Вторник, 28.02.2017, 02:01
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Подготовка специалистов по физическому воспитанию

НАПРАВЛЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


В статье рассматриваются вопросы, связанные с ролью профессиональноприкладной физической подготовки в процессе физического воспитания студентов в вузе, эффективно формирующей комплекс личностных и психофизиологических качеств, необходимых специалисту в области управления в его профессиональном труде.

Целью учебного курса «Физическая культура» в высшем профессиональном образовании является формирование физической культуры личности, достижение общей физической подготовленности, что позволит выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности, а также обладать специализированными и универсальными компетенциями, необходимыми для социальной мобильности, самоутверждения, устойчивости в профессиональной деятельности [2, 3].

Из многообразия задач физического воспитания студентов выделим наиболее эффективно формирующие, с нашей точки зрения, профессиональную успешность специалиста управленческой сферы:

1. Укрепление и сохранение здоровья студентов в период напряженной умственной работы в процессе обучения в высшем учебном заведении.

2. Формирование психофизической надежности выпускников к будущей профессиональной деятельности посредством профессионально-прикладной физической подготовки [1, 4].

В процессе реализации учебной программы студенту предстоит изучить:

• роль оптимальной двигательной активности в повышении функциональных и двигательных возможностей организма человека, в укреплении и поддержании его здоровья, а также психофизической работоспособности;

• методику самостоятельного использования средств физической культуры и спорта для рекреации в процессе учебной, профессиональной деятельности и коррекции общей психофизической нагрузки [1, 2, 4].

При этом особое внимание следует уделять профессионально направленным компетенциям, в том числе:

• знать особенности психофизического воздействия на организм условий и характера различных видов профессионального труда по избранной специальности, динамики профессионального утомления для направленного использования средств физической культуры и спорта в целях профилактики и восстановления работоспособности;

• уметь методически обоснованно применять физические упражнения и другие средства для обеспечения профессиональной работоспособности, предупреждения профессиональных заболеваний и травматизма, профессионального (творческого) долголетия;

• владеть методикой применения средств физической культуры и отдельных видов спорта для обеспечения психофизической надежности специалиста при выполнении профессиональных видов работ (ППФП), необходимыми психофизическими предпосылками к возможной внутри профессиональной или межпрофессиональной перемене труда в будущем.

В высших учебных заведениях студенты всех факультетов осваивают раздел профессионально-прикладной физической подготовки. Средства, подобранные в соответствии с задачами профессионально-прикладной физической подготовки будущих специалистов, включают специально направленные физические упражнения, естественные природные и гигиенические факторы. Подбор упражнений на практических занятиях предусматривает совершенствование ранее изученных приемов и обучение новым двигательным действиям (умениям и навыкам), а также развитие физических качеств: выносливости, силы, быстроты движений, ловкости и гибкости. При этом используются физические упражнения из различных видов спорта, в том числе профессионально-прикладной направленности и оздоровительных систем.

Выпускник высшего учебного заведения должен знать наиболее рациональные средства профессионально-прикладной физической подготовки, основные оздоровительный методики [1, 2, 3, 4].

Ведущими учеными нашей страны в области физического воспитания доказано, что внедрение профессионально-прикладной физической подготовки ведёт к сокращению сроков адаптации к профессии, снижению заболеваемости в среднем на 32%, снижению травматизма на 7%, повышению производительности труда на 5% [5, 6].

Президент Российской Федерации В.В. Путин совместно с Правительством нашего государства в последние годы уделяют развитию физической культуры и спорта всё большее внимание. По Федеральной целевой программе (ФЦП) «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2013 гг.» проведено финансирование 594 объектов спортивного направления.

Согласно ФЦП финансируется реконструкция и строительство спортивных объектов по ряду направлений, а именно:
- массовый спорт;
- спорт высших достижений;
- подпрограмма «Развитие футбола в Российской Федерации на 2008-2015 годы».

Предусматривается развитие массовой физической культуры, строительство недорогих физкультурно-оздоровительных центров, оснащённых игровыми, тренажёрными залами, бассейнами, саунами и другими средствами восстановления здоровья.

Однако следует отметить, что наблюдения последних десяти лет говорит о том, что уровень здоровья абитуриентов высших учебных заведений постоянно снижается. Это связано как с ухудшением экологии в стране, так и со сложными социальными проблемами в Российской Федерации. Растёт число сердечно-сосудистых и бронхолёгочных заболеваний, заболеваний желудочно-кишечного тракта, опорнодвигательного аппарата, органов зрения. Снижается и уровень физических качеств, меньше абитуриентов стало заниматься в спортивных секциях, чем 15 лет назад.

Основной задачей процесса физического воспитания мы считаем укрепление здоровья студентов средствами физической культуры, развитие физических качеств, закаливания и профессионально-прикладную физическую подготовку. Совершенствовать профессионально-прикладную физическую подготовку возможно лишь на основе общего укрепления здоровья. Лучшее развитие какого-либо профессионально значимого физического и психологического качеств происходит при условии одновременного развития других качеств.

Литература

1. Губанищева, А.А. Формирование готовности к профессиональной деятельности студентов - будущих менеджеров индустрии туризма в процессе профессионально-прикладной физической подготовки / А.А. Губанищева, А.Г. Мастеров // Научнометодический журнал «Физическое воспитание и спортивная тренировка». - 2014. - №1 (7). - С.84-88

2. Губанищева, А.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка как один из видов подготовки конкурентоспособного специалиста // Научно-методический журнал «Физическое воспитание и спортивная тренировка». - 2014. - №2 (8). - С.77-80

3. Губанищева, А.А. Роль профессионально-прикладной физической подготовки в обучении будущих менеджеров индустрии туризма / А.А. Губанищева, А.Г. Мастеров // Сборник научных трудов SWorld. - Выпуск 4. Том 55. - Одесса: КУПРИЕНКО СВ, 2013. - С.36-40

4. Губанищева, А.А. Повышение эффективности процесса подготовки менеджеров индустрии туризма на основе учета данных профессиограммы / А.А. Губанище- ва, А.Г. Мастеров // Научно-методический журнал «Физическое воспитание и спортивная тренировка». - 2013. - №2 (6). - С. 92-95

5. Коровин, С.С. Профессиональная физическая культура и формирование личности: монография / С.С. Коровин. - Оренбург, 1998. - 259 с. Полиевский, С.А. Физическое воспитание учащейся молодежи / С.А. Полиевский. - М.: Медицина, 1989. - 215 с.

_______________________________

Губанищева А.А.
Волгоградская государственная академия физической культуры

Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, компетенции, здоровье, физическое воспитание, профессиональные заболевания.
THE DIRECT USE OF PHYSICAL EDUCATION MEANS IN STUDENTS’ TRAINING TO FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITY
Gubanischeva AA Volgograd State Physical Education Academy
The article discusses questions related to the role of professional-applied physical training in the process of students’ physical education in high educational institution, effectively forming a personality complex and psycho physiological qualities which are necessary in the sphere of management in professional work.
Keywords: professional-applied physical training, competence, health, physical education, and occupational diseases.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (02.03.2015)
Просмотров: 429 | Теги: Культура, Здоровье, Физическая, подготовка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017