Суббота, 16.02.2019, 05:59
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ГИДРОРЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Д.В.Григорьева

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ГИДРОРЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация: Необходимость в подготовке высококвалифицированных специалистов в области гидрореабилитации связанна с возрастающим с каждым годом количеством детей-инвалидов в России и открытыми возможностями организации оздоровительных занятий адаптивной физической культурой в условиях водной среды.

Открытие в конце 2000 года кафедры гидрореабилитации и технологий физкультурно-спортивной деятельности (с 2010 года кафедра теории и методики гидрореабилитации), основной штатный состав которой занимают выпускники кафедры теории и методики плавания, определило предпосылки реализации теоретических знании и практических умений для подготовки специалистов по гидрореабилитаг/ии детей с ограниченными возможностями здоровья из числа студентов Института адаптивной физической культуры.

В настоягцее время в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по направлению подготовки 49.03 (04). 02 - Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) степень «бакалавр», «магистр» (М.: Гос. ком. РФ по высш. образованию, 2010. - 34 е.), предусмотрен и осугцествляется прогресс подготовки студентов по образовательным программам «Гидрореабилитация» и «Педагогическая гидрореабилитация». Учебно-методические комплексы соответствующих дисциплин раскрывают четкие задачи подготовки студентов, требования к уровню овладения студентами компетенг/иями в соответствии с требованиями стандарта подготовки, однако применяемые средства подготовки, хотя и намечены, но подробно не раскрыты.

Этот факт требует переосмысления имеюгцегося теоретического материала, его переработки и дополнения в сторону углубления и усвоения современных знаний, освоения умений и навыков профессиональной деятельности выпускника в области гидрореабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях водной среды.

Ключевые слова: гидрореабилитация; подготовка специалистов; дети с ограниченными возможностями здоровья.

 

Введение: В результате многолетних исследований, обобщения авторского опыта работы по проведению учебно-практических занятий по гидрореабилитации детей-инвалидов с участием студентов, анализа и обобщения опыта профессорско-преподавательского состава кафедры теории и методики гидрореабилитации ФГЪОУ ВО НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, была теоретически разработана и экспериментально обоснована система специфических средств практической подготовки студентов Института адаптивной физической культуцры, как будущих специалистов по гидрореабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, выполненная в условиях экспериментального взаимоотношения и взаимообусловленности содержания последовательных системных уровнях подготовки: «преподаватель-студент»; «студент-студент»; «преподаватель- студент-ученик»; «студент-ученик».

1-й системный уровень «преподаватель-студент»

Цель - формирование комплекса специфических теоретических и практических знаний умений и навыков по усвоению техник вертикального перемещения в водной среде с помощью опоры (плавательной «колбасы» - «нудлс», доски) и без опоры.
Задачи: овладение студентом техникой самостоятельного вертикального передвижения в воде с помощью подвижной опоры и без нее; овладение студентом средствами, формирующими способность самостоятельного предвидения, предупреждения и преодоления критических ситуаций на данном уровне подготовки.

Критерии эффективности: сформированность теоретических знании студента о двигательном действии; анализ техники выполнения тестового упражнения.

Критерии оценки: овладел, слабо овладел, не овладел.

2- й системный уровень «студент-студент»

Цель - формирование специфических знаний, умений и навыков по освоению техник спуска в воду и подъема из воды ребенка с ограниченными возможностями здоровья на примере «студента-дублера», осуществление поддержки, транспортировки, страховки при совместном передвижении со «студентом-дублером» в воде, подобно будущему передвижению с учеником, техник оздоровительных, общеразвивающих, укрепляющих упражнений в водной среде, а также упражнений по начальному обучению плаванию ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях глубокого и малого бассейнов.

Задачи: овладение студентом средствами, формирующими способность самостоятельного предвидения, предупреждения и преодоления критических ситуаций на занятиях с учеником в условиях «на суше» и «на воде»; овладение студентом техникой поддержек, страховок, передвижений совместно со «студентом-дублером» в условиях «на суше» и «на воде» подобно будущему передвижению с учеником; овладение студентом методикой начального обучения плаванию, общеразвивающим, оздоровительным и общеукрепляющим упражнениям в условиях совместного погружения в воду со «студентом- дублером».

Критерии эффективности: сформированность теоретических знаний о двигательном действии; анализ техники выполнения тестового упражнения; умение обеспечить страховку, поддержку и проводку при совместном выполнении упражнений со «студентом-дублером»; умение осуществлять своевременный выбор средств самостоятельного предвидения, предупреждения и преодоления критической ситуации.

Критерии оценки: овладел, слабо овладел, не овладел, количество критических ситуаций в процессе усвоения практического материала.
3- й системный уровень «преподаватель-студент-ученик»

Цель - формирование у студента под контролем преподавателя, комплекса индивидуальных практических умений и навыков в области организации и проведения занятий по гидрореабилитации с учеником в условиях водной среды

Задачи: овладение студентом знаниями, умениями и навыками по организации и проведению учебно-практических занятий по гидрореабилитации с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья в условиях водной среды; овладение студентом средствами, формирующими способность самостоятельного предвидения, предупреждения и преодоления критических ситуаций на учебно- практических занятиях с учеником в условиях водной среды; овладение методикой спуска в воду и подъема ученика из воды в условиях плавательного бассейна; овладение студентом средствами начального обучения плаванию ученика в условиях плавательного бассейна.

Критерии эффективности: по внешним признакам (техника выполнения двигательных действий, условия проведения занятия, температура воды, количество возникших критических ситуаций); по внутренним признакам (желание заниматься, эмоциональный настрой, физическое состояние); взаимоотношения студента с учеником (умение студента реализовывать полученные знания, осуществлять самостоятельный выбор средств для организации и проведения занятия с учеником, согласованность действий студента и ученика).

Критерии оценки: количество критических ситуаций; реализация индивидуального накопленного опыта; анализ продуктивности совместной деятельности студента с учеником в условиях водной среды.

4-й системный уровень «студент-ученик»

Цель - формирование комплекса практических знаний, умений и навыков в области самостоятельной организации и проведении занятий по гидрореабилитации с учеником в условиях водной среды.

Задачи: овладение средствами самостоятельной организации и проведения учебно-практических занятий с учеником в условиях водной среды; овладение средствами самостоятельного предвидения, предупреждения и преодоления критических ситуаций на занятии с учеником.

Критерии эффективности: слаженность действий студента и ученика.

Критерии оценки: общее количество критических ситуаций; реализация поставленных педагогических задач силами студента; самостоятельный выбор и применение средств своевременного и эффективного предупреждения и преодоления критических ситуаций; анализ приобретенных ребенком двигательных навыков в водной среде за время практических занятий со студентом.

Заключение: Разработанные и экспериментально обоснованные средства отражены в системе организации учебного процесса в последовательных взаимообусловленных уровнях подготовки: «преподаватель-студент»; «студент- студент»; «преподаватель-студент-ученик»; «студент-ученик» которая обеспечивает эффективное овладение специалистом общего профиля обучения знаниями, умениями и навыками по самостоятельной организации и проведению занятий по гидрореабилитации с детьми с ограниченными возможностями здоровья в процессе их профессионального образования.

Овладение студентом навыками совместной деятельности с учеником в условиях глубокого плавательного бассейна позволяет успешно переносить полученный опыт в организацию и проведение занятий в других условиях - мелкого бассейна типа «лягушатник», с учетом конструктивной специфики его функционирования, путем творческого применения студентом специфических практических знаний, умений и навыков в области гидрореабилитации.

Литература

1. Григорьева Д.В. Подготовка специалистов по гидрореабилитации детей с отклонениями в состояние здоровья в процессе профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук/ Д.В. Григорьева. Санкт-Петербург, 2015. - 26 с

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 418 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (03.02.2019)
Просмотров: 12 | Теги: гидрореабилитация | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь