Суббота, 16.02.2019, 06:17
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ОБОСНОВАНИЕ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ИНСТРУКТОРОВ ПО РУКОПАШНОМУ БОЮ СИЛОВЫХ СТРУКТУР

А.В. ВОРОЖЕЙКИН, кандидат педагогических наук
В.В.ФАДЕЕВА, доктор педагогических наук, профессор
Б.Ю.КОМИССАРОВ, тренер-преподаватель Калининградского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Федерация рукопашного боя»

ОБОСНОВАНИЕ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ИНСТРУКТОРОВ ПО РУКОПАШНОМУ БОЮ СИЛОВЫХ СТРУКТУР

Инструктор, рукопашный бой, силовые структуры, программа подготовки, программированное обучение, технические средства обучения, активные методы обучения, педагогический эксперимент.

В статье на базе анализа существующих подходов к подготовке инструкторов по рукопашному бою в различных силовых структурах представлены результаты разработки и научного обоснования авторской программы для подготовки инструкторов. Раскрывается ее целевая установка, структура и содержание, принципы реализации, обеспечивающие продуктивность в обучении указанной категории сотрудников. Результаты проведенного авторами педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной ими программы подготовки инструкторов по рукопашному бою силовых структур.

 

Результаты многочисленных исследований, посвященных совершенствованию существующей системы подготовки сотрудников силовых структур по рукопашному бою (А.А. Обвинцев, В.В. Миронов, С.М. Ашкинази, А.В. Кузьмин, Н.В. Астафьев, А.В. Агеевец, В.А. Глубокий, Ю.И. Шудьгов, Ю.Ф. Федюков, Н.Л. Литош, О.В. Пристав), свидетельствуют о том, что во всех силовых ведомствах решение задач по повышению уровня владения навыками рукопашного боя связывают в первую очередь с подготовкой высококвалифицированных инструкторско-педагоги- ческих кадров, осуществляющих обучение сотрудников по данному разделу физической подготовки.

В рамках диссертационного исследования, которое проводилось в период с 2013 по 2017 год, были предприняты попытки оптимизации существующей системы подготовки инструкторов по рукопашному бою силовых структур: осуществлялась разработка и научное обоснование педагогической модели и программы подготовки инструкторов по рукопашному бою силовых структур [1].

Как известно, учебная программа есть инструмент, позволяющий судить о целях, содержании и способах обучения. В процессе разработки авторской программы подготовки инструкторов по рукопашному бою необходимо было решить ряд частных задач, а именно: обосновать цели обучения; установить, какие изменения предполагаются у обучающихся по окончании периода обучения; обосновать содержание обучения; определить пути достижения планируемого результата обучения; разработать методические рекомендации преподавателям и обучающимся.

Таблица 1.
Содержание учебно-тематического плана программы подготовки инструкторов по рукопашному бою

Для обоснования целевой установки авторской программы подготовки инструкторов была детально изучена оперативно-служебная деятельность сотрудников силовых структур различных специальностей, должностные обязанности инструкторов и требования к уровню их квалификации. На базе данного анализа определенно, что целью реализации программы подготовки инструкторов по рукопашному бою является формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, необходимых для осуществления продуктивной педагогической деятельности по обучению и воспитанию сотрудников. При этом задачей обучения является формирование следующих способностей:

- организовывать обучение сотрудников приемам и действиям рукопашного боя в соответствии со специфическими задачами структурного подразделения;

- организовывать и проводить мероприятия по разделу физической подготовки «Рукопашный бой»;

- разрабатывать и вести учетно-отчетную документацию по основным направлениям деятельности [1].

Таблица 2.
Изменение показателей теоретической подготовленности испытуемых контрольной и экспериментальной групп (по 5-балльной шкале)

Таблица 3.
Изменение показателей методической подготовленности испытуемых контрольной и экспериментальной групп (по 5-балльной шкале)

Корреляционный анализ связи отдельных показателей, влияющих на эффективность педагогической деятельности инструкторов по рукопашному бою, показал, что эффективность их педагогической деятельности зависит от уровня методической подготовленности, уровня индивидуальной готовности по прикладным видам единоборств, в соответствие со спецификой задач, решаемых сотрудниками силовых структур, а также умений использовать индивидуально-дифференцированный подход в обучении. Данная информация позволила констатировать, что по окончании обучения у инструкторов должны быть сформированы организационно-методические умения и навыки в выполнении приемов рукопашного боя на максимально высоком уровне [2].

Анализ существующих учебных программ по подготовке инструкторов рукопашного боя для силовых структур, обобщение опыта различных силовых ведомств, опрос опытных инструкторов и тренеров по рукопашному бою позволил:

- оптимизировать учебный материал и обосновать актуальное содержание обучения в соответствии со спецификой оперативно-служебной деятельности сотрудников различных специальностей;

- разделить программный материал на блоки и скорректировать процентное соотношение учебного времени, отводимого на каждый вид занятий, разработать рациональную последовательность их реализации (Таблица 1) [4].

После систематизации данных проведенных исследований была разработана структура и содержание программы подготовки инструкторов по рукопашному бою. Она включает в себя следующие разделы: цель, задачи и совершенствуемые компетенции; планируемые результаты обучения; учебно-тематический план; материально-технические условия реализации программы; особенности проведения учебных занятий; методические рекомендации преподавателям; методические рекомендации обучающимся; учебно-методическое обеспечение программы; оценка качества освоения программы [1].

Отличие разработанной авторской программы для подготовки инструкторов по рукопашному бою от аналогов заключается в следующем:

- актуализировано целеполагание обучения инструкторов с учетом: стратегических положений, заложенных в концепции развития силовых структур, задач, возложенных на органы безопасности, специфических особенностей оперативно-служебной деятельности отдельных подразделений;

- в основу программы положены теория программированного обучения, алгоритмизации и проблемного обучения, принципы поэтапного формирования умственных действий, что позволяет значительно сократить временные рамки обучения и существенно повысить его качество;

- выявлены прогрессивные формы устройства учебного процесса, которые позволяют наладить рефлексию между участниками педагогического процесса, обоснована структура, содержание и организационные условия его функционирования;

- обоснованы современные эффективные технологии преподавания, позволяющие достичь качественных изменений по результатам обучения, выявлены продуктивные педагогические средства (дидактические и воспитательные), выполняющие функцию развития обучающихся; подобранны активные методы обучения, способствующие развитию педагогических навыков;

- сконструирован пакет педагогических средств диагностики, который позволяет комплексно оценить обучающихся на всех этапах подготовки, что, в свою очередь, обеспечивает гибкость образовательного процесса, предоставляет возможность корректировки программы в зависимости от уровня подготовленности инструкторов [5].

Указанные выше отличия (инновационный педагогический способ оптимизации программы по подготовке инструкторов рукопашного боя) позволили обучающимся:

- отчетливо понимать специфику решаемых подразделением силового ведомства задач и готовиться к специфическим особенностям предстоящей деятельности по обучению и воспитанию сотрудников;

- погрузиться в реальную практическую деятельность, получить возможность для анализа этой деятельности и реализации собственного потенциала;

- практически подготовиться к тому, с чем им предстоит столкнуться в ближайшее время в профессиональной деятельности;

- научиться искать новые знания, систематизировать их и внедрять в практику обучения сотрудников;

- быть открытым для обучения, активно включаться во взаимоотношения и сотрудничество с другими участниками образовательного процесса;

- не бояться выражать себя и допускать ошибки при условии, что они не подвергаются за это осуждению и не получают негативной оценки [5].

Апробация разработанной авторской программы обучения осуществлялась путем внедрения в практику подготовки инструкторов по рукопашному бою силовых структур. Исследования проводились на базе Калининградского регионального отделения ВФСО «Динамо». В эксперименте участвовали 15 инструкторов контрольной группы, которые прошли обучение по стандартной учебной программе, и 15 инструкторов экспериментальной группы, которые прошли обучение по разработанной авторской программе.

Таблица 4.
Изменение показателей подготовленности по выполнению приемов рукопашного боя испытуемых контрольной и экспериментальной групп (по 5-балльной шкале)

Итоговая аттестация осуществлялась в конце обучения в соответствии с требованиями ведомственных нормативно-правовых актов и была детерминирована:

- уровнем физической подготовки по разделу «Рукопашный бой», который определялся по итогам выполнения приемов рукопашного боя из пяти различных групп;

- уровнем методической подготовки, состоящей из теоретической и организационно-методической частей.

Итоговая аттестация по теоретической части методической подготовки проводилась в форме компьютерного тестирования, включающего основные вопросы теории и методики организации физической подготовки, а организационно-методическая подготовка оценивалась в форме выполнения методического задания, включающего практические действия по организации и проведению мероприятий по рукопашному бою [6].

Результаты проведенного педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной программы подготовки инструкторов по рукопашному бою силовых структур. Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивались: репрезентативностью выборки и полученных экспериментальных данных; положительными результатами экспериментальной работы, подтвержденными методами математической статистики; практическим подтверждением положительных результатов в ходе подготовки инструкторов по рукопашному бою для силовых структур, что отражено в таблицах 2, 3, 4 [2]. ¦

Библиографический список:

1. Ворожейкин А.В. Педагогическая модель подготовки инструкторов по рукопашному бою силовых структур с использованием ситуационных заданий: Дис. ... канд. пед. наук. СПб, 2017. 220 с.
2. Ворожейкин А.В. Диагностика уровня квалификации инструкторов по рукопашному бою силовых структур // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств. В 2 т. Т. 1. Иркутск: ВСИ МВД России, 2017. С. 52-58.
3. Болотин А.Э., Ворожейкин А.В., Дзюба А.С. Требования, предъявляемые
к педагогической деятельности инструкторов по рукопашному бою силовых структур // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2017. № 3 (37). С. 179-182.
4. Сущенко В.П., Ворожейкин А.В. Показатели, определяющие готовность инструкторов по рукопашному бою силовых структур к педагогической деятельности // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2016. № 12 (142). С. 127-130.
5. Ворожейкин А.В., Фадеева В.В. Обоснование необходимости использования активных методов обучения в формировании готовности инструкторов по рукопашному бою силовых структур к педагогической деятельности // Вестник Калининградского филиала Санкт- Петербургского университета МВД России. 2017. № 3 (49). С. 92-96.
6. Ворожейкин А.В., Фадеева В.В., Комиссаров Б.Ю. Приоритетные пути совершенствования методической подготовки инструкторов по рукопашному бою силовых структур // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 2 (52). С. 138-143.

Источник: Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (54) 2018

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (01.02.2019)
Просмотров: 24 | Теги: Рукопашный бой, Силовые структуры | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь