Воскресенье, 19.11.2017, 08:03
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Д.И.Митин

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

На основе эмпирического исследования раскрываются положения, позволяющие осуществлять оценку эффективности реализации педагогического потенциала физической подготовки в формировании профессионализма военнослужащих.

Ключевые слова: педагогический потенциал физической подготовки, оценка реализации педагогического потенциала физической подготовки военнослужащих.

 
Актуальность. Сложная экономическая ситуация в нашей стране, обусловленная различными санкциями и попытками некоторых государств отстранить Россию от влияния на международной арене, напряжённость на Ближнем Востоке, напрямую связанная с активностью так называемого Исламского государства, непрекращающиеся военные действия у западных границ — всё это требует от военнослужащих высокого профессионализма в своём труде по защите Отечества.

Одним из действенных механизмов влияния на процесс формирования профессионализма у военнослужащих выступает физическая подготовка и её педагогический потенциал. Оценка эффективности реализации такого влияния имеет важнейшее значение для профессионально-личностного роста военнослужащих, так как, по мнению Ш. А. Амонашвили, «от оценки зависит всякая деятельность в целом. Точность и полнота оценки определяет рациональность движения к цели. Трудно представить себе, в какой хаос могли бы мы погрузиться, выключив хотя бы на время <...> оценочный компонент» [1].

В данной статье мы представим результаты опытно-экспериментальной работы (ОЭР) по реализации педагогического потенциала физической подготовки в формировании профессионализма у военнослужащих, которая проводилась нами на протяжении трёх лет в естественных условиях повседневной деятельности воинских частей, дислоцированных в Екатеринбурге.

Цель и задачи. Целью проведённой нами опытно-экспериментальной работы являлось длительное, систематическое и непрерывное отслеживание уровня профессионализма военнослужащих, формируемого в процессе физической подготовки поэтапно и в определённой последовательности.

В ходе ОЭР было проведено два эксперимента — констатирующий и формирующий.

Цель констатирующего эксперимента заключалась в выявлении исходного уровня профессионализма у военнослужащих.

Задачи, решаемые на данном этапе ОЭР:
- определение репрезентативной выборки участников эксперимента из числа военнослужащих;
- подбор и инструктаж должностных лиц воинской части, других военнослужащих, гражданского персонала, непосредственно оказывающих помощь в проведении ОЭР;
- определение показателей сформированности профессионализма в структуре личности военнослужащего и их перевод в систему вербальных характеристик (формулировка вопросов в диагностическом инструментарии);
- поиск, инструктаж и привлечение к участию в эксперименте экспертов;
- проведение замеров уровня сформированности профессионализма военнослужащих на осно - ве разработанных критериев и показателей;
- анализ результатов констатирующего эксперимента.

Целью формирующего эксперимента была проверка модели реализации педагогического потенциала физической подготовки в формировании профессионализма у военнослужащих.

Задачи, решаемые в рамках формирующего эксперимента:
- подбор и инструктаж офицеров, прапорщиков, гражданского персонала, привлекаемых для участия в эксперименте;
- педагогическое воздействие на военнослужащих;
- проведение промежуточных замеров уровня сформированности профессионализма военнослужащих с целью анализа динамики и возможной корректировки процесса их профессионально-личностного роста;
- проведение итогового «среза» сформированности профессионализма у военнослужащих с целью выявления эффективности формирующего эксперимента;
- анализ результатов проведённой работы.

Материалы и методы исследования. Для представления материалов и методов исследования в рамках опытно-экспериментальной работы необходимо краткое изложение основных нормативно- педагогических положений реализации педагогического потенциала физической подготовки в формировании профессионализма военнослужащих.

«Профессионализм военнослужащего — это акмеологическая интегральная профессионально-личностная характеристика, определяющая продвижение военнослужащего к собственной вершине в воинском труде, формирующаяся в процессе его военно-профессиональной деятельности, и как результат имеющая целостное развитие личности военнослужащего, постоянно самосовершенствующегося в своей военно-профессиональной деятельности, высокоэффективно, творчески и на высоком уровне осуществляющего свой воинский труд в любых условиях и ситуациях» [2. С. 183; 3. С. 65].

Физическая подготовка военнослужащих представляет собой совокупность одновременно существующих своих качественных состояний (явления, процесса, системы и деятельности), каждое из которых представляет собой неизменяемую в разнообразных ситуациях роль, имеет разные формы проявления, специфические механизмы реализации, с помощью которых достигается субъективно определяемый результат — высокий уровень физической готовности военнослужащих и вместе с этим их профессионально-личностный рост.

При этом под физической готовностью военнослужащих мы понимаем целостную интегративную характеристику физического состояния, обеспечивающую успешное выполнение задач, по предназначению поставленных перед ними военно-профессиональной деятельностью.

В качестве механизма педагогического влияния физической подготовки на процесс формирования профессионализма выступают педагогический потенциал физической подготовки как атрибут бытия и присущая физической подготовке совокупность параметров, система сил, действие которых актуально или может быть направлено на формирование профессионализма военнослужащих при определённых педагогических средствах и условиях.

Модель реализации педагогического потенциала физической подготовки в формировании профессионализма у военнослужащих в условиях повседневной воинской деятельности складывается из закономерного прохождения в определённой последовательности взаимообусловленных этапов: эмоционально-мотивационного, когнитивного, действенно-практического и акмеологического. Системообразующим фактором здесь выступают целевые установки этапов, организующие содержание деятельности соответствующих должностных лиц, в определённую систему.

При этом логика целей от этапа к этапу отражает логику формирования профессионализма у военнослужащих:
- развитие у них мотивов, определяющих продвижение к собственной вершине в воинском труде в целом и физической готовности к военно-профессиональной деятельности в частности;
- накопление положительного опыта в военно- профессиональной деятельности в целом и в процессе физической подготовки в частности;
- высокоэффективное и творческое осуществление воинского труда по предназначению в любых условиях и ситуациях;
- стимулирование сил саморазвития, опыта самоорганизации и самосовершенствования как в воинском труде в целом, так и в процессе физической подготовки в частности.

Степень использования потенциала педагогических средств определяется соответствием их поставленным целям, содержанию обучения, воспитания, развития.

Эффективность представленной модели определяется достигнутым в процессе целенаправленной работы уровнем сформированности профессионализма у военнослужащих: высоким, допустимым, стабильным и низким. Каждый из указанных уровней является отражением степени проявления показателей функций профессионализма: ценностно-смысловой, преобразовательной, результативной и коммуникативной.

Положительная динамика функциональных проявлений профессионально-личностного роста военнослужащих от уровня к уровню выглядит следующим образом:
- ценностно-смысловая функция — от безразличного отношения к профессиональному совершенствованию в целом и физического в частности в целях личностного развития и укрепления обороноспособности страны (низкий уровень) до осознания и принятия их значимости как необходимости (высокий уровень);
- преобразовательная функция — от неумения ставить перед собой цели в саморазвитии и прогнозировать результаты своего профессионально- личностного роста (низкий уровень) до способности проведения самоанализа и корректировки организации своей деятельности по самосовершенствованию (высокий уровень);
- результативная функция — от несформи- рованности военно-профессиональных качеств, знаний, умений и навыков в целом и физических в частности (низкий уровень) до полной их реализации в воинском труде (высокий уровень);
- нормативная функция — от нежелания знать нормативные требования руководящих документов, определяющих различные стороны служебной деятельности в целом и организации физической подготовки в частности (низкий уровень) до осознанного выполнения норм военного профессионала (высокий уровень);
- коммуникативная функция — от несформированности коммуникативных качеств, профессиональной позиции и нежелания их формировать (низкий уровень) до полной их реализации в процессе служебного и неформального взаимодействия при выполнении задач по предназначению (высокий уровень).

Для получения объективных данных в ходе ОЭР мы применяли диагностические методы и методики, правомерность и эффективность которых доказана множеством диссертационных исследований в социологии, психологии, педагогике, а также руководящими документами, обязательными для выполнения при организации физической подготовки в целом и по родам и видам войск в частности; методы статистической и математической обработки результатов исследования. Так, например, источником получения информации явились эмпирические методы: наблюдение за профессиональной деятельностью респондентов, интервьюирование командиров, индивидуальные беседы с военнослужащими, их анкетирование, тестирование, самооценка военнослужащих, анализ документов (журнал боевой подготовки — успеваемость и практическое выполнение нормативов упражнений по физической подготовке).

При оценке профессионализма основной упор делался на методы, которые позволяют диагностировать тот или иной показатель проявления функций профессионализма на основании того, что думает, представляет и сообщает респондент сам о себе. Это обусловлено тем, что, только учитывая собственную самооценку военнослужащего и стимулируя его к осмыслению и решению проблем военной службы, можно добиться от него целенаправленной и осознанной работы по своей профессионализации. Кроме того, в диагностическом комплексе был использован метод экспертных оценок, который предусматривает участие в оценке одного показателя нескольких экспертов для обеспечения объективности данных.

Данные методы эффективны, просты в использовании и не требуют добавления. При комплексном применении они позволяют с высокой степенью вероятности выявить уровень профессионализма у респондентов и отслеживать эффективность действий соответствующих должностных лиц, направленных на профессионализацию военнослужащих.

Выбор воинских подразделений и частей был обусловлен спецификой выполнения задач воинской службы в той или иной воинской части, их территориальной удалённостью, наличием штатного количества личного состава, а также доступностью исследователю необходимой информации и условий работы.

В связи с тем, что опытно-экспериментальная работа была связана с внесением определённых изменений в содержание и организацию повседневной деятельности воинских частей, с должностными лицами, оказывающими помощь в проведении констатирующего и формирующего экспериментов, были согласованы общий замысел, порядок и план их проведения, целесообразные формы их участия в проведении и контроле эффективности намеченных мероприятий, а также некоторые другие организационные, содержательные и методические вопросы.

Опытно-экспериментальной работой в рамках констатирующего и формирующего экспериментов были охвачены военнослужащие обоего пола, имеющие различные социальное происхождение, общеобразовательный уровень, общую выслугу лет, военно-учётные специальности, семейное положение; штатный офицерский состав различных категорий указанных воинских частей; воинские подразделения; эксперты. Выбранное число военнослужащих обеспечивало представительность и статистическую надёжность ОЭР.

Математическая обработка данных и подсчёт результатов проводились следующими способами:
1) вручную (в зависимости от условий проведения), при этом использовались математические формулы:

- среднее арифметическое значение определяли из выражения
(1)
где Xi — каждое наблюдаемое значение уровня сформированности профессионализма; i — порядковый номер данного значения уровня; n — количество наблюдений;
- дисперсию — меру разброса данных — определяли из выражения
(2)
где M — среднее арифметическое значение;

- стандартное отклонение находили при помощи формулы
(3)
- мода — преобладающий показатель распределения в выборке;
- сумма — общая сумма показателей в выборке;

2) при помощи электронных таблиц Microsoft Excel, входящих в стандартный комплект Microsoft Office и установленных практически на любом современном компьютере.

Такой выбор обусловлен тем, что широко предлагаемые и распространённые профессиональные пакеты статистического анализа Statistica, StatGraphics и SPSS:
- являются лицензионными и стоят дорого;
- весьма сложны и требуют значительных временных затрат для освоения.

Контрольные срезы в рамках констатирующего эксперимента проводились в течение года в равновеликие промежутки времени (дважды в год при переходе с зимнего на летний период обучения и обратно), а выявление уровня профессионализма у военнослужащих в процессе реализации этапов модели в рамках формирующего эксперимента — в течение двух лет (периодичность и порядок проведения замеров с «привязкой» к организации зимнего и летнего периодов обучения те же, что и в констатирующем эксперименте). При этом выбранное число военнослужащих обеспечивало представительность и статистическую надёжность ОЭР (итоговая выборка составила 126 чел.).

Необходимыми условиями эффективности диагностирования сформированности профессионализма у военнослужащих выступают:
- знание офицерами различных категорий закономерностей и логики оценивания развития педагогических явлений и процессов целостного развития личности;
- понимание необходимости профессионально-личностного роста военнослужащих в процессе физической подготовки и желание воплощать эту идею в повседневном воинском труде руководящим составом воинских частей;
- осознание и принятие военнослужащими цели оценки эффективности реализации педагогического потенциала физической подготовки в формировании у них профессионализма;
- привлечение к оцениванию не менее трёх экспертов, удовлетворяющих следующим требованиям: 1) быть признанными, опытными и дипломированными военными профессионалами по тем военно-учётным специальностям (или близким), на должностях которых проходят воинскую службу военнослужащие; 2) добровольно согласиться участвовать в проведении диагностических мероприятий; 3) быть территориально неудалёнными;
- высокий уровень общевоенной, профессиональной, физической и методической подготовленности экспертов, командиров и начальников воинских подразделений, других лиц, привлекаемых к ОЭР.

Результаты исследования и их обсуждение. Диагностика функциональных проявлений профессионализма в ходе констатирующего эксперимента показала, что большинство военнослужащих (45 %) характеризовались низким уровнем сформированности профессионализма. Остальное количество испытуемых распределилось так: 31 % респондентов характеризовался допустимым уровнем, 20 % — стабильным и 4 % — высоким уровнем сформированности профессионализма. В ходе анализа результатов констатирующего эксперимента было выявлено, что у большинства военнослужащих наиболее не сформирована преобразовательная и ценностно-смысловая функции профессионализма (71 %): они не осознают значимости своего профессионально-личностного роста и физического совершенствования в целях личностного развития и укрепления обороноспособности страны, а также не ставят перед собой цель физического совершенствования. Поэтому мотивировать военнослужащих на занятия физической подготовкой — первоочередная задача в процессе формирования профессионализма.

Общим результатом нашей ОЭР явилось то, что произошло уменьшение количества военнослужащих низкого (на 34 %) и допустимого (на 7 %) уровня сформированности профессионализма за счёт значительного увеличения количества военнослужащих стабильного (на 19 %) и высокого (на 22 %) уровня. При этом динамический балл по средним значениям выборки по итогам констатирующего и заключительного этапов формирующего эксперимента составляет +0,9603. Динамика такого показателя распределения, как мода (преобладающего показателя в выборке), с низкого уровня (1) — 56 чел. на констатирующем этапе повысилась до стабильного (3) — 49 чел. в конце формирующего этапа эксперимента. Это говорит об основных результатах проделанной работы — повышении уровня сформированности профессионализма у военнослужащих за счёт реализации педагогического потенциала физической подготовки.

Динамика результативности ОЭР представлена в таблице.

Динамика состояния профессионализма у военнослужащих в ходе ОЭР

Особенностью процесса оценки эффективности реализации педагогического потенциала физической подготовки в профессионально-личностном росте военнослужащих является то, что он носит весьма условный характер. Это обусловлено тем, что реально оценить сформированность профессионализма у военнослужащих можно лишь в боевых и экстремальных условиях. В других случаях, с высокой степенью вероятности оценить уровень сформированности профессионализма возможно лишь за длительный период, а о соответствии уровня профессионализма можно судить не по единовременным, а по чётким, уверенно повторяющимся на протяжении длительного периода показателям (для этого мы использовали метод сравнения результатов обучения за предыдущие периоды службы, отражённые в «Журналах боевой подготовки»; результаты несения различного вида нарядов; протоколы спортивных и военно- спортивных соревнований, изучение ведомостей
и карточек учёта результатов проверок по определению уровня физической подготовленности военнослужащих; беседы с должностными лицами различного уровня, участвующими в организации физической подготовки в воинских подразделениях). Кроме того, процесс оценки усложнялся «текучестью» личного состава воинских подразделений (поступление на военную службу, увольнение в связи с окончанием контракта, болезнь, отпуск, командировка, перевод к новому месту службы).

Выводы. Таким образом, оценка эффективности реализации педагогического потенциала физической подготовки в целях профессионализации военнослужащих заключается в длительной, систематичной и непрерывной оценке основного критерия — уровня их профессионализма, формируемого у военнослужащих поэтапно и в определённой последовательности.

Список литературы

1. Амонашвили, Ш. А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. Экспериментально-педагогическое исследование / Ш. А. Амоношвили. — М. : Педагогика, 1984. — 296 с.
2. Митрахович, В. А. Принципы реализации педагогического потенциала воинского социума в развитии профессионализма у военнослужащих контрактной службы / В. А. Митрахович // Вестн. С.-Петерб. ун-та МВД России. — 2010. — № 1 (45). — С. 182-189.
3. Митрахович, В. А. Структура профессионализма военнослужащего / В. А. Митрахович // Изв. Волгоград. гос. пед. ун-та. — 2015. — № 9-10 (104). — С. 64-69.

Для цитирования: Митин, Д. И. Оценка эффективности реализации педагогического потенциала физической подготовки военнослужащих / Д. И. Митин // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 2. — С. 83-88.

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (15.09.2017)
Просмотров: 49 | Теги: педагогический потенциал | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь