оценка психологической подготовленности спортсмена / С.М.Гордон, Л.Т.Ямпольский.. - М.: НИИ общей и педагог. психологии АПН СССР, 1981. - 24 с.
6. Райцес, В.С. Механизмы взаимодействия внутренних и внешних анализаторов / В.С.Райцес. - Л.: Наука, 1980. - 150с.
7. Сурков Е.Н. Психомоторика спортсмена / Е.Н.Сурков. - М.: ФиС, 1984. - 126 с.

"Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 1 (11) - 2015

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (28.07.2016)
Просмотров: 56 | Теги: психомоторные | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016