Воскресенье, 19.11.2017, 22:35
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ НА ОСНОВЕ ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

А.А.Михонин, О.А.Дмитренко, Т.Н.Михонина

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ НА ОСНОВЕ ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Раскрываются социально-биологические особенности и различия возможностей организма курсантов младших курсов военных вузов, а также средства и методы физического воспитания и связанные с ними предпосылки дифференциации их для курсантов с недостаточным уровнем физической подготовленности.

Ключевые слова: социально-биологические особенности, перестройка функций организма, индивидуальные возможности организма, дифференциация средств и методов физического воспитания.

 
По результатам исследований в области медико-биологических и педагогических наук средства физического воспитания сегодня считаются наиболее естественными и мощными, способными обеспечить не только общее, но и целенаправленное развитие функций и структур организма человека. Развивающаяся под влиянием физических упражнений перестройка функций организма наиболее резко выражена в молодом возрасте, когда она не только формирует важнейшие адаптационные механизмы, но и определяет жизнеспособность организма и совершенство его ответных реакций на воздействие различных факторов.

По мнению И. В. Муравова, развитие опорно- двигательного аппарата, обмен веществ, деятельность внутренних органов, изменения психики и эмоционально-волевых качеств в решающей степени зависят от объёма, интенсивности и качественных особенностей двигательного режима, закладываемых в детском возрасте. Важно учитывать, что в периоде роста и развития индивидуума особенно явно проявляются те особенности организма, которые в последующие годы дают ему преимущество над другими лицами, в том числе и в проявлении физических способностей [25].

Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время процесс обучения двигательным действиям и воспитания физических способностей разработан на основе средневозрастных особенностей развития организма. При этом период обучения в высших военно-учебных заведениях охватывает в основном возраст от 18 до 24 лет. Этот возрастной диапазон имеет ряд особенностей функционирования организма, которые требуют дифференцированного применения воздействий, формирующих адаптационные изменения человека.

Цель и задачи нашего исследования заключаются в рассмотрении особенностей функционирования организма курсантов младших курсов в период их обучения в вузе и определении методов воздействия, позволяющих влиять на адаптационные изменения.

В качестве основных методов исследования в работе применялись методы анализа, обобщения и наблюдения.

Результаты исследований. Анализ доступной нам литературы свидетельствует о том, что большинство исследований в области соматотипологии посвящены студентам и спортсменам.

Результаты исследований М. С. Абрамова, М. М. Жукова и других указывают на значительную неоднородность в проявлении морфологических признаков [1].

Э. Г. Мартиросов и другие считают, что на эффективность и экономичность выполнения основных двигательных усилий значительное влияние оказывают соматометрические и антропоморфологические особенности [21].

В настоящее время решающее значение в физическом развитии имеют условия общественной жизни людей. Среди них первостепенная роль принадлежит труду, физическому воспитанию, а также наследственности и природным условиям [20].

Разобщённость результатов по фактам достижения сходных анатомо-физиологических показателей развития организма свидетельствует в пользу неоднозначности интерпретации полученных данных о проявлении функциональных особенностей у лиц студенческого возраста.

Э. И. Аршавская и В. Д. Розанова указывают, что нервная регуляция деятельности сердечнососудистой системы человека к 17-20 годам ещё не окончательно установилась, поэтому часто наблюдается ненормальная реакция кровяного давления на мышечную нагрузку [5].

Суставно-связочный аппарат достигает оптимального уровня в своём развитии к 20-25 годам, и к этому же периоду прекращаются возрастные изменения произвольных дыхательных экскурсий [12; 33].

Н. В. Зимкин, А. К. Москатова высказывают мнение о том, что вариабельность проявления физических качеств тесно связана с особенностями мышечной системы [15; 23]. Известно, что соотношение «быстрых» и «медленных» волокон в мышцах, выполняющих различные двигательные задачи, неодинаково, так же, как неодинаково это соотношение у разных индивидуумов.

При этом отмечается, что функции сердечно-сосудистой системы, крови, слюнных желёз, основного обмена у студентов достигают оптимума в своём развитии в различные возрастные периоды и не в одинаковой последовательности у представителей разных конституциональных типов [3].

В силу указанных факторов проявления функциональных возможностей человека носят индивидуальный характер. Ряд авторов считают, что чем специфичней вид деятельности, тем более конкретизированное выражение принимает функционирование систем организма [2; 31].

Таким образом, любой морфофункциональный признак, в силу множественного влияния огромного большинства генов на разные признаки организма, определяется взаимодействием многих генов. И генетическая программа предусматривает возможность фенотипического разнообразия в проявлении признаков, свойств организма и его функций [24]. Но всё же решающее влияние на реализацию индивидуальной программы каждого человека, по мнению Б. А. Никитюка и В. П. Чтецова, оказывает внешняя среда [22].

Приводятся данные многочисленных исследований, свидетельствующие в пользу наследственной обусловленности многих конституциональных признаков и телосложения человека, морфологических характеристик мышечных волокон и системы кровоснабжения двигательного аппарата [8]. Отмечается генетическая обусловленность ряда функциональных проявлений, имеющих прямое отношение к физической активности, и генетическая детерминированность биохимического аспекта беговой подготовленности наряду с физиологическими и антропологическими факторами.

Отмеченные результаты исследований указывают на формирование неповторимой индивидуальности каждого человека путём взаимоотношения генетической программы с влиянием условий жизни, среды и отражающейся в огромном многообразии морфологических и функциональных признаков. При этом на определённых этапах онтогенеза средовые взаимодействия могут как способствовать проявлению и совершенствованию наследственно обусловленных двигательных способностей, так и наоборот — задерживать реализацию наследственных задатков даже при высокой степени их проявляемости [23]. В связи с этим указывается на большую преобразующую роль таких средовых факторов, как физические упражнения, отмечается эффективность их влияния на спортивные способности только при условии соответствия меры воздействия с биологическим и психическим ритмом созревания [6; 11; 16].

В контексте этих данных видно, что именно вопросы, связанные с регламентацией физических нагрузок, обеспечивающих необходимый тренирующий или оздоровительный эффект, являются до настоящего времени одним из наименее изученных и спорных.

Для каждого человека возможен определённый диапазон применения физических нагрузок, необходимый для нормального развития организма и сохранения здоровья. Связь двигательной активности с состоянием здоровья, функциональными резервами организма, физической работоспособностью должна выступать в качестве основного аргумента при определении должных величин физической нагрузки. Следовательно, достижение необходимого оздоровительного эффекта при занятиях физическими упражнениями связано с решением таких вопросов, как адекватность физических нагрузок индивидуальным возможностям организма, необходимость рациональной регламентации их по направленности, объёму и мощности воздействия.

Таким образом, по мнению А. Р. Джамалова, процесс адаптации при переходе от школьных форм обучения к вузовским и организационно- дидактические мероприятия не могут быть универсальными. Применение их предполагает учёт специфики обучения в каждом конкретном вузе совместно с особенностями физического развития, физической подготовленности, состоянием здоровья, обусловленных влиянием комплекса биологических и социально-экономических факторов. Учёт указанных факторов объективно требует применения организационных подходов с целью дифференцированного воспитания физических способностей [27].

При анализе результатов многочисленных исследований необходимо отметить значительные различия в уровне физической подготовленности и развитии двигательных способностей у лиц, поступающих в вузы [14]. Это приводит к неодинаковой биологической потребности в движении.

Рядом исследователей установлено, что двигательная активность принадлежит к числу факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно-сосудистой систем [17; 25; 28; 34]. Следовательно, распределение курсантов по уровню двигательной активности представляется перспективным, но с практической стороны трудно реализуемым направлением.

В связи с этим представляют интерес исследования, результаты которых отражают зависимость уровня функционирования систем организма от степени двигательной активности. Особенности функциональной деятельности оказывают непосредственное, направленное влияние на проявление физических способностей человека [16; 29]. Поэтому разделение курсантов по уровню развития функциональных систем, обеспечивающих отдельные стороны двигательной деятельности, представляется оправданным [13].

Многочисленные исследования подтверждают отражение функциональной производительности организма в проявлении физических способностей индивидуума. В частности, основным критерием оценки выносливости является уровень функционирования каpдиоpеспиpатоpной системы, на которую можно ориентироваться при распределении занимающихся на однородные по уровню работоспособности группы [16].

Уровень развития остальных качеств в меньшей степени обусловливается функционированием сердечно-сосудистой системы. Представляют интерес данные исследований о том, что среди генотипических факторов нервной и мышечной систем, определяющих эффективность выполнения физических упражнений, большая роль принадлежит особенностям мышц в отношении состава в них двигательных единиц с разными морфологическими, биохимическими и физиологическими свойствами [23; 28].

Основным принципом физического воспитания считается соответствие применяемых форм, средств и методов возрастным особенностям организма. Справедливость указанного принципа в этой общей форме бесспорна. Однако при выборе конкретных средств физического воспитания необходимо основываться не только на существующем уровне развития двигательных возможностей, но и на задачах формирования двигательных и вегетативных функций. Такой подход составляет содержание всякой системы физического воспитания.

Физическая подготовка человека в конечном счёте направлена на изменение состояния его организма, на приобретение нового уровня физических качеств и способностей, внешнее проявление которых отражается соответствием должному результату в характерных видах двигательной деятельности. Новое качественное проявление состояния организма не может быть достигнуто никаким другим путём, кроме тренировки. А основу тренировочного эффекта, его механизм определяет фундаментальное свойство всего живого — способность к адаптации, к развитию на основе приспособительных реакций к воздействиям, морфологических и функциональных резервов организма. Это приспособление является главным в обеспечении жизнедеятельности индивидуумов, их саморазвития и приспособления при непрерывном воздействии различных факторов, формирующих индивидуальность.

В настоящее время накоплен большой материал по возрастной динамике средних показателей морфологических и функциональных признаков. На их основе разрабатывались методики физического воспитания, соответствующие возрастным возможностям и социальным запросам.

В ходе этих исследований было обнаружено, что люди одного хронологического возраста не являются однородной группой. В пределах одного возраста имеет место значительный разброс по темпам физического развития, уровню биологической зрелости и уровню проявления двигательных способностей [32].

В связи с этим в работах И. И. Альшевского, С. В. Богородского и Э. К. Сима получила распространение и поддержку идея дифференцированного физического воспитания, то есть методика, которая учитывает как общевозрастные, так и индивидуальные возможности сходных по уровню физического развития и физической подготовленности групп [4; 7; 9; 10; 18; 19; 26; 30].

Поэтому выбор критерия, на основании которого возможна индивидуализация физического воспитания, является существенным. Его интегральная характеристика, по возможности, должна отражать наиболее полно и комплексно особенности индивидуума. Однако необходимо конкретизировать практические аспекты реализации принципа индивидуализации в физическом воспитании, определить путь и оправданные пределы индивидуализации подготовки.

В связи с этим представляют интерес вопросы управления морфофункциональным состоянием организма, отражающим индивидуальность личности.

Следовательно, выявление закономерностей, раскрывающих связь морфофункциональных свойств с продуктивностью физической деятельности, можно использовать для контроля за ходом процесса подготовки в целом и в физическом воспитании в частности. При этом изменение функционального состояния будет достигаться с помощью задаваемой нагрузки.

Известно, что методологические основы контроля тренировочного процесса первоначально были разработаны спортивными медиками, определявшими функциональное состояние человека в условиях специфической спортивной деятельности. По мере накопления знаний о функционировании систем организма в экстремальных ситуациях спортивной деятельности технология определения оптимальных параметров его функционирования стала приобретать всё более комплексный характер, складываясь из результатов медико-биологических обследований, педагогического тестирования, специфических оценок, характеризующих различные параметры жизнедеятельности.

Выводы. Таким образом, можно констатировать, что по-прежнему актуальным вопросом является разработка методов выявления должных параметров подготовленности, определяющих эффективность физической деятельности. Использование на практике «модельных» показателей в итоге позволит определять отстающие стороны подготовленности, а на их основе разработать дифференцированное применение средств и методов тренировки и на этой основе индивидуализировать учебный процесс, направленный на решение задач физической подготовки спортсменов.

Однако относительно физической подготовки военнослужащих, результаты многочисленных приведённых выше исследований, свидетельствующие об индивидуальных особенностях проявления тесной зависимости между различными показателями морфологических и функциональных характеристик студентов и спортсменов, между различными соматотипологическими особенностями людей и уровнем их физической подготовленности, не могут быть положены в основу организации учебных занятий по принципу индивидуализации работы с ними.

Специфика занятий с военнослужащими, как показывают исследования военных учёных, не позволяет руководителю занятий и его помощникам, за то короткое время, которое отводится на отдельное занятие и на все занятия по физической подготовке в целом, отвлекаться на каждого отдельного военнослужащего. Как правило, вначале исправляются общие и грубые ошибки, а затем индивидуальные и незначительные.

Однако дифференцированный подход к физически слабо подготовленным военнослужащим на основе их соматических характеристик вполне возможен, при условии, что процедура определения соматотипов будет кратковременной и доступной для командиров подразделений.

Список литературы

1. Абрамов, М. С. Морфофункциональные показатели студентов и их зависимость от двигательной активности / М. С. Абрамов, М. М. Жуков // Теория и практика физ. культуры. — 1985. — № 2. — C. 33.
2. Агаджанян, Н. А. Адаптация и резервы организма / Н. А. Агаджанян. — М. : ФиС, 1983. — 176 с.
3. Акинщикова, Г. И. Соматическая и психофизиологическая организация человека / Г. И. Акинщикова. — Л. : Изд-во ЛГУ, 1977. — 160 с.
4. Альшевский, И. И. Дифференцированный подход к обучению студентов бегу на коньках / И. И. Альшевский // Оптимизация физического воспитания студентов и подготовка спортсменов в вузе : материалы науч.-практ. конф. — Минск, 1991. — С. 92.
5. Аршавская, Э. И. Физиология и физкультура / Э. И. Аршавская, В. Д. Розанова. — М. : ФиС, 1968. — 127 с.
6. Аршавский, И. А. К проблеме обоснования критериев нормы индивидуального развития в связи с характерными особенностями функционирования скелетной мускулатуры / И. А. Аршавский // Медицинские проблемы физической культуры. Научные основы физической культуры и активного отдыха. Вып. 1. — Киев : Здоровья, 1971. — С. 9.
7. Африканов, Л. А. Работоспособность студентов и пути её повышения / Л. А. Африканов, Л. П. Африканова, Л. Н. Смирнова // Физическая культура и спорт в формировании социалистического образа жизни студентов : тез. докл. IV Всесоюз. науч. конф. — Львов, 1987. — С. 193.
8. Безматерных, М. Я. О влиянии отдельных видов спорта на физическое развитие и состояние здоровья студентов / М. Я. Безматерных // Физическое воспитание студентов высших учебных заведений. — М. : ФиС, 1966. — С. 60.
9. Богородский, С. В. Дифференцированный подход к студентам при занятиях оздоровительным бегом / С. В. Богородский, Э. К. Сим // Физическая культура и спорт в формировании социалистического образа жизни студентов : тез. докл. IV Всесоюз. науч. конф. — Львов, 1987. — С. 60-61.
10. Венглярский, Г. Б. Станционно-круговой метод обучения / Г. Б. Венглярский, Э. М. Снастин // Физическая культура и спорт в формировании социалистического образа жизни студентов : тез. докл. IV Всесоюз. науч. конф. — Львов, 1987. — С. 59.
11. Волков, В. М. К проблеме спортивных способностей / В. М. Волков // Теория и практика физ. культуры. — 1982. — № 5. — С. 46.
12. Гамбурцев, В. А. Возрастные изменения функции внешнего дыхания / В. А. Гамбурцев, П. Е. Эльгорт // Труды VII научной конференции по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. — М. : Просвещение, 1967. — С. 176.
13. Гзовский, Б. М. Современное состояние физического воспитания студентов в некоторых зарубежных странах / Б. М. Гзовский // Вопросы теории и практики физической культуры и спорта. — Минск, 1973. — С. 17.
14. Джамалов, А. Р. Физическая подготовка студенческой молодёжи вузов Казахстана по результатам сдачи нормативов нового комплекса ГТО в 197374 гг. / А. Р. Джамалов, Н. М. Мамаджанов, В. И. Хох // Вопросы теории и методики физического воспитания. — Вып. 3. — Алма-Ата, 1973. — С. 28-29.
15. Зимкин, Н. В. Нервно-мышечные факторы, лимитирующие двигательную деятельность в спорте / Н. В. Зимкин, В. Г. Панов // Физиологические факторы, определяющие и лимитирующие спортивную работоспособность : тез. докл. XIV Всесоюз. конф. по физиологии мышеч. деятельности. — М., 1982. — С. 73.
16. Иоффе, Л. А. Изменения реакции сердца на дозированную нагрузку при моделированном ухудшении выносливости / Л. А. Иоффе // Проблемы выносливости в спорте : материалы XI Всесоюз. науч. конф. по физиологии, морфологии, биомеханике и биохимии мышеч. деятельности. — Свердловск, 1970. — С. 171-172.
17. Калинский, М. И. Биохимические механизмы регуляции приспособления организма к физическим нагрузкам / М. И. Калинский // Морфофункциональные, физиологические и биохимические основы совершенствования тренировочного процесса. — Киев : КГИФК, 1980. — С. 114.
18. Ковальчук, Г. И. Коррекция тренировочного процесса прыгунов в высоту в связи с индивидуальными особенностями телосложения / Г. И. Ковальчук, А. Ф. Артющенко // Теория и практика физ. культуры. — 1984. — № 4. — С. 14-16.
19. Кузнецов, В. В. Проблемы индивидуализации спортивной тренировки / В. В. Кузнецов // Теория и практика физ. культуры. — 1984. — № 10. — С. 60.
20. Мананков, Н. Е. Физическое развитие студентов г. Усть-Каменогорска / Н. Е. Мананков. А. Р. Джамалов // Вопросы теории и методики физического воспитания. — Вып. 4. — Алма-Ата, 1976. — С. 92.
21. Мартиросов, Э. Г. Влияние спортивного амплуа на формирование телосложения / Э. Г. Мартиросов // Вопр. антропологии. — Вып. 74. — 1984. — С. 23.
22. Морфология человека : учеб. пособие / под ред. Б. А. Никитюка, В. П. Чтецова. — М. : МГУ, 1983. — 320 с.
23. Москатова, А. К. Влияние генетических и средовых факторов на развитие моторных способностей : лекция для слушателей фак. усовершенствования / А. К. Москатова. — М. : ГЦОЛИФК, 1983. — 39 с.
24. Москатова, А. К. Генетическая обусловленность функциональных возможностей спортсмена : метод. разработки для слушателей фак. усовершенствования и аспирантов ГЦОЛИФКа / А. К. Моска- това. — М. : ГЦОЛИФК, 1984. — 43 с.
25. Муравов, И. В. Резервы морфофункциональной организации человека и развитие их в условиях спортивной тренировки / И. В. Муравов // Социально-биологические проблемы физической культуры и спорта. — Киев : Здоровья, 1983. — С. 140-141.
26. Мясников, Н. Д. Влияние спортивной тренировки на особенности физического развития и телосложение школьников и студентов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. Д. Мясников. — Киев, 1974. — 27 с.
27. Павлов, Л. В. Состояние и пути совершенствования физического образования учащихся и студенческой молодёжи / Л. В. Павлов, В. В. Абросимов // Оптимизация физического воспитания студентов и подготовка спортсменов в вузе : материалы науч.- практ. конф. — Минск, 1991. — С. 61-62.
28. Панов, В. Г. Особенности сокращения мышц человека в связи с адаптацией к физическим упражнениям / В. Г. Панов // Совершенствование научных основ физического воспитания и спорта : сб. науч. тр. — Л., 1977. — С. 75.
29. Перфильев, Л. Г. Адаптация студентов к условиям вуза и ориентация их на будущую профессиональную деятельность : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л. Г. Перфильев. — Л., 1978. — 20 с.
30. Полевой, В. Г. Опыт планирования физического воспитания студентов вуза / В. Г. Полевой // Оптимизация физического воспитания студентов и подготовка спортсменов в вузе : материалы науч.- практ. конф. — Минск, 1991. — С. 66.
31. Сакаев, В. Антропометрические критерии экономичности бегунов / В. Сакаев // Лёгкая атлетика. — 1982. — № 7. — С. 6.
32. Сапелкин, Е. П. Физическое воспитание как фактор развития интеллектуального потенциала студентов / Е. П. Сапелкин // Оптимизация физического воспитания студентов и подготовка спортсменов в вузе : материалы науч.-практ. конф. — Минск, 1991. — С. 247.
33. Сермеев, Б. В. Определение физической подготовленности школьников / Б. В. Сермеев. — М. : Педагогика, 1973. — 104 с.
34. Табачник, Б. И. Обоснование дифференцированной методики тренировки бегунов на короткие дистанции / Б. И. Табачник, Н. О. Султанов // Теория и практика физ. культуры. — 1976. — № 6. — С. 3233.

Для цитирования: Михонин, А. А. Дифференциация средств и методов физической подготовки курсантов младших курсов на основе здоровьеформирующих технологий / А. А. Михонин, О. А. Дмитренко, Т. Н. Михонина // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 3. — С. 35-42.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (30.10.2017)
Просмотров: 20 | Теги: Физическая подготовка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь