Воскресенье, 04.12.2016, 17:12
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ДИДАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ КАК УСЛОВИЕ РАЗНОСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Н.В.Финогенова, А.А.Полеева, О.А.Юдичева

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ДИДАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ КАК УСЛОВИЕ РАЗНОСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассматриваются результаты включения в содержание физического воспитания детей дошкольного возраста подвижных игр с дидактической направленностью. Показаны основы классификации подвижных игр, позволяющие оказывать влияние как на развитие двигательных, так и интеллектуальных способностей. Предложено изменение вариантов сочетания словесного, зрительного и практических методов физического воспитания. Отмечено положительное влияние данной работы на изменение показателей развития интеллектуальных и двигательных процессов.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, подвижные игры, интеллектуальное развитие, двигательное развитие.

 

Дошкольный возраст - это время, когда происходит физическое, психическое и личностное совершенствование ребенка, развиваются его интересы и способности. Все большее значение в этот период приобретает физическое воспитание, так как в процессе двигательной деятельности закладываются основы для разностороннего развития личности [1, 4, 6].

Вместе с тем ухудшение здоровья подрастающего поколения вызывает озабоченность не только у медицинских работников, но и педагогов. Связанo это, прежде всего, с желанием родителей как можно раньше научить детей читать, писать, считать. И, как следствие, воспитатели дошкольных организаций интеллектуальному развитию детей отводят значительно больше времени, чем двигательному, в семьях воспитанников оздоровительные формы проведения семейного досуга недостаточно развиты, а низкий уровень физической культуры родителей передается и детям.

Анализ содержания физического воспитания в дошкольном возрасте указывает на возможность разностороннего развития детей в процессе двигательной деятельности. У дошкольников 3-6 лет выявляются достоверные корреляции между показателями интеллектуальных способностей и физических качеств в пределах у мальчиков с 7 до 11%, а у девочек с 8 до 12% от общего их количества [7].

Однако в реальной практике эти возможности используются не в полной мере. Чтобы ребенок получал удовольствие от умственной деятельности, его необходимо научить быть любознательным и настойчивым в достижении цели, уметь выражать свое отношение к деятельности и внутреннему контролю. И все эти качества полноценно развиваются у дошкольников в игровой деятельности. Подвижные игры при этом оказывают воздействие на становление основных движений, качество и быстроту выполнения игровых заданий. Движения, содержащиеся в них, активизирует деятельность различных анализаторов, формируя тем самым возможности для тренировки функций головного мозга, что создает предпосылки для успешного овладения в дальнейшей элементами учебной деятельности [9].

Подвижные игры, имеющие дидактическую направленность, используются педагогами для одновременного решения двух целей. Во-первых, решаются задачи, направленные на увеличение двигательной подготовленности и оздоровления детей, во- вторых - задачи познавательного характера, где дети закрепляют знания и представления по различным образовательным областям. При этом они способствуют развитию восприятия, памяти, мышления, формированию обобщений, совершенствованию координации движений, быстроты, силы, выносливости и других психофизических качеств [4, 5, 8].

Широкое применение подвижных дидактических игр в педагогической работе требует специального отбора для решения разных педагогических задач. В связи с этим возникают рабочие группировки игр. Проанализировав различные подходы к игровым классификациям, мы предположили, что в большей степени развитию двигательных и интеллектуальных способностей способствуют игры, в которых присутствуют задания, вызывающие у ребенка необходимость активизировать мыслительную деятельность. При этом мыслительные операции вводились или в непосредственное содержание игры, или предшествовали ей. Например, во время выполнения ходьбы и бега (игра «Слушай-выполняй») детям необходимо выполнить определенное задание по заранее определенному сигналу: хлопок - подскок, звучание вальса - кружение в движении, звучание польки - подскоки. Выполнение такого задания способствовало не только решению специфических задач физического воспитания, но и развитию внимания, слухового восприятия, слухомоторной координации. А для игры «Юнги на учении» детям необходимо вначале построить «полигон», соответствующий заданному признаку (форма, цвет и др.), расставить его в соответствии со схематическим изображением, и только после этого начиналась уже игра. Таким образом, игре предшествовали операции анализа, сравнения, нахождения сходства и различия в объектах, и, соответственно, познавательная активность детей возрастала.

Еще в 19 веке французский психолог Альфред Бене выдвинул предположение, что слабое здоровье и отставание в физическом развитии могут служить факторами «Умственной слабости» [3]. Основная причина - гиподинамия.

При снижении двигательной активности снижается обмен веществ и информации, поступающей в мозг из мышечных рецепторов, что приводит к нарушению регулирующей функции мозга и отражается на работе всех внутренних органов. Следовательно, необходимо в содержание физического воспитания дошкольников включать подвижные игры, способствующие расширению запаса двигательных умений и навыков, которые являются базовыми для двигательного развития дошкольников и подвижные игры для развития физических качеств.

В ходе эксперимента для развития скоростных способностей в содержание образовательной деятельности по физической культуре включались игры, в которых обязательным условием было изменение темпа передвижения, бега по прямой с ускорением, бега за партнером, со сменой направления по различным сигналам и из усложненных стартовых положений. Это такие игры, как «Соревнуются тройки», «Борьба за мяч» и др.

Развитию скоростно-силовых способностей содействуют игры с прыжками, метанием, бросками с использованием набивных мячей, лазанием и ползанием, игровые задания с выпрыгиванием вверх, спрыгиванием с небольшой высоты с последующим отскоком (например, «Бег по кочкам», «Передача мяча» и др.).

Координационные способности развивались эффективнее, если в содержание подвижных игр входили такие задания как: прыжки и метания на точность, равновесие, ползание, с использованием необычных исходных положений, задания с быстрой сменой поз, изменением скорости, темпа движения или способа его выполнения, с использованием предметов различной формы, веса, фактуры, с выполнением взаимосогласованных действий несколькими участниками («Веселые соревнования», «Проползи не урони», «Подвижная цель» и др.).

Необходимость включения в образовательный процесс по физическому воспитанию детей дошкольного возраста подвижных игр с дидактической направленностью предполагает изменение вариантов сочетания словесного, зрительного и практических методов физического воспитания в сторону увеличения доли зрительного и словесного. Для активизации, например, наглядно-действенного мышления целесообразно игровые двигательные задания выполнять с опорой на наглядные методы (схематическое изображение, зрительные ориентиры).

Эффективность отобранных для использования в эксперименте подвижных игр с дидактическим содержанием выявлялось при помощи тестирования. Изменение показателей развития познавательных процессов представлено в таблице 1.

Таблица 1
Изменение показателей развития познавательных процессов в результате использования в дошкольном возрасте подвижных игр  дидактической направленности

Анализ данных выявил значительное увеличение показателей, характеризующих познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста, участвующих в эксперименте. Наибольший прирост результатов отмечается в тестах, характеризующих развитие внимания и мышления.

Результаты развития двигательных способностей (табл. 2) указывают также на статистически достоверное их изменение в сторону увеличения. Наибольший прирост отмечается при анализе результатов в тесте «Бег 30 м», характеризующем развитие скоростных способностей (11,6 %), «Метание малого мяча» - развитие скоростно- силовых способностей (14,9 %) и «Бег 3х5 м» - развитие координационных способностей (7,7 %).

При этом воспитатели отмечали, что характер самостоятельно организованных детьми подвижных игр изменился. Они стали носить ярко выраженную интеллектуальную направленность, при этом во время игр у детей уменьшилось число неэффективных действий и беспорядочных движений.

Таблица 2
Изменение показателей развития двигательных способностей в результате использования в дошкольном возрасте подвижных игр  дидактической направленности

Заключение. Таким образом, включение в образовательный процесс по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста подвижных игр дидактической направленности, позволяет гармонично сочетать двигательную деятельность и задания дидактической направленности, традиционно используемые в статических видах детской деятельности. Это делает возможность повысить уровень интеллектуального развития детей без ограничения их двигательной активности, являющейся важным компонентом работы по укреплению здоровья.

Литература

1. Баландин, В.А. Использование подвижных игр для развития познавательных процессов детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: Учебное пособие / В.А. Баландин. - Краснодар, 1999. - 104 с.
2. Бальсевич, В.К. Научное обоснование инновационныхпреобразований в сфере физической культуры и спорта / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 2011. - № 1. - С. 10-16.
3. Бине, А. Методы измерения умственной одаренности / А. Бине, Т. Симон / пер. с фр. Е. Эльштейна. - Киев: Гос. изд. Украины, 1923. - 359 с.
4. Волошина, Л.Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников: учебно- методическое пособие / Л.Н. Волошина. - М.: АРКТИ, 2005. - 107 с.
5. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / Е.Н.Гогунов, Б.И.Мартьянов. - 2-е изд., дораб. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 224 с.
6. Дворкина, Н.И. Физическое воспитание детей 5-6 лет на основе подвижных игр, дифференцированных по преимущественному развитию физических качеств: методическое пособие / Н.И. Дворкина, Л.И. Лубышева. - М.: Советский спорт, 2007. - 80 с.
7. Дворкина, Н. И. Половозрастные особенности взаимозависимости в развитии интеллектуальных способностей и физических качеств детей дошкольного возраста / Н.И. Дворкина // Физическая культура, спорт - наука и практика, 2013. - № 3. - С. 5-8.
8. Кузнецов, В.С. Физическое упражнения и подвижные игры: метод. пособие / В С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. - М.: НЦ ЭНАС, 2006. - 151 с.
9. Рунова, М.А. Особенности организации занятий по физической культуре / М.А. Рунова // Дошкольное воспитание. - 2003. - №10. - С. 56-63.

"Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 1 (11) - 2015

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (26.07.2016)
Просмотров: 101 | Теги: Подвижные игры | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016