Пятница, 20.09.2019, 21:11
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ПОДХОДЫ К РАЗУМНОМУ ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Карлышев В.М., кандидат педагогических наук, профессор Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск

ПОДХОДЫ К РАЗУМНОМУ ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

В работе представлена технология формирования целей спортсменов на ранних этапах спортивного совершенствования.

Ключевые слова: цель; мотивация; технология; спортивное совершенствование.


В последние годы в спорте остро стоит проблема мотивации спортсменов уже на ранних этапах спортивного совершенствования. Как показывают наши наблюдения, для большей части тренеров, проходящих повышение квалификации, это наиболее значимый вопрос. Обусловлена эта тенденция развитой и доступной индустрией всевозможных игр и развлечений, наличием широкой и разнообразной досуговой инфраструктуры и повышением доли виртуальной жизнедеятельности подрастающего поколения. Поэтому тренеру необходимо знать основы мотивации и целеполагания для рационализации работы с юными спортсменами.

Совершенство без ориентации на высокое (например, патриотизм) и соответствующее лично ребёнку, а не просто для самого совершенства (силы мышц, красоты тела) на ранних стадиях освоения чего угодно, как правило, не срабатывает и даже может завести в тупик. Так и происходит, когда ребёнка, не спрашивая его мнения, просто отдают в секцию для физического совершенствования и укрепления здоровья. Ибо физическое и любое другое совершенство, не связанное с полноценным вхождением в эту жизнь (ради чего?) и полноценной адаптацией и социализацией в спортивной группе (удовлетворённость) есть пустая трата времени, о чём должны помнить тренеры, знать родители и сами спортсмены.

Для устранения данной проблемы в своей работе тренеру можно посоветовать следующее. Во-первых, скачать в интернете структуру потребностей А. Маслоу (или найти в книгах по психологии) и выяснить у своего ученика, на каком уровне находятся его желаемые потребности (ради чего он готов терпеть все лишения и трудности тренировки и жизни). С ростом спортивного мастерства ученика это выяснение желательно проводить в начале подготовительного периода и согласовывать с целями подготовки на год. Мотивировать его будет следующий уровень потребностей (более высокая потребность), что необходимо учитывать в планировании и работе со спортсменом.

Приведем примеры. Юный спортсмен хочет стать сильным, чтобы защититься от нападок сверстников (второй уровень - выживание). Затем его могут увлечь деньги (второй уровень) или желание быть принятым в группе единомышленников, пользоваться благами (третий), поездки и впечатления, имидж и положение чемпиона (четвёртый) и так далее. А кому-то сразу интересно познавать, исследовать (пятый уровень), ощущать красоту и возможности (шестой), которые дает спорт. Работа с такими спортсменами должна иметь разные цели и строиться в соответствии с их предпочтениями и интересами.

Поэтому цели должны ставиться разумно и желательно самим спортсменом, а если он не готов к этому, то совместно с родителями, тренером или специалистом. В этом вопросе существует определённая технология, которую представим ниже.

Во-вторых, цель должна быть личной, экологичной, желанной и соответствовать возможностям и мировоззрению спортсмена. Для выяснения первичного уровня соответствия цели действительности и возможностям самого спортсмена необходимо задать соответствующие вопросы (по С.В. Ковалёву) [1]:

- Возможно ли это иметь (сделать, получить)?

- Стоит ли это иметь?

- Даст ли мне это то, что я действительно хочу?

- Стоит ли достижение этого будущих затрат?

Первый из этих вопросов позволяет определить, способен ли спортсмен сейчас или в будущем получить желаемое. Второй - оценить последствия от реализации этих целей. Третий - определить свои истинные потребности и стремления, стоящие за этими целями-желаниями (или, по крайней мере, прикоснуться к ним). Четвёртый - оценить все те затраты (деньги, временя, силы и энергия), на которые придётся пойти, чтобы в конце концов достигнуть этих целей-желаний. И решить, стоит ли игра свеч?

В-третьих, в психологии показано, что для достижения результата желательно прояснить соответствие следующим восьми условиям:

- формулировать направление движения (к), а не уход от проблемы (от);

- быть позитивно сформулированным в терминах того, что вы хотите без частицы «не»;

- описываться понятным для спортсмена языком и в его стиле;

- цель должна поддерживаться и контролироваться самим спортсменом, который хочет её достичь, ориентируясь на состояния тела и бессознательное;

- соответствовать окружающим обстоятельствам;

- учитывать соответствующую вторичную выгоду;

- использовать необходимые и нужные ресурсы;

- быть экологичным в процессе реализации в спорте.

В-четвёртых, при отсутствии такой работы часто ставятся цели, которые оказываются никак не связанными с тем, что спортсмены действительно хотят и любят делать, а что не доставляет интереса и удовольствия, наша психика обычно выполняет нехотя и небрежно, а если и делает (надо, должен), то не в полную силу и по принципу «и так сойдёт».

Поэтому, даже наметив вполне разумные, но не интересные лично для нас цели, мы не достигаем их в удовлетворяющей нас степени. Цель должна быть нашей, внутренне согласованной и желанной.

Объясняется это тем, что обеспечивается реализация целей нашей психической и физической подготовленностью и деятельностью. В человеческой психике выделяются сознательная и бессознательная части. При этом доля сознательной части составляет в среднем около 4-6%, т.е. только 6% планов и программ человеческого поведения являются сознательными и осознанными. Остальные 94% действуют и функционируют на бессознательном уровне автономно, при этом их быстрота действия в несколько раз превышает сознательные. В сознании хранится минимальная часть накопленного опыта, в котором большая часть характеризуется как неэффективный багаж (мы знаем, как не надо и предполагаем, как лучше, но это пока не проверено).

Психологи выделяют основные ловушки в формировании неразумных целей:

1) наличие нескольких целей одновременно;

2) жизнь с переносом исполнения (как только..., так сразу...);

3) ориентация на рекламный статус;

4) бегом за горизонтом «если..., то.»;

5) средства против целей.

Наличие нескольких целей мешает сосредоточиться и заставляет спортсмена распыляться. Во второй ловушке мы обрекаем себя на так называемое «будущее» существование, когда важные для нас вещи переносим на определённые сроки («вот будет новый инвентарь, тогда ...», «выполню мастера, тогда расслаблюсь.»). В третьей выбираются цели, представляющие собой образ какого-то статуса, широко разрекламированного в обществе («вот стану чемпионом олимпийских игр и тогда.»). В четвёртой откладывает жизнь по принципу «если я, делая эту ненавистную работу, выиграю у ., стану мастером, то тогда, наконец, смогу заняться тем, что мне нравится». Ну, а в пятой, просто поставив перед собой цель (например, физическое совершенство ради здоровья - и прекрасное средство для достижения этой цели - наращивание мышц на тренажёрах).

Но средство может оказаться столь привлекательным, что, когда «процесс начнётся», телесное совершенство отходит на второй план, а на первый выходят сантиметры и килограммы, что и происходит в спорте. Через некоторое время с упорством маньяка по хорошо известному психологам «закону смещения» спортсмен начинает «пахать», начисто забыв при этом про здоровье, ради чего всё это и затевалось. И оказывается, что в рамках этого, ставшего целью, средства, все, как говорится, средства хороши, включая пресловутую «химию», которая увеличивает мышечную массу, но истощает здоровье.

В спорте, как и в жизни, все цели делятся условно на долгосрочные, средне- и краткосрочные. В спорте на начальных этапах подготовки чаще ориентируются на средне- (до года, период) и краткосрочные (поэтапно, помесячно и менее). Цели, выявленные в работе со спортсменом, желательно уточнять в процессе следующей психотехнологии «Хорошо сформулированного результата» (по С.В. Ковалеву) [1].

Цель - чего ты хочешь?

Признаки - как ты узнаешь, что этого достиг?

Условия - где, когда и с кем тебе это необходимо?

Средства - что тебе для этого надо?

Ограничения - почему ты не достиг этого ранее?

Мотивация - что случится, если ты этого достигнешь?

Ценность - так стоит ли это затрат и усилий?

Возможно, что не все вопросы потребуют уточнения в работе со спортсменом, но такая проработка цели ведёт к осмыслению, пониманию и согласованию её с внутренним миром спортсмена. Тогда не появляются в тренировке капризы и халтура, а малейшие признаки продвижения к ней будут приносить удовлетворение самому спортсмену.

Поэтому правильно сформулированная цель способствует мотивации спортсмена, является направляющей силой, подталкивающей к дальнейшему его совершенствованию.

 

Литература

1. Горбачева В.В. Особенности проявления двигательных возможностей в процессе профессионально-прикладной физической подготовки студентов - спортивных менеджеров // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 6 (124). - С. 50-54. ?
2. Ковалёв С.В. Краткий курс благополучия. Самоучитель интегрального нейропрограммирования. - М.: Перо, 2016. - 272 с.
3. Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры: учебное пособие. - СПб., Центр карьеры, 1999. - 368 с.
4. Яковлев Б.П. Мотивация и эмоции в спортивной деятельности: учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2014. - 312 с.

Источник: Научно-методический журнал "Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 2 (24) - 2018


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (27.08.2019)
Просмотров: 22 | Теги: мотивация, спортивное совершенствование | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь