Суббота, 03.12.2016, 22:46
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

Показатели и средства исправления условно осужденного военнослужащего

Показатели и средства исправления условно осужденного военнослужащего

 

В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. Президент Российской Федерации подчеркивал, что "сила суда не в жесткости, а в неотвратимости и справедливости наказания, а миссия правосудия - не только карать, но и исправлять" <1>. Действительно, исправление осужденных является одной из целей уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации (ст. 1 УИК РФ). Поэтому процесс исправительного воздействия, влияющий на положительное решение вопросов об условном осуждении, его отмене или продлении испытательного срока, имеет очень важное практическое значение.

--------------------------------

<1> Парламентская газ. 2010. 3 дек.

 

Рассматривая исправительное воздействие условного осуждения в период прохождения военной службы, следует сделать вывод о том, что критерии, подтверждающие исправление условно осужденного военнослужащего, а также оценка его поведения в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве не закреплены, в связи с чем правоприменительный орган в лице командования воинской части (учреждения) вынужден каждый раз определять их самостоятельно, руководствуясь главным образом собственным пониманием. Отсутствие же определенных поведенческих ориентиров и показателей исправления вызывает трудности в практике исполнения условного осуждения.

Некоторые авторы предлагают использовать двенадцать основных критериев оценки степени исправления <2>, другие рассматривают систему оценки исправления осужденного в виде шести направлений <3>. В.Н. Орлов, объединив несколько систем оценок и ряд критериев (направлений) в них, сформулировал следующие нравственные и юридические показатели:

--------------------------------

<2> Подробнее см.: Алферов Ю.А., Байдаков Г.П. Критерии комплексной оценки степени исправления осужденных. Домодедово, 1991.

<3> Подробнее см.: Поздняков В. Еще раз о критериях // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2005. N 2. С. 36.

 

1) отношение осужденного к совершенному преступлению и к назначенному наказанию;

2) отношение к порядку и условиям отбывания наказания;

3) отношение к исправительному воздействию;

4) социальная характеристика осужденного <4>.

--------------------------------

<4> Орлов В.Н. О цели уголовного наказания в виде исправления осужденного: понятие, средства, критерии и степень оценки // Рос. ежегодник уголовного права. 2006. N 1. С. 136 - 137.

 

Приведенная система оценок, бесспорно, представляет интерес. Однако она не учитывает при исполнении условного осуждения специфические показатели исправления военнослужащего, обусловленные военно-служебными отношениями. Цель исправления виновного осужденного в условиях прохождения им военной службы имеет определенные особенности, поскольку предполагает выполнение более конкретной специальной задачи - формирование у военнослужащих сознательного отношения к военной службе, к исполнению возложенных на них воинских обязанностей и требований по военной подготовке, что в армейской среде представляется вполне оправданным.

По нашему мнению, исправление условно осужденного свидетельствует об утрате общественной опасности его личности, что на военной службе может находить подтверждение прежде всего в таком критерии, как "добросовестное отношение осужденного к выполнению служебных обязанностей". Причем этот вывод суда об исправлении осужденного должен быть основан на глубоком анализе его поведения за период испытательного срока. Добросовестное отношение условно осужденного к выполнению служебных обязанностей заключается в отсутствии нарушений порядка прохождения военной службы в период испытательного срока, исполнении законных приказов и указаний командования воинской части (учреждения), строгом соблюдении воинской дисциплины и требований общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, стремлении в совершенстве овладеть профессиональной квалификацией и т.д.

Считаем актуальным задать следующий вопрос: каковы основные показатели, подтверждающие устойчивое и стабильное поведение, соответствующее социальным и правовым нормативам в условиях военной службы при реализации уголовной ответственности в форме условного осуждения? На наш взгляд, с учетом специфики воинских отношений и основных положений уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации к этим показателям можно отнести:

а) соблюдение требований воинской дисциплины;

б) характер и качество выполняемой работы;

в) выполнение требований командиров (начальников);

г) осознание общественной опасности совершенного преступления;

д) позитивную реакцию на применение условного осуждения;

е) положительное отношение к военной службе.

Для того чтобы военному суду прийти к выводу о результативности применения условного осуждения и об исправлении условно осужденного в процессе испытательного срока, представляется возможным ввести следующий специальный показатель исправления условно осужденного военнослужащего - отсутствие дисциплинарных взысканий, предусмотренных Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации.

Известно, что дисциплинарная ответственность военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, реализуется посредством назначения и исполнения дисциплинарных взысканий. Они являются необходимым средством укрепления воинской дисциплины и соблюдения установленного порядка прохождения военной службы.

В то же время при решении вопроса об отмене условного осуждения до истечения испытательного срока военные судьи придают важное значение и поощрениям. Меры поощрения - это, с одной стороны, средство, стимулирующее дальнейшее исправление осужденных, с другой - свидетельство положительных изменений в их поведении. Однако учет поощрений при отмене условного осуждения отнюдь не означает, что решение этого вопроса следует ставить исключительно в зависимость от поощрений, так как возможно исправление условно осужденного, не имеющего поощрений; равно как один факт наличия поощрений осужденного сам по себе не всегда доказывает, что военнослужащий исправился.

Следовательно, чтобы условно осужденного военнослужащего охарактеризовали как отличающегося добросовестным отношением к выполнению служебных обязанностей, у него не должно быть дисциплинарных взысканий. При этом неважно, не было ли у осужденного взысканий за весь период испытательного срока либо они были, но сняты досрочно или погашены. Включение иных, дополнительных критериев для определения понятия "добросовестное отношение к выполнению служебных обязанностей" является избыточным. Отсутствие взысканий свидетельствует о том, что военнослужащий исполнял возложенные на него судом обязанности и приказы командования воинской части в период испытательного срока, а применение поощрений к условно осужденным военнослужащим может дополнительно оцениваться при положительном решении вопроса об исправлении условно осужденного военнослужащего.

Таким образом, юридическим критерием исправления военнослужащего, к которому было применено условное осуждение, предлагается считать установленный факт того, что он своим поведением доказал добросовестное отношение к выполнению служебных обязанностей. Применительно к военной службе указываем специальный показатель исправления - отсутствие дисциплинарных взысканий у условно осужденного в период испытательного срока. Данный показатель исправления может быть зафиксирован в разд. VIII УПК РФ, регламентирующем контроль за условно осужденными.

Не менее интересным является вопрос о том, какими именно средствами достигается исправление условно осужденного военнослужащего при исполнении приговора. В этой связи целесообразно определить основные механизмы воздействия на осужденного, при которых такое исправление представляется возможным в условиях прохождения военнослужащим военной службы. Актуальность данного вопроса объясняется еще и тем, что достижение цели исправления в Вооруженных Силах Российской Федерации и других воинских формированиях обеспечивается средствами воздействия, которые предусмотрены нормами не только уголовно-исполнительного, но и военного законодательства.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 УПК РФ основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие. Согласно п. 7 Правил отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими под исправлением осужденных военнослужащих понимается формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, сознательного отношения к военной службе, к исполнению возложенных на них воинских обязанностей и требований по военной подготовке, стимулирование правопослушного поведения.

В силу содержания условного осуждения как формы реализации уголовной ответственности осужденный не ограничивается в физической возможности совершать новые преступления, ввиду чего возникает также вопрос о способности режима (установленного порядка исполнения и отбывания наказания) выступать средством исправительного воздействия. Вопрос о распространении понятия "режим" на наказания, не связанные с изоляцией от общества, является дискуссионным в юридической науке. Будучи средством исправления, режим одновременно создает условия для применения других средств достижения наказания, регламентируя все сферы жизнедеятельности осужденного, в том числе во время исполнения обязанностей военной службы, а также во внеслужебное время. Порядок исполнения приговора об условном осуждении не регламентирует профессиональную деятельность осужденного военнослужащего, а порой и его поведение в свободное время. О недопустимости выделения условно осужденных в особую группу и подчинения их специальному режиму указывал еще Н.И. Фалеев. Он полагал, что эффективность условного осуждения выражается в продолжении прохождения службы виновным в рядах беспорочных военнослужащих, в нормальной обстановке военной службы <5>.

--------------------------------

<5> Фалеев Н.И. Условное осуждение (новая область его применения). М., 1904. С. 85 - 86.

 

Представляется верной позиция В.И. Селиверстова, очень осторожно подходящего к вопросу о наличии режима при исполнении уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, и выделяющего из всей совокупности элементов режима только контроль за поведением осужденных как присущий всем видам уголовных наказаний <6>.

--------------------------------

<6> Уголовно-исполнительное право: Учеб. / Под ред. В.И. Селиверстова. М., 2002. С. 57.

 

В отношении условного осуждения законодатель указал лишь одно средство исправительного воздействия - контроль за поведением условно осужденных военнослужащих. Действительно, контроль занимает значимое место в механизме реализации условного осуждения. Как отмечает Т.И. Эрхитуева <7>, контроль выступает не только в качестве средства обеспечения режима испытания, но является также важным фактором исправления (дисциплинирования) условно осужденного.

--------------------------------

<7> Эрхитуева Т.И. Понятие и содержание контроля за поведением условно осужденных // Вестн. Бурятского гос. ун-та. Сер. 12: Юриспруденция. Вып. 3. 2006. С. 131 - 132.

 

В науке уголовного права контроль нередко рассматривают как деятельность командования воинских частей по обеспечению возложенных на условно осужденных военнослужащих приговором суда обязанностей, предусмотренных ч. 5 ст. 73 УК РФ, и обязанностей, предусмотренных ч. 4 ст. 188 УПК РФ <8>. Между тем содержание понятия "контроль" является довольно объемной правовой категорией. Под контролем (социальный контроль) следует понимать процесс оказания определенного воздействия на личность в целях организации ее деятельности в рамках установленных правил <9>.

--------------------------------

<8> См., напр.: Малинин В.Б., Смирнов Л.Б. Уголовно-исполнительное право: Учеб. для юрид. вузов и фак. М., 2010. С. 107.

<9> Ожегов С.И., Шведова И.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999. С. 454.

 

Согласно ч. 5, 6 ст. 73 УК РФ исправление обеспечивается путем осуществления контроля за поведением осужденного и возложения на него определенных обязанностей. Но ограничивается ли деятельность командования, исполняющего приговор об условном осуждении, лишь контролем исполнения возложенных на осужденных приговором суда обязанностей, предусмотренных ч. 5 ст. 73 УК РФ?

На наш взгляд, контроль в отношении условно осужденных военнослужащих нельзя отождествлять только с деятельностью командования воинских частей (учреждений) по учету и регистрации совершаемых осужденными правонарушений. Мы разделяем мнение О.В. Сукманова, рассматривающего понятие контроля в широком смысле: оно включает в себя всю деятельность командования воинских частей (учреждений) в отношении условно осужденных военнослужащих по исполнению приговора с момента поступления документов в уполномоченный орган до момента снятия условно осужденного с учета <10>.

--------------------------------

<10> Сукманов О.В. Индивидуальное предупреждение преступного поведения условно осужденных лиц: Дис. ... канд. юрид. наук. Иркутск, 2003. С. 83.

 

Действительно, возможности исправительного воздействия на осужденных не исчерпываются только контролем и возложенными обязанностями. В научной литературе также можно встретить мнения ученых о наличии иных средств исправительного воздействия. А.А. Рябинин, в частности, таким средством считает развитие полезной инициативы у осужденного <11>. Ф.С. Бражник отмечал необходимость заслушивания периодического отчета осужденного военнослужащего перед командованием части о том, что им делается для того, чтобы искупить свою вину и доказать исправление, в том числе и публично перед определенной категорией военнослужащих в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации <12>.

--------------------------------

<11> Рябинин А.А. Основы исправительно-трудового (уголовно-исполнительного) права Российской Федерации: вопросы дифференциации и индивидуализации наказания. М., 1995. С. 70.

<12> Бражник Ф.С. Уголовно-исполнительное право. Модуль 3. Правовое регулирование исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, и освобождение от наказаний осужденных. М., 2004. С. 42.

 

Следует согласиться с указанными авторами в том, что перечисленные средства вполне применимы при исполнении приговора об условном осуждении. Ведь не случайно в соответствии с ч. 4 ст. 188 УИК РФ законодатель указал, что условно осужденные обязаны отчитываться перед командованием воинских частей о своем поведении.

В.В. Пестунович также признавал необходимость установления в действующем уголовно-исполнительном законодательстве и изданных в его развитие нормативных правовых актах обязанности органов, осуществляющих контроль за условно осужденными, периодически подводить итоги прохождения ими испытательного срока с вынесением заключения о результатах. Указанная обязанность, по мнению названного автора, может быть обусловлена конкретными сроками (например, истечение определенного периода - полугодие, год, половина испытательного срока по приговору), наступлением каких-либо обстоятельств, влияющих на прохождение осужденным испытания или явно свидетельствующих об успешном выполнении условий испытания (изменение семейного положения, тяжелое заболевание осужденного, достижение выдающихся результатов в службе, науке, искусстве, спорте, героизм и мужество, проявленные при выполнении боевого задания, и др.). В условиях военной службы таким основанием для вынесения заключения могут быть, кроме того, предстоящее увольнение осужденного с военной службы, решение вопроса о назначении на другую должность, перевод к новому месту службы и др. <13>.

--------------------------------

<13> Пестунович В.В. Условное осуждение военнослужащих: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 128.

 

Вышеуказанное заключение, по мнению В.В. Пестуновича, в зависимости от результатов исполнения обязанностей в течение испытательного срока, может служить основанием для принятия органом, осуществляющим контроль за условно осужденным, решения о направлении представления в суд о сокращении либо продлении испытательного срока, отмене, полностью или частично, условного осуждения либо дополнении ранее установленных для условно осужденного обязанностей. Такая активная позиция органов, осуществляющих контроль за условно осужденными, несомненно, будет способствовать эффективности условного осуждения, создаст условия для реального контроля за процессом исправления и в конечном итоге послужит достижению целей государства в области уголовной политики.

Кроме того, учитывая, что на органы воспитательной работы возложена обязанность обеспечивать периодическое (не реже одного раза в период обучения) проведение совместно с органами военной прокуратуры предупредительно-профилактических мероприятий с военнослужащими, приговоренными судами к отбыванию наказания, не связанного с лишением свободы, целесообразно было бы такие отчеты проводить с участием представителей органов военной прокуратуры, надзирающих за законностью исполнения условного осуждения.

Контроль за поведением условно осужденных представляет собой особое средство исправительного воздействия, проявляющееся, с одной стороны, в установлении для осужденного определенных ограничений (обязанностей), с другой - в применении к осужденным комплекса профилактических и воспитательных мер. Весьма актуальными представляются мнения Х.Х. Кадари <14> и Ф.С. Саввина <15>, предполагавших, что условное осуждение имеет ярко выраженный воспитательный характер. Аналогичную позицию занимает В.Н. Баландин, который полагает, что сущностью условного осуждения выступает воспитание, находящее свое выражение в особом психолого-педагогическом воздействии на осужденного в целях его исправления <16>.

--------------------------------

<14> Кадари Х.Х. Условное осуждение в советском уголовном праве // Ученые записки Тартуского ун-та. Вып. 44. Таллин, 1966. С. 193.

<15> Саввин Ф.С. Условное осуждение как мера воспитания осужденных в современный период // XXII съезд КПСС и вопросы государства. Свердловск, 1962. С. 351.

<16> Баландин В.Н. Эффективность освобождения от отбывания наказания при условном осуждении и отсрочке исполнения приговора. Свердловск, 1998. С. 7.

 

В соответствии с положениями УИК РФ на командование воинских частей воспитательные функции возлагаются лишь в случаях реального отбывания наказания осужденными военнослужащими в период прохождения ими военной службы. Каких-либо указаний в отношении воспитательной работы с условно осужденными военнослужащими закон не содержит. Нет такой обязанности командования в отношении этой категории военнослужащих и в нормативных актах руководителей министерств и ведомств, в которых предусмотрена военная служба. Однако, на наш взгляд, это вовсе не означает, что командование части в этом случае выполняет роль формально фиксирующего выполнение установленных в приговоре требований стороннего наблюдателя за процессом исправления условно осужденного военнослужащего. По этому вопросу Я.В. Лобов справедливо заметил: "Нельзя просто дожидаться истечения испытательного срока, гадая, выдержит субъект испытание или нет. Необходимо работать с ним. Постоянный контроль за осужденными, систематическое проведение с ними воспитательной работы, высокая требовательность к их поведению - все те обязательные условия, соблюдение которых позволит добиться максимальной эффективности условного осуждения" <17>. Уместно упомянуть Н.И. Фалеева, писавшего о том, что "мало только ознакомить вступившего в армию - его необходимо воспитывать так, чтобы воинские нормы - и в особенности дисциплина - стали его второю натурою" <18>.

--------------------------------

<17> Лобов Я.В. Освобождение осужденных военнослужащих от отбывания наказания: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999. С. 61.

<18> Фалеев Н.И. Указ. соч. С. 74.

 

В Вооруженных Силах Российской Федерации воспитательная работа организована в соответствии с Концепцией воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации <19>, определяющей основные цели, задачи и направления воспитания всех категорий военнослужащих. Воспитание военнослужащих осуществляется с использованием педагогических технологий, под которыми понимается комплекс взаимосогласованных и последовательно применяемых методов, средств и форм реализации воспитательных целей и задач (п. 14 Основ организации воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации) <20>.

--------------------------------

<19> Приложение N 3 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 11 марта 2004 г. N 70 [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был.

<20> Приказ Министра обороны Российской Федерации "О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации" от 28 февраля 2005 г. N 79 [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

 

Несмотря на важность поставленных перед командованием воспитательно-исправительных задач и совпадение основных методов и основных направлений системы воспитания военнослужащих с формами и методами воспитательной работы с осужденными военнослужащими, особенности воспитательной работы именно с осужденными военнослужащими, продолжающими проходить военную службу, не нашли своего отражения в основополагающих документах по воспитательной работе в Вооруженных Силах Российской Федерации. Хотя научная разработка указанных вопросов военной педагогикой, несомненно, повысила бы эффективность исправительного воздействия и способствовала бы скорейшему исправлению осужденного военнослужащего и предупреждению совершения им новых преступлений.

Как представляется, для обеспечения надлежащей деятельности командования воинских частей (учреждений) по организации воспитательной работы в отношении условно осужденных военнослужащих следует разработать подзаконный нормативный акт в форме инструкции, в которой должны быть закреплены понятия, задачи, основные направления, формы и методы, критерии и показатели оценки эффективности воспитательной работы с условно осужденными, степени исправления данной категории осужденных, а также определен конкретный круг субъектов, осуществляющих воспитательную работу с ними, их права и обязанности.

Кроме того, в вопросе воспитательной работы в отношении условно осужденного, продолжающего проходить военную службу, представляется возможным использовать опыт немецких законодателей. Так, в соответствии с требованиями УК Германии (Strafgesetzbuch, StGB), Военно-уголовного закона (WStG) и части IV Закона об отправлении правосудия по делам молодежи (JGG) для оказания помощи молодому условно осужденному военнослужащему бундесвера (до 21 года) может быть назначен на общественных началах персональный воспитатель из числа военнослужащих. Лицо, назначенное для оказания помощи условно осужденному военнослужащему и не состоящее на военной службе, не вправе вмешиваться в решение вопросов, подведомственных военному командованию. А воспитательные меры, принимаемые дисциплинарным начальником, всегда имеют приоритет <21>.

--------------------------------

<21> Шулепова Л.Ф. Особенности применения молодежного уголовного права Германии к военнослужащим бундесвера // Военно-уголовное право. 2004. N 3. С. 14. См. также: Wehrstrafgesetz (WStG) idF v. Mai 1974 (BGB1. I 1213; III 452-2), letztes DndG v. 26. l. 1998 (Bundesgesetzblatt, BGB1. I 164); Jugendstrafvollstreckung von Gerald Gareis Rechtspfleger am Amtsgericht Bayreuth (letzte Dnderung am 27.01.2000).

 

Пункт 7 Правил отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими, помимо перечисленных в законе, предусматривает и применение иных средств, обусловленных прохождением военной службы, перечень которых, однако, не дается. На наш взгляд, недостаточно учитывается в теории и практике исполнения наказаний в условиях военной службы такое важнейшее средство, как общественное воздействие со стороны воинского коллектива. Часть 3 ст. 23 УИК РФ определяет, что общественные объединения оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, принимают участие в исправлении осужденных. Тем самым общественность призвана оказать существенную помощь в воспитании осужденных. В соответствии с нормами военного законодательства участие общественности в решении вопросов жизни и быта войск, содействие командованию в проведении воспитательной работы не противоречат принципу единоначалия.

В.А. Ломако справедливо отметил, что "условное осуждение позволяет использовать принудительное и воспитательное значение в их необходимом сочетании и одновременно обеспечивает активное участие общественности в исправлении и перевоспитании преступников" <22>. По мнению Э. Саркисовой, общественность может привлекаться к воспитательной работе с условно осужденным на тех же основаниях, на которых она оказывает помощь государству в деле борьбы с преступностью <23>. С точки зрения А.Б. Сахарова, общественное мнение, воздействующее на правонарушителя, включает в себя своеобразное наказание и "притом во многих случаях более действенное, чем государственное принуждение" <24>.

--------------------------------

<22> Ломако В.А. Применение условного осуждения. Харьков, 1976. С. 3.

<23> Саркисова Э. О воспитательной работе с условно осужденными // Социалистическая законность. 1963. N 12. С. 48.

<24> Сахаров А.Б. Роль общественности в укреплении советского правопорядка // Вопросы философии. 1960. N 3. С. 33.

 

В.Г. Парфенов рассматривал общественное мнение как одно из важнейших средств повышения эффективности воспитания военнослужащих, формирования у них социально значимых для военной службы качеств, активный регулятор их социального поведения как в мирное время, так и в боевой обстановке <25>.

--------------------------------

<25> Парфенов В.Г. Общественное мнение в воинском коллективе и его использование в воспитательном процессе: Дис. ... канд. социол. наук. М., 1996. С. 130 - 133.

 

Создание обстановки нетерпимости к совершенному преступлению, позитивно формирующей общественное мнение воинского коллектива, осуждающая общественная реакция на правонарушение способствуют созданию у осужденного соответствующего эмоционального состояния, характеризующегося переживанием, тягостным беспокойством, неудовлетворенностью собой, осуждением своего поведения и сожалением о совершенном поступке, т.е. соответственно направлено на вызов у осужденного чувства стыда, определяемого Б. Спинозой как "неудовольствие, сопровождаемое идеей какого-либо нашего действия, которое другие, как нам представляется, порицают" <26>.

--------------------------------

<26> Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона [Электронный ресурс]. URL: http://slovari.yandex.ru/dict/brokminor/article/37/37991.html?text=%D1%81%D1%82%D1%8B%D0%B4&stpar3=1.5 (дата обращения: 01.01.2013).

 

На современном этапе идея стыда как основного средства в процессе контроля над преступностью остается актуальной и входит в качестве основы в теорию восстановительного правосудия в качестве альтернативного метода борьбы с преступностью, направленного на понимание и признание преступником нанесенного вреда и его возмещение. Реагирование общества на правонарушение, осуждающее девиантное поведение и стремящееся восстановить нарушенный социальный порядок, получило название клеймящего стыда, а ответная реакция преступника на такое выражение общественного неодобрения - это "восстанавливающий стыд", переживание которого помогает преступнику исправиться и вернуться в полноправные члены общества <27>.

--------------------------------

<27> См. подробнее: Брейтуэйт Дж. Преступление, стыд и воссоединение. М., 2002. С. 203.

 

Международные правовые акты в сфере регулирования мер, не связанных с тюремным заключением, ставят своей целью обеспечение более активного участия общественности в осуществлении правосудия по уголовным делам, особенно в обращении с правонарушителями, и рекомендуют компетентным органам привлекать общественность и системы общественной поддержки к применению таких мер <28>. Реализация карательного содержания уголовного наказания в условиях военной службы имеет также и общепредупредительное значение, так как наглядные уголовные наказания, "которые поражают личные служебные права и отличия солдата, ставят его в низшее положение в глазах товарищей" <29>, одновременно оказывают воздействие на неустойчивую часть военнослужащих, в рамках общей превенции предостерегая их от совершения преступлений и опосредованно влияя на снижение преступности в целом. Отсюда следует, что условное осуждение военнослужащего имеет важное воспитательное значение для всего воинского коллектива, участвующего в процессе исправления осужденного.

--------------------------------

<28> Пункты 1.2 и 13.4 Минимальных стандартных правил ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) (приняты 14 декабря 1990 г. Резолюцией 45/110 Генеральной Ассамблеи ООН) (Уголовно-исполнительный кодекс РФ: с приложениями, указателем судебной практики и сопоставительной таблицей. М., 1997).

<29> Неелов Я.А. Курс военно-уголовного права: лекции, читанные в Военно-юридической академии проф. Я.А. Нееловым в 1884/1885 акад. году. СПб., [б.г.]. С. 50.

 

Следует иметь в виду, что военно-пенитенциарной деятельности в условиях военной организации объективно присущи естественные особенности, обусловленные специфическими военно-административными детерминантами; принципами военного строительства, организованной структурой Вооруженных Сил Российской Федерации, характером выполняемых военной организацией страны задач, необходимым высоким уровнем правовой регламентации и детализации всех вопросов жизни, быта и деятельности войск <30>. Поэтому условное осуждение должно обеспечивать не только достижение цели исправления и решение задач, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, но и надлежащее исполнение обязанностей по военной службе, совершенствование качеств, необходимых военнослужащему по соответствующей специальности. Профессиональная подготовка как средство исправления условно осужденных военнослужащих осуществляется в рамках военной подготовки, в зависимости от содержания повседневной деятельности военнослужащих, военно-учетной специальности, должностных и специальных обязанностей, осуществляемой в виде боевой <31>, специальной <32>, правовой, физической <33> и других видов подготовок.

--------------------------------

<30> Толкаченко А.А. Правовые основы исполнения уголовных наказаний, применяемых к военнослужащим: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 1997. С. 182.

<31> Статья 234 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

<32> См., например: ст. 338 Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации.

<33> Статья 14 Федерального закона "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ.

 

В то же время ряд других предусмотренных законом средств не находит своего применения при исполнении приговора об условном осуждении. Так, если не брать во внимание военнослужащих, содержащихся в дисциплинарной воинской части, вызывает серьезные сомнения возможность привлечения командованием условно осужденного к общественно полезному труду. Направление военнослужащего на общественно полезные работы, как, например, это предусмотрено в отношении осужденного к обязательным или исправительным работам, явно будет содержать в себе карательные элементы перечисленных уголовных наказаний, что недопустимо в отношении осужденных к другому виду уголовного наказания, в содержание которого привлечение к труду не входит. Проведение общественно полезных работ с участием осужденных военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в интересах воинской части не урегулировано нормами военного законодательства и нарушает запрет на привлечение военнослужащих к исполнению обязанностей, не связанных с военной службой. Дополнительных же полномочий командованию воинской части, исполняющему приговор об условном осуждении, по данному вопросу не предоставлено. Все это свидетельствует об отсутствии в настоящее время правовых оснований для применения такого средства, как общественно полезный труд, в отношении условно осужденных военнослужащих.

В юридической литературе отмечается, что важным показателем исправления осужденного выступает его отношение к учебе <34>. Исследования показывают, что образовательный уровень является существенной характеристикой личности осужденного. Высокий образовательный уровень проявляется как антикриминогенный фактор. Чем выше образование человека, тем менее вероятно совершение им преступления. Однако, на наш взгляд, получение осужденным военнослужащим общего образования не имеет особого значения, так как в соответствии с требованиями по уровню образования, установленными Министром обороны Российской Федерации (руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба), граждане, поступающие на военную службу по контракту, должны иметь образование не ниже среднего профессионального <35>.

--------------------------------

<34> Михлин А.С. Осужденные. Кто они? М., 1996. С. 33.

<35> См. подробнее: Комментарий к Федеральному закону "О воинской обязанности и военной службе" / А.С. Зорин [и др.]. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007. С. 312 - 314.

 

Таким образом, Правила отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими следует дополнить обладающими одновременно уголовно-исполнительной и военно-административной спецификой показателями и средствами исправления условно осужденного в условиях военной службы. Показателем исправления осужденного без реального отбывания наказания является отсутствие у военнослужащего дисциплинарных взысканий, что свидетельствует о добросовестном исполнении военнослужащим возложенных на него судом обязанностей и приказов командования воинской части в период испытательного срока. Помимо контроля за условно осужденными военнослужащими, к средствам исправления условно осужденного военнослужащего предлагается отнести: 1) воспитательную работу, в том числе отчеты должностных лиц части об исполнении приговора военного суда в присутствии личного состава воинской части и представителей органов военной прокуратуры; 2) общественное воздействие; 3) профессиональную подготовку.

Совокупность указанных средств исправления осужденных при их применении образует исправительное воздействие в условиях реализации меры государственного принуждения посредством применения института условного осуждения в Вооруженных Силах Российской Федерации. Комплексное применение командованием воинской части (учреждения) рассмотренных исправительных средств, обладающих одновременно уголовно-исполнительной и военно-административной спецификой, при исполнении приговора об условном осуждении способствует укреплению воинской дисциплины, правовому воспитанию личного состава, укреплению морально-психологического состояния военнослужащих и, как следствие, повышению боевой готовности и боеспособности войск.

Исправительное воздействие условного осуждения в обстановке военной службы регламентируется нормами двух групп: уголовно-исполнительной и военно-административной. Средства регулируемого ими исправительного воздействия на условно осужденных военнослужащих органически включаются в содержание военно-пенитенциарных отношений и составляют комплекс мероприятий общего (уголовно-исполнительного) и особенного (военно-административного) характера.

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443x (30.06.2014)
Просмотров: 702 | Теги: условное осуждение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016