Четверг, 26.04.2018, 22:30
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ПОИСК ПУТЕЙ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СПОРТСМЕНОВ В ШКОЛЕ

А.Н.Макарова

ПОИСК ПУТЕЙ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СПОРТСМЕНОВ В ШКОЛЕ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы нравственного воспитания спортсменов в школе средствами изобразительного искусства. В связи с некоторыми назревшими проблемами, отраженными в статье профессора СВФУ ИФКиСШамаева В. П. встречаюгцихся среди спортсменов.

Ключевые слова. Культурологический подход, нравственное воспитание, метод проблемных вопросов, произведения художников.

 

Актуальность; Современные условия как соперничество в спорте и издержки прогресса как интернет, у некоторых спортсменов могут оказать отрицательную роль в формировании их нравственных качеств. В спортивной школе олимпийского резерва, где подготавливают будущих тренеров и спортивных работников такое явление неприемлемо, но не исключено. Для этого еще в школе необходимо культивировать лучшие человеческие качества, чтобы выпустить в жизнь людей с формированными личностными чертами. Цель; Применение произведений художников, как средства в формировании нравственных качеств на уроке изобразительного искусства и воспитании конкурентоспособных кадров физкультурного образования.

Задачи; - дать возможность спортсменам на уроке обдумывать содержание произведения художников и оттачивать душевную красоту.
- собрать коллекцию иллюстраций картин художников, как средство наглядного пособия;
- подобрать способы применения наглядных средств, для пробуждения эстетических чувств и нравственных качеств;

Культурологический подход в нравственном развитии личности, существовал с древних времен. У каждого народа имеется своеобразная, специфическая, сложившаяся веками система воспитания подрастающего поколения. Такие общественные ценности отражающие качества личности как, уважение к родителям, старшим, женщине, к людям труда, любовь к детям, животному миру, гостеприимство, взаимопомощь, милосердие, скромность, вежливость, чувство ответственности и толерантность и.т.д. являются главными и определяющими в характере любой нации.

Эти вопросы освещались в трудах великих педагогов и ученых К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Г.Н. Волкова и др. Известные якутские педагоги и ученые В.Ф. Афанасьев, К.С. Чиряев, Б.Н. Попов и другие также исследовали нравственно- воспитательные процессы, относительно своего народа.

Профессор ИФКиС СВФУ Шамаев В.П. в своем докладе «Вопросы культорологического подхода в нравственном развитии личности студентов» по результатам своего исследования, обратил внимание на то, что иногда среди студентов наблюдается чрезмерная спортивная злость, низкая культура поведения и т.п. И среди недостатков поведения у студентов перечислено было нежелание с их стороны помочь слабым, женщинам и старым людям. В конце им было сказано, что доминирующие нравственные качества у многих испытуемых были заложены еще в стенах общеобразовательных школ, когда они начали активно заниматься физической культурой и спортом, и нашли дальнейшее развитие и расширение в процессе обучения в высшем учебном заведении. В результате исследования им было выявлено, что лишь спортсмены высокого класса в различных ситуациях проявляют всестороннюю нравственную воспитанность.

Философом Ю.У. Фохт - Бабушкиным «впервые были получены экспериментальные данные о наличии тесной связи между приобщенностью человека к искусству и его всестороннему духовному развитию. В век технического прогресса, телевидения, интернета и компьютеризации, радио искусство несущее подчас чуждые нам идеалы человеческих отношений, чуждые, враждебные нам духовные ценности, стремительно проникают и за пределы капиталистических стран. Такое искусство опасно, прежде всего, для подрастающего поколения, так как в раннем возрасте это происходит катастрофически быстро. Подлинный барьер развращающему воздействию псевдоискусства в нравственном росте наших детей можно поставить, лишь приобщив каждого к подлинным ценностям мировой художественной культуры. С этой целью, нами на уроке изо, кроме ознакомления с произведениями применяется метод погружения в содержания картин художников при помощи проблемных вопросов, чтобы способствовать формированию у спортсменов таких нравственных качеств, как сопереживание, сочувствие и внимательность к окружающим их людям. Замечательный педагог Б.Неменский сказал: «...способность сопереживания - это фундамент любого понимания человека человеком. И эту способность может формировать искусство.

Эстетическое развитие - это не роскошь, а абсолютно необходимый компонент всестороннего, гармонического развития спортсмена, при отсутствии которого нет и не может быть полноценно развитого интеллекта и полноценного усвоения нравственных принципов отношения к людям и к природе, не может быть сформировано целостное и нужное нашему обществу отношение к миру. И в руках педагогики нет такой же мощной силы для этой работы, как искусство.

Мы знаем, что наши предки воспитывали своих детей на собственном примере. Так как, в нашей школе учатся дети из разных улусов и республик, родители которых находятся далеко от них, то такой возможности у таких детей отсутствует.

Период, который приходится в стенах нашей школы - интерната, с 5 по 11 классы, для них является уязвимым, а именно периодом формирования нравственности и становления ученика как личность. Возможно, поэтому могут быть упущены удобные моменты в воспитательной работе в период их становления как личность. И мы, педагоги всячески стараемся восполнить этот промежуток, всячески изыскивая способы и методы в своей работе.

Факт, что человек воспринимает наглядные образы быстрее и лучше, чем устные. К тому же знаем, что проблема оттачивает ум человека и способствует к конструктивному мышлению. Метод проблемных вопросов по наглядным образам, дает красочно воспринимать художественные образы, а через это и окружающую действительность. Эффективность такого метода было доказано известным педагогом, руководителем экспериментальной педагогической лабораторией Донецка, В.Ф. Шаталовым, автором опорного конспекта.

Чтобы убедиться насколько эффективно выбранный метод, нами проведена проверочная работа сначала в форме письменного изложения о содержании увиденной картины «Фашист пролетел». Задание было такое; « Что вы видите на этой картине» Из 42 участвовавших в проверке учащихся наиболее развили тему 9 девочек. Ответы же остальных были лаконичными, в виде описания о действиях героев картины. После этого ставилась задача, чтобы дети рассказали, какие внутренние чувства пробудились по поводу произошедшего с героем картины. То почти все дети выразили сочувствие по поводу гибели мальчика к его родным и пожалели собачку. Это показало, что у детей развиты чувство сочувствия и сопереживания. Потому что они знают, что если с детьми случается несчастье, то в первую очередь это приносит горе их родителям. Но они еще не все могут толковать и развивать тему картины и разбираться в причинно - следственных связях с более глубоким погружением в события, с изображенными в картине людьми. Таким образом, можно считать, что применение данного метода на уроках целесообразно.

Учитывая специфику нашей школы проблема, поднятая В.П. Шамаевым, нас затронула. Ведь чувства соперничества и стремления к превосходству могут у некоторых в дальнейшем развивать такие пороки, как зависть, коварство и эгоцентризм.

О том, к чему может привести зависть можно рассказать, раскрывая содержание картины Васнецова к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Мы все знаем, что коварный и хитрый Черномор из-за зависти к тому, что его брат сильнее и больше ростом рассек ему голову. Прекрасные явления человеческих качеств Великий русский художник К.К. Брюллов отразил в своем знаменитом полотне «Последний день Помпеи». В учебной программе есть немало картин, которые являются существенным средством, затрагивающим каждую струну души ребенка и бесспорно находят отклик в в становлении нравственности каждого спортсмена.

В итоге хочется сказать, что произведения художников являются богатым источником, для применения их в воспитательных целях.

Если мы хотим оградить нашу молодежь от чуждых нам взглядов, представлений об истине, добре и красоте, то мы должны искать средства, чтобы преградить пути к негативным факторам. Дать им понять, применяя соответствующие способы и методы воспитания, подлинные понятия о нравственности и красоте человеческой души и систематически способствовать формированию лучших качеств во всех уроках и занятиях в школе и высших учебных заведениях. Только так мы можем воспитать успешно социализированных, конструктивно мыслящих, высококвалифицированных и нравственно подкованных кадров в условиях бурного развития современного общества.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 335 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (27.03.2018)
Просмотров: 28 | Теги: нравственное воспитание | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь