Среда, 21.11.2018, 02:32
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Подвижные игры как средство обучения волейболу школьников среднего звена

В.Д.Явловский, М.А.Манасытова, к.п.н., доцент

Подвижные игры как средство обучения волейболу школьников среднего звена

Актуальность выбранной нами темы обусловлена тем, что спортивная игра волейбол с момента своего «возникновения» развивалась стремительно и на сегодняшний день по своей распространённости занимает лидирующее положение на мировой спортивной арене. Волейбол - это игровой вид спорта, занятия этим видом спорта способствуют развитию многих физических качеств: силы рук и плечевого пояса, прыгучести, быстроты реакции, координации движений в пространстве и во времени, выносливости, упорства, а также умения думать и анализировать. Поэтому обучение детей волейболу происходит быстрее и эффективнее через использование на занятиях подвижных игр, ведь подвижные игры - это виды игр, требующие от участников повышенной двигательной активности.

Объектом нашего исследования является процесс обучения школьников волейболу посредством подвижных игр.

Предмет исследования - подвижные игры как средство обучения волейболу.

Цель исследования заключается в том, чтобы теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность применения подвижных игр как средства обучения волейболу школьников среднего звена.

Задачи:
Проанализировать литературные источники по данной теме.
Систематизировать подвижные игры с учетом психолого-педагогических особенностей школьников среднего возраста.
Экспериментально проверить эффективность применения подвижных игр, способствующих обучению волейболу школьников среднего звена.

В своей работе мы опирались на научные труды Юрия Дмитриевича Железняка, Юрия Алексеевича Портнова, Юрия Николаевича Клещева, Марианы Фидлер, Сумиэ Оинума и других.

Методами исследования явились теоретический анализ и обобщение научной теоретической литературы, педагогический эксперимент и методы средне- математического показателя.

Данная работа может быть использована как методическое руководство для учителей физической культуры, тренеров и специалистов.

Наша работа состоит из введения, 3 глав, заключения, библиографии и приложений.

Во введении мы обосновали актуальность выбранной нами темы, указали объект и предмет исследования, обозначили гипотезу, цель и задачи исследования, описали методологическую основу, методы исследования и структуру работы.

Первая глава называется «Теоретическое обоснование понятия подвижных игр», она состоит из двух частей. В ней нами данообщее понятие о подвижных играх и обозначены психолого-педагогические особенности развития школьников среднего звена, и мы можем констатировать, что методу использования подвижных игр при обучении игре волейбол в школе, уделено в литературе достаточно внимания. Также в этой части нашей работы мы подытожили, что в подростковом возрасте, как ни в каком другом, тренер-педагог должен уделять большое внимание именно психологической подготовке спортсмена, потому что именно в этом периоде развития личности могут происходить негативные изменения, побуждающие ребенка уйти из спорта.

Во второй главе «Задачи, методы и организация исследования» мы переходим к практической части нашего исследования и приводим содержание педагогического эксперимента, который мы провели на базе МБОУ «Сырдахская средняя общеобразовательная школа имени И.С.Портнягина» Усть-Алданского улуса среди обучающихся 6-го и 7-го классов.

Эксперимент проводился с января 2015 г. по декабрь 2015 г. Занятия по волейболу проводились во внеучебное время как секционное занятие 2 раза в неделю. Нами была предложена система внедрения комплекса подвижных игр для освоения игры волейбол. Исследование состоит в проведении контроля уровня технической подготовленности 6-го и 7-го классов до проведения эксперимента и соответственно такого же контроля в конце эксперимента. Для этого учащихся 6- го класса мы распределили в экспериментальную группу, а учащихся 7-го класса - в контрольную группу.

На первом этапе эксперимента мы у 25-ти учеников 6-го и 7-го классов проверили уровень технической подготовленности, который показал, что вначале средние показатели уровня технической подготовленности данных учащихся почти одинаковы. Необходимо отметить, что на этом этапе эксперимента мы проверили умение обучающихся выполнять отдельные технические элементы волейбола, такие как «передача мяча сверху двумя руками», «прием мяча снизу двумя руками», «нападающий удар у стены» и «нижняя прямая подача», качество выполнения которых так же проверим в конце эксперимента.

На втором этапе эксперимента на секционных занятияхпри обучении волейболу для первой (экспериментальной) группыввели дополнительные специально подобранные подвижные игры, а во второй группе (контрольной) обучение проводилось по стандартной учебной-тренировочной программе.

Как известно, основу игры в волейбол составляет техника владения мячом. Поэтому во всех играх и упражнениях, которые мы использовали при обучении волейболу экспериментальной группы, используется волейбольный мяч. И конечно мы подобрали такие игры и упражнения, которые, по нашему мнению, наиболее подходят для обучающихся среднего звена. На проводимых занятиях мы как можно чаще применяли подвижные игры с элементами волейбола, упражнения, похожие на игровые приемы, соревнования в выполнении различных технических элементов волейбола.

Для тренировки передачи мяча сверху двумя руками мы использовали подвижные игры «Мяч в воздухе», «Над собой и об стенку», «Пионерский мяч», «Баскетбол», «Кто точнее?», «Передача по вызову» и другие.

Для тренировки приема мяча снизу двумя руками - подвижные игры «Много передач», «Эстафетный прием мяча», «Прием и передача низом», «Сумей принять», «Оборона крепости», «Защитники», «Встречная эстафета» и другие.

Для тренировки нижней прямой подачи мы играли в подвижные игры «Сумей подать», «Подай и попади», «Точная подача», «Воздушный мяч», «Снайперы», «Метко в цель» и другие.

Для тренировки нападающего удара - игры «Перестрелка», «По наземной мишени», «Подвижная цель», «Удары с прицелом», «Бомбардиры» и другие.

Например, содержание подвижной игры, способствующей совершенствованию техники приема мяча снизу - «Сумей принять» такой: игроки команд располагаются в шеренгах на боковых линиях. По сигналу учителя игроки, стоящие на одной боковой линии, посылают мячи одним из способов подачи. Задача: принять мяч снизу двумя руками и отправить его в обратном направлении. Каждый игрок выполняет по 10 подач. Побеждает команда, подавшая и принявшая больше мячей без ошибок. А в подвижной игре, способствующей совершенствованию техники нападающего удара - «Оборона крепости», команды располагаются по кругу. Снаружи - нападающие, внутри - защитники, в центре - «крепость». Нападающие передают волейбольный мяч руками друг другу и при удобном случае стремятся пробить по «крепости». Игроки, защищающие «крепость», должны отбивать мяч двумя руками снизу, двумя руками сверху. Побеждает команда, которая быстрее разрушила «крепость».

И в конце года мы провели третий,последний этап нашего эксперимента, на котором проверили уровень выполнения таких же отдельных элементов волейбола, что и на первом этапе эксперимента. Затем мы сравнили полученные результаты между двумя группами и вычислили средне-математический показатель.

В третьей главе нашей работы «Результаты педагогического эксперимента» мы приводим протоколы сдачи нормативов в ходе эксперимента, динамику и диаграмму показателей. Так, мы подводим итог, что в конце эксперимента, в декабре 2015г., в классе, где были введены подвижные игры и подводящие упражнения, качество составило 99,7%, а в контрольном классе - 49,3% по сравнению с показателями в начале эксперимента. Из этого следует, что учащиеся экспериментального класса овладели отдельными техническими элементами волейбола быстрее, чем учащиеся контрольного класса. Таким образом, мы приходим к выводу, что обучение и совершенствование техники волейбола усваивается проще и быстрее через подвижные игры.

В заключение нашей работы после изучения многих материалов, литературных источников и проведения эксперимента мы подвели итоги и пришли к выводу, что, безусловно, обучение отдельных технических элементов волейбола с использованием подвижных игр и подводящих упражнений более эффективно.

Результаты педагогического эксперимента дают право сделать заключение о том, что цель, которую мы ставили перед собой, выявить положительное влияние подвижных игр на обучение и совершенствование техники волейбола для школьников среднего возраста была достигнута, предположения оказались верны.

Это доказывает, что при повышении эффективности учебно-тренировочного процесса необходимо в каждое занятие по волейболу включать элементы подвижных игр, которые помогают снизить утомляемость детей из-за однообразности выполняемых упражнений, повышают их эмоциональную активность и оказывают большое воздействие на формирование личности.

Современные проблемы физической культуры, спорта и молодежи: материалы III региональной научной конференции молодых ученых, 28 февраля 2017 года / под ред. А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017. - 363 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (16.01.2018)
Просмотров: 420 | Теги: волейбол | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь