Вторник, 22.01.2019, 09:08
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Подготовка высококвалифицированных шашистов в непрерывной системе «детский сад-школа-вуз»

Ноговицына М. С., Данилова А. И.

Подготовка высококвалифицированных шашистов в непрерывной системе «детский сад-школа-вуз»

Аннотация. В статье отражены структура содержания программы, объем тренировочной нагрузки шашистов 4-24 лет по этапам спортивной подготовки в непрерывной системе «Детский сад- школа - вуз» в с. Чурапча Чурапчинского улуса Республики Саха (Якутия). В результате были подготовлены 2 международных гроссмейстера, 1 гроссмейстер, 7 мастеров спорта международного класса, 10 мастеров спорта ФМЖД (FMJD), 14 Мастеров спорта России.

Ключевые слова: непрерывная система, детский сад - школа - вуз, программа, высококвалифицированные шашисты.

 

Непрерывное образование — содержательная структура и организационная композиция образовательной системы (охват образованием всей жизни человека) .

На современном этапе мирового экономического и общественного развития непрерывность образования — это наиболее важная глобальная проблема. Всеохватность, т.е. объединение общей целью и вовлечение всего населения, всех его социально-демографических групп; преемственность, т.е. сохраняемость или изменяемость во времени и пространстве общесоциальных целей и способов их реализации; индивидуализиро- ванность, т.е. учет по времени, типам, направленности потребностей каждого индивидуума [15] .

Система «Детский сад-школа-ВУЗ» будет рассматриваться как непрерывная система в сфере физической культуры и спорта.
В нашей непрерывной системе «Детский сад-школа-ВУЗ» объедены три образовательные учреждения, расположенных в одном микрорайоне села Чурапча не далеко друг от друга.

МБДОУ ЦРР — детский сад «Чуораанчык» был организован в 1964 году. Основной задачей детского сада является оказание организационной и методической помощи в обеспечении воспитания и развития дошкольников и подготовка к школе.

ГБУ РС (Я) «Чурапчинская республиканская спортивная общеобразовательная школа-интернат олимпийского резерва имени Д. П. Коркина» открылась в 1957 году решением Правительства республики на базе Чурапчинского педагогического училища.

ФГБОУ ВО «Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта» создан на основании Указа Президента Республики Саха (Якутия) № 672 от 3 февраля 1999 год и постановления Правительства Республики Саха (Якутия) № 351 от 25 июня 1999 года на базе Чурапчинского филиала Якутского педагогического училища № 1. Со дня основания института была начата реализация Концепции образовательного комплекса непрерывной подготовки высококвалифицированных специалистов по физической культуре и спорту в Республике Саха (Якутия).

В 2002 году был успешно защищен проект научно- экспериментальной работы и присвоен статус Федеральной экспериментальной площадки по проблеме «Организация системы непрерывного образования по физической культуры и спорту в условиях арктической сельской местности». С 2004 года в качестве федеральной экспериментальной площадки Министерства образования и науки Российской Федерации всеми тремя образовательными учреждениями была реализован проект по организации системы непрерывного образования в сфере физической культуры и спорта «Чемпион своей судьбы» — самодетерминация личности в системе непрерывного образования «Детский сад-школа-ВУЗ».

В рамках реализации данной экспериментальной программы были подготовлены 1 международный гроссмейстер, 1 гроссмейстер России, 14 мастеров спорта международного класса, свыше 100 мастеров спорта РФ по видам спорта вольная борьба, международные шашки, стрельба из лука, акробатика и т.д.

Отделение по шашкам функционирует с 1977 года. С 1992 по 2015 гг отделением шашек подготовлены 2 международных гроссмейстера, 1 гроссмейстер России, 7 Международных мастеров, 10 Мастеров спорта ФМЖД (FMJD), 14 Мастеров спорта России.

Таблица 1
Сводные результаты шашистов с 1992 по 2015 гг

В отделении шашек тренировочный процесс ведется в сочетании таких взаимосвязанных и взаимодействующих частей как: общая, специальная: теоретическая, тактическая, психологическая, физическая подготовка, спарринг-игры и спортивно-медицинский контроль [19, 32]. Особенность игры в шашках, несомненно, оказывает определенное влияние на систему подготовки, в которой в отличие от других видов спорта центральное место занимает теоретическая подготовка [3, 8, 9] .

Подготовка спортсменов представляет собой многокомпонентный процесс, включающий в себя методическое, материальное, научное, медико-биологическое, организационное, управленческое и др. виды его обеспечения. В своей работе мы исследовали организационно-методический аспект проблемы подготовки высококвалифицированных шашистов.

Таблица 2
Структура содержания тем по образовательным уровням

Уровни усвоения тем условно обозначены: Н - начальное ознакомление, У - углубленное ознакомление, П - достаточно полное углубленное, ПУ - полное углубленное представление. Таблица дает наглядное представление о соответствии тем образовательным уровням.

Таблица 3
Объем тренировочной нагрузки шашистов по этапам спортивной подготовки

В ходе анализа научно-педагогической и специальной литературы были определены основные элементы организационно-методического обеспечения подготовки шашистов высшей квалификации в системе «Детский сад- школа- ВУЗ»: планирование, самоконтроль, профессиональная шашечная подготовка, физическая, психологическая, медицинский контроль, факторы, дополняющие тренировку и соревнование и оптимизирующие их эффект (общий режим жизни, специализи рованное питание, средства и методы восстановления после спортивных нагрузок) .

Программа спортивной подготовки шашистов в системе «Детский сад-школа-ВУЗ» основывается на Учебную программу по предмету «Шашки», разработанную тренерами Кычкиным Н. Н., Бырдынныровой М. Н., Кычкиным Н. Н.— II.

Краткая структура содержания данной программы представлена на табл. 2. Состоит из 2-х частей, 2-х разделов. Внутри разделов ведутся все направления подготовки: техническая, тактическая, физическая, психологическая, а также самоконтроль и медицинский контроль.

Рассчитан объем тренировочной нагрузки на основе проекта Федерального стандарта спортивной подготовки по видам спорта шашки, шахматы.

Выводы

Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы наглядно свидетельствуют о том, что подготовка шашистов высокой квалификации в непрерывной системе «Детский сад-школа-вуз» эффективна. С младших лет ребенок, не меняя место жительства, успешно осваивает азы шашечной игры, чему способствует организационно-методические условия:

  •  постоянно знакомая обстановка;
  •  тренировка у постоянных тренеров;
  •  преемственность поколений шашистов, когда более старшее поколение выводит младшее поколение шашистов на более высокий уровень, как спарринг-партнеры;
  •  содержание программы спортивной подготовки постоянно совершенствуется, логически взаимосвязаны все разделы, темы, усложняется от этапа к этапу спортивной подготовки, обновляется с учетом индивидуальных способностей  занимающихся.

Литература:

  1.  Гуляев М. Д. Инновации в технологии непрерывного физкультурного образования в условиях региона: дис. ... канд. пед. наук. — М.: РГАФК, 2002
  2.  Кычкин Н. Н. Дуобат албастара (уроки шашечной игры). Якутск: Изд-во «Бичик», 2000.— 300 с.
  3.  Никитушкин В. Г., Квашук П. В., Бауэр В. Г. Организационно-методические основы подготовки спортивного резерва. Монография Изд-во Советский спорт М., 2005г, 230 с.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (19.12.2018)
Просмотров: 20 | Теги: Непрерывное образование, Шашки | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь